Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Подготовка начсостава пограничной охраны в 20-годах  (Прочитано 4279 раз)

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
Журнал Пограничник Содружества июль- август 2008

Особенность любой военной организации состоит в том, что ведущая роль в ее жизни и боевой деятельности принадлежит офицерскому составу.
В силу целого ряда объективных и субъективных причин в первые годы формирования советской пограничной охраны проблема комплектования должностей комначсостава стояла достаточно остро. На них выдвигались красноармейцы-коммунисты -- участники Октябрьской революции и Гражданской войны. Активно привлекались и бывшие офицеры Отдельного корпуса погра¬ничной стражи Российской империи, значительная часть которых честно выполняла свои обязанности. Во второй половине 1918 г. они составляли три четверти всего командно-административного состава пограничной охраны РСФСР. В ноябре 1921 г. в итогах инспектирования 15-го Отдельного батальона войск ВЧК (г. Псков), охранявшего границу РСФСР с Эстонией, указывалось: «Офицеров старой армии в батальоне - 4, унтер-офицеров -25, красных командиров - 1. Неграмотных красноармейцев в батальоне - 76 человек, малограмотных - 176 из 833». Причем это наиболее типичная картина для пограничных частей того периода.
Одновременно с выдвижением командных и политических кадров, использованием старых специалистов принимались меры по подготовке офицерских кадров для пограничных войск. Важность создания командного состава аргументировал и В.И. Ленин: «...строя новую армию, мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима».
Таковыми были принципы осуществления кадровой политики молодого Советского государства. Они неуклонно претворялись в жизнь в деятельности военно-учебных заведений, в том числе и при подготовке офицеров-пограничников.
Основной формой подготовки комначсостава среднего звена на данном этапе развития пограничной охраны стали краткосрочные курсы и учебные школы. Функционировали они на трех уровнях - отдельной пограничной части, пограничного округа, Главного управления пограничной охраны и ОГПУ. Все отличались спецификой подготовки, различными сроками, набором предметов обучения и своеобразием комплектования курсантами.
Важное место в системе подготовки кадров занимали районные (при отдельной пограничной части -батальон, бригада, полк) и отрядные учебные школы. Здесь обучались будущие начальники застав, помощники начальников застав и командиры взводов. Такие «учебки» функционировали в 1918-1924 гг. в Петроградском, Западном и Украинском пограничных округах и имели цель в короткий срок (от трех недель до двух месяцев) ознакомить курсантов с основами пограничной службы.
Наиболее активно готовили кадры для границы Карельская (г. Петро¬заводск), Псковская (г. Псков), Волочинская (м. Сатаново), Молдавская (г. Тирасполь) и ряд других школ, из стен которых было произведено по несколько выпусков среднего комначсостава.
Отбирали же будущих курсантов из числа лучших красноармейцев и командиров отделений рабоче-крестьянского происхождения, имевших соответствующую общеобразовательную, военную и политическую подготовку. Столь ответственное дело целиком и полностью поручили комиссарам.
Курсанты кроме военной и специальной подготовки получали также общие сведения о Конституции Советского государства, текущем политическом моменте и задачах пограничной охраны. Поначалу такая практика воспитания кадров среднего звена вполне удовлетворяла. Но существование школ могло быть лишь временной, исключительной мерой.
       Ведь они не располагали необходимой учебно-материальной базой и опытными преподавателями, а кое-где и функционировали формально.
Охрана границы Советского государства, становление и развитие пограничных структур требовали более продолжительной и разносторонней профессиональной подготовки комначсостава среднего звена. В связи с этим приказом ОГПУ от 25 февраля 1924 г. № 122/44 все учебные школы при отдельных погранчастях расформировывались. Вместо них в восьми пограничных округах создавались штатные окружные пограничные школы. Обучение в них шло в течение года.
В каждой окружной школе обучалось 150-300 человек. Будущие курсанты отбирались в пограничных частях из младшего комполитсостава и красноармейцев-политбойцов. В основном они были крестьянами-бедняками. Рабочая прослойка составляла около трети. Многие успели поучаствовать в Гражданской войне.
Кроме чекистско-пограничных вопросов программа подготовки включала военные, морские, социально-экономические и общеобразовательные дисциплины. Немало часов отводилось на строевую, физическую, огневую и кавалерийскую подготовку.
Для преподавания военных, социально-экономических и общеобразовательных дисциплин привлекались лучшие преподаватели военных и гражданских вузов по месту дислокации пограничных школ. Специальные чекистско-пограничные дисциплины вели опытные руководящие работники управлений пограничных округов и полномочных представительств ОГПУ.
К примеру, в Ленинградской окружной школе занятия по этим дисциплинам проводили такие опытные чекисты, как А. Кауль - начальник окружного контрразведывательного отдела, И. Храмов - заместитель начальника контрразведывательного отдела по охране границы, А. Лесков (сын известного русского писателя Н. Лескова) - старший инспектор частей пограничной охраны и др. Неоднократно перед курсантами школы с лекциями выступал председатель ОГПУ в Ленинграде С. Мессинг.
Одним из важных методов чекистско-пограничной подготовки курсантов было участие их в оперативных мероприятиях органов ОГПУ. Нередко учеба курсантов прерывалась в связи с осложнением обстановки, особенно в приграничных районах страны.
Например, для ликвидации восстания Тифлисская окружная пограничная школа в распоряжение Душетской тройки по борьбе с бандитизмом выделила своих курсантов. 38 человек под руководством командира взвода школы Панова и комиссара Канна в ночь с 3 на 4 сентября 1924 г. выбили банду численностью до 80 человек из г. Душета. За проявленное мужество курсанты Тифлисской окружной пограничной школы были поощрены. Подобные поощрительные меры за отвагу и умелые действия комначсостава применялись весьма часто. Это и являлось одной из самых эффективных форм пропаганды профессии офицера-пограничника.
В 1925 г. состоялся первый и единственный выпуск курсантов окружных пограничных школ. В новых условиях пограничной охраны они получили необходимую теоретическую подготовку и практические навыки по организации пограничной службы, обучению и воспитанию личного состава. Большинство выпускников заняли должности среднего и старшего командного состава пограничных застав, комендатур и отрядов. Так завершилась недолгая история окружных пограничных школ. Но их выпускники успели оказать положительное влияние на качественное укрепление кадрами пограничных застав - основного подразделения советских пограничных войск в начальный период их оперативно-служебной и боевой деятельности.
В докладе ГПУ УССР в ЦК КП(б) Украины о мерах по устранению недочетов в работе погранохраны от 8 сентября 1925 г. отмечалось: «За полтора года произведены были четыре очень крупные чистки кадров и выдвижение на эти места лучших товарищей, в большинстве своем окончивших пограничные школы. Благодаря Окружной и Высшей пограншколам, мы от одной четверти до одной пятой среднего и младшего командного состава ежегодно освежаем...»
В конце первой половины 20-х гг. наряду с выработкой оптимальной организационной структуры пограничной охраны осуществлялся и по иск новых организационных форм и типов военно-учебных заведений по подготовке среднего командного состава и комплектования их курсантами.
В 1925 г. приказом ОГПУ переформировываются окружные школы Ленинградского, Западного, Украинского и Закавказского пограничных округов. Им присвоили следующие наименования: в Ленинграде - 1-я Пограничная школа ОГПУ, в Минске -2-я Пограничная школа ОГПУ, в Харькове - 3-я Пограничная школа ОГПУ, в Тифлисе - 4-я Пограничная Краснознаменная им. Могилевского школа ОГПУ.
Этим же приказом окружные пограничные школы в Северо-Кавказском крае, Средней Азии и на Дальнем Востоке (по окончании учебного курса) подлежали расформированию. Подготовка командно-начальствующего состава среднего звена для всех пограничных округов стала осуществляться во вновь созданных четырех пограничных школах.
За этими изменениями стояла очень серьезная работа по совершенствованию учебно-материальной базы, разработке нормативных правовых актов, определивших статус пограничных школ, порядок комплектования их переменным составом и выпуск курсантов, организацию учебно-воспитательного процесса. Соответствующими приказами ОГПУ утверждались Положение о пограничных школах ОГПУ, учебно-строевые планы и программы, инструкции о порядке приема и выпуска курсантов. Пограничные школы ОГПУ имели конкретную цель. Из их стен должны были выпускаться вполне подготовленные в общеобразовательном, политическом, специальном и военном отношении руководители пограничной охраны. Им предстояло исполнять обязанности помощников начальников застав как по строевой, так и по политической части в пехотных и кавалерийских частях. Обучение в пограничных школах длилось 15 месяцев.
