ОТСЮДА:
http://politika-karelia.ru/?p=6202В 1984 году дом для инвалидов войны и труда переехал в село Видлица. До сегодняшнего дня из бывших фронтовиков не дожил никто. Но, слава Богу, что в интернате решили восстановить фамилии ветеранов, изучить свои архивы. Этим занимается фельдшер Любовь Щеглакова, она сама родилась на Валааме, начинала работать в доме для инвалидов еще на острове, многих помнит.
У обитателей интерната практически нет никаких фронтовых документов, упоминаний о наградах. О том, что это участники Великой Отечественной войны можно судить лишь по годам рождения и медицинским записям о болезнях, там фиксируется, если человек получил травму на фронте. В основном это сильные контузии, слепота, отсутствие нижних или верхних конечностей.
Оставшиеся гражданские жители Валаама – в основном потомки инвалидов, которые смогли создать на острове семьи, родить детей. Один из таких – Сергей Аксентьев. Его отец – Михаил Иванович Аксентьев – участник Великой Отечественной войны, потерял на фронте ногу. В доме интернате встретил свою судьбу – санитарку Клавдию Ивановну. Они на Валааме жили с семьей отдельно, растили детей. Михаил Иванович был одно время даже председателем поселкового совета, заботился о фронтовиках.
Ваш отец пользовался льготами, которые были положены ветеранам войны? – спрашиваю Сергея Аксентьева.
— Он получал пенсию, потом ему предоставили машину «Запорожец». А больше ничего особенного не было.
— А инвалиды, которые находились в интернате?
— Я помню многих, некоторые с отцом дружили. Из них никто никаких машин не получал, на материк никто никогда не ездил, так что какими-то льготными поездками не пользовался. Они всегда были на острове. Помню один случай, когда за ветераном приехали родственники. Мол, решили его забрать. Увезли. А потом через какое-то время он вернулся. Рассказывал отцу, что родные хотели только одного: получить новую квартиру, которая была положена ветерану войны. Они ее получили, и, естественно, фронтовик стал не нужен.
Подобные истории рассказывали многие местные жители острова, которые еще помнят ветеранов интерната. Фронтовики жили очень скромно в социальном учреждении.
НА ФОТОГРАФИИ КЛАВДИЯ ИВАНОВНА И СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ АКСЕНТЬЕВЫ