Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Авиакатастрофа 17.05.1937 г. ТБ-3 36-ой ТБЭ, 9-ой АБ /Сеща  (Прочитано 508 раз)

Анастасия Туманова

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 96
НКО СССР
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР по ВВС
НАЧАЛЬНИК
ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
1 июня 1937 г. № 117560сс
О результатах расследования катастрофы ТБ-3 в 9-ой ТАБ.
СОВ. СЕКРЕТНО.

Экз. № 1
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
тов. ВОРОШИЛОВУ К.Е.

Докладываю результаты расследования катастрофы самолета ТБ-3 4 М32Р, 36-ой ТБЭ, 9-ой АБ /Сеща/, происшедшей 17.5 на полигоне Сещинского гарнизона. Самолет вылетел на производство ночного бомбометания с экипажем:

Командиром корабля - командиром отряда старшим лейтенантом Чамоковым,
Первым летчиком – командиром корабля лейтенантом Быковым,
Штурманом – штурманом отряда лейтенантом Абрамовым,
Летнабом – штурманом корабля лейтенантом Кошелевым,
Борттехником – воентехником 2-го ранга Пономаревым,
Младшим техником – воентехником 2-го ранга Соболевым,
Стрелком-радистом – младшим командиром Гросштейн.

На высоте 1 600 метров во время производства бомбометания, экипажем корабля была обнаружена течь бензина у правого крайнего мотора.
Бортмеханик Пономарев пробрался в крыло к пожарной перегородке правого крайнего мотора и пытался прекратить утечку бензина при помощи брезентового чехла. В этот момент от огня, выходящего от выхлопных труб мотора, воспламенились образовавшиеся в крыле бензиновые пары и борттехник Пономарев, получив сильнейшие ожоги лица и потеряв зрение, начал ощупью пробираться в Ф-3 и провалился в открытый бомбовый люк.

На высоте 1 600 метров во время производства бомбометания, экипажем корабля была обнаружена течь бензина у правого крайнего мотора.
Бортмеханик Пономарев пробрался в крыло к пожарной перегородке правого крайнего мотора и пытался прекратить утечку бензина при помощи брезентового чехла. В этот момент от огня, выходящего от выхлопных труб мотора, воспламенились образовавшиеся в крыле бензиновые пары и борттехник Пономарев, получив сильнейшие ожоги лица и потеряв зрение, начал ощупью пробираться в Ф-3 и провалился в открытый бомбовый люк.

Не имея на себе парашюта, Пономарев при ударе о землю разбился.

Пожар в правом крыле был сразу же замечен всем составом экипажа.

Командир отряда Чамоков, ударив по аварийному контакту, подал команду прыгать. Стрелок-радист Гросштейн выпрыгнул сразу же, как только заметил пламя, и благополучно приземлился. Вторым прыгнул правый летчик Быков. Приземлился хорошо. Третьим выпрыгнул штурман Абрамов. Приземлился хорошо.

Командир отряда Чамоков и штурман Кошелев прыгали последними в тот момент, когда неуправляемый горящий корабль на большой скорости переходил на крутой спирали в штопор.

Штурман Кошелев, прыгая попал в винт, которым ему отрубило обе ноги и повис на стропах парашюта, зацепившись за стабилизатор. При ударе корабля о землю Кошелев разбился и сгорел.

Командир отряда Чамоков, при прыжке ударился о заднюю турель и повис на стабилизаторе. При ударе корабля о землю Чамоков разбился и сгорел.

Младший авиамеханик Соболев успел одеть парашют, но запоздал с производством прыжка и сгорел вместе с самолетом.

ВЫВОД:

Причиной возникновения пожара явилась поломка в полете бензотрубки, идущей от помпы к карбюратору и пожарному крану заливной системы Альвейра.

Эта бензотрубка могла быть повреждена трением о фибровую прокладку или кронштейны, или же могла сломаться от усталости материала, вследствие ее вибрации, возникшей при поломке крепления карбюратора во время полета на первомайской парад.

При появлении в трубке трещины, бензин под давлением разбрызгивался и попадал на противопожарную перегородку и в крыло, где превращался во взрывчатую, парообразную смесь, воспламеняющуюся от выхлопа отработанного газа.

Расследованием установлено, что противопожарные перегородки имеют отверстия, позволяющие огню проникать в крыло, пожарные краны из кабины борттехника полностью не закрываются и приходится закрывать вручную непосредственно у моторов, огнетушители почти на всех самолетов в неисправном состоянии и технический состав не верит в их действие и не пользуется ими, электрооборудование и проводка на самолетах ТБ-3 далеко не совершенны и так же не исключают возможности возникновения пожара от короткого замыкания.

К устранению всех этих недочетов мною приняты необходимые меры как по линии эксплоатации, так и по линии промышленности.

НАЧАЛЬНИК ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ КОМАНДАРМ 2-го РАНГА АЛКСНИС.

Экземпляра 2.

ЭКИПАЖ КОРАБЛЯ ТБ3 №

1. Чамоков Челемет Наури. Командир отряда, старший лейтенант. 1911 г.р., крестьянин, член ВКПб 1931 г., Женат. Жена. В РККА с 1929 г., окончил 3-ю ВШЛ в 1931 г. Налет: днем 1021 ч, ночью 90 ч, слепых 42 ч. Имел прыжков с парашюта: днем 2, ночью – 2. Погиб при катастрофе.

2. Абрамов Петр Николаевич. Штурман, старший лейтенант. 1910 г.р., рабочий, член ВКПб 1932 г. Женат, жена, 2 детей. В РККА с 1929 г. Окончил 3 ВШЛ и ЛН в 1934 г. Налет: днем 296 ч, ночью 21 ч. Имел прыжков с парашюта: днем 2. Выбросился с парашютом, остался жив.

3. Кошелев Иван Канонович. Вр. штурман корабля, лейтенант. 1907 г.р., рабочий, кандидат ВКПб 1932 г. Женат. Жена и ребенок. В РККА с 1930 г. Окончил курсы летнабов им.Сталина, 1935 г. Налет: днем 177 ч., ночью 14 ч. Имел прыжков с парашюта: днем -1. Погиб при катастрофе.

4. Пономарев Константин Михайлович, борттехник, воентехник 2 ранга, 1907 г.р., рабочий, член ВКПб 1932 г. Женат. Жена и 4 детей. В РККА с 1929 г. Окончил 1-ю ВШАТ им.Ворошилова в 1933 г. Имел прыжков с парашюта: днем 4, ночью – 2. Погиб при катастрофе.

5. Соболев Василий Дмитриевич, младший техник, воентехник 2 ранга, 1907 г.р., рабочий, член ВКПб с 1932 г. Женат. 3 детей. В РККА с 1929 г. Окончил школу мотористов в Оренбурге в 1932 г. Имел прыжков с парашюта: днем -1. Погиб при катастрофе.

6. Быков Александр Иванович, вр. командир корабля, лейтенант, 1909 г.р., рабочий, член ВКПб с 1929 г. Женат. Жена и ребенок. В РККА с 1931 г. Окончил Сталинградскую школу летчиков в 1934 г. Налет: днем 297 ч., ночью 33 ч., слепых 9 ч. 37 мин. Имел прыжков с парашюта: не имел. Выбросился с парашютом, остался жив.

7. Гросштейн Давид Львович, стрелок-радист, 1907 г.р., рабочий, член ВКПб с 1930 г. Холост. В РККА с 1929 г. окончил школу бомбардиров? В Оренбурге в 1932 г. Имел прыжков с парашюта: не имел. Выбросился с парашютом, остался жив.

РГВА, фонд 4, опись 14, дело 1784(2) «Докладные записки начальника ВВС РККА, командующего авиационной армией и командиров авиачастей о расследовании причин аварий самолетов.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 637
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая коллега!
Благодарю Вас за публикацию архивного документа, рассказывающего об этой катастрофе.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »