Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)  (Прочитано 1356 раз)

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 346
31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)

22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда серии «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. В состав боевой части бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийский бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая из площадок была вооружена двумя 76.2 мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. С пушками были спарены 7.62 мм станковые пулеметы ДТ, бронеплощадки имели по четыре 7.62 мм станковых пулемета Максим в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки (впоследствии были заменены на автоматические американского производства), а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядом М-8. Мощная броневая защита надежно защищала личный состав вооружение от огня противника. Толщина боковой брони бронеплощадок – 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной – 20 мм. Бронепаровоз был защищен броней в 30-45 мм и использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. Вооружение позволяло вести огонь по целям, расположенным на удалении до 12 км.
Командиром дивизиона был назначен капитан Ященко (в 1945 году подполковник) бывший командир 56-го отдельного бронепоезда войск НКВД. Заместитель командира дивизиона майор Яков Грушелевскиий, сменит Ященко в этой должности и погибнет 12 мая в бою на станции Чернь Тульской области.
31-й отдельный дивизион бронепоездов дислоцировался в Москве в районе Останкино. С мая 1942 года в составе действующей армии, выполняла боевые задачи по охране по пути и в местах пребывания по железной дороге высшего военно-политического командования. Известны поездки Маршала Василевского на Запад, и также на восток - в Читу и Хабаровск в период войны с Японией.
По воспоминаниям очевидцев состав включал паровоз (бронепраовоз) - бронеплощадка (на одном её конце платформа с зениткой, на другом - трёхствольный крупнокалиберный пулемёт, в середине - кубрик, по бокам которого находились две амбразуры для станковых пулемётов). Затем - несколько обычных пассажирских вагонов и бронированный для маршала, вагон для охраны, вагон для взвода во время длительной стоянки, вагон- столовая, а в конце состава - вторая бронеплощадка. Везли с собой и легковые машины, а ещё прицепляли открытую платформу с грузовым автомобилем, обычно американским "Студебекером". Впереди состава, на расстоянии, шёл контрольный паровоз.
По состоянию на 01.1950 года отдельный дивизион в составе двух бронепоездов по четыре бронеплощадки каждый, дислоцировался в Москве.
Приказом по 31-му ОДБП МВД от 26 апреля 1950 года №00111 была объявлена расстановка офицерского, сержантского и солдатского состава по штату №107, объявленному приказами МВД СССР от 8.1.1950 г. №0015 и от 15.3.1949 г. №0026,
Командир дивизиона подполковник Ментов Василий Алексеевич.
Заместитель командира по политчасти майор Куц Василий Федорович.
Заместитель командира по техчасти капитан т/с Лемутов Михаил Васильевич.
Заместитель командира по снабжению майор а/с Дьяченко Марк Никитович.
Начальник штаба дивизиона майор Стефкин Александр Дмитриевич.
Взвод связи 14 чел.
Партийно-политический аппарата 5 чел. Секретарь партийной организации лейтенант Русанов Борис Георгиевич.
Начальник арт-технической службы (начальник мастерской) капитан т/с Лобачев Иван Кузьмич.
Военно-хозяйственная служба 5 чел.
КЭЧ – 2 чел.
Санитарная служба – начальник майор м/с Фокина Валентина Кузьминична.

1-й бронепоезд командир (потолок – майор) – старший лейтенант Хромов Александр Дмитриевич.
1-я бронеплощадка командир (потолок – майор) старший лейтенант Соболев Алексей Николаевич.
2-я бронеплощадка старший лейтенант вакантная.
3-я бронеплощадка старший лейтенант Лисенков Алексей Петрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Шугаев Федор Иванович.

2-й бронепоезд – командир капитан Москаленко Гавриил Федорович.
Заместитель командира по политчасти старший лейтенант Шевелев Яков Петрович.
1-я бронеплощадка старший лейтенант Зенкин Иван Кузьмич.
2-я бронеплощадка – вакантная.
3-я бронеплощадка – старший лейтенант Мартазов Константин Александрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Волков Петр Иванович.

Подразделения обслуживания:
Команда хозяйственного обслуживания.
Мастерская.
Автотранспортный взвод.
Всего личного состава – 280 чел.
Дивизион входил в состав 15-й дивизии войск МВД по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог (в/ч 6311).
В приказе от 10.7.1950 года №00372 появился новый заместитель по снабжению майор а/с Пономарев Николай Максимович, введена новая должность начальника секретной части – начальник старший лейтенант а/с Израилева Роза Менделеевна. Командир бронепоездов без изменений.
В 1950 году дивизион выполнил задание по сопровождению спецгрузов на Дальний Восток.
Приказом командира 15-й дивизии №8/0457 от 23.5.1905 г. майор Никитин Федор Павлович назначен начальником пионерского лагеря «Березка» сроком до 15.8.1950 г.
Приказом №140 от 31.5.1950 года по 31-му ОДБП МВД купание личного состава и сдача ГТО по плаванию разрешена на водной станции «ДИНАМО» в Химках.
В 1 квартале 1950 года, личный состав 2 бронеплощадок под командованием старшего лейтенанта Зенкина и старшего лейтенанта Соболева в течение двух месяцев нес службу по охране объектов 60-го отдельного батальона бронепоездов МВД СССР в составе которого находились бронепоезда и вагоны командования МВД СССР.
Во втором квартале 2 бронеплощадки по командованием старшего лейтенанта Шевелева и старшего лейтенанта Андреева сопровождали спец-грузы в адрес Дальстроя МВД СССР.
Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.
25.10.2011 г. Александр Слободянюк.
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 346
Из Управления войск НКВД СССР по охране железных дорог в адрес Начальника 5 отделения ОК НКВД СССР подполковника т.Князева было направлено служебное письмо следующего содержания:
                           Совершенно секретно
                              Экз.№2
                                                                                                     ЗДЕСЬ
   В порядке полной спецпроверки прошу проверить и сообщить не встречается ли компроментирующий материал на нижепоименованный руководящий офицерский состав:
   по 23 Дивизии:
……..
   по 31 Дивизии:
…..
12.Командир 31-го отдельного батальона майор Ищенко Петр Кириллович.
13.Начальник штаба 31-го отдельного батальона старший лейтенант Стефкин Алексей Дмитриевич.
      С ответом прошу не задерживать.
Заместитель Начальника войск НКВД СССР по охране железных дорого по кадрам полковник                                              АЖНИН (РГВА ф.28261 оп.1 д.21 л.15-17).
Из боевой истории БЕПО-56 под командованием старшего лейтенанта (капитана) Ищенко П.К.
« …Уже светало, когда экипаж выстроился у опушки леса, на левом берегу Днепра. П. К. Ищенко и В. А. Казарин подвели [35] итог пятидесятидневных боев. Погиб бронепоезд, а с ним и девять бойцов экипажа, пятнадцать человек получили ранения. Но враг заплатил за это дорогой ценой. На боевом счету экипажа один сбитый «юнкерс», одиннадцать подбитых танков, пять бронированных тягачей, две бронемашины. Уничтожено пять противотанковых орудий, двенадцать минометов, две артбатареи и около трех тысяч гитлеровцев. Несколько частей Красной Армии с помощью бронепоезда № 56 вышли из окружения.
29 декабря 1941 года все бойцы и командиры стальной крепости были награждены орденами и медалями. Девятнадцать человек получили орден Красного Знамени, двадцать два — орден Красной Звезды. Капитан П. К. Ищенко и комиссар В. А. Казарин заслужили высшую награду Родины — орден Ленина. 14 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.
….В ходе боев на Черниговщине в районе станции Щорс в оперативное подчинение дивизиона прибыл бронепоезд № 46 под командованием капитана В. К. Немазанникова. Бронепоезд был построен в Брянске еще до войны, сражался в первых боях в Литве и Латвии — под Шяуляем, Паневежисом, Даугавпилсом. Ветеран бронепоезда № 46 В. Г. Худик рассказывает: [37]
— Экипаж понес большие потери. Погиб наш «пушечный король» — наводчик Николаев, который показывал лучшие результаты стрельбы по движущимся целям. В боях были повреждены бронеплощадки, бронепаровоз, орудия. Наш броневик был направлен на ремонт в Брянск...
В начале сентября 1941 года на железнодорожном участке Низковка — Мена бронепоезда 6-го дивизиона нанесли неожиданный удар по наступающим вражеским колоннам. Сотни гитлеровцев были уничтожены метким огнем. 6-го сентября 1941 года на берегу Десны в районе станции Макошино бронепоезда были отрезаны гитлеровскими танками. Вражеская авиация и артиллерия обрушили страшный удар. Только четырнадцать человек, возглавляемых капитаном В. К. Немазанниковым, уцелели в бою. Уничтожив поврежденные бронепоезда, под покровом ночи они переправились через Десну.
Вскоре майор В. К. Немазанников возглавил 12-й отдельный дивизион, а некоторые бойцы бронепоезда № 46 вошли в состав формировавшегося 31-го ОДБП. …»
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945. — М.: Транспорт, 1992.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/efimev_manzhosov_sidorov/index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/h/0/chm/efimev_manzhosov_sidorov.zip
26.10.2011 г. Александр Слободянюк
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 346
31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог был сформирован для выполнения правительственных заданий на основании приказа НКВД СССР от 22 мая 1042 года №001033- сформировать 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по ОЖД по штату №075,  с дислокацией в г. МОСКВЕ. Дивизион включить в состав 31-й дивизии.

Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »