Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Старунин Александр Иванович 1899 гр, попал в плен 07.03.1942  (Прочитано 664 раз)

pilot777

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 534
  • Торопов Александр Васильевич
Уважаемый Дмитрий Александрович!!!

С Вашего позволения, в Вашей теме сделаю   эту (ниже)  вставку.  К моему интересу она не имеет никакого отношения. И нашел  запись допроса полковника Старунина А.И. я тоже  "совершенно случайно".  Но документ  представляет (на мой взгляд) интерес даже потому, что (в свое время) родственники  писали
запрос на него:    3 документа (скана) взяты с ОБД !
 



и получили ответ о том, что данных о пленении,.... Старунина у них нет 



Сам ответ на запрос:



 Здесь даже адрес есть, но я не могу знать действующий ли он на сегодняшний момент.   

А ниже будет ответ родственникам Старунина об обстоятельствах его   пленения.   

Но перед этим прочитаем здесь:  http://www.telenir.net/istorija/_dolina_smerti_tragedija_2_i_udarnoi_armii/p24.php
воспоминания бывш. командира 546-го сп 191-й сд П. В. Богатырева

В особенности этот отрывок: "......В сложившейся обстановке комдив Старунин и дал нам последнее распоряжение на выход к своим. Указал каждому полку, где выходить, причем выходить мелкими группами. Я, в свою очередь, спросил комдива, где будет выходить он со штабом дивизии. Он ответил, что это не мое дело. Я сказал ему, что у нас есть винтовки и ручные пулеметы, а у штаба-то охраны никакой нет. Он ответил, что знает об этом......"
 


 
Не каждому дано узнать про своего родственника такие (пусть и не до конца полные) ПОДРОБНОСТИ!!!

По поводу гибели политрука здесь тоже возможна перспектива....   
--------------------------------------------------------------------------
Старунин, Александр Иванович (27.01.1942 — 21.02.1942), полковник (считается пропавшим без вести с 21.02.1942, попал в плен 07.03.1942[5])

                        Запись допроса полковника    Старунина А.И.                                          

Среди документов немецкой 254-й пехотной дивизии Хассо Стахов выделил «Отчеты начальника разведотделения от 9.3.42 г. и 11.5.42 г. о допросе пленного командира 191-й стрелковой дивизии, полковника Старунина». Документы хранятся во Фрайбурге под номерами: BAMARH26-254/8-11, 16-20. Стахов проанализировал эти данные и поместил в своей книге редкое по эмоциональности описание. Вот что там говорится:

«Полковник был захвачен в плен 7 марта 1942 года разведдозором на одной из лесных прогалин. Перед этим были взяты три его офицера, политрук и шесть солдат. Один из пленных русских указал разведдозору место, где скрывался командир. При взятии его в плен возникла перестрелка, в ходе которой полковник получил легкое ранение. Разведозор получил приказ доставить полковника, по возможности, живым. Остальные русские были расстреляны».

Командиром, о котором идет речь, является полковник Старунин. Он командует 191-й стрелковой дивизией, ему 43 года, и он сын крестьянина. Во время советско-польской войны в 1920 году он дослужился от простого солдата до командира роты, а затем стал штабным офицером. В 311-й стрелковой дивизии, куда он затем был переведен, его назначили начальником разведывательного отделения. В августе 1941 года дивизия потерпела тяжелое поражение под Чудово. В самый последний момент Старунину удалось избежать окружения. В тот же день он был арестован и обвинен в сдаче Чудово. Спустя два месяца двери камеры внезапно для него открылись. Ему сказали, чтобы он убирался на все четыре стороны. Едва он смирился со своей участью отверженного, как был назначен начальником штаба 191-й стрелковой дивизии. Немцам эта дивизия известна. Она принимала участие в боях за Тихвин с целью освобождения этого узлового пункта на пути к Свири, и нанесла удар во фланг немецкой 21-й пехотной дивизии, когда та с боями отходила от Волховстроя на юг. В феврале 1942 года Старунин становится командиром этой дивизии. Все это напоминает судьбу таких генералов, как Малинин, Мерецков и Рокоссовский, которые считались с 1938 года заговорщиками, а затем вдруг были поставлены во главе корпусов и армий.

Такие потрясения можно стойко сносить лишь, когда душа очерствела и фанатизма в достатке. Старунин обладает этими качествами. Ему поставлена задача, пробиваться к передовым частям на севере участка прорыва, обходя дивизии, застрявшие в ожесточенных боях на просеке «Эрика». Там он получает новый приказ, выдвинуться к шоссе Ленинград - Новгород, чтобы перерезать пути снабжения немцев в районе Померанье неподалеку от Любани. При этом не имеет значения, как далеко он оторвется от своих частей снабжения, и насколько будут открыты его фланги.

Старунина терзают сомнения, но он отбрасывает их прочь. Он утешает себя, что снабжение наладится, и к тому же на подходе должно быть подкрепление. 191-я стрелковая дивизия продолжает движение и выходит, не подозревая ни о чем плохом, к узкоколейке «Восток – Запад», называемой так в просторечье, и, которая отсутствует на старунинских картах. Немцы, спеша изо всех сил, превратили железнодорожную насыпь в огневое заграждение. Вскоре дивизия ввязывается в ожесточенные лесные бои. Заканчиваются продовольственные и другие запасы, на флангах появляются немцы. Ни к чему не приводят слабые попытки идущих следом частей, установить контакт со Старуниным. Его узлы связи уничтожаются огнем артиллерии. Посыльным не удается пробиться через немецкий заслон. Полки Старунина окончательно застревают в 15 километрах от шоссе перед указанной им целью – деревней Померанье. Там они попадают в окружение. Материально-техническое и продовольственное обеспечение отсутствует.

Проходит не так уж много времени, когда Старунин убеждается, что ему не удастся вырваться из окружения с остатками своей дивизии. В северном направлении разорвать кольцо невозможно. Он пытается прорваться на запад, но и это не приводит к успеху. Тогда он приказывает оставшимся частям пробиваться мелкими группами на юг. После поражения под Померанье его в случае благополучного выхода из окружения ждет смертная казнь. Не поэтому ли он остался в котле? Старунин отрицает это. Он легко мог бы пробиться к своим, полагает Старунин, так как часами изучал систему и порядок действий немецких сторожевых постов. Нет, он просто не хотел бросать в беде своего дивизионного комиссара. Намерен ли он это использовать, как смягчающее обстоятельство? Старунин пожимает плечами. Когда комиссар умер, то все шансы на благополучный исход были уже потеряны.

Когда немцы обнаружили Старунина, то он начал отстреливаться, но отказало оружие. «Мне нужно было бы погибнуть в бою», - говорит он. Старунин знает, что его семья будет уничтожена, если НКВД узнает о его сдаче в плен. Семья – это единственное его счастье. Остается ли Старунин по-прежнему убежденным коммунистом после всего того, что он узнал о советском режиме? Он отвечает утвердительно. Немецкие офицеры тоже ведь имеют свои идеалы. И он без тени страха спрашивает офицера, который его допрашивает: почему же тот сам является национал-социалистом?»

Когда я перевел эти записи Хассо Стахова и разослал их по Интернету, то неожиданно получил письмо от одного молодого петербургского историка. «До сего времени полковник Старунин считается пропавшим без вести в результате неудачной «Померанской операции», - написал он мне. «Из той операции мало кто вернулся, а штаб дивизии считается пропавшим без вести. Наличие такого документа в немецком архиве позволяет вычеркнуть из списка пропавших без вести еще одного командира Красной армии, хотя я уверен, что сам допрос содержит массу фамилий офицеров Красной армии с разъяснением их судеб. А сколько советских солдат и офицеров можно было бы вычеркнуть из списков пропавших без вести благодаря таким вот документам, если бы этим занималось Министерство обороны».

Ю. Лебедев.

 
С Уважением pilot777 Александр.


« Последнее редактирование: 25 Ноября 2017, 00:26:28 от pilot777 »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »