719 отдельный строительный батальон НКВД СССР
Теро Иван Адамович Родился в 1922 году в деревне Ридемюль Красносельского района Ленинградской области.
Финн по национальности. 13 августа 1941 года был призван в ряды Красной Армии. В 1941-1943 годы
проходил службу в составе 719-го отдельного строительного батальона НКВД СССР,
занимаясь обслуживанием аэродромов в Ленинградской области.
Затем служил в Уральске, в городе Гурьеве, в Грузии. В 1945 году демобилизовался.
После войны стал жить в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве,
работал на сланцеперерабатывающем комбинате (СПК) имени В.И.Ленина.в чем было ваше основное предназначение, вашего строительного батальона этого?- А это так называемые громоздкие, как говорится, названия были. Было распоряжение этого ГУЛАГ НКВД СССР о том, чтобы создать
719-й ОСБ — отдельный строительный батальон. Мы под Ленинградом находились и аэродромы обслуживали. Это был 1941-й и 1942-й годы, когда мы вот под Ленинградом были. В Тихвине стояли, Большой двор обслуживали. А первое наше место службы и самое основное-то — это была станция Ефимовская под Ленинградом. Помню, там проходила, значит, Северная железная дорога, которая Волхов обслуживала. Наша задача была такая: строить аэродромы. Ведь когда началась война, в первую-то очередь эвакуированы из под Ленинграда были три военных аэродрома. Это Гатчинский аэродром, это - Ропшинский аэродром и потом еще один аэродром какой-то. В общем, три аэродрома были эвакуированы, и мы, значит, их обслуживали под Ленинградом. Но там у нас аэродром только после войны был открыт. А тогда там были, знаете, только одни беговые дорожки такие. А там же большие леса были. Там был сосновый бор, были эти ангары. Так вот, самолеты садились когда, то их вручную затаскивали в эти ангары. Отправили на переподготовку, потом — опять слет. И вот так все время было.
А потом, когда Тихвин освободили, нас с Тихвина погрузили в вагоны и отправили в город Уральск. Это был 1943-й год уже. Привезли нас в Уральск, а там аэродромы уже не военные, а, как говорится, транспортные были. Вот обслуживали мы там, помню, взлетное поле, очищали от снега, от вылетов. А там, знаете, грузили продуктами всё эти транспортные самолеты: например, мясом, крупой. В общем, все продукты только увозили оттуда ближе к Ленинграду. Вот таким путем все шло, значит. А потом, когда зима кончилась, снег оттаял, нас погрузили в вагоны и отправили в город Гурьев. В город Гурьев приехали, значит, - он был на берегу Каспия. И приехали мы в степь гурьевскую, как сейчас помню. С первого кола начали мы там палатки ставить, и всё: начали строить нефтеперегонный завод. Гигант 441, как это называлось в то время. Были награждены по окончании этого самого нефтеперегонного завода, когда пустили, похвальными грамотами. Но ордена нам не давали, а только эти похвальные грамоты. А здесь отобрали все. Все документы отобрали. Я не знаю, почему. Кому они нужны были?
Теро Иван Адамович - Я Помню. Герои Великой Отечественной войны. Участники ВОВ. Книга памятиhttps://iremember.ru/memoirs/drugie-voyska/tero-ivan-adamovich/