Вадим Николаевич Янусов
Из книги В.Б. Казакова "Сотвори себя" (об авиаконструкторе О.К. Антонове, 1980):
«...
В Великую Отечественную войну отличались не только летчики, но и техники-планеристы. Один из них – Вадим Николаевич Янусов – учил молодых ребят в СВАПШе. Именно он помог командованию военно-планерной школы сократить срок обучения, сконструировав и построив «спарку» – десантный планер с двумя управлениями, – использовав для этого антоновскую конструкцию.
За глаза курсанты звали Янусова «Мессершмитт». Техник был энергичен, быстр в работе и подвижен как ртуть.
Но почему же именно «Мессершмитт»? Об этом стоит рассказать.
...Шел октябрь 1941 года. В штаб авиационного полка пригласили техника II ранга Янусова. Принял его незнакомый комиссар с четырьмя «шпалами» в петлицах, но в комнате находились командир полка и его заместитель по летной части.
– Карту читать умеете? – спросил комиссар.
– Да.
– Вот это что?.. Вот это?.. Объясните этот знак, – говорил комиссар, указывая разные места расстеленной на столе карты.
И когда Янусов точно распознал все топографические знаки, сказал:
– Отлично разбираетесь. Тогда вам задание... Есть приказ Верховного Главнокомандующего уничтожать перед отступлением всю авиационную технику, которую нельзя перегнать. Прежде всего это касается новейшей техники. Вот здесь, – комиссар начал ставить точки на карте, стоит подбитый Як-1, здесь – Ил-2, здесь СБ... Их нужно сжечь, взорвать! Мне сказали, что вы умеете и машину водить? Знаете все типы бомбовых взрывателей?
– Да.
– Берите грузовик с взрывчаткой и выполняйте задание.
– Есть!
– Поезжайте! К сожалению, помощников дать вам не можем...
Вадим Янусов уничтожил а разных местах четыре самолета. К предпоследнему – Ил-2 – пришлось добираться пешком и нести на себе взрывчатку, так как автомашина к месту стоянки не прошла.
На большой поляне-аэродроме он увидел целый, но беспомощный, с отказавшим двигателем штурмовик. Ил-2 жечь бесполезно: бронированная конструкция все равно останется, и с нее враги могут снять копию. Значит, только взрывать!
Неожиданно рядом разорвалась мина. Вскинув голову, осмотревшись, техник примерно в полутора километрах увидел пеших немцев. Именно оттуда по нему и самолету бил миномет.
Еще взрыв. Обожгло правую руку, и средний палец повис на кусочке кожи. Янусов пытался оторвать его кусачками, но немцы приближались, и он бросился к самолету.
Под крыльями штурмовика висели фугасные авиабомбы. Янусов, хорошо знающий систему сброса, вытащил из кармана длинную бичеву, привязал ее к тросику системы и, размотав на всю возможную длину, укрылся в соседнем капонире. Дернул бичеву. Бомбы упали с держателей, но не взорвались. В спешке техник забыл про ветрянки, навинченные на рыльца бомб и предохраняющие их от взрыва, да и упали они плашмя, не успев из-за малого расстояния между крылом и землей раз вернуться взрывателями вниз.
Времени оставалось в обрез.
Тогда Янусов вернулся к самолету, свинтил с одной из бомб крыльчатку. Установил на тарели взрывателя максимальное замедление взрыва 22 секунды и изо всей силы ударил пассатижами по взрывателю. Подумал: «Буду бежать, не поскользнуться бы!»
После удара в бомбе что-то зашипело, и Янусов бросился в капонир.
Раздался чудовищный взрыв.
Хотя воентехник уже лежал в довольно глубоком капонире, ему все равно показалось, что тело его расплющилось.
Земляные комья, обломки, с корнем вырванное дерево погребли под собой Янусова.
Сколько, прошло времени с момента взрыва, он не помнил, но понял, что жив, услышав голоса немецких солдат. Они доносились глухо, будто сквозь вату.
У огромной воронки, оставшейся от места, где когда-то стоял Ил-2, солдаты пробыли недолго.
Янусов совсем очнулся, выбрался из-под обломков, и, когда выглянул из-за порушенного бруствера, лишь сучья дерева прикрывали его.
И тут услышал звук авиационного мотора. Поднял голову. Два истребителя типа «Мессершмитт» заходи ли на аэродром спокойно, как на свой. Один сел на даль нем конце поля, у него остановился винт. Второй «Мессершмитт» остановился метрах в двадцати от капонира, где полулежал Янусов. Ему было видно, как, не выключив мотора, спустился на землю весь затянутый в черную кожу немец и подошел к капоту мотора. Открыв какой-то лючок, стал в нем копаться. Чутьем механика Янусов понял, что он регулирует карбюратор: мотор коптил.
Вынув из кобуры наган, Янусов стал прицеливаться в немца. Мушка прыгала перед глазами. Не слушалась правая рука с оторванным пальцем, и держать оружие пришлось левой.
На выстрел немец никак не среагировал: за шумом мотора он не услышал звука выстрела, а пуля прошла далеко от него.
Тогда Янусов, обдирая лицо о подгоревшие, сухие ветки дерева, выскочил из разрушенного капонира и побежал к «Мессершмитту».
Немец оцепенел, увидев перед собой страшного человека с ободранным, окровавленным лицом, черного от земли и копоти. Этого мига хватило Янусову, и он несколько раз выстрелил в упор. Немец, подогнув колени, упал, сполз под колеса самолета.
Янусов залез в кабину «Мессершмитта». Все ему здесь было незнакомо. Но сектор газа летчик или техник найдет сразу в любой машине. Нашел его и Янусов. «Лучшие разобьюсь на взлете, чем попаду в плен», – подумал он и решительно двинул сектор газа вперед.
Самолет побежал. Оторвался от земли. Стал набирать высоту.
Управлял им Янусов скорее механически,- чем обдуманно. Будучи не только авиатехником, но и пилотом-планеристом, на заре советского планеризма, Янусов летал и парил в Коктебеле почти на, всех спортивных планерах. Он представил, что летит на планере, только откуда-то у него появился мотор.
Компаса в кабине чужого самолета Янусов не видел, да он и не искал его. Сориентировался по солнцу. Оставив светило за спиной, на высоте 200 – 300 метров пошел на восток.
Ему казалось, что летит он очень долго и совсем не туда. Возникала отчаянная мысль ртдать ручку от себя и на пикировании врезаться в землю. Мысль пропала, когда увидел под самолетом Варшавское шоссе. Восстановил ориентировку и повернул нос «Мессершмитта» на свой аэродром Дубровицы.
И тут перед винтом взметнулись ввысь два юрких истребителя И-16. Где-то рядом прошла разноцветная трасса пуль. Может быть, были и другие, но Янусов их не видел. Колпак на «Мессере» был сорван, в кабине гудел ветер, из перебитого пальца лилась кровь, унося последние силы.
Вот знакомый, свой аэродром Дубровицы. Белый посадочный знак «Т» посреди поля. Янусов устремился к знаку, даже не посмотрев, как он лежит, откуда дует ветер. С мотором садиться не умел и выключил его, разыскав «лапку» магнето. Теперь он дейcтвительно летел, как на планере.
Он разогнал «Мессершмитт» до свиста воздуха у крыльев: так рекомендовали летать планеристам, что бы не потерять скорость и не свалиться в штопор. Уже пролетая на высоте нескольких метров над посадочным знаком, Янусов понял: «Промазываю!» Летя по ветру, «Мессер» никак не хотел приземляться. Впереди уже лес — могучие сосны. Чтобы не столкнуться с ними, Янусов потянул ручку управления по диагонали на себя – влево и выжал ногой до отказа правую педаль. Так когда-то он выполнял на планере перевороты. И «Мессершмитт» начал лениво крениться. Он боднул землю крылом, потом мотором. Янусова выбросило из кабины...
Так воентехник II ранга Вадим Николаевич Янусов, однажды выехав с аэродрома Дубровицы на автомашине, вернулся туда же на «Месершмитте». Он до сих пор не считает это героическим поступком, убеждая, что действовал так «со страху попасть в плен». На всякий случай в барабане его нагана оставался патрон.
Этот рассказ был записан 18 июля 1978 года на горе Клементьева в Коктебеле. Автор вместе с Генеральным авиаконструктором боевых планеров А-7 и знаменитых Анов – Олегом Константиновичем Антоновым был «в гостях» у Янусова.
На горе мы увидели его красный планер АнЯ (Антонов – Янусов), построенный собственными руками и руками его подопечных мальчишек, энтузиастов планеризма. Мы видели, как красная АнЯ поднималась над горой, и управлял ею шестидесятилетний Вадим Николаевич Янусов, неутомимый изобретатель, летчик и романтик.
Когда я спросил его:
– Вадим Николаевич, так что же помогло вам решиться на угон вражеского самолета? Он ответил:
– Спасибо Антонову. Именно на его планерах я в свое время выучился летать. И в конструкторской работе считаю его учителем...
«Спасибо Антонову!» – так говорили и народные мстители, причинявшие фашистским захватчикам огромный ущерб. По представлению Центрального штаба партизанского движения конструктор боевого десантного планера А-7 награжден золотой медалью «Партизан Отечественной войны I степени»,
В городе Киржач Владимирской области, где в годы войны базировался планерный полк, установлен памятник планеру А-7 и его конструктору».
= =
«.... С 11 сентября 1941 года СВАПШ <Саратовская военная авиационная планерная школа> переформировывается в военную авиационную планерную школу воздушно-десантных войск Красной Армии. ... <в которой> срочным порядком организовали подготовку совершенно уникальных пилотов. На фронте планеристы были на особом счету. Ведь безмоторные аппараты принимали на борт в три-пять раз больше солдат или груза, чем одинаковые по размерам самолеты. После отцепки от самолета-буксировщика начинался их бесшумный рейд на 30-50 километров в тыл врага. К партизанам. К разведчикам. На помощь сражавшимся в окружении частям и соединениям.
По большей части планерист выполнял один полет за войну. Крайне редко – 2-3. А чтобы пилот, вынужденный чаще всего уничтожать свой аппарат после выгрузки, принес максимальный урон врагу, готовили его по особой программе. Сверх аэронавигации и техники безмоторного полета, обучали минно-взрывному и саперному делу, тактике наземного боя, вождению мотоцикла, автомобиля, гусеничных боевых машин, рукопашному единоборству, радиоделу, топографии. Стреляли эти летчики из всех видов оружия, в том числе иностранного образца. Основательной была и парашютная подготовка. До конца войны училище выпустило не одну сотню планеристов-спецназовцев.
Растить таких витязей способны были только специалисты высочайшего класса. Один из легендарных наставников – воентехник II ранга Вадим Янусов.
На фронте с первых дней. В 243-м авиаполку штурмовиков. Бои у стен Москвы. В штаб полка доносят: на полевом аэродроме, куда рвется враг, стоят поврежденные секретные Ил-2.
Задачу уничтожить штурмовики ставят Янусову. Одному. Взрывчатка в грузовике. Заводи – и вперед!
Без особых помех Вадим взорвал первые четыре штурмовика. На дальнем конце летного поля маячит еще один, а бензин и взрывчатка кончились. И враг уже показался в начале взлетной полосы. Заметив бегущего Вадима, гитлеровцы накрывают его из минометов. В правом плече осколок, почти оторван один палец на руке. На бегу он откусывает фалангу зубами. Его в эти секунды волнует другое: есть ли у последнего штурмовика под крыльями фугасные бомбы? Есть! Вадим сбрасывает бомбы на землю, заученно свертывает крыльчатку взрывателя. Максимальное замедление – 22 секунды. С всего размаха бьет по взрывателю пассатижами и бросается к ближайшему капониру. Через два десятка секунд чудовищным взрывом он был засыпан землей на дне укрытия. Это обстоятельство и спасло от плена.
Очнувшись и выбросившись из «могилы», Янусов увидел в небе заходящую на посадку пару «мессершмитов». Судьба улыбнулась Вадиму в этот день еще раз. Один из вражеских самолетов остановился рядом с ним. Расстреляв в упор пилота, Вадим из последних сил залез в незнакомую кабину. Увидел сектор газа и подал его резко вперед. Планерист, пусть и такой опытный как Вадим, все же не пилот боевой машины. Тем не менее трофей оказался в воздухе. Управлял Янусов чужим тяжелым скоростным истребителем понаитию. Курс держал по солнцу – на восток. К своему аэродрому.
На подходе был обстрелян дежурным И-16. Сорван колпак кабины. Ураганный ветер в глаза. Посадка по-планерному, плавно теряя высоту. Из кабины его все же выбросило. Очнулся в госпитале…
Фронт не раз делился кадрами с набиравшей силу школой. Получил туда назначение и Янусов. Сперва летчик-инструктор, позже инженер. Автор множества изобретений и усовершенствований в сложном техническом оснащении аэродрома, мастерских. И в непривычных поначалу условиях тыла боевой офицер сделал весомый вклад в нашу Победу».
http://www.ponebu.ru/index.php?id=65http://www.ug.ru/archive/9009Из рассказа летчика-инструктора Станислава Жогина о съемках кинофильма «В бой идут одни старики», проводившихся на аэродроме «Чайка»:
«...
Как в кино
Я так понимаю, что актеры имели возможность наблюдать за реальной работой летчиков, которых им надо было играть. Пусть и не в боевой обстановке, но все же…
Да. А про боевые ситуации им рассказывали. Вы помните эпизод, когда Быков после разведки на захваченном мессере приземляется на передний край линии фронта и получает кулаком от красноармейца, принявшего его за фрица? Так вот, среди людей, работавших тогда на «Чайке», был такой Вадим Николаевич Янусов. И произошла с ним еще более отчаянная история. До войны он летал на планере. На фронте служил инженером эскадрильи. Однажды его вызвали в штаб полка и сказали: мы отступаем, на оставленной территории есть наши аэродромы, там боевые машины, которые не должны достаться фашистам. Вот тебе грузовик со взрывчаткой и детонаторами, вот карта – поезжай. За день он объехал указанные точки. Остался один аэродром. Взрывчатка закончилась, а перед ним – ИЛ-2, здоровый бронированный штурмовик, который и рвануть-то не так просто. Янусов решил взорвать собственные ИЛовские авиабомбы. Стал возиться с механизмом – и тут появились немцы. У них была такая тактика: высылали транспортный самолет в сопровождении одного истребителя, исследовали нейтральную территорию и слали отчет, чтобы сократить возможные потери боевых машин. Хотя ИЛ стоял с краю, а фрицы приземлились в самом центре аэродрома, грузовик они заметили и открыли огонь. Янусова ранили в ладонь, но он успел сделать главное – взвести взрыватель.
Когда самолет вспыхнул, Янусова взрывной волной отнесло в сторону. Когда он пришел в себя, увидел истребитель с незаглушенным мотором и пилота, вылезающего из кабины. То ли это было озарение, то ли отчаяние – в общем, Вадим вскочил, бросился на немца, дважды в него выстрелил и запрыгнул в кабину мессера. Янусов был пилотом тихоходного самолета У-2, на котором до войны буксировал планеры, но основные рычаги МЕ-109 узнал, дал полный газ и поднялся в воздух, оставив на земле оторванный фонарь кабины. Он сумел долететь до своего аэродрома и нормально посадить истребитель. Говорит, что когда стал вылезать из самолета, вся летная команда уже неслась на него со всем, что попалось под руку. К нем подлетел его же техник с огромной оглоблей и уже намеревался двинуть, но, к счастью, разглядел, что перед ним не фашист, а свой. Причем свой – герой!… Сколько их было в ту войну – героев, сражавшихся за свою страну, за свое мирное небо!».
http://www.alleyasporta.ru/article/view/145= =
О ветеране отечественного планеризма В.Н. Янусове:
Казаков В.Б. Боевые аэросцепки. — М.: ДОСААФ, 1988.
http://militera.lib.ru/h/kazakov_bv/01.htmlТам же: «Список иллюстраций ... Ветеран боевого планеризма инженер В. Н. Янусов, 1977 г.»
http://militera.lib.ru/h/kazakov_bv/29.jpgШелест И.И. Лечу за мечтой. — М.: Молодая гвардия, 1989.
http://militera.lib.ru/memo/russian/shelest_ii3/07.htmlcadzero Jan 24 2008, 11:50 Сообщение #251
http://fsapr2000.ru/index.php?showtopic=20107&st=240malex ... 15/01/2010 [22:13:30]
http://www.forumavia.ru/forum/3/6/9146292681960465956331257613336_3.shtml= =
Быть может, кто-нибудь из тех, кого Вадим Николаевич Янусов учил летать и с кем вместе он работал, могут, хотя бы кратко, перечислить основные факты его послевоенной биографии и рассказать об обстоятельствах гибели в последнем полете?
С уважением, Юрий Дунаев.