Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Отчет о проведении разведоперации абвера в Шатково 6 – 8 августа 1942 года  (Прочитано 1142 раз)

Алекс Кислицын

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 388
NARA T313 R144 f. 7396052-7396054







Зондерфюрер (Г) Керре
Штаб 52-й пехотной дивизии
9 августа 1942 года
Отчет о проведении разведоперации в Шатково 6 – 8 августа 1942 года
(по предположению специалистов по этому району Александра Крюкова и Анатолия Воронина речь может идти о деревне Хатьково (ныне Хотьково) - прим. Алексея Кислицына)

Задача:
Разведка возможностей переправы через Рессету и незаминированных участков берегов, разведка удобных путей подхода.

Выполнение задачи:
Вечером 6 авгуса я вместе с русским Сапрыкиным подъехал к Шатково и далее пешком мы двинулись в село. Я был одет в гражданскую одежду. В погребе, в котором жили гражданские (в Шатково живут около 300 гражданских лиц) мы попросили у старика возможность переночевать.  Мы выпущены из плена для сбора русского оружия вблизи линии фронта и его ремонта для Вермахта. Старик отвел нас в стоящий рядом дом, в котором уже находилось много людей, с которыми мы общались
Начальное напряжение быстро спало, после того, как мы передали привет от девушки из этого села, которая уехала на работу в Германию. Имена были нам известны на основании бумаг, найденных у подозреваемого Антонова при обыске, который день до этого был арестован одной из частей дивизии у Зикеево. (Антонов отправлен в разведотдел штаба обороны). Тут мы выяснили что в свое время женщины и девушки были эвакуированы, в то время как мужчины спрятались в бункераз в лесу и мало по малу возвращались в село, после чего были призваны немцами для строительства позиций.
Особо рьяно участвовал в разговоре примерно 38-летний русский по фамилии Власов, от которого мы узнали следующие подробности:
Юноши села почти все участвовали в русско-финской войне 1938 года. Также в нынешней войне мужчины из Шатково в передовых частях различных советских дивизий, поскольку у селян особый боевой дух. Власов сам участвовал в боях у Рогачева. По поводу немецких действий Власов сказал что в начале августа 42 года прибыла новая мощная часть с 32 полевыми кухнями – против предыдущих семи. Количество полевых кухонь является отправной точкой для расчета поскольку одна кухня обслуживает примерно 250 человек. По поведению немцев мужчины поняли как защититься от немецкого плена.
На русской стороне находятся 10-я, 16-я и 61-я армии и они знают об усилении немецких частей. Также и все другие события, ремонты и строительства мостов также было темой разговора русских. Насколько хорошо Власову оказались известны детали событий на русской стороне говорит его рассказ о том, что позиции частей генерала Белова были прорваны и его самого вывезли на самолете.
Немцы привезли на позиции 35 орудий. На русской стороне прибыла новая дивизия.
Далее после разговора мы легли отдыхать. Поскольку я не мог заснуть из-за клопом, я заметил что ночью один из мужчин исчез. После некоторого времени я подобрался в 200 метрах к стоящему дому куда вошел этот мужчина и подслушал следующий разговор внутри дома: « мое зеркало лучше!» другой голос: «Нет, мое зеркало лучше!» - «где ты его спрятал?» - «Наверху, на чердаке дома» - после чего мужчина вернулся обратно в наш дом. Я уже также вернулся и лег. Однако одного мужчины, который ложился вечером не было.
В 8:00 все люди в доме встали и собрались собирать ягоды. «Я тоже с вами!» громко сказал Власов. На вопрос, кто это разрешает, он ответил что переводчик у них не обращает внимания на такие мелочи. На вопрос, нравится ли ему работать для немцев, он сказал что у него остается много времени для себя самого.
Я сам двинулся в первой половине дня к стоящему на возвышенности дому южнее Шатково и встретил старика Волчкова, сидящего у дома на скамейке. У следующего, лежащего западнее дома я увидел, проходя мимо, табличку, на которой по немецки и по-русски было написано «Заходить запрещено, инфекционное заболевание». Как я позже узнал такие таблички уже не используются и это была маскировка.
Сообщив старику, что я ночевал в том доме, который описывал в начале отчета, я расположил его к себе и вызвал доверие. Он предупредил меня сразу, что я не должен попадаться на глаза старосте села, поскольку он «плохой человек» и «вредитель» который работает на немцев.
«Когда вернутся красные, я его сразу расстреляю!» сообщил он. Старик рассказал, что его сыновья служат советам, его дочь пару месяцев назад ушла к русским. Он также сказал чо имеет с ней связь через шпионов. 4 или 5 августа опять приходили 3 мужчины через линию фронта в Шатково. Они были одеты в немецкую униформу и вплотную к линии фронта ожидали смены поста чтобы пройти. Они знали пароль и каждый из них говорил свободно и без акцента по немецки, но посвященные признали в них русских. Ушли ли эти трое уже назад он с уверенностью сказать не может. На мою просьбу он согласился показать мне подробно свободную от мин дорогу через линию фронта, и предварительно показал с возвышенности хорошо видимую дорогу.
Также он расскал о другой, старой проездной дороге, идущей вдоль мельничного ручья, однако давно неиспользуемой и сильно заросшей. По этой дороге есть брод, глубиной примерно в полтора метра. На этой дороге русские заложили мины по восточному берегу Рессеты. Старик также повторил всю русскую информацию о наших силах (32 полевых кухонь, примерно 8 тысяч человек, подготовка строительства моста и тд.)
Далее я пообщался еще с несколькими жителями деревни без особых результатов и вернулся в штаб батальона для доклада, доложил результаты своей разведки в письменной форме для передачи в дивизию. После обеда я должен был в 17:30 явиться туда же для получения инструкций.
При моем втором появлении в штабе после обеда меня остановил один переводчик из этнических русских немцев (фольксдойче), который проверил у меня документы и заговорил со мной по-немецки, что вероятно слышали жители деревни.
После переговоров с разведотделом дивизии я опять пошел в тот дом, куда пришел вчера вечером с сопровождающим и пообщался с вернувшимися собирателями ягод. В сумерках я зашел как и договаривались к старику в дом на возвышенности. Он повторил описание дороги через линию фронта, однако добавил, что трех русских в немецкой форме пока не видел. Возможно еще встретятся в доме Пузанова. Жена старика однако предупредила сейчас туда не идти, потому что там сейчас переводчик.
Когда я выходил я услышал, что старик кому-то сказал «Все собирай и готовся, нас предали»
Я вернулся в первый дом к собирателям ежевики. Среди людей в доме появился человек, хваставшийся тем что раньше был партизаном. Он сказал, что недавно три дня где-то скрывался.
Мы легли все спать. Но поскольку у меня появилось чувство, что моя роль как-то раскрыта, я вскорости встал и незамечено покинул дом, с намерением найти тех людей. Я арестовал чуть позже вместе с моим сопровождающим Пузанова и его жену. Затем я проник в дом старика, из которого сбежали два человека, после того, как один из них ударил меня по голове, когда я входил. Одна женщина выпрыгнула из окна и была мной застрелена. Девочку арестовали. Все были одеты, одежда и вещи были упакованы. Оба мужчины, спрятавшиеся недалеко от дома позже были арестованы при помощи подоспевших солдат. Еще одной группой солдат мы окружили дом собирателей ягод. На повторяемые приказы выйти никто не отвечал. Двое были застрелены при попытке выбраться через крышу. Еще один арестован – при арестованом Пузанове была обнаружена немецкая листовка, на которой карандашом было написано донесение противнику.
Подпись
Зондерфюрер Керре.

Перевел Алексей Кислицын
« Последнее редактирование: 07 Июня 2018, 16:10:06 от Алекс Кислицын »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 865
  • Skype: g_kushelev
Записан
С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »