СПИСОК ПОГИБШИХ ПОДВОДНИКОВ «К-129»
МОУ "Сунгайская средняя общеобразовательная школа"
3 октября 2002 года школе было присвоено имя Юрия Ивановича Дубова - выпускника нашей школы - героически погибшего в составе экипажа атомной подводной лодки К-129 при выполнении боевого задания 8 марта 1968 года.
Большая часть экспонатов музея посвящена Юрию Ивановичу Дубову. С 3 октября 2002 года наша школа носит его имя.
http://sungay11.narod.ru/images/8.jpg МОУ "Сунгайская средняя общеобразовательная школа"
РОССИЯ, Алтайский край, Кытмановский район, село Сунгай
http://sungay11.narod.ru/Такое сообщение о своем сыне Юрии, погибшем на подводной лодке 8 марта 1968 года, получила семья Дубовых из Кытмановского района. Но еще более трех десятилетий она продолжала ждать его. Елена Тимофеевна, упорно поминавшая "за здравие" после получения ею за Юрия посмертного ордена Мужества, скончалась 8 марта 2000 года - в день гибели ее незахороненного сына...
...Подводная лодка К-129, вооруженная тремя баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и двумя ядерными торпедами, вышла на боевое патрулирование 24 февраля 1968 года из пункта базирования под названием Могила на Камчатке. Накануне этого похода Юрий Дубов написал родным в село Сунгай, что не сможет сообщать о себе около полугода, но к осени придет в отпуск. Однако ему, как и всем 98 членам экипажа подводной лодки, не суждено было возвратиться домой.
8 марта 1968 года лодка не вышла на связь. Советская разведка установила, что в те же дни в японский порт Иокосука прибыла с поврежденными рубкой и носовой частью американская подводная лодка "Суордфиш" ("Меч-рыба"). Настораживало и то, что во время захода в порт принимались особые меры безопасности, например, ремонтировали ее только американцы. Так возникала версия о столкновении двух подводных лодок.
В район предполагаемого исчезновения К-129 в нескольких сотнях миль к северо-западу от Гавайских островов были направлены советские военные корабли.
Мне удалось разыскать одного из участников поисково-спасательной операции Вячеслава Кокшенева, проходившего службу на противолодочном корабле Камчатской военной флотилии, ныне работающего в центре детско-юношеского творчества Железнодорожного района Барнаула. Он вспоминает, что несколько десятков советских кораблей ходили в створе Аляска-Гонолулу, два месяца тщетно вглядываясь в тихоокеанские волны в надежде отыскать хотя бы какие-то приметы исчезнувшей подводной лодки.
В ту пору среди флотских ходили невнятные слухи (о которых по подписке нельзя было никому рассказывать еще пять лет), что якобы нашу лодку "забомбили" американцы. О столкновении с американской подводной лодкой тогда рядовые моряки ничего не знали.
По воспоминаниям участников операции, значительная ее часть сопровождалась штормом. Как свидетельствует Вячеслав Кокшенев, близ Авачинской бухты перевернулось гражданское судно, которое буксировали в порт, навстречу выходящим на поиск военным кораблям. Моряки расценили это как дурное предзнаменование.
Действительно, шторм был жестокий, свыше 10 баллов. Погибли при исполнении обