всего учебного процесса. Система обучения строилась по принципу «Учить тому, что пригодится на войне».
В первую очередь было уделено внимание обучению полевому ремонту самолетов под открытым небом.
Были созданы полевые аэродромы вне территории училища, куда на период эксплуатационной практики
уходили курсанты [Там же, с. 94]. Завершающим этапом учебы была аэродромная практика.
В декабре 1941 года состоялся очередной выпуск курсантов. Вместо офицерского звания им присвоили
звания – «сержант технической службы». Штаты переменного состава были увеличены более чем в 1,5 раза,
полным ходом шло обучение августовского, сентябрьского и декабрьского наборов.
В мае 1942 года школа получила новое задание: набрать к 15 июня 1942 года 2200 человек из числа
окончивших аэроклубы имеющих образование не менее 7 классов и перейти на обучение курсантов только
на новых самолетах. Уже в июле того же года стала поступать новая техника. Но приходила она не с заво-
дов, а из боевых частей, и была неисправна. Преподаватели и инструкторы, не считаясь со временем, вос-
станавливали ее и приступали к обучению курсантов [Там же, с. 95].
Кроме того, в период войны производственные мастерские школы восстанавливали самолеты и авиаци-
онные моторы. После ремонта их отправляли в действующие боевые части. Так, за май 1943 года было от-
ремонтировано: восстановительным ремонтом – один самолет марки СБ, шесть – У-2, один – ЛаГГ-3, по од-
ному Як-7 и Ил-2. Текущим ремонтом было отремонтировано шесть самолетов, восстановительным ремон-
том – три авиамотора и средним ремонтом – одиннадцать автомашин [Там же, с. 97-98].
В связи с увеличением числа набора курсантов и недостатком инструкторов-военнослужащих в 1942 году
командованием школы было принято решение о создании курсов подготовки инструкторов практического
обучения из числа служащих школы. Эти курсы окончили около двадцати жен офицеров. Среди них Андре-
евская, Евдокимова, Златкина, Лобова, Максимова, Попова, Фомичева и др. [Там же, с. 98-99]. Женщины
хорошо освоили специальности и обучали курсантов ремеслам. Курсанты получали навыки ремонта обшив-
ки самолета, пайки алюминиевых баков, правки лопастей и других видов ремонта.
Школы механиков в 1943 году были вновь переведены на обучение курсантов со сроком 1 год. В фев-
рале 1943 года состоялся первый выпуск механиков, прошедших подготовку по годичной программе обу-
чения. Из 1017 человек, представленных к выпуску, было выпущено 1015 человек (2 человека не были вы-
пущены из-за болезни). В ноябре 1943 года состоялся еще один выпуск. Из стен Иркутской школы в этот
раз вышло 1092 человека [1, с. 242].
В основу работы технических училищ и школ были положены директивы и указания Главного инженера
ВВС РККА, и «Наставление по инженерно-авиационной службе» – главный регламентирующий документ
для технического состава авиации (НИАС – 43), который был составлен с учетом опыта войны. В процессе
обучения активно использовались материалы стажировок личного состава, учебно-методических сборов и
совещаний. Учитывались и материалы проверок школ и училищ, а также отзывы о выпускниках из дей-
ствующих боевых частей.
Подготовка технического состава основывалась на «Программе подготовки авиационных механиков
ВВС Красной Армии». В 1942 году она делилась на 6 циклов, каждый из которых в свою очередь включал
учебные дисциплины и определенное количество учебных часов на их изучение. Так, согласно указанной
программе в эксплуатационный цикл входили дисциплины: «Конструкция самолета» – 104 часа, «Техниче-
ская эксплуатация самолета» – 512 часов. Итого – 516 часов. Моторный цикл: «Основы теории двигателя» –
114 часов, «Конструкция авиадвигателя и практические работы» – 240 часов. Итого – 354 часа. Самолетный
цикл: «Основы теории самолета» – 64 часа, «Электротехника» – 74 часа, «Оборудование самолета» – 52 часа,
«Вооружение самолетов» – 76 часов. Итого – 266 часов. Авиаремонтный цикл: «Авиационное материалове-
дение и технология» – 54 часа, «Техническое черчение» – 30 часов, «Ремесленная подготовка» – 344 часа,
«Полевой ремонт самолетов» – 152 часа. Итого – 580 часов. Военный цикл: «Строевая подготовка» – 80 часов,
«Физическая подготовка» – 80 часов, «Уставы Красной Армии» – 24 часа, «Стрелковая подготовка» – 34 часа,
«Общевойсковая подготовка» – 122 часа. Итого – 340 часов. Социально-экономический цикл: «Политическая
подготовка» – 100 часов. Всего: 2256 часов.
Все это время распределялось следующим образом:
1. срок обучения 12 месяцев, из них отводилось время на:
а) учебные занятия 282 дня, что составляет 2 256 часов;
б) выпускные испытания – 10 дней;
в) караулы, суточные наряды, и пр. – 12 дней;
2. продолжительность рабочего дня должна была составлять 8 часов учебных занятий и 4 часа самостоя-
тельной подготовки;
3. академический час – 50 минут;
4. выпускные испытания программой предписывалось проводить:
а) по конструкции самолета;
б) по конструкции двигателя и практическим работам;
в) по технической эксплуатации самолета;
г) по полевому ремонту;
д) по политической подготовке;
е) по строевой подготовке, уставам и физической подготовке [4, с. 2-3].
Каждая учебная дисциплина включала в себя по несколько тем или разделов, изучение дисциплины закан-
чивалось неким итоговым контролем в виде зачета, курсового зачета, эксплуатационно-тактического учения и др.
Объема времени на изучение тем и разделов вполне было достаточно для изучения материала, даже с учетом сокращения сроков обучения в условиях войны. Следует особо подчеркнуть, что политической работе в военно-
учебных заведениях уделялось большое внимание. Так, в учебном плане (военного времени) на «Политическую
подготовку» отводилось больше часов (100 ч.), чем на изучение таких дисциплин, как: «Основы теории само-
лета» – 64 часа, «Электротехника» – 74 часа, «Оборудование самолета» – 52 часа, «Вооружение самолетов» –
76 часов, «Авиационное материаловедение и технология» – 54 часа, «Техническое черчение» – 30 часов.
В дополнение к программам прилагались методические указания, в которых подробно рассматривались
порядок и методика изучения каждой учебной дисциплины. Например, в методических указаниях по дисци-
плине «Конструкция мотора АМ-35 А и практические работы» раскрывались задачи практического обуче-
ния, порядок организации самостоятельной работы курсантов, основные правила конспектирования учебно-
го материала и многое другое [2, с. 3-6].
В целом и по учебным программам, и по методическим указаниям получалось все довольно гладко, но на
деле в условиях войны, в училищах и авиашколах действовать по правилам руководящих документов не по-
лучалось в силу объективных причин. Так, например, в указаниях предписывалось: «Курсанты разбиваются
на группы, из расчета 7-10 курсантов в каждой группе. Руководит группой инструктор». На деле же группы
состояли из гораздо большего количества человек, поскольку инструкторов катастрофически не хватало. Ряд
учебных дисциплин курсанты вообще не изучали или изучали весьма поверхностно из-за отсутствия препо-
давателей по этим дисциплинам. Самостоятельной работы как вида учебных занятий в школах иногда просто
не существовало. Курсанты в часы, отведенные для самостоятельной работы, (часто и в учебные часы), были
задействованы на различных хозяйственных работах, на строительстве зданий и помещений или, например,
помогали колхозникам в уборке урожая и т.п. Говорить о правилах конспектирования учебного материала
также не приходиться, так как во многих школах и училищах ВВС у учащихся просто не было тетрадей, в ко-
торых они могли бы писать, так же как и не было карандашей и других канцелярских принадлежностей,
с помощью которых возможно было бы ведение конспектов. Поэтому, в силу объективных причин, вузы ВВС
не могли соблюдать в полном объеме разработанные учебные программы и методические указания. Лишь
в конце 1943 – начале 1944 г. учебный процесс стал налаживаться и соответствовать руководящим документам.
В годы войны личный состав Иркутской ВШАМ принимал самое активное участие в работе воздушной
трассы «Красноярск – Уэлькан», по которой перегонялись самолеты. Управление ВВС направило в Сибирь и
на Аляску для транспортировки самолетов пять авиаполков. Почти целый выпуск школы был направлен для
наземного обслуживания в эту перегоночную дивизию, которую возглавлял известный полярный летчик,
Герой Советского Союза И. П. Мазурук. С открытием трассы перегонки самолетов Аляска-Сибирь в Иркут-
скую авиашколу были доставлены несколько самолетов «Харрикейн» (с моторами Аллисон – 1100) и постра-
давший при аварии на Алсибе самолет «Бостон» – Б-25 [5, с. 242]. Данные образцы авиационной техники были
отремонтированы личным составом школы и в дальнейшем использовались в процессе обучения курсантов.
Труд инструкторов и преподавателей был поистине нелегким, требовал большого напряжения умствен-
ных, моральных и физических сил. Работали днем и ночью, без выходных и отпусков в течение всех четырех
лет войны. Наградой за доблестный труд и его достойной оценкой стало вручение школе Красного знамени.
Несмотря на то, что подготовка авиационных механиков осуществлялась в трудной обстановке и в сжа-
тые сроки, ее качество было высоким. Комиссии, принимавшие выпускные экзамены, отмечали хорошую
подготовку курсантов по всем основным разделам учебной программы.
Часть выпускников из стен Иркутской ВШАМ сразу направлялись в школы пилотов для продолжения
обучения уже в качестве летчиков. Как правило, это были те, кто до войны прошел подготовку в аэроклубах
Осоавиахима. Так, в ноябре 1943 года в школы пилотов были отправлены 427 человек. С 1944 года подго-
товка будущих летчиков стала обязательной для Иркутской авиашколы. Об этом указывалось в директиве
Управления ВУЗ ВВС Красной Армии: «Начальниками военных авиатехнических школ ВВС. Для уком-
плектования военных авиашкол пилотов предлагаю из каждого планового и досрочного выпусков курсантов
в течение 1944 годы производить отбор в размере до 30% выпускников» [3, с. 105]. В апреле 1945 года
в школе состоялся последний военный выпуск.
Иркутская ВШАМ оставалась, по сути, единственным полноценным военно-учебным заведением осу-
ществлявшим подготовку технических авиационных кадров в Сибири. Всего за годы войны школа подгото-
вила несколько тысяч авиационных специалистов для ВВС. Кроме того, около 2000 человек были отправле-
ны в стрелковые части действующей армии. Выпускники школы внесли свой вклад в победу над фашизмом.
13 человек из их числа стали Героями Советского Союза.
http://www.gramota.net/materials/3/2014/6-1/3.html