Обнаружил в личном архиве:
Материал о боевой деятельности заинтересовал читателей Форума. Поступают вопросы, на которые по возможности постараюсь отвечать.
Относительно гарнизона войск НКВД по охране моста через р.Березина в районе Шацилки (Шатилки). Гарнизон был от 73 полка 3-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особоважных предприятий промышленности.
7. 73-й полк, численность
Штаб и службы г.Могилев 163 чел.
1 батальон Гомель 3
1 рота ст.Унеча 202 чел.
2 рота ст.Гомель 246 чел.
3 рота ст.Жлобин 170 чел.
2 батальон Могилев 3
4 рота Осиповичи 200 чел.
5 рота Могилев 226 чел.
Резервная рота Могилев 136 чел.
Школа МКС Могилев 88 чел.
Линейный бронепоезд (БЕПО-МВБ) Гомель 114 чел.
Рота по охране ОВПП ст.Реста 84 чел.
73-й ПОЛК 24-й ДИВИЗИИ ВОЙСК НКВД ПО ОХРАНЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В 1941 ГОДУ НА МОГИЛЕВЩИНЕ. (прим. авт. - в июне 1941 года 3-я дививзия войск НКВД, железные дороги пересекают Березину только в трех пунктах: у Борисова, Бобруйска и Шацилки. )
Из фондов Могилевского областного краеведческого музея.
Служба и участие в походах и боях.
22 июня 1941 г. полк получил телеграмму о мобилизации и перешёл на усиленный вариант охраны и обороны охраняемых объектов, приняв под охрану дополнительно 13 новых объектов.
Личный состав полка, находившийся в лагерях Осиповичи и Лапичи, был сосредоточен при штабе полка г. Могилёв.
С 23 по 25 июня 1941 г. полк развернулся по штату военного времени.
26 июня 1941 г. в 14.00 полк занял оборону по левому берегу реки Днепр в районе ст. Луполово-Ремзавод и находился там до 6 июля 1941 г.
23 июня 1941 г. личный состав гарнизона ж.д. моста реки Случ г. Слуцк под командой зам. политрука Шамаева вступил в бой с мотопехотой противника и в течение одних суток вели неравный бой с превосходящими силами противника и только по приказу командования полка гарнизон отошёл на новый рубеж, потеряв одного красноармейца убитым.
27 июня 1941 г. противник высадил отряд парашютистов в район гарнизона ж.д.моста р. Березина, ст. Свислочь с задачей подготовить посадочную площадку для десанта. Начальник гарнизона мл. лейтенант Кулачков во взаимодействии с подразделениями Красной армии организовал облаву, в результате которой было поймано 50 немецких парашютистов.
В ночь с 28 на 29 июня 1941 г. передовые части противника, прорвавшиеся в районе Осипович вышли к ж.д.мосту через р. Березину у ст. Свислочь. Гарнизон, охранявший ст. Свислочь, вступил в бой с превосходящими силами противника (мотопехота и бронетанковые подразделения), но к исходу дня был вынужден оставить мост и отойти на новую позицию и занять оборону.
30 июня 1941 г. на помощь гарнизону был выслан стрелковый взвод под командованием ст. лейтенанта Рево. Они должны были выбить противника и вновь занять ж.д. мост через Березину. Одновременно был выслан бронепоезд для прикрытия работы вспомогательного поезда по восстановлению разрушенного полотна железной дороги. В 1.00ночи на 1 июля группа Рево, поддерживаемая бронепоездом во главе со ст. лейтенантом Малышевым, перешла в наступление, выбила противника и восстановила прежнее положение. Немцы, подбросив подкрепление, перешли в наступление. Под давлением численно превосходящего противника после упорного 5-и часового боя группа оставила мост и отошла на новую позицию.
В бою особенно отличились артиллеристы бронепоезда, которые уничтожили 4 танка и нанесли большой урон живой силе противника, а также зенитчики Семенькович и Фенько. Противника поддерживала авиация – 12 бомбардировщиков на бреющем полёте поливали свинцом позиции красноармейцев, сбрасывали бомбы на ж.д.полотно. Паровоз был выведен из строя, ж.д.полотно разрушено. Командир бронепоезда приказал личному составу оставить бронепоезд и отойти в лес. Зенитчикам было приказано огнём спаренных зенитных установок обеспечить отход личного состава. Несмотря на явное превосходство противника, комсомольцы О.Т.Семенькович и М.И.Фенько смело вступили в бой с немецкими самолётами. Потеряв один самолёт, немцы стали нападать ещё злее. Бомбы рвались в непосредственной близости от броневагонов. Воздушной волной зенитчиков сбросило с броневагона, но они снова стали за пулемёты и сбили ещё один самолёт «Юнкерс». Волной от взрыва бомбы их снова сбросило, но к этому времени личный состав бронепоезда успел скрыться в лесу. Выполнив свою задачу зенитчики ушли вслед за своими товарищами. В бою погиб разведчик бронепоезда лейтенант Новиков.
28 июня 1941 г. в 13.00 три немецких тяжёлых бомбардировщика налетели на ж.д. мост через Днепр у ст. Луполово. Зенитчик Романиков сбил один самолёт, который упал в 3-х км севернее г. Могилёва.
С 1 по 3 июля 1941 г. личные составы гарнизонов ж. д. мостов р. Несета ст. Несета, р. Ольса, р. Друть ст. Осиповичи и др. под натиском превосходящих сил противника оставили свои гарнизоны и с боями вместе с частями Красной Армии отходили по направлению к г. Могилёву, стягиваясь на ст. Луполово.
3 июля 1941 г. ст. Реста подверглась бомбардировке противника. Начальник гарнизона лейтенант Ворошилов организовал противовоздушную оборону, немецкие самолёты были рассеяны. Вовремя бомбёжки было разрушено жилое помещение гарнизона, погибли 7 человек, 18 были ранены.
К 5 июля 1941 г. главные силы Красной Армии сосредотачивались на Днепровском рубеже. Полку было приказано передислоцироваться из г. Могилёва в г. Рославль. В 20.00 5 июля полк, оставив для охраны моста ст. Луполово зенитно-пулемётный взвод, выступил пешим порядком по маршруту Чаусы – Кричев – Рославль.
С 9 по 10 июля полк занимал оборону на левом берегу р. Сож в районе г. Кричева, взяв под охрану ж. д. и шоссейные мосты. Подразделения полка и охраняемые им объекты постоянно подвергались интенсивным налётам и бомбардировкам немецкой авиации.
13 июля на командира взвода 3-й роты полка мл. лейтенанта Креля было совершено нападение двумя диверсантами. В результате один диверсант был убит, второй – взят в плен.
http://www.region.mogilev.by/ru/node/953919 июля механизированные и танковые части немцев заняли город Кричев и начали обходить полк справа, пытаясь окружить его. Полку было приказано отходить, взорвав мост через р. Сож. 19.7.41 г. в 21.00 полк выступил по маршруту Кричев – Рославль.
Захват мостов через Березину25 июня 1941 года взвод полка «Бранденбург» численностью 34 человека под командованием лейтенанта Лекса был десантирован в районе станции Богданово с целью захвата железнодорожных мостов через реку Березина. Вступив в бой, «бранденбуржцы», переодетые в советскую форму, заняли мосты, потеряв 5 человек убитыми (в том числе и командира взвода) и 16 — ранеными. Отбивая атаки танков и пехоты, диверсанты удерживали мосты до вечера 26 июня, когда к ним пробились немецкие мотоциклисты [4].[3]
3.↑ 1 2 3 4 «Бранденбург-800»: история армейского спецназа нацистской Германии — Army.lv
4.↑ Токарев М. «Десанты Гитлера на Восточном фронте в 1941 году: мифы и реальность».// Мифы Великой Отечественной 2. — Москва: Из-во «Яуза», «Эксмо», 2009. — с.215-216. ISBN 978-5-699-31707-3
Город Светлогорск (до 1961 г. Шатилки) - Город расположен в Гомельском Полесье, пристань на реке Березина. Расстояние по автодороге до Гомеля — 113 км (через г. Речица). Железнодорожная станция на линии Жлобин — Калинковичи.
Справка по р.Березина и ст. Богданово - ст.Богданув он ближе всех да и до двух рядом расположенных ж/д мостов через притоки р.Березина оттуда рукой подать - буквально 500м-1км до первого и соотв. на 1км больше до второго. Наконец, в ~9км к з-с-з от Воложин тракт Воложин - Виш...ев пересекает р.Березина в районе Замосцяны. Т.е. из более-менее крупных мостов к с-з от Воложин с уверенностью можно назвать только три, из них "северный" на шоссейной дороге и "центральный" в месте развязки нескольких трактов.
Кроме них, есть ряд пересечений р.Березина проселками (где мосты малой грузоподъемности а где броды по факту - неизвестно): три на участке Листопады - Городзки (к западу от шоссе Воложин - ст.Городзки) и один-два на участке Ромковиче - Замосцяны (к северу от тракта Воложин - Виш...ев).
http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=88020.02.2011 г. Александр Слободянюк