Заполь Михаил Юделевич
В ВОЕННО-ДОРОЖНОМ ОТРЯДЕ
Родился 20 ноября 1919 г. в местечке Красная слобода Мин-
ской области, Белоруссия. Национальность — еврей.
С 1938 по 1943 г. был членом комсомола. В 1943 г. вступил
в ВКП(б).
В 1935 г. окончил 8 классов неполной средней школы и в
1936 г. поступил в Минский архитектурно-строительный техни-
кум, который закончил в 1940 г. По распределению направлен в
25 ВСУ в/ч 9868 (г. Ломжа, БССР), где работал старшим техни-
ком при строительстве оборонительных сооружений в деревне
Грабово.
В апреле1941 г. направлен в УАС НКВД Барановичской об-
ласти на строительство аэродрома в г. Зельва в должности про-
раба. Строительство аэродрома (объект №161) должно было
быть закончено к октябрьским праздникам. К началу июня
1941 г. была готова железобетонная взлетно-посадочная полоса и
произведена посадка нескольких военных самолетов.
Строительство аэродрома велось силами военнослужащих,
заключенных и вольнонаемных из восточных и западных рай-
онов Белоруссии.
В воскресенье 22 июня 1941 г. рано утром местные жители
стали говорить, что началась война. В 12 часов дня на строи-
291
тельной площадке собрали на митинг вольнонаемный состав
строителей (военнослужащие и заключенные отдыхали в воскре-
сенье в бараках) и по радио заслушали выступление В. М. Моло-
това о вероломном нападении Германии на Советский Союз.
Примерно в 13.00 из-за леса, примыкающего к строительной
площадке, на низкой высоте появилась эскадрилья самолетов с
черными крестами на фюзеляжах. Она пролетела над толпой
людей, собравшихся на митинг. Самолеты, примерно 9—12 шт.,
развернулись и открыли огонь по собравшимся. Началась пани-
ка и растерянность. Стало ясно, что началась война. Появились
первые убитые и раненые, особенно среди тех, кто еще отдыхал
в бараках. Телефонная связь с вышестоящим руководством в
Барановичах сразу была затруднена. Была получена команда
оставаться на своих местах и продолжать свою работу.
На следующий день (23 июня) мы получили 30 винтовок и
ящик патронов, которые были розданы военнослужащим из вос-
точной Белоруссии. Связь с руководством в Барановичах полно-
стью прекратилась. Появились первые раненые и беженцы со
стороны линии фронта.
Инженерное руководство объекта (главный инженер) при-
нимает решение распустить по домам военных, набранных в
Западной Белоруссии, а заключенным и вольнонаемным из Вос-
точной части Союза двигаться самостоятельно своим ходом в
сторону Востока.
Одновременно начинается подготовка транспорта для эва-
куации инженерного персонала объекта и служебной докумен-
тации. К вечеру 23 июня из двух мостов через реку Зельвянка
(автодорожный и железнодорожный) один — автодорожный
был разрушен немецкой авиацией. Дорога, по которой двига-
лись беженцы, обстреливалась авиацией. На рассвете 24 июня
наша автоколонна подошла к железнодорожному мосту. Вруч-
ную, по шпалам, машины были перетащены на другой берег ре-
ки и укрыты в придорожном лесу, т.к. дорога полностью об-
стреливалась одиночными немецкими самолетами.
Ночью началось движение автоколонны по маршруту на
Барановичи — Слуцк — Минск. Города по пути движения под-
верглись бомбардировке и горели. Утром 26 июня мы добрались
до г. Минска. На окраине города, в парке отдыха работала ко-
манда военного ведомства, которая оформляла документы для
отправки на фронт. Город горел со всех сторон и население го-
рода покидало город. В связи с тем, что наша команда бала при-
292
писана к НКВД, военное ведомство нас не приняло. По линии
НКВД было дано предписание двигаться в сторону Москвы.
После оформления и решения организационных проблем
обнаружили, что все наши грузовые машины с водителями из
Краснодарского края сбежали. Осталась только одна полуторка —
газогенераторная на дровяных чурках. На этой машине размес-
тилась вся оставшаяся команда, примерно 25 человек. Дальней-
ший маршрут Минск — Могилев — Орша — Смоленск — Ро-
славль — Малоярославец. Завершили к концу июня. В Мало-
ярославце нас поместили в школьном здании и дали команду
ждать распоряжения из Москвы. 7 июля 1941 г. приступили к
работе в УАС НКВД по Орловской области. Сначала на объекте
№169 — города Почеп, затем объект №324 — в городе Задонск.
Работа закончилась 9 октября 1941 г.
10 октября 1941 г. по направлению УАС НКВД я прибыл в
г. Воронеж, где начиналось формирование 34 Военно-дорожного
отряда (ВДО), предназначенного обеспечить строительство, ре-
монт и эксплуатацию военных дорог стратегического назначе-
ния. Я начинал рядовым в должности командира отделения. Ко-
мандиром роты был капитан Захаренков Евстигней Терентьевич,
командиром роты — Голов Григорий Игнатьевич. Я принял
присягу 25 декабря 1941 г. 34 ВДО входил в состав 3-его Воен-
но-дорожного управления (ВДУ).
В начале января 1942 г. я был направлен на трассу Москва —
Куйбышев, на участок Краснослободского района в Мордовии с
целью обеспечения возможности проезда в зимних условиях
силами местного населения сел, примыкающих к трассе.
Летом 1942 г. 34 ВДО был переброшен на дорогу Москва —
Сталинград, на участок в районе города Ряжск.
Зимой 1942/43 г. отряд был передислоцирован на дорогу
Воронеж — Курск, на участок Нижнедевицкого района с бази-
рованием отделения в деревне Кутузовка. В ноябре 1943 г. отряд
был переброшен в Белоруссию, Гомельская область. Взвод раз-
мещался в районе города Буда-Кошелев. Задачей было возвести
переправы через р.Днепр в этом районе. К этому времени я был
командиром 3-го взвода 1-й роты 34 ВДО. На территории Поль-
ши в районе Бяло Подляска, а осенью в районе г. Седлец с бази-
рованием в деревне Плевки.
В январе 1945 г. взвод участвовал в сооружении надводного
деревянного моста через реку Висла с базированием в пригоро-
де Варшавы — Праге.
293
Последний этап войны, весной 1945 г., прошел по террито-
рии Германии на трассе Кюстрин — Берлин и завершился уча-
стием в возведении переправы на реке Одер, перед штурмом
Берлина и устройством противоминных заграждений по реке
Одер. Я освобождал г. Варшаву в составе 34 ВДО.
Военные боевые действия я закончил в мае 1945г. в Берлине
на 1-ом Белорусском фронте в составе 3 ВДУ, 34 ВДО в долж-
ности командира взвода, в звании техник-лейтенант. Команди-
ром 34 ВДО был инженер-майор Голишиников А.А.
2 мая 1945 г. отряд передислоцировался в Берлин, в зону,
которая впоследствии отошла американцам, и приступил к де-
монтажу заводского оборудования — предприятия, которое из-
готавливало самолеты (алюминий-верке). После демонтажа и
вывоза наиболее ценного оборудования в нашу зону взвод пере-
базировался в бараки, расположенные в районе Алерсгоф города
Берлина.
Началась подготовка к демобилизации и отправке домой
солдатского состава старших возрастов и вольнонаемных.
В конце октября 1945 г. 34 ВДО был погружен в теплушки
железнодорожного состава по узкой колее и двинулся из Берли-
на по территории Польши до станции Лунинец на территории
Белоруссии. После перегрузки состава на широкую колею 20
ноября 1945 г. состав двинулся в сторону юга страны с длитель-
ными остановками на станциях Владикавказ — Сухуми — Гу-
даута. В середине декабря 1945 г. состав разгрузился в городе
Гудаута Абхазской АССР.
Здесь я начал оформлять документы на демобилизацию.
Оформление документов задержалось в связи с тем, что я был
агитатором на выборах в Верховный Совет СССР, назначенные
на 26 февраля 1946 г.
25 марта 1946 г. с пакетом документов на демобилизацию я
выехал из Гудаут и прибыл в Москву 27 марта. Документы я
передал в отдел кадров Главного Дорожного Управления КА на
ул.Горького. 5 апреля 1946 г. я был демобилизован и получил
все документы, пособия и награды.
10 мая 1946г. я был зачислен студентом 2-го курса Москов-
ского строительного института и получил стипендию и продо-
вольственные карточки.
От солдата до генерала: Воспоминания о войне. Том 5
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=32020&p_page=30Долго я искал что-то такое, где так все было бы компактно и ясно изложено!
Как происходило строительство аэродромов в Белоруссии, эвакуация, в Малоярославец чуть-чуть рановато приехали (7 июля) - приказ по НКВД о приоритетном завершении строительства дороги Москва - Малоярославец (то, что практически сумели сделать с 1936 г. из трассы Москва - Киев) вышел 11 июля (27 марта вышло распоряжение работы прекратить (приказ обсуждался здесь выше - на этом отрезке оставалось тогда недостроено 30 км)), а 10 июля в Москву из Белоруссии прибыла 42 конвойная бригада, направили в компанию к Чистову в Почеп. Все, как по нотам!
Сравнить с описанием Пивоварчика! Пишет: и работяги не кормлены, и дезертируют, и сроки строительства нереальные - и чего только не городит. А здесь как дважды два: в апреле строительство аэродрома началось, в начале июня в целом кончилось, осталась только заключительная доводка до полной готовности. И никаких соплей.
Только одно неясно: насчет заключенных. Насколько я выяснил, часть эвакуированных (в т. ч. пленных поляков) собирали в лагпункте Аверьково близ станции Семлево западней Вязьмы, остальных отправили в тыл за Москву. В какие точнее сроки это происходило? Куда дальше отправили? По одним сведениям, заключенных использовали на строительстве укреплений у Дорогобужа, по другим - Можайского укрепрайона. Возможно, было и то, и то. Хотелось бы выяснить это почетче.
Мемуарист, к сожалению, не мог это знать.
И еще. 27 марта намечалось построить 61 аэродром. 7 июня Пономаренко с тревогой сообщает о проблемах со строительством ОСТАВШИХСЯ ИЗ НИХ восемнадцати. Точней, пишет о том, что на этих объектах закончилась подготовка полотна, а проблемы связаны конкретно с бетонированием, которое производилось до сих пор на всех остальных строительствах аэродромов исключительно вручную. Далеко возить строительный камень - из Белоровичского карьера на крайнем юге Белоруссии (ныне в Украине) и т. д. Отсюда на момент начала войны мы можем разделить строительства аэродромов на категории: 1) вполне построенные, откуда конвоиры НКВД и заключенные ушли, 2) законченные бетонированием, т. е. условно пригодные для использования, но не законченные вполне, постольку там часть заключенных с конвойными и запасников должна была оставаться (случай Заполя), 3) аэродромы, у которых уже подготовлено полотно, вполне возможно, начаты бетонные работы, но явно не готовые (18, о которых сообщает Пономаренко) и 4) даже и не начатые строительства и / или строительства в самом начальном этапе.