Курсантами пограничных школ могли стать рядовые красноармейцы пограничной охраны, помощники начальников пограничных застав без школьной военной подготовки, командиры отделений и красноармейцы внутренних частей, члены РКП(б) и РЛКСМ, командируемые местными партийными и комсомольскими организациями из числа подлежащих в текущем году призыву в РККА.
Перечисленные категории военнослужащих и гражданской молодежи должны были не только соответствовать предъявляемым требованиям, но и пройти мандатную, приемно-проверочную и медицинскую комиссии. А еще каждый поступающий в пограничную школу проходил испытания по политической, общеобразовательной и военной подготовке.
Что касается, к примеру, общеобразовательной подготовки, будущий курсант должен был уметь быстро читать и писать, производить четыре действия арифметики над целыми числами любой величины. Сегодня эти требования у многих могут вызвать улыбку. Но, увы, в середине 20-х гг. прошлого века таким условиям приема соответствовали немногие.
Курсанты пограничных школ ОГПУ считались состоящими на действительной военной службе. Обучаемые из числа срочнослужащих красноармейцев получали денежное содержание по занимаемой должности. Выпускники пограничных школ приравнивались к командиру взвода РККА.
Впрочем, не всем удавалось осилить учебу. Отчисляли из пограничной школы в случаях неподчинения установленным правилам внутреннего распорядка, из-за неуспеваемости, по мотивам политического характера или состоянию здоровья. Такие военнослужащие, за исключением уволенных по болезни, откомандировывались в свои части и обязаны были прослужить в пограничной охране из расчета полтора месяца за каждый месяц обучения в школе.
Период набора курсантов в пограничной школе не превышал полутора месяцев. Наряды на укомплектование устанавливались административным отделом ОГПУ с учетом предложений руководства ГУПО и ВОГПУ, исходя из реальной потребности в среднем командно-политическом составе в пограничных округах. Конкурсный отбор среди поступающих не применялся.
Наряды на укомплектование пограничных школ предусматривали определенный процент превышения на отчисление по результатам мандатной, приемно-проверочной и медицинской комиссий, а также в ходе учебного процесса.
На каждого поступающего оформлялось личное дело, которое заранее представлялось в пограничную школу. Начальник пограничного отряда и командир отдельной части имели право отзывать документы и поступающего в свою часть до принятия решения мандатной комиссией.
В конце 1925 г. укомплектованность пограничных школ ОГПУ курсантами завершилась. Складывалась следующая картина: 1-я Пограничная школа - 250 человек, 2-я Пограничная школа-150, 3-я Пограничная школа - 300, 4-я Пограничная школа - 250. Все курсанты в процессе учебы проходили стажировку на пограничных заставах и учебных пунктах.
В феврале 1927 г. пограничные школы ОГПУ, завершив обучение курсантов, выпустили 703 человека среднего и младшего начсостава: Ленинградская 152 человека, Минская - 138, Харьковская - 207 и Тифлисская - 206. Им предстояло служить в Ленинградском, Белорусском, Украинском пограничных округах, в Средней Азии и Казахстане, Закавказье, в Крыму и на Дальнем Востоке.
Выпускников ждали должности начальников застав, помощников начальников застав по политической части, помощников начальников застав по строевой и хозяйственной части, командиров взводов, контролеров КПП и другие.
Реорганизация пограничных школ, более качественный отбор поступающих военнослужащих, совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение уровня преподавания - все это привело к положительным изменениям. Заметно улучшилось качество подготовки выпускников, и, как следствие, произошло укрепление кадрами основного звена - пограничная застава и контрольно-пропускной пункт.
Наряду с подготовкой командного состава на специальных курсах и в пограничных школах комплектование пограничных частей и подразделений осуществлялось за счет выпускников командных курсов и военных школ Красной Армии.
Это положение узаконил Декрет СНК от 19 августа 1918 г. «Об объединении всех Вооруженных сил республики в ведении Народного комиссариата по военным делам». Этим документом закреплялось комплектование вооруженных сил специального назначения, в том числе и пограничной охраны, на общих с Красной Армией основаниях.
В пограничные войска направлялись молодые командиры, окончившие командные курсы и нормальные военные школы Красной Армии. Последние начали функционировать с 1921 г. Обучение в военных школах длилось 3-4 года, в зависимости от профиля военно-учебного заведения.
Только в 1926 г. для комплектования пяти пограничных отрядов (Ухтинского, Ругозерского, Петрозаводского, Сестрорецкого и Гдовского) Ленинградского пограничного округа прибыли 42 молодых командира и политработника. Они были выпускниками семи нормальных пехотных (Нижегородской, Рязанской, Западной, Саратовской, Сумской, Тифлисской, Краснознаменной им. В.И. Ленина), пяти объединенных (ВЦИК, Казанской, Интернациональной, Татаро-Башкирской, Инженерной), Ленинградской военно-политической и Тульской оружейно-технической военных школ.
Все начинающие командиры прошли трехгодичную подготовку и были назначены на должности помощников начальников застав по политчасти (24 человека), строевой и хозяйственной части (18 человек).
В феврале - марте 1927 г. пограничные школы ОГПУ в Ленинграде, Минске, Харькове и Тифлисе были расформированы. В связи с этим комначсостав среднего звена полностью пополнился за счет выпускников нормальных военных школ РККА.
Вся работа по подготовке среднего комсостава погранохраны в военных школах ГУВуза РККА строилась на основе циркуляра ОГПУ «Об условиях и порядке отбора добровольцев из частей погранохраны и войск ОГПУ для поступления в нормальные военные школы РККА». В основу вербовочной кампании были положены требования партийного и советского руководства о дальнейшем увеличении партийно-комсомольской и рабочей прослойки среди курсантов, наборе в военные школы в первую очередь рабочей молодежи, окончившей рабфак, десятилетки и семилетки.
В 1927 г. Реввоенсовет СССР установил новую систему подготовки политруков и помполитов из числа командиров взводов и помощников начальников застав - коммунистов, окончивших нормальную военную (пограничную) школу и прослуживших на этих должностях не менее года. Для этого были созданы Московские, Ленинградские и Киевские военно-политические курсы. Обучение там продолжалось 10 месяцев.
В 1928 г. нарядами ГУВуза РККА предусматривалось выделение 80 кандидатов в военные школы, в том числе: 55 - в пехотные, 10 - в кавалерийские, 8 - в артиллерийские, 7 - в специальные. Для кандидатов в военные школы имелись двухмесячные подготовительные сборы.
В 1929 г. были «занаряжены» места и в других военно-учебных заведениях РККА, достигнута договоренность о выделении выпускников военных школ на комплектование пограничной охраны. По приказу народного комиссара по военным и морским делам обороны СССР 28 молодых командиров по окончании кавалерийского отделения Объединенной Среднеазиатской военной школы им. В.И. Ленина (г. Ташкент) были направлены служить в пограничные части Средней Азии, Забайкалья и Дальнего Востока. Один из них - полковник П. Топарашев - за 28 лет службы прошел путь от командира взвода Отдельной Ошской пограничной комендатуры до начальника штаба Западного пограничного округа КГБ СССР.
Во всех проводимых мероприятиях по укреплению охраны границы Советского государства руководство страны уделяло особое внимание командному составу пограничной охраны. Для подготовки руководящих кадров среднего, старшего и высшего звена в Москве открыли несколько военно-учебных заведений.
В мае 1919 г. было объявлено о сформировании Московских советских кавалерийских курсов командного состава пограничных войск. 250 курсантов получали знания в течение шести месяцев. Причем наряду со специальными и военными дисциплинами в программу подготовки входили общеобразовательные предметы и курс политической грамоты.
Курсы были укомплектованы опытным командным и преподавательским составом. Заведующим курсов назначили командира 12-го пограничного стрелкового полка В. Дановича. Будучи участником Первой мировой войны, он имел опыт работы в военно-учебных заведениях старой армии.
Учитывая важность подготовки командиров-пограничников, военным комиссаром курсов был утвержден заместитель военного комиссара Главного управления пограничных войск В. Фролов. С 1 сентября 1919 г. получил назначение на курсы и бывший начальник Главного управления пограничных войск С. Шамшев. С октября 1919 г. начались плановые занятия. Основу комплектования курсов переменным составом составили курсанты двух Киевских кавалерийских курсов.
Курсы комплектовались исключительно из рабочих и крестьян, в большинстве своем коммунистов и сочувствующих. Обращалось также внимание на грамотность кандидатов в курсанты. Так, по состоянию на 1 ноября 1919 г. среди курсантов все 168 человек были грамотными, 114 являлись членами РКП(б), 10 - сочувствующими. С 7 октября по 28 декабря 1919 г. на курсах прошли подготовку 236 человек.
Наибольший интерес среди курсантов вызывали темы политического и исторического характера, сообщения по текущему моменту, о строительстве Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и ее пограничной охраны. Однако полностью реализовать основную цель курсов не удавалось. Этому препятствовали Гражданская война и ряд других объективных и субъективных обстоятельств. В конце декабря 1919 г. Московские советские кавалерийские курсы командного состава пограничных войск были расформированы.
Определяя направления работы с руководящими кадрами в пограничной охране, Главная инспекция войск ОГПУ требовала «...командные должности замещать действительными членами партии с соответствующей военной, специальной и политической подготовкой».
Требования к комначсоставу среднего, старшего и высшего звена выдвигали необходимость иметь специальное военно-учебное заведение для их подготовки. 13 ноября 1923 г. в Москве была создана Высшая пограничная школа. Она стала основным центром подготовки руководящих военных кадров для пограничной охраны, других войск и органов ОГПУ. Здесь осуществлялись подготовка, переподготовка и усовершенствование командиров, политических и оперативных работников.
Основные вопросы комплектования, организации учебного процесса и проведения выпускных экзаменов четко определялись Положением о Высшей пограничной школе ОГПУ. Численность слушателей в ней составляла 200-225 человек со сроком обучения 8 месяцев. В сентябре 1924 г. состоялся первый выпуск 173 командиров-пограничников. В связи с большой потребностью в кадрах в октябре 1924 г. штат ВПШ был увеличен до 400 человек.
Особое внимание уделялось подбору кандидатов на учебу. Так, из 397 слушателей основного и младшего курсов, зачисленных на учебу в октябре 1924 г., было 378 членов и кандидатов в члены ВКП(б), 10 комсомольцев и лишь 9 беспартийных, 130 рабочих и 196 крестьян.
За восемь лет функционирования Высшей пограничной школы в ее стенах прошли подготовку, переподготовку и усовершенствование более 2,8 тыс. командиров, политических и оперативных работников пограничной охраны, других войск и органов ОГПУ.
Наряду с подготовкой руководящих кадров в Высшей пограничной школе готовились и кадры среднего звена. В соответствии с приказом ОГПУ № 313/142 от 21 сентября 1930 г. в ВПШ создали штатный курс по подготовке среднего начсостава -помощников начальников застав. Из 192 зачисленных курсантов через год его окончили 173 человека.
Причем курсантами становились старшины подразделений, помощники командиров взводов, командиры отделений и даже рядовые красноармейцы пограничной охраны - члены и кандидаты в члены ВКП(б), члены ВЛКСМ.
Каждый из них подвергался испытаниям в политической, общеобразовательной и военной области, проходил медицинскую и мандатную комиссии.
К концу второй половины 20-х гг. сложившаяся на начальном этапе система подготовки кадров начсостава среднего звена выработала свой ресурс. С одной стороны, функционирование пограничных школ себя оправдало. С другой - все острее ощущалось требование совершенствования жизнедеятельности данного типа военно-учебных заведений. И как уже было отмечено выше, в начале 1927 г. все пограничные школы, за исключением ВПШ, были расформированы.
Изучение архивных документов дает основание полагать, что на принятие такого решения оказал влияние целый ряд обстоятельств.
Во-первых, в результате недостаточной координации и управляемости процессом подготовки кадров командно-начальствующего состава среднего звена в начале 1927 г. сложилось такое положение, что выпускники пограничных школ по причине их «перепроизводства» стали назначаться на должности младшего командного состава. В феврале 1927 г. почти треть выпускников были назначены командирами отделений.
В циркуляре Управления пограничной охраны и войск Закавказского ГПУ от 10 февраля 1927 г. указывалось, что для Закавказской границы 4-й Пограничной школой в феврале 1927 г. было выпущено 25 человек среднего и 119 человек младшего состава (отделенными командирами). «Большой процент выпущенных из школы младшим начальствующим составом, -подчеркивалось в циркуляре, - объясняется тем обстоятельством, что в погранчастях Закавказья более 25 вакантных должностей среднего начсостава не было. Поэтому УПО и войск Закавказского ГПУ вынуждено было остальной состав выпускать отделенными командирами, хотя 50-60% выпущенных на эти должности по своей подготовке могли бы занять должность среднего начсостава».
Во-вторых, расформирование пограничных школ было вынужденной мерой, связанной с жестким режимом экономии денежных и материальных средств. Содержание малочисленных пограничных школ обходилось дорого, что в условиях строжайшей экономии восстановительного периода и индустриализации народного хозяйства страны являлось немаловажным фактором.
В-третьих, расчеты на пополнение пограничных частей кадрами среднего звена за счет военных учебных заведений Красной Армии полностью не оправдались. В 1924-1925 гг. в Отдел пограничной охраны и Главную инспекцию войск ОГПУ все чаще стали поступать сообщения о том, что военное ведомство не может выполнить разнарядку по откомандированию кадров начсостава в распоряжение ОГПУ, так как само ощущает недостаток в квалифицированных кадрах.
К тому же выпускники военных школ РККА, имея высокую по тому времени военную подготовку, были совершенно незнакомы с особенностями условий пограничной службы, поэтому самостоятельно на пограничных заставах работать не могли. Даже создание в пограничных округах и частях института практикантов (стажеров) для доподготовки выпускников военных школ РККА не решало проблемы их специальной подготовки для прохождения службы на пограничных заставах и в приравненных к ним подразделениях.
Эта проблема еще более обострилась с принятием в феврале 1931 г. Положения об оперативной работе комендантов и начальников застав. Теперь на них возлагалась полная ответственность за состояние и качество оперативной работы на охраняемом участке границы.
23 июня 1930 г. был издан приказ Председателя ОГПУ В. Менжинского № 234 «О мерах по закреплению кадров начсостава в пограничной охране и войсках ОГПУ». В нем констатировалось наличие значительного некомплекта начсостава, который должен еще более возрасти в связи с предстоящим формированием новых школ и частей.
Председатель ОГПУ потребовал от полномочных представительств, Центрального аппарата принять решительные меры по прекращению утечки начальствующего состава куда бы то ни было и приказал запретить до конца 1931 г. перевод начсостава из войск в органы ОГПУ. Было также решено сократить его увольнение в долгосрочные отпуска и прекратить без согласования с центром массовое перемещение кадров начсостава.
Таким образом, отсутствие собственных военно-учебных заведений для подготовки кадров и прекращение военным ведомством выполнения разнарядки по подготовке кадров для пограничной охраны потребовали поиска и принятия новых неотложных, более эффективных мер в деле подготовки офицерских кадров для пограничных войск.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Саша, а когда же ты сам начнёшь создавать научно-исторические статьи, а?! Ну хотя бы засядь за рецензии на чужие публикации и, например, вот на эту, что выше!
Коллекционировать же чужие публикации для исследователя - не велика доблесть. Предназначение всякого исследователя – изыскивать в архивах и предавать гласности через собственные научно-исторические публикации…
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
Я их не коллекционирую, а просто довожу до заинтересованных лиц.
Я коллекционирую боны.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Саша, на нашем языке это есть ничто иное как бессовестный "передёр", а солидные люиди до подобного не опускаются! Обогати данную тему хотя бы собственными комментариями "по поводу". Имей, как говорится, совесть!..
Записан

сергей Вологда

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 223
Вопрос есть Александр Вячеславович.
Курсы командиров отделений при погранотрядах, что это такое?
апрель 1928 г. 2 выпуск командиров отделений при 22 Волочийском погранотряде гпу. Попробую отсканить фотографии и выставить.
Дед там служил.
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
В 20 -и в начале 30-х годов в каждом отряде были свои отрядные учебные подразделения по подготовке мл.комадного состава, потом в середине 30-х годов учебные подразделения по подготовке МНС были только под юрисдикцией округов.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »