Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Сушицкий Анатолий Михайлович, Горяга/Гаряга Леонид Петрович, экипаж 51-го мтап  (Прочитано 768 раз)

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 532
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Из почты:

Цитировать
САМОЛЕТ РАЗБИВШИЙСЯ В РАЙОНЕ ПАЛЬМНИКЕН
Евгений Завертанов *@mail.ru
сегодня в 21:08
may1945-pobeda@yandex.ru


Добрый вечер Александр.
 
Подкину интересную тему как бы касающейся вашей специальности ВС и военной тематики.
Так вот раньше в Янтарном на побережье где сейчас ресторан Галера и памятник Жертв Холокоста стоял Обелиск разбившимся летчикам в апреле 45 года. Но останков летчиков там не было только останки самолета которого растащили. Сейчас обелиска нет и кто там разбился не известно.
Так вот я нашел в донесениях что в 18.04.1945 самолет под управлением летчика лейтенанта Сушицкого был подбит и произвел вынужденную посадку в районе предположительно н. п. Пальмникен. Штурман звена - лейтенан Горяга Л.П. получил тяжелое ранение и был помещен в санитарную часть 110-го сп 325-й сд. Умер от ран в 415-м омсб 325-й сд. Предположительно похоронен в н. п. Хайлигенкройц ныне Красноторовка. Все солдаты которые умерли в этом мед части или убиты были первоначально захоронены в п. Хайлигенкройц ныне Красноторовка далее перезахоронены в Янтарном. Все в основном из п. Хайлигенкройц.
 
Так вот! Командир штурмана Горяги (Гаряга) Леонида Петровича остался жив и получил награду за Победу над Германией
Командир звена лейтенант Сушицкий Анатолий Михайлович 1923 г.р. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie51246175/  Читайте на страничке подвиг 1 и подвиг 2
16.04.45 он потопил транспорт противника водоизмещением 8 000 тонн. А 18 апреля их сбивают.

ГАРЯГА (ГОРЯГА) ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ (1909-19.04.1945 гг) - выпускник 1941г.     http://www.geogr.msu.ru/about/front/spiski_pogibshih.php

 
Дата рождения
 
__.__.1923
Место рождения
 
Белорусская ССР, Бобруйская обл., Кличевский р-н, д. Михаловка
Воинская часть
 
51 мтап 8 мтад ВВС КБФ ( 51 мтап, 8 мтад ВВС КБФ )
Дата поступления на службу
 
__.__.1941
Кто наградил
 
Балтийский флот|КБФ ( 51 мтап, 8 мтад ВВС КБФ )
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie51246175/
 
 
Так вот нужно побольше информации о них
Какой тип самолета у них был (вот я нашел их часть) https://www.nashapobeda.lv/2064.html
 
Количество членов экипажа на данном бомбардировщики? Командир, штурман и еще кто?
Может это и есть тот самолет с летчиками который разбился на берегу а останков летчиков нет.
--
Евгений Завертанов

Евгений, здравствуй!
1. По 51-му мтап есть много информации http://may1945-pobeda.narod.ru/MA_BF.htm по ссылке
"АРХИВ МУЗЕЯ 51-го МИННО-ТОРПЕДНОГО АВИАПОЛКА"
http://www.bellabs.ru/51/index.html

2. На вооружении были не бомбардировщики, а торпедоносцы «Бостон» A-20G

3. Их самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии при выполнении очередного задания 18.04.1945
http://www.bellabs.ru/51/Morozov/Losses.html
Цитировать
142   18.04.1945   51   А-20   м. Брюстерорт   = ЗА, разбит при вын. посадке   удар по КОН   л-т Сушицкий   жив
Записан
С уважением,  Александр

Евгений Завертанов

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Евгений Завертанов
Что значат обозначение =ЗА?
« Последнее редактирование: 03 Февраля 2020, 23:36:51 от Евгений Завертанов »
Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 532
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Что значат обозначение =ЗА    и удар по КОН?

В тексте сообщения есть ссылка на источник
...
3. Их самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии при выполнении очередного задания 18.04.1945
http://www.bellabs.ru/51/Morozov/Losses.html
Цитировать
142   18.04.1945   51   А-20   м. Брюстерорт   = ЗА, разбит при вын. посадке   удар по КОН   л-т Сушицкий   жив

Информация соответствует колонкам (столбцам)
№   Дата   Полк   Самолет   Район   Причина   Обстоятельства   Летчик   Судьба (+ погиб = ранен)

ЗА - зенитная артиллерия
удар по КОН - удар по конвою кораблей
Записан
С уважением,  Александр

Евгений Завертанов

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Евгений Завертанов
ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ
ОБЕЛИСК ЛЕТЧИКАМ НА ПОБЕРЕЖЬЕ ЯНТАРНОГО

Местные жители Янтарного помнят что в 90 года в районе ресторана Галера стоял неприметный обелиск разбившимся летчикам во время Великой Отечественной войны. Как не печально сейчас этого обелиска нет. На этом месте увеселительное заведение ресторан "Галера".

По запросам и документам и со слов специалиста администрации Янтарного информация о погибших летчиках в данном районе Янтарного не было. Человеческих станков летчиков обнаружено не было. Но останки от самолета были и их растащили местные жители после войны.

Меня как специалиста поисковика заинтересовала эта тема о разбившимся самолете. Так как самолет был а летчики остались не известны.
Занимаясь поиском в архиве МО РФ и с помощью специалистов удалось установить поэтапно историю с разбившимся самолетом в районе м. Таран (м. Брюстерорт немецкое название).
Что самолет торпедоносец "Бостон" A-20G американской фирмы Дуглас был поврежден огнем зенитной артиллерии при выполнении очередного задания 18.04.1945.
Самолет командира звена лейтенанта Сушицкого Анатолия (Антона) Михайловича 1923 г.р был подбит и произвел вынужденную посадку в районе предположительно н. п. Пальмникен.
Штурман звена - лейтенанта Горяга Л.П. получил тяжелое ранение и был помещен в санитарную часть 110-го сп 325-й сд. Умер от ран в 415-м омсб 325-й сд. Предположительно похоронен в н. п. Хайлигенкройц ныне Красноторовка. Все солдаты которые умерли в этой мед части или убиты были первоначально захоронены в п. Хайлигенкройц ныне Красноторовка далее перезахоронены в Янтарном. Все в основном из п. Хайлигенкройц ныне п. Красноторовка.

Из архивных документов удалось установить что экипаж звена под командованием командира летчика Сушицкого А.М. и штурмана лейтенанта Горяга Л.П принимал участие в боевых действиях по торпедированию конвоя вражеских кораблей:
16 апреля 1945 года экипаж лейтенанта Сушицкого А.М. принял участие со звеньями других экипажей и западней Либавы Восточная Пруссия был торпедирован немецкий корабль ТР "Кап Гуир" водоизмещением 1 536 тонн вместе с живой силой противника 774 или 756 человек.
В этот день в районе Риксхефта звенья 51-го минно-торпедного авиаполка предприняли торпедирование ТР "Гота" водоизмещением 5 335 тонн. "По германским данным поврежден торпедой ПЛ, которые в этот день об успехах в этом районе не докладывали. Возможно поврежден МТА."

И последний свой бой совершило звено лейтенанта Сушицского А.М.
При боевом торпедирование в районе Пилау немецкого ПАБ "Роберт Мюллер 6" 18 апреля 1945 года. самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии при выполнении очередного задания и при ударе о землю самолет был разбит. Командир лейтенант Сущицкий А.М. остался жив, а штурман Горяга Л.П. получил тяжелое ранение и был помещен в санитарную часть 110-го сп 325-й сд. Умер от ран в 415-м омсб 325-й сд.

В дальнейшем лейтенант Сушицкий А.М. не участвовал в боевых действиях в Восточной Пруссии.
Был награжден
Орденом "Красной Звезды" 31.05.1945
Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 09.05.1945

Штурман звена - лейтенант Горяга Л.П награжден:
01.11.1944 Орден Красного Знамени
23.05.1945 Орден Красного Знамени (посмертно подвиг совершил 16.04.1945)
Выписка из наградного документа ПОДВИГ- "лейтенант Горяга в Отечественной войне участвует с октября м-ца 1943 г.. За этот период произвел 37 боевых вылетов в экипаже л-та Сушицкого. Летал на бомбардировочные удары по военно-морским базам и уничтожение подводных лодок, уничтожение транспортов, на свободную охоту и сопровождение.
- 11.05.44г. потопил тральщик противника;
- 11.05.44г. потопил СКР и поврежден транспорт;
- 17-18.06.44г. бомбардировочные удары по порту Киркинес;
- 23.08.44г. наносил бомбоудары по порту Варде по 6 БДБ;
- с 7.4.45 г. произвел 5 боевых вылетов в экипаже лейтенанта Сушицкого;
- 16.04.45г. в группе самолетов потоплен транспорт противника водоизмещением 8 000 тонн".

Штурман звена лейтенант Горяга Леонид Петрович имя его остается не увековечена.
Должен был быть увековечен на Братской могиле пос. Янтарный.
Продолжение по лётчикам ещё будет.

Примечание:
По моим личным пока выводам самолет звена лейтенанта Сушицкого А.М после повреждения огнем немецкой зенитной артиллерии пробовал долететь до аэродрома Кракстепеллен ныне пос. Синявино МО "Янтарный ГО". Но не по известным причинам не до тянул до посадочной полосы аэродрома Кракстепеллен (п. Синявино).
Расположение командира самолета "Бостон"A-20G было выше чем у штурмана самолета Горяги. Штурманское место располагалось ниже и ближе к хвостовой части самолета и как раз при падении(посадки) видимо было повреждена как раз хвостовая часть самолета где и располагался штурман Горяга.
Так же под вопросом какие ранения получил штурман Горяга? Или при падении самолета или осколочно-разрывные при зенитном обстреле самолета.
В следующей моей статье опишу геройские боевые вылеты штурмана лейтенанта Горяги Л.П. в районе боевых действий на Северном флоте.

Таких героев за ЧЕСТЬ увековечить в нашем муниципалитете Янтарного!
Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 532
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ОБЕЛИСК ЛЕТЧИКАМ НА ПОБЕРЕЖЬЕ ЯНТАРНОГО
штурман звена ГАРЯГА ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ
Надо знать своих героев!

Гаряга Леонид Петрович 18.06.1909 года рождения, родился в городе Николаев УССР,
Служащий из рабочих. член ВКПБ
Перед войной работал научным сотрудников эконом.географии в Государственном университете г. Москва
Звание мл. лейтенанта получил в 1938 году
Звание лейтенанта получил в 1944 году, принимая участия в боевых вылетах.
В рабоче-крестьянской Красной армии с 4 октября 1938 года.
Служил в 27 стрелковом полку 9 стрелковой дивизии, красноармеец 1931-1933 г.
В 1933 году уволен в долгосрочный отпуск.
Военно-послужной список:
С 1937 года Гомельская авиабригада ДА ВВС БВО, практические сборы слушателя летного набора.
С 1938 года 4-я тяжелая авиабригада ВВС БВО, слушатель летного набора.
С 1941 года 3-й запасной авиаполк ВВС ТОФ, слушатель летного набора.
Принял военную присягу 13 октября 1941 года.
С 1943 года ВМАУ имени Ливаневского, слушатель курсов штурманов.
3-й ЗАП АБ ВВС ВМФ, слушатель-штурман.
С 1944 года штурман звена.
В 1945 году откомандирован в распоряжение ВВС КБФ.
2 АЭ 51 МТАП ВВС КБФ штурман звена.
24.04.1945 года исключен из списков частей авиации ВМС, как убывший на излечение в эвакогоспиталь и не возвратившийся в свою часть 18.04.1945 года.
Запись в документах от 27.06.1946 года.

Я уже описывал как при каких обстоятельствах погиб штурман лейтенант Гаряга Л.П.
Обещал рассказать  подвиги по боевым вылетам на Северном флоте.
Первую награду Орден Красного Знамени штурман лейтенант Гаряга Л.П. получил за подвиг:
"В Отечественной войне участвует с апреля 1944 года и за это время произвел 31 боевой вылет, в том числе:
17-18.04.44 года в период освобождения Крыма участвовал в потоплении группой двух ТР водоизмещением 400 тонн и одного СКА. Подтверждение Командира 1 МТАД ВВС ЧФ.
27.06.44г. участвовал в потоплении группой в порту Киркинес одного ТЩ и двух СКА. Опре.сводка ШВВС СФ.
28.06.44 г. участвовал в потоплении группой в порту Киркинес одного ТР водоизмещением 10 000 тонн. оперативная сводка ШВВС СФ.
11.10.44 г. в экипаже лейтенанта Николаева участвовал в потопление группой одного ТЩ и повреждении одного ТР водоизмещением 3 000-4 000 тонн. Опер. сводка ШВСС СФ.
16.10 44 г. в экипаже лейтенанта Николаева участвовал в потоплении одного ТР водоизмещением 1 500 тонн, двух НСУ, одного МО. Опер. сводка ШВВС СФ.
24.10.44 г. в экипаже лейтенанта Николаева участвовал в торпедировании и потоплении группой одного СКР, одного ТР водоизмещением 4 000 тонн. Опер. сводка ШВВС СФ.
26.10.44 г. при бомбовом ударе по кораблям противника их самолет получил серьезные повреждения - перебита бензо-маслосистема, выведен из строя один мотор.
В результате высокой боевой выучки и мужества экипаж приводнился в районе Пумманки, где был подобран.
За участие в потоплении четырех ТР общим водоизмещением 15 500 тонн, трех ТЩ, трех СКА одного СКР одной самоходной баржи, двух НСУ, одной баржи 400 тонн, одного МО, повреждение двух ТР общим водоизмещением 7 000-8 000 тонн и проявленные при этом мужество и отвагу достоин к награждению.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за 31 боевой вылет в результате которых участвовал в потоплении группой 4 ТР  противника общим водоизмещением 15 500 тонн, 3 ТЩ, 3 СК, 1 СКР, 2 НСУ, 1 МО, 2 баржи, в повреждении 2 ТР  7-800 тонн общим водоизмещением и проявление при этом мужество и отвагу достоин к награде Орден Красного Знамени
Даты подвига: 17.04.1944 18.04.1944, 27.06.1944, 28.06.1944, 11.10.1944, 12.10.1944, 16.10.1944, 24.10.1944, 26.10.1944.
Подвиг за вторую награду я описал в первой своей статье.
Благодарю за помощь в предоставлении информации поисковиков Республики Татарстан,  Илью Прокофьева.
Наградные документы взяты из архива ОБД МЕМОРИАЛ.
Поиск на этом не заканчивается. Теперь будем искать родственников Гаряги Л.П. И проходить все бюрократические препоны для установки памятника на месте падения самолета.
Ведь этот год в России ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ.
Примечание, условных обозначений судов:
ТЩ - Тральщик,
ТР - Транспорт,
СКА - Сторожевой катер,
СКР - Сторожевой корабль,
МО - Морской охотник,
НСУ - Надводное судно управления.
Евгений Завертанов
12 февр. Полноразмерное фото
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2776818415728241&id=100002003299650
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »