Наконец-то выбралась в мюнхенский госархив. Мотивация к посещению здесь
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=67333.120Пока только первые впечатления.
За год, что прошёл с той поры, когда мне ответили из архива о наличии у них микрофильмированного полицейского акта о бомбежке Мюнхена 17 декабря 1944 года, произошло много событий, в числе которых поломка компьютера и смена интернет-провайдера не самые главные, но объясняющие потерю того самого ответа из архива. Пришлось запрос сделать заново. Ответили в течение трех дней, при этом сообщили сигнатуру микрофильма и предупредили, что в связи с идущими в настоящее время в архиве ремонтными работами и ограничением количества рабочих мест, требуется предварительно позвонить и зарезервировать рабочее место – фильм-кабину. Позвонила и была проинформирована, что доступ к заветному микрофильму дается после регистрации в комнате описей и справочников, а для регистрации понадобится удостоверение личности. Вот тут и возникла коллизия: комната описей работает лишь до 16:00, а я планировала придти после работы, в 17 часов, чтобы в течение часа до закрытия в 18 часов читального зала успеть получить первое представление о документе. Сообразила, что могу забежать зарегистрироваться утром до работы. И правильно сделала, так как, хотя регистрация и отняла всего 15 минут (заполнение двух формуляров с личными данными, темой работы, подпиской об ознакомлении с правилами), но этих 15 минут вечером мне как раз бы и не хватило. Через 15 минут я уже была обладательницей картонной карточки-пропуска, дающей право на доступ к документам. Заодно заполнила бланк заказа микрофильма, чтобы к вечеру он меня уже ждал.
Ровно в 17 часов снова была в архиве. На вахте заносят фамилию и время прихода, верхнюю одежду и сумку закрываю в шкафчике и мчусь в читальный зал. Каждому, кто хоть раз работал с архивными документами, знакомо это предвкушение маленького открытия. Читальный зал небольшой, работает человек 10, почти все с ноутбуками, свободные столы имеются. Всего три сотрудника, двое из которых оказались архивариусами головного госархива, а мне нужен госархив обычный. За «мой» архив отвечает приятная мулатка с безупречным немецким. Она приносит заказанный с утра микрофильм и ведет меня в зарезервированную накануне по телефону фильм-кабину. Это примыкающая к читальному залу небольшая затемненная комнатка с уже знакомым мне по работе в архиве фирмы Крупп аппаратом для просмотра микрофильмов. Но есть одно очень важное и приятное отличие – зеленая кнопочка, после нажатия которой изображение на экране прибора отправляется на стоящий рядышком ноутбук, а оттуда ещё парой нажатий клавиш на разместившийся слева от компьютера принтер. Но пока печатать нечего: в полицейском акте сплошь идут сведения о разрушениях, таблицы с типом разрушений, названиями улиц, количеством погибших, пострадавших, оставшихся без крова, да изредка мелькают немецкие фамилии погибших жителей. За 5 минут до закрытия докручиваю катушку микрофильма до 246-й страницы акта и вижу, наконец, то, ради чего пришла: начало списка погибших, среди которых встречаются остарбайтеры. Зову мою мулатку с просьбой помочь побыстрее распечатать первую страницу списка – на большее времени уже не остается. На прощание узнаю имя столь дружелюбной и отзывчивой сотрудницы и получаю номер её телефона для переговоров о следующем «сеансе». На вахте заносят время моего ухода, и уже на улице вдруг соображаю, что не спросила фрау Вильямс, не нужно ли было заплатить за копию. Неужели в архиве коммунизм?
Но пусть эта загадка разрешится в мой следующий приход.