Чтобы понять, что же в действительности происходило в то время с 4-й Армией и дивизиями 47-м СК, "якобы входившими в его состав", ознакомьтесь с докладом командира 47-го стрелкового корпуса.
ДОКЛАД КОМАНДИРА 47-го СТРЕЛКОВОГО КОРПУСА КОМАНДУЮЩЕМУ 4-й АРМИЕЙ
О ДЕЙСТВИЯХ УПРАВЛЕНИЯ КОРПУСА С 23 ИЮНЯ ПО 3 ИЮЛЯ 1941 г.
4 июля 1941 г.
http://www.samsv.narod.ru/Korp/Sk/sk047/default.html 23 июня 1941 г. управление 47-го стрелкового корпуса с 273-м отдельным батальоном связи, 462-м корпусным артиллерийским полком, школой 246-го отдельного саперного батальона и корпусным госпиталем погрузилось на ст. Березина.
До 17.00 23 июня 1941 г. 273-й отдельный батальон связи, два дивизиона 462-го корпусного артиллерийского полка со ст. Березина в трех железнодорожных эшелонах проследовали в направлении Минск.
В 21.00 23 июня 1941 г. управление 47-го стрелкового корпуса, школа 246-го отдельного саперного батальона и корпусной госпиталь со ст. Березина отправились в железнодорожном эшелоне в направлении Минск и к утру 24 июня 1941 г. остановились на ст. Руденск (40 км юго-восточнее Минск) ввиду разрушения железнодорожного узла Минск.
В ночь на 25 июня 1941 г. личным выездом со ст. Руденск в Минск получил личное приказание от командующего войсками фронта генерала армии Павлова связаться с 4-й армией в районе Синявка (западнее Слуцк) и подчинить себе 121,
143,155-ю стрелковые дивизии и 17-й механизированный корпус.
На основании этого приказа железнодорожный эшелон с управлением 47-го стрелкового корпуса, школой 246-го отдельного саперного батальона и корпусным госпиталем мной повернут на Слуцк. В первой половине дня 25 июня 1941 г. железнодорожный эшелон выгрузился на ст. Слуцк и сосредоточился в саду, 2,5 км северо-восточнее Слуцк.
Я лично явился к командующему 4-й армией на командный пункт в районе Гулевичи, где получил указание командующего 4-й армией подчинить себе 121,
143, 155-ю стрелковые дивизии, отходившие в направлении Несвиж (по имевшимся в штабе 4-й армии сведениям), и 210-ю моторизованную дивизию.
На основании этого распоряжения решил отнести командный пункт штаба 47-го стрелкового корпуса на пути отхода дивизий и в 24.00 25 июня 1941 г. сосредоточился в лесу, в районе Шишицы (25 км севернее Слуцк), где под моим личным руководством, во главе ответственной группы командиров штаба организовал поиски вышеуказанных дивизий в направлениях Негорелое, Столбцы, Мир, Новогрудок, Грозов, Копысь, Несвиж.
Части дивизий в указанных направлениях найдены не были. В районе Шишицы установил связь с командиром 210-й моторизованной дивизии, которая органически входила в состав 20-го механизированного корпуса и выполняла свою задачу.
26 июня 1941 г. после занятия противником Слуцк связь с 4-й армией была потеряна.
Лично я выехал в Минск для установления связи со [штабом] фронта, но в Минске никого не оказалось — штаб фронта был уже в Могилеве.
Убедившись, что частей дивизий на предполагаемых путях отхода нет, решил идти на соединение с 4-й армией, отходившей в бобруйском направлении.
27 июня 1941 г. из района Пырашево (10 км восточнее Узда) через Пуховичи, Осиповичи в 10 часов вышел на восточный берег р. Березина в районе Бобруйск. К этому времени Бобруйск был эвакуирован, мосты подготовлены к взрыву.
В 20.00 27 июня 1941 г. на основании приказа командующего 4-й армией вступил в командование боевым участком во главе сводного отряда в составе: вторые отмобилизованные эшелоны — 246-го отдельного саперного батальона — 365 человек, 273-го отдельного батальона связи — 345 человек (без командного состава), сводный полк 121-й стрелковой дивизии — 1000 человек (без командного состава) — командир майор Анохин, заместитель командира по политчасти батальонный комиссар Торопков, 21-й дорожно-эксплуатационный полк — 400 человек — командир майор Плешкевич, Бобруйское автотракторное училище — 500 человек, управление 47-го стрелкового корпуса, корпусной госпиталь.
В 22.00 27 июня 1941 г. при появлении танков противника распоряжением командующего 4-й армией взорваны три моста через р. Березина в районе Бобруйск.
Противник вел разведку мелкими группами мотоциклистов в сопровождении танков и пытался переправиться на восточный берег р. Березина. Попытки противника переправиться на восточный берег р. Березина были отбиты.
28 июня 1941 г. в течение всего дня противник под прикрытием пулеметного, минометного (крупного калибра) и артиллерийского (105-мм и 150-мм) огня по всей глубине нашей обороны производил попытки переправиться на восточный берег р. Березина в районе железнодорожного моста Бобруйск, проявляя особые усилия к переправам на нашем правом фланге в районе Шатково и на левом фланге — в районе Доманово, Холм.
Разведывательными данными подтверждались сведения о распространении противника — отдельных групп мотоциклистов, танков и бронемашин — по дороге Бобруйск — Минск до Еловики и патрулировании отдельных танков, мотопехоты до Шатково и Холм; кроме того, отмечалось скопление мотопехоты и танков в районе бобруйского аэродрома.
В течение 28 июня 1941 г. все попытки противника переправиться через р. Березина неоднократными контратаками обороны и успешной бомбардировкой нашей авиации были ликвидированы. Противник понес большие потери от нашей бомбардировочной авиации, действовавшей по западному берегу р. Березина в районе Бобруйск.
Для прикрытия флангов былии высланы заслоны — сборный батальон в район Шатково, сборный батальон южнее железной дороги Бобруйск — Жлобин и сборный взвод из 60 человек в район Холм (10 км южнее Бобруйск). Связь в отряде управления 47-го стрелкового корпуса осуществлялась только живая — командирами штаба и командирами частей.
29 июня 1941 г. до 11.30 был туман, в связи с чем противник огневой активности не проявлял. Наша артиллерия (третий дивизион 462-го корпусного артиллерийского полка) в течение всего дня вела огонь по противнику в районе Бобруйск.
В 11 часов 30 минут в районе Шатково переправились четыре танка противника. В районах железнодорожного моста Бобруйск и Доманово также переправился противник неустановленной численности. В это же время подходили к переправе у Шатково до 11 машин с мотопехотой и до 5 танков. Неоднократными атаками обороны (автотракторное училище) переправлявшийся противник в районе железобетонного моста отбрасывался.
В 14.30 29 июня 1941 г. противник огнем орудий до 2-3 батарей (105-мм и 150-мм), трех батарей тяжелых минометов во взаимодействии с истребительной и бомбардировочной авиацией в течение 3—4 часов подавлял всю систему нашей обороны и особенно передний край, проходивший по берегу р. Березина восточнее Бобруйск.
Несмотря на неоднократные мои запросы о вылете нашей авиации, действий таковой в течение 29 июня 1941 г. не было.
Под воздействием огня противника и беспрерывного действия бомбардировочной и истребительной авиации противника, длившихся в течение 3—4 часов, действия танков противника, просочившихся на наших флангах, оборона до 18 часов упорно удерживала восточный берег р. Березина в районе Бобруйск, и лишь с 18 часов приписной состав 273-го отдельного батальона связи и 246-го отдельного саперного батальона, оборонявший правый фланг по восточному берегу р. Березина, северо-восточной окраине Бобруйска, ввиду отсутствия командного состава начал отход группами по лесам в могилевском направлении.
Приписной состав 21-го дорожно-эксплуатационного полка, оборонявшийся на левом фланге по восточному берегу р. Березина, также отдельными группами по лесам отходил в жлобинском направлении.
В 18 часов 30 минут я лично во главе всего личного состава штаба 47-го стрелкового корпуса повел контратаку вдоль шоссе Рогачев — Бобруйск и восстановил порядки, удержал оборону с остатками собранного и уцелевшего отряда на вверенном мне участке, обеспечив направление шоссе Бобруйск — Рогачев.
В контратаке управления 47-го стрелкового корпуса я был ранен, убит мой адъютант лейтенант Каменских Павел Васильевич, ранены старший политрук Гаценко, майор Позняк, красноармейцы — писари Козачков и Солдатов, младший лейтенант Киселев. Пропали без вести завделопроизводством техник-интендант 2 ранга Корешков А. Ф. и младший лейтенант Шуйский (список комначсостава, участвовавшего в контратаке 29 июня 1941 г., прилагаю)*
[* Примечание: Список не приводится].
30 июня 1941 г. была повторная атака противника при поддержке танков, артиллерийского и минометного огня (крупных калибров) во взаимодействии с истребительной и бомбардировочной авиацией, в результате которой противник захватил Титовку; из семи танков командира роты старшего лейтенанта Новожилова К. Л. (прибывших из штаба армии в состав отряда) уничтожены 5; убит младший лейтенант Кожихин Н. и семь человек экипажа (фамилии не установлены).
Численно поредевший сводный отряд под прикрытием третьего дивизиона 462-го корпусного артиллерийского полка и двух танков БТ старшего лейтенанта Новожилова с боем начал отход и подготовку нового оборонительного рубежа по восточному берегу р. Ола в районе Михалево.
С утра 1 июля 1941 г. сводный отряд, отходивший на Рогачев, в составе 500 человек (4 орудия батальонной артиллерии, 4 орудия полковой артиллерии, станковый пулемет, 4 зенитные установки, 400 винтовок) перешел к обороне по восточному берегу р. Ола на участке Михалево, уничтожив в ночь на 1 июля 1941 г. мосты через р. Ола в районе Михалево.
До 16.00 1 июля 1941 г. противник вел авиаразведку по восточному берегу р. Ола и в 16 часов во взаимодействии с истребительной и бомбардировочной авиацией, с артиллерийским и минометным огнем (крупных калибров) начал переправу и атаковал сводный отряд. Отряд начал отход. Командный состав штаба корпуса, комендантский взвод штаба вышли навстречу отходящему отряду, восстановили порядок и закрепили отряд на линии Бортники, высота 152,0.
Одновременно нашими зенитчиками над полем боя были сбиты 3 бомбардировщика противника, которые и сгорели у всех на глазах. Нужно отметить, что отличная работа зенитчиков по уничтожению вражеских самолетов также ободрила весь личный состав отряда. Противник своими танками охватывал отряд с фланга. Пошел сильный дождь, начало смеркаться.
Я установил связь с 4-й и 21-й армиями и доложил обстановку; в это время противник с флангов открыл огонь из орудий и минометов. Первым снарядом убиты младший лейтенант Рютов, младший политрук Лебедев и ряд красноармейцев (фамилии неизвестны). Вторым разрывом снаряда порваны провода.
В ночь на 2 июля 1941 г., выходя из окружения в районе Бортники, под огнем противника с флангов вывел артиллерию и автотранспорт за р. Днепр, в район Рогачев.
2 июля 1941 г. управление 47-го стрелкового корпуса, корпусной госпиталь сосредоточились в районе леса, 10 км восточнее Стар. Быхов. Автотракторное училище убыло в новый пункт дислокации.
Командир 21-го дорожно-эксплуатационного полка поступил в распоряжение командующего 4-й армией. В ночь на 2 июля 1941 г. к управлению 47-го стрелкового корпуса присоединился корпусной 273-й отдельный батальон связи, действовавший в районе Столбцы.
3 июля 1941 г. управление 47-го стрелкового корпуса в составе 273-го отдельного батальона связи, 96 человек 246-го отдельного саперного батальона, корпусного госпиталя и ветлазарета сосредоточилось в лесу, 10 км северо-восточнее Пропойск.
С 5 июля 1941 г. управление 47-го стрелкового корпуса, кадровый корпусной 273-й отдельный батальон связи, 96 человек 246-го отдельного саперного батальона, корпусной госпиталь и ветлазарет по приказанию командующего 4-й армией отведены на формирование в район Новозыбков.
Командир 47-го стрелкового корпуса генерал-майор Поветкин.
Начальник штаба генерал-майор Тихомиров.
ЦАМО РФ. Ф. 226. Оп. 2156. Д. 68. Л. 1-5.
(Информация из книги "На земле Беларуси: канун и начало войны")