Иркутский военный авиационный инженерный институт (ВШАТ, ИВАТУ, ИВШАМ, ИВВАИУ, ИВВАИИ) — военное учебное заведение (1931-2009), осуществлявшее подготовку инженеров и техников для Военно-воздушных сил СССР и Военно-воздушных сил Российской Федерации. Находилось в Иркутске.
Иркутский военный авиационный инженерный институт: энциклопедическая справка
Решение об организации в Иркутске первого на территории Сибири и Дальнего Востока военного учебного заведения для подготовки авиационных специалистов принято в 1929. С этого времени началась подготовка зданий бывшего кадетского корпуса и военного пехотного училища царской армии для размещения авиационно-технической школы. 1 мая 1931 приказом по ВВС РККА школа получила наименование – 4-я военная школа авиационных техников (ВШАТ). Начальником ее был комиссар И. И. Михайлов. Занятия начались в январе 1932, а в октябре состоялся выпуск 94 авиационных техников.
Становление школы проходило в трудных условиях. Не хватало преподавателей и учебных пособий, не было оборудованных для занятий учебных помещений, отсутствовало электричество. Поэтому личный состав школы учился и строил. Восстанавливались здания, оборудовался учебный аэродром, аудитории, мастерские, лаборатории, казармы. Приказом Народного комиссара обороны 13 мая 1938 ВШАТ была преобразована в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). В 1940 училище сделало пять ускоренных внеочередных выпусков.
В годы Великой Отечественной войны весь учебный процесс был перестроен в соответствии с требованиями военного времени. Училище было преобразовано в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ). Была введена сокращенная программа обучения, резко увеличивался набор курсантов, расширялся объем учебного времени. В 1941–1945 школа готовила авиационных механиков на бомбардировщики Ту-2, штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители Ла-5, Ла-7 и Як-3. Всю войну группы курсантов работали на оборонных предприятиях Иркутска: авиационном, патронном, заводе тяжелого машиностроения. 77 самолетов и 299 двигателей отремонтировали они за годы войны. По приказу командования в 1942 направляются на фронт два полнокровных подразделения курсантов под командованием командиров батальона майоров Г. А. Павлова и В. И. Самодая под Сталинград, а позднее участвовали в разгроме японской Квантунской армии. Преподаватели, инструкторы и курсанты отремонтировали для фронта 77 самолетов и 290 моторов. Выпускники училища в эти суровые годы проявили себя как подлинные патриоты Родины и хорошие специалисты своего дела. В. Г. Киселев – обслуживал самолет, на котором совершал свои подвиги трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин; А. А. Власевский – воевал в составе авиационного полка «Нормандия-Неман», обслуживая самолет будущего генерала ВВС Франции Пьера Пуйяда; В. Ф. Цветков – готовил к бою самолет И-16 Героя Советского Союза В. Талалихина, на котором был совершен первый в истории авиации ночной таран в небе Москвы с 6 на 7 августа 1941; С. И. Озеркова – закончила войну в Германии старшим инженером женского авиационного полка в звании полковника. 14 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза:
А. П. Рубцов,
Н. Д. Миоков,
К. В. Новоселов,
В. Ф. Дураков,
С. X. Марковцев,
М. И. Рыбак,
В. А. Земских,
А. . Белоус,
И.Е. Середа,
И. К. Сачко,
М. П. Цисельский,
Н.Д. Пахотищев,
В. Р. Евсеенко,
А. Е. Дурновцев.
Подполковнику в отставке Виктору Петровичу Зубову в год 50-летия Победы за боевые заслуги в годы войны присвоено звание Героя Российской Федерации.
10 января 1949 школа авиамехаников вновь преобразуется в ИВАТУ.
http://irkipedia.ru/node/1138/talk