«Анонс» появления на данном форуме этого материала моего коллеги-поисковика из г.
Пятигорска Геннадия Полубедова содержится в другой теме, появившейся на этих днях.«… Раньше не готов был, сильно сомневался, а теперь согласен, Иван Анатольевич, с вашими
доводами, которым уже много недель, о том, что эта история о старшине Чекушкине … … не
должна остаться только моим достоянием, а место ей – на форумах поисковиков.
Подготовлю самостоятельно текст, передам вам его вместе с материалами, публикуйте.».
(
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=110826.msg576324#msg576324 - в конце поста)
Материал поступил. Публикую.
……………………………………………………………………..
В конце лета 2023 г. калининградский поисковик Виталий Степанов в очередной раз обратился с просьбой – помочь найти родных воина, судьба которого на войне пока неизвестна, чей
самодельный портсигар, с нацарапанными на нем фамилией, именем и отчеством владельца,
недавно обнаружен одним из жителей г. Багратионовска (бывший восточно-прусский г. Пройсиш-Эйлау) и передан Виталию. Передавший нашел его, снимая слой земли в своем дворе, в котором расположен дом старой, еще немецкой, постройки.
Вид портсигара с двух сторон. С одной нацарапаны ФИО: «Чекушкин Павел Сергеевич», и «Память о Турецком валу», с другой – «Зимарев».


Разные нацарапанные записи имеются и по всем четырем торцам портсигара. Фотографии их
В.Степанов тоже прислал.
Не первый раз такой случай у Виталия. Два года назад при таких же обстоятельствах была найдена медаль «За отвагу», потерянная воином со Смоленщины, старшиной-артиллеристом Ермаковым И.Т., которого я установил во Владивостоке, но… вот что из этого вышло:
http://www.sgvavia.ru/forum/209-10750-1 Как сообщил поисковик Виталий, подходящего Чекушкина удалось выявить в базах данных минобороны:
старшина ЧЕКУШКИН Павел Сергеевич, 1919 г. рождения, призванный в армию в 1938 году, по одним данным (документам), – военкоматом Будённовского района Ставропольского края, где значилась проживавшей его жена, по другим – г. Кирова Смоленской области. Путь солдата на войне еще не удалось выяснить, но последнее место службы, как определяется, – 1179 сп 347 сд 10 ск 51 А, это 1-й Прибалтийский фронт.
По второй фамилии подходит
старшина ЗИМАРЕВ Михаил Васильевич, 1903 г.р., уроженец
Конаковского района Калининской области, о призыве которого в документах тоже не один и не
два, а три варианта по военкоматам. С 1943 года с до конца войны значится служившим в 795-м
артполку 82-й стрелковой дивизии. Она на декабрь 1944 г. входила в состав 80 ск 61 А 1 ПрибФ. С января 1945 г. корпус передан с 1-го Прибалтийского на 1-й Белорусский фронт, где сама дивизия вскоре вошла в состав 129 ск 47 А. Зимарев имел несколько орденов и медалей, которыми награжден в 1945 году после окончания войны, значит – остался жив. Но в юбилейной картотеке награждений ветеранов в 1985 году не значится, тогда до этого года он не дожил.
Виталий считает, что, по характеру нанесенных на портсигар записей, первоначальным его
хозяином был Чекушкин П.С., по его заказу сделан каким-то фронтовым умельцем. Если Чекушкин не пришел домой с войны, то находка наверняка окажется большой ценностью для его потомков или иной родни.
Есть на Чекушкина на известных сайтах наградные документы: получил две медали «За отвагу» в 1944 году и орден Красной Звезды в начале 1945 г. Как положено, на сайтах закрыты данные о родственниках и их адресах, но поисковику Виталию удалось вскоре их выяснить в ЦАМО РФ – по одному из этих наградных документов.
Так выглядит его фрагмент на поисковых сайтах:

Тот же фрагмент был получен Виталием из ЦАМО по вполне обоснованному запросу, он мне его и прислал в подтверждение, что Чекушкин – «ваш ставропольский», с просьбой найти его родных:

(Да поймет и простит меня читатель, что по ходу этого рассказа не показываю, закрываю отдельные слова в адресах, именах или других персональных данных, либо полностью обхожу их стороной. Как он будет видеть далее, есть достаточно щепетильные моменты в личностных отношениях главного героя повествования. Хотя эти моменты в основном мне удалось уже снять – причастные или возможно причастные к старшине Чекушкину люди уже уведомлены мной о главном и восприняли удивительную для себя информацию вполне спокойно, – всё же не уверен, что они сняты полностью. Поэтому не считаю себя вправе показывать здесь некоторые документы (или их фрагменты) полностью.
Да и не в них основная суть этой истории. Тот, кто знает, где самому можно найти и посмотреть те же документы, не станет, надеюсь, тут меня «дополнять»: свидетельствовало бы не о «компетентности» этого человека, а (как думаю) о желании сотворить мелкую пакость. И что ему это даст?).
Тут надо обратить внимание, что Зимарев не воевал в Восточной Пруссии. Тогда и не он потерял найденный теперь портсигар. Не сам ли Чекушкин? Вряд ли, если только он каким-то образом не выбыл из своего полка, а потом не попал туда, где найден портсигар. Ведь, хотя 1-й Прибалтийский фронт в начале 1945 года присоединился в Восточной Пруссии к 3-му Белорусскому, в который затем и влился, входившая в него дивизия Чекушкина, т.е. 347 сд, вместе со своим 10 ск 51 А в феврале 1945 г. передана на другой, 2-й Прибалтийский, а в марте – на Ленинградский фронт, территориально оставаясь на дислокации в Латвии.
Вполне возможно, что сработала фронтовая привычка «махнуть не глядя». Видимо, Зимарев у Чекушкина (а может и наоборот) выменял на что-то другое этот портсигар, но выменявший потом сыграл в ту же игру с каким-то другим воином, который свои данные на портсигаре не стал оставлять, а сам потом попал в Пройсиш-Эйлау, где потерял портсигар.
На известных сайтах МО нахожу о Чекушкине такой документ:

Да, жена и в 1943 году жила в Ставропольском крае, одном из сёл Буденновского района. Фамилия – не «…енко Вера Дмитриевна», как в наградном приказе 1179 сп 347 сд от 21.05.1944 г. (награждение воина его первой медалью «За отвагу»), а «Чекушкина Вера Николаевна».
Немного позже стало понятно, что «Николаевна» - это ошибка писаря. Звание старший сержант.
Призван в армию Кировским РВК Смоленской области (дата призыва не указана), есть адрес солдата в этом Кирове. Наверное это его адрес до армии, надо будет там тоже проверить, не только на Ставрополье.
Документ – «именной список боевых и небоевых (безвозвратных потерь) рядового состава 3 окз мсп ВВ НКВД СКО за 3-ю декаду ноября м-ца 1943 г.». В информации к этому документу, хранящемуся в РГВА, говорится, что ст. сержант Чекушкин выбыл из полка 23.11.1943 г., причина: осужден.
Полк расшифровывать надо так: 3-й отдельный Краснознаменный мотострелковый полк Наркомата внутренних дел. СКО (написано после точки) – не знаю. Предполагаю, что «Северо-Кавказский округ», так подошло бы, коль скоро жена в Ставропольском крае. Но утверждать не стану. И в те времена был, и теперь есть Северо-Кавказский военный округ (СКВО), но в начале этого века (21-го) существовал и СКО ВВ МВД РФ – Северо-Кавказский округ внутренних войск МВД России, он позже преобразовывался в разные «командования».
Так осудили Чекушкина или просто куда-то сослали, как тут написано, «для отбытия дисциплинарного взыскания»? (Посмотреть бы на другие документы, сопутствующие этому, но они не выставлены).

Одно другого не исключает.
Правда, через месяц Чекушкин уже отбыл свое наказание и 30.12.1943 г. оказывается в 194-м армейском запасном полку.

Наказание отбывал в 22-м отдельном штрафном батальоне (22 ошб), в котором временно находился в звании красноармейца.
Как сумел определить, Чекушкин, чуть раньше или чуть позже, из 194 азсп на территории Запорожской области «догнал» ту часть, с которой должен был оставаться до конца войны – 1179 сп 347 сд. В Крым входили в районе Перекопа, там Турецкий вал. Весной 1944 г. освобождал с нею Севастополь, потом их перебросили в Прибалтику, где снова отличился в боях и приказом 347 сд 1 ПрибФ от 8.11.1944 г. был награжден второй медалью «За отвагу». В наградном приказе ФИО родственника и его адрес в документе при помещении на электронный сайт оператором закрыты, хотя по первым двум сохранившимся штрихам в закрытой части вроде можно прочитать: «Ставр …»):

А это наградной лист на третью его награду – орден Красной Звезды (представлялся к ордену Славы III степени, но наградили другим, статутом не ниже).

Посмотрим в увеличении графу 12 этого наградного листа. По штрихам, сохранившимся при закрытии данных, в пределах нарисованных мною красных линий неплохо укладывались бы слова: «Ставропольский край», сразу после них – «Буденновский район», а в начале следующей строки – «Дмитриевна».

А в 3-м полку ВВ НКВД он вполне мог служить еще и в начале войны. Даже раньше мог быть: срочную служил с 1938 года, потом уволен в запас и был приписан к структурам внутренних войск НКВД, а то и к этому именно полку.
Выходит, что, будучи в армии с 1938 года, а на войне с самого ее начала, Чекушкин (очень вероятно) служил в одной части (ВВ НКВД) до конца 1943 года. И с того же конца 1943 года прослеживается его дальнейшая служба – где-то в Запорожской области, Крым, Севастополь, Прибалтика.
Но как солдата занесло в Ставропольский край, где он женился? Когда женился? Где и как мог познакомиться со своей женой – Чекушкиной (или …енко) Верой Дмитриевной? Были ли дети?
Есть ли сейчас потомки?
О 3-м полку НКВД нахожу очень сухие данные. Но это тот самый полк Чекушкина, поскольку командиром в нем был полковник Хорьков (см. выше именной список с убытием Чекушкина для отбывания взыскания, там эта фамилия указана), и в новой информации о 3-м полку фигурирует тот же командир Хорьков:
«3 мотострелковый Ленинградский Краснознаменный полк ВВ НКВД СССР. 06.1922 сформирован на основании приказа ГПУ РСФСР № 191 от 05.06.1922 как 3 Петроградский полк войск ГПУ.
29.09.1937 переформирован в 3 Ленинградский мсп войск НКВД СССР. … … … 24.09.1939 полк передислоцирован в Западную Белоруссию в г. Брест12.10.1939-00.08.1940 полк выполнял задачи по охране правительственных учреждений, партийных учреждений КПБ(б), линий связи ВЧ, внутреннего правопорядка, принимал участие в
борьбе с разведывательными органами, с диверсионными группами противника, с политическим и уголовным бандитизмом, в вооруженной борьбе с националистическим подпольем на территории Западной Белоруссии.
1940 часть полка в составе 5 пп войск НКВД СССР
участвовала в Советско-финской войне (30.11.1939-13.03.1940)
08.1940 полк передислоцирован в Эстонию
08.1940-21.06.1941 полк выполнял задачи по охране правительства ЭССР, ЦК КПЭ (б), правительственных учреждений, партийных учреждений КПЭ(б), линий связи ВЧ, внутреннего
правопорядка в Таллине, принимал участие в борьбе с разведывательными органами, с диверсионными группами противника, с политическим и уголовным бандитизмом в вооруженной борьбе с националистическим подпольем на территории Эстонии. … ….
… Оперативно-боевая деятельность в Великой Отечественной войне.С 26.06.1941 в действующей армии.
3 мсб полка выполнял задачи по охране правительства ЭССР, ЦК КПЭ (б), правительственных
учреждений, партийных учреждений КПЭ(б), линий связи ВЧ, внутреннего правопорядка в
Таллине, принимал участие в борьбе с разведывательно-диверсионными группами противника,
с политическим и уголовным бандитизмом, националистическим подпольем на территории
Латвии и в Эстонии, принимал участие в обороне Таллина.
26.06.-31.12.1941 полк во время боевых действиях на передовой линии на фронте вывел из
строя до 5000 гитлеровцев, 12 бронемашин, 22 танка, 17 арторудий, 9 минометных батарей,
61 пулеметов, 289 винтовок и автоматов, 23 автомашины.
18.07.1941 в р-не шоссе Порхов-Дно полк предотвратил захват противником в плен штаба 22
ск
12.09.-18.11.1941 по приказу командующего СЗФ полк находился в о.п. 28 тд.
10.1943 участвовал в выселении карачаевцев в Сибирь и в КазахстанСостав: 1 мсб, 2 мсб, 3 мсб, отр, 1 аб, орс, осапр
Оперативно-служебная деятельность в послевоенный период. ……………….
Командиры полка.
Майор Бровкин П.В.
1943-1944 майор/подполковник Хохлов Иван Федорович
1944 полковник Хорьков».
Источник:
https://www.vif2ne.org/rkka/forum/arhprint/30564 Нашелся ответ! «…
10.1943 участвовал в выселении карачаевцев в Сибирь и в Казахстан…».Значит, был Чекушкин в 1943 году в Ставропольском крае!
В то время территория нынешней
Карачаево-Черкесской республики находилась в составе Ставропольского края в виде двух
территориальных образований: Черкесская автономная область, Карачаевская автономная
область. (Впоследствии, с 1957 года до распада СССР, существовала единая Карачаево-Черкесская автономная область Ставропольского края).
Но нет пока других ответов – в части жены Веры Дмитриевны.
Даже неизвестно, сколько времени полк Чекушкина находился в крае, и где находился.
Выселение карачаевского народа проводилось с середины октября (если не ошибаюсь, через месяц уже было закончено). Карачаевская АО находилась в юго-западной части края,Буденновский район – в его восточной части и вроде как «на отшибе», в стороне от магистральных дорог. 23 ноября Чекушкина уже отправили из его полка отбывать дисциплинарное взыскание (может, в самоволку к жене смотался, но был уличен?).
Обратился в соответствующий территориальный отдел администрации Буденновского городского округа (ранее Буденновский район).
Хотя похозяйственные книги за 40-е и более поздние годы не сохранились, опрошенные
старожилы (они еще довольно молодые по возрасту люди) о Чекушкине П.С. и его жене
Чекушкиной (или …енко) В.Д. не знают, а в селе сейчас жителей с такими фамилиями нет, все-таки
удалось найти родственников!Для троих из них Вера Дмитриевна оказалась родной тётей, а для четвертой – родная бабушка.
Живут они не в том селе, хоть и недалеко от него, и фамилии ныне имеют, соответственно, по
замужеству. Потому старожилы и администрация о них даже не вспомнили.
Однако никто не знает никакого Чекушкина. Если со стороны племянниц какие-то крупицы
информации о Вере Дмитриевне принял, то внучка, которая тоже о нем не слышала, сразу отказалась от контакта со мной, не стала отвечать ни на какие вопросы.