Публикуется впервые.
Архивный документ (ЦАМО):
Автобиография
Члена ВКП(б) Шефер Бориса Ивановича
Родился я 8 февраля 1903 года в местечке Выкса Нижегородской губернии (сейчас Горьковский край) в семье рабочего.
Отец мой Шефер Иван Иванович до Октябрьской революции был рабочим лесопильного завода, а после, примерно с 1918 года, ста мастером этого завода, член партии с 1936, инвалид труда по старости.
Мать уроженка города Мурома бывшей Владимирской губернии, все время была домашней хозяйкой, девичья фамилия ее Дельцова.
Отец и мать безвыездно живут в г. Выкса Горьковского края.
Жена моя, Лидия Парменовна Малыгина, дочь рабочего (помощника машиниста, умер в 1921 г. от тифа), в данное время работает зав. детским клубом Окружного Дома Красной Армии в г. Ташкенте.
Кроме отца и матери имею трёх сестер: Анну, Лидию, Августу, все замужем, первая живет в гор. Семёнове Горьковского края, муж коммунист, работает Пред. Гор. Советом, вторая живет в гор. Выкса, муж рабочий Кулебакского завода, третья живет тоже в гор. Выкса, муж комсомольский работник.
Жена имеет 2-х братьев и трёх сестер. Ст. брат Василий работает директором рабочего театра в Макеевке (Донбасс), коммунист, второй брат Тимофей работает весовым техником на Краматорском заводе. Ст. сестра Валентина секретарь парткома Наркомфина УЗ. ССР, вторая Екатерина бухгалтер в том же Наркомате, третья Елизавета живет в Макеевке.
Ни по линии отца, ни по линии матери знакомых или родных, проживающих за границей не имею, то же самое и по линии жены.
Я свое образование получил в 2-х классном училище Министерства Народного образования в местечке Выкса Нижегородской губернии, которое окончил кажется в 1916 году. Больше нигде не учился. Путем самообразования имею почти среднее образование, осенью 1938 года буду держать испытание за 10-й класс средней школы. Иностранными языками не владею.
В 1916 году, вследствие того, что отец работал один, получая в месяц 18-20 рублей, а семья состояла из 5-ти человек, мне вместо учебы пришлось поступать работать. Свою работу я начал на лесопильном заводе, который находился в городе Выкса Нижегородской губернии, где работал и мой отец. На этом лесопильном заводе я проработал до конца 1918 года.
Сначала я работал чернорабочим по отвозке опилок, потом рассыльным и закончил свою работу в должности конторского мальчика главной конторы Лесоторфяного отдела.
Никакого активного участия в Февральской и Октябрьской революциях не принимал, во-первых, потому, что не мог глубоко оценить в силу своей молодости существа происходящих событий, а, во-вторых, до революции я не сталкивался с людьми, которые бы мне объяснили всю сущность происходящих в стране событий.
И только через год после Октябрьской революции я стал принимать активное участие в общественной жизни и работе.
В 1918 году я вступил членом Всероссийского Совета рабочих металлистов, бывая на собраниях профорганизации, митингах, общаясь с рабочей молодежью города. Я все больше и больше стал понимать значение нового строя и необходимость бороться за его укрепление.
В гор. Выкса в 1918 году существовал союз учащейся молодежи, куда нашего брата не пускали, а необходимость иметь свою собственную организацию молодежи ощущалась все больше и больше. Во второй половине 1918 года я в числе прочих товарищей (Безруков Н., Быков К., Краснов, Кокорев, Шестеркин и ряд других), большинство из которых работают в настоящее время в пределах Горьковского края, организовали Союз рабочей молодежи, который после первого съезда (октябрь 1918 г.) стал именоваться Р.К.С.М., членом которого я был с 1918 года.
В первой половине 1919 г. я окончательно перешел на работу в комсомол и работал в таковом до конца 1924 года.
С 1919 по 1921 год я работал в комсомоле в различных организациях Нижегородской губернии, а именно:
с начала 1919 г. по апрель 1920 г. в г. Выкса в Укомоле,
с мая 1920 по ноябрь 1920 г. в местечке Бор в Райкомоле,
с декабря 1920 по август 1921 г. в Нижнем Новгороде в горайкомоле.
В августе 1921 г. я был переброшен на работу в Азербайджан, а оттуда через несколько месяцев в Среднюю Азию. В Баку я работал секретарем порто морского райкома комсомола, а с конца 1921 г. по настоящий день нахожусь в Средней Азии.
В средней Азии я работал до второй половины 1922 г. секретарем Красноводского укома комсомола, а потом был переброшен в г. Ашхабад, где работал до начала 1924 года в областном комитете комсомола. С начала 1924 по конец года работал в г. Ташкенте в Сыр-Дарьинском обкоме комсомола и последние 6 месяцев в Центральном комитете комсомола Туркестана.
В конце 1924 г. постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ я в числе многих комсомольских работников был передан в распоряжение ЦК РКП(б) для использования на партработе.
Распоряжением ЦК РКП(б) я в начале 1925 г. был командирован для работы в Сыр-Дарьинский губком РКП(б), в котором работал по день призыва меня в ряды Кр. Армии (октябрь 1925 г.).
В Сыр-Дарьинском губкоме РКП(б) я работал вначале лектором, а в последствии зам. зав. агит. проп. отделом губкома и редактором областной партийной газеты.
В октябре 1925 года, вместе с призывниками 1903 года рождения был призван в ряды Красной Армии.
Свою службу в Красной Армии я начал в частях 8-ой отдельной кавбригаде, сейчас 21-я кавдивизия, в частях которой прослужил с 1925 по 1937 год (12 лет).
С октября 1925 по ноябрь 1927 г. служил в отдельной горно-конной батарее переименованной в настоящее время во 2-ой отдельный артиллерийский дивизион 21 гкд, сначала красноармейцем, потом политруком учебной батареи и секретарем партбюро дивизиона.
С 1927 г. по апрель 1929 г. в 82 кавалерийском полку той же 21 дивизии политруком эскадрона.
С 1929 г. по август 1931 г. в 83 кав.полку той же дивизии командиром и политруком эскадрона.
С 1931 г. по май 1933 г. в 84 кав.полку той же дивизии сначала командиром и политруком эскадрона, а последние полтора года секретарем партбюро полка.
С мая 1933 г. по январь 1937 г. в той же 21 кав.дивизии секретарем партийной комиссии дивизии.
С начала 1937 г.и по настоящий день работаю в Политическом Управлении округа сначала ст. инструктором , а сейчас и.д. ст. инспектор ПУОКРа.
Начиная с 1926 г. и по 1937 год был все время членом партбюро первичных парторганизаций в дивизии, в которых состоял на учете.
Сейчас член партбюро Штаба и окружных управлений САВО, парторг парторганизации ПУОКРа.
С 1929 по 1932 г. в 83 и 84 кав.полках наряду с исполнением обязанностей политрука эскадрона одновременно исполнял обязанности командира эскадрона. И в должности командира эскадрона, начиная с 1929 по 1932 г. участвовал в операциях и боях против банд Ибрагим-Бека в Таджикистане, банд Ораз-Гельды и Джунаид-Хана в Кара-Кумах.
За участие в борьбе с басмачеством неоднократно награждался ЦИК Туркменской и Таджикской ССР различными грамотами и ценными подарками (именные часы, оружие и пр.). За боевую подготовку эскадрона имел несколько благодарностей от РВС округа и Командующего войсками.
За все время службы в рядах Кр. Армии не имел ни одного дисциплинарного взыскания.
В белой армии не служил и на территории занятой белыми не проживал.
В ряды партии первый раз вступил в 1919 г. в гор. Выкса Нижегородской губернии, выбыл механически в 1921 г. вследствие того, что уехал из Н.Новгорода на работу в Баку, не сумел пройти чистку 1921 года.
На поданную мною апелляцию КК предписала вступить вновь.
Вторично вступил 2-го июня 1922 г., принят в члены партии в гор. Красноводске Городской парторганизацией, рекомендовали меня Григорьев - секретарь Красноводского укома партии и Вишневский - зав. орг. отделением укома партии.
В комсомоле состоял с 1918 по 1924 год. В других партиях не состоял.
В антипартийных группировках за все время пребывания в рядах партии и комсомола нигде никогда никакого участия не принимал.
В 1924 году, будучи на руководящей комсомольской работе в период подготовки к созыву 6-го Всесоюзного съезда комсомола, принимал участие в союзной дискуссии, которая проходила в рядах комсомола под руководством ЦК, согласно решений январского пленума Цекамола. По сумме практических вопросов работы комсомольских организаций разъяснял точку зрения бывшего тогда секретаря ЦК ВЛКСМ Смородина ныне работающего секретарем Сталинградского обкома ВКП(б).
В 1930 году парторганизацией 83 кав.полка за элементы грубости и невыдержанности был объявлен выговор, который постановлением ДПК 21 дивизии в 1935 году был снят.
Под судом и следствием не находился.
г. Ташкент. УзССР
29.XI.1937
Чл. ВКП(б) (живая подпись) Б. Шефер