Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Властелин неба  (Прочитано 3495 раз)

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Властелин неба
« : 11 Мая 2012, 19:46:52 »
http://www.grodnonews.by/ru/0/11677/news (газета "Гродненская Правда", № за 12 мая 2012). По ссылке есть фото.

Властелин неба
 
Гродненец Николай Мульков сбивал германских асов в первую мировую и учил сбивать их в Великую Отечественную.

За время Великой Отечественной войны Черниговская военная авиационная школа пилотов подготовила 2230 летчиков-истребителей, 14 выпускников стали героями Советского Союза. В том, что многие пилоты стали настоящими воздушными асами, – несомненно, заслуга нашего земляка, начальника отдела учебно-летной подготовки и начальника штаба школы Николая Мулькова. Немного было в Красной Армии в 1941 году авиаторов, у кого за плечами был 30-летний стаж в авиации.

Уже 23 июня 1941 года два аэродрома школы подверглись бомбардировке. Погибли 4 человека, 7 были ранены, но в этот же день была одержана и первая воздушная победа – командир звена лейтенант Иван Бойко сбил немецкий бомбардировщик. Радуясь этому успеху, Николай Мульков не мог не вспомнить, как он сам 27 лет назад сбил германского аса.

Об авиации родившийся в Гродненской губернии в 1890 году Николай не мечтал. Окончив в 1908 году  Либавское реальное, продолжил учебу в Казанском военном училище. В 1910 году подпоручика Мулькова направляют для прохождения службы в саперный батальон. Но не прошло и года, как его зачисляют в офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине. Правда, в начале он  получает навыки полетов на воздушных шарах и аэростатах. И только в  1913 году переходит в  авиационный отдел школы для подготовки пилотов  аэропланов «Фарман». Сдав экзамен, поручик Мульков зачисляется в 5-й авиационный отряд, в составе которого принимает участие в первой мировой войне.

29 октября 1914 года Николай получил задание совершить полет на крепость Перемышль. Несмотря на трудные погодные условия и ожесточенный орудийный и пулеметный огонь австрийцев, сбросил бомбы и уничтожил склад боеприпасов, «вызвав панику в гарнизоне крепости».
За этот боевой вылет Николай Мульков был удостоен ордена Святого Георгия 4 степени.

17 мая 1916 года  «Фарман» Николая во время воздушной разведки попадает под артиллерийский огонь, а на его перехват вылетает  немецкий аэроплан «Альбатрос». Мульков, несмотря на ожесточенный огонь противника с земли и воздуха, сбивает противника. Это был настоящий подвиг,  ведь «Альбатрос» развивал скорость 200 км в час, а «Фарман» максимум – 115-130. Немецкий летчик имел два пулемета, стрелявших через винт и имевших прицел, наш самолет имел лишь один пулемет. За эту победу Николаю Мулькову было пожаловано Георгиевское оружие, присвоен чин штабс-капитана.
Заметим,  орденом Св. Георгия и Георгиевским оружием в 1914-1917 годах было награждено всего несколько десятков генералов и офицеров.

В рядах Красной Армии наш земляк участвовал  в гражданской войне в штабах 3-й, 12-й армий. А в марте 1921 года возвращается в авиацию вначале летчиком-наблюдателем, затем старшим инструктором, начальником технической части ряда военно-учебных заведений военно-воздушных сил.

В Великую Отечественную войну за подготовку летчиков в Черниговской военной школе пилотов удостоен  орденов Ленина и Красного Знамени. Как видим, наш земляк был не только великим летчиком, но и таким же педагогом.
Сергей Иванович
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 469
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Властелин неба
« Reply #1 : 11 Мая 2012, 20:39:55 »
Уважаемый Александр!
Спасибо за интересную ссылку!
Удивила только датировка - ведь 12 мая только ещё завтра! "Читаем завтрашнюю газету уже сегодня!"? :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Властелин неба
« Reply #2 : 11 Мая 2012, 20:51:01 »
Смысл в том, что эта статья появилась на сайте газеты, а в газете еще не была напечатана. Вывод - будет завтра. Хотя, может быть я ее где-то пропустил и сейчас ошибаюсь.
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Властелин неба
« Reply #3 : 13 Мая 2012, 17:58:28 »
Сообщение от Николая для Александра, и всех участников темы:

Цитировать
  Подполковник Всеволод Шенберг (Vsevolodas Šenbergas)

                  (25.08.1898 -02.01.1985)


     Родился в Гродно. Учился в Петрограде и Риге.
     В 1918г.приехал в Литву.

     16.12.1919г. окотчил в Каунасе Военную авиашколу.

     1920г. принимал участие в боях за независимость с польскими
     войсками. На его счету 18 боевых вылетов. После создания
     2-ой эскадрильи, назначен её командиром. В то время на
     вооружении эскадрильи были разведчики LVG C.VI, Alb CXV,
     DFW C.V и истребители Fok.D.VII, Alb.D.III. C 1923г.,-
     эскадрилья чисто разведывательная. Эскадрильей командовал
     до 1934г.

     1.06.1921г. одним из первых удостоен звания военный лётчик.

     05.1922г.Окончил курсы высшего пилотажа (инструктор извест-
     ный лётчик ЭВК "Илья Муромец" Павлов Георгий Васильевич).
     Временно исполнял обязанности командуюшего авиацией и
     коменданта Ковенского военного аэродрома.

     21.05.1940г. по собственному желанию уволен в запас.

     02.01 1985г. умер в Кливленде (США)


     Кроме других награждён:
     Орденом Крест Погони 5 ст.с мечими.
     Орденом ВКЛ Гедемина 4 ст.


     P.S.После ухода армии Врангеля из Крыма, в Литву приехал
         и бывший полковник, брат Всеволода Николай Шенберг.
         Из Крыма он попал в Синоп в Турции. Оттуда добрался
         до Египта. Потом батрачил на Корсике.
         Правда из Литвы вскоре с матерью он уехал в советскую
         Россию, где его сестра вышла замуж за высокого ранга
         большевистского чиновника.Там он написал несколько
         трактатов по артиллерии.

         В 1921 г.Всеволод создал гибрид планера и самолёта
         "Ш-1".
         Аппарат строился в авиамастерских в Ковне и построен
         весной 1922г. К планеру был прикреплён мотоциклетный
         двигатель "Excelsior". На более мощный авиационный у
         автора небыло средств. С мотоциклетным же двигателем
         аппарат не оправдал надежд и работы по нему больше
         не продолжались.
         
         http://www.plienosparnai.lt/page.php?152
         
 
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Властелин неба
« Reply #4 : 13 Мая 2012, 21:23:03 »
Спасибо за интересную информацию. Рад был узнать о еще одном военном летчике - уроженце Гродно.
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Властелин неба
« Reply #5 : 20 Мая 2012, 15:23:09 »
Добрый день!
Выкупил фото пилотов, об одном из которых ранее уже говорилось, отсканировал в максимально возможном для моего сканера качестве. На старом фото на обратной стороне дарственная надпись с именами, местом и датами, на двух других пусто:

http://www.onlinedisk.ru/file/880012/
« Последнее редактирование: 20 Мая 2012, 17:03:37 от Александр Север »
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 469
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Властелин неба
« Reply #6 : 20 Мая 2012, 15:31:28 »
Уважаемый Александр!
Благодарю Вас за новую ссылку на сканы этих фото! На это раз всё благополучно скачалось, посему изменил это своё сообщение, а Ваше ответное на моё первоначальное удалил "за ненадобностью".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 20 Мая 2012, 18:05:22 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Властелин неба
« Reply #7 : 21 Мая 2012, 11:07:18 »
А можно их разместить на форуме для общего обсуждения? Я, к сожалению, не обладаю необходимыми для этого знаниями.
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Властелин неба
« Reply #8 : 21 Мая 2012, 13:06:32 »
А можно их разместить на форуме для общего обсуждения? Я, к сожалению, не обладаю необходимыми для этого знаниями.

Александр, спасибо большое за фото. Прошу вас выслать их мне в личку - оказалось , что у меня нет архиватора. Пожалуйста, не архивируйте.
« Последнее редактирование: 12 Сентября 2013, 15:17:11 от group9may »
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Властелин неба
« Reply #9 : 21 Мая 2012, 14:30:29 »






Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Властелин неба
« Reply #10 : 21 Мая 2012, 18:02:49 »
Странно, что станция Брянск, октябрь 1918, а они - в погонах. Возможно - по пути из-за границы.
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

group9may

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 928
  • Фирсов Роман Александрович
    • WWW
Властелин неба
« Reply #11 : 22 Мая 2012, 12:18:12 »
Странно, что станция Брянск, октябрь 1918, а они - в погонах. Возможно - по пути из-за границы.

Фото могло быть сделано раньше, а подарено уже в 1918. Посмотрите на слово БРЯНСК - похоже оно уже дописано позже другой рукой - буква Р сосвсем другая.
Записан
С уважением Роман Александрович Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Re: Властелин неба
« Reply #12 : 22 Мая 2012, 18:13:41 »
Посмотрел оригинал - те же чернила, я отсканирую заново в цвете с двух сторон и отправлю, если Вы сообщите мне в личку Ваш электронный почтовый ящик. А может быть станция с названием Брянск на КВЖД? Это ведь не город. Снизу написано М.К.В.Ж.дор. Знаю, в Польше также есть Брянск, почему бы не быть еще одной такой станции в Китае?
Непонятны имена летчиков. Шура - это скорее девушка. Тогда имена мужчин: одного, похоже, Витя, а другого - Нес...? Может быть, Нестор? Нечитаемо.
М.К.В.Ж.дор. может быть Маньчжурская Восточно-Китайская железная дорога.
« Последнее редактирование: 22 Мая 2012, 18:33:24 от Александр Север »
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 479
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: Властелин неба
« Reply #13 : 22 Мая 2012, 18:22:58 »
... Снизу написано М.К.В.Ж.дор.
...

Возможно МосКоВская ЖД.
ст. Брянск относится к ней.
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 479
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: Властелин неба
« Reply #14 : 22 Мая 2012, 18:31:07 »
... Посмотрите на слово БРЯНСК - похоже оно уже дописано позже другой рукой - буква Р сосвсем другая.

Верно, почерк явно разный,
смотрите как написана буква т (слова "от" и "ст.")
Записан
С уважением,  Александр

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Re: Властелин неба
« Reply #15 : 22 Мая 2012, 18:41:59 »
Покопался в "Википедии". Это может быть Московско-Киевско-Воронежская железная дорога. Оказывается, была и такая. А станция Брянск как раз на ней:
7 июня 1895 года высшим руководством общества Киево-Воронежской железной дороги было утверждено третье дополнение к уставу, согласно которому обществу присваивается наименование — «Московско-Киево-Воронежская железная дорога».
В этот период были построены основные линии железной дороги: Навля — Конотоп и Терещенская — Пироговка (движение открыто в 1893 году), Киев — Воронеж (1890-94), Ичня — Золотоноша (1897), Москва — Брянск — Львов (1899), Киев — Дарница — Киев (1901), Круты — Ичня и Бахмач — Одесса (1912), а также узкоколейная ветка от станци Пирятин к пристани Красное, на левом берегу Днепра. Общая протяженность железнодорожного полотна состоянием на 1913 год составляла 2698 километров.[2]
В 1913 году на средства предприятия началось строительство Брянского вокзала в Москве (позже переименован на Киевский), который был завершен в 1917 году.
Новые линии Новобелицы — Чернигов, Чернигов — Дарница, Новобелицы — Прилуки, вторые пути на линиях Москва — Малоярославец — Брянск — Навля были проложены в 1914-17 годах.
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

Александр Север

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
    • WWW
Re: Властелин неба
« Reply #16 : 22 Мая 2012, 18:47:15 »
Тогда вопрос, когда они могли сделать это фото. Раньше ли? Ведь уже в 1917 году с русских офицеров сняли погоны.
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 469
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Властелин неба
« Reply #17 : 22 Мая 2012, 19:03:48 »
Уважаемый Александр!
Аббревиатура "М.К.В.Ж.Д."  - это официальное сокращение от "Московско-Киево-Воронежская железная дорога". То есть именно та, на которой и поныне стоит областной центр РФ город Брянск с одноимённой железнодорожной станцией.
А то, что фото фактически сделано ДО Февральской революции 1917 года, даже и обсуждению не подлежит - после "Приказа № 1" за одно только ношение погон запросто и убить могли (а тут - двое "погонников" в ателье фотографироваться пошли!).
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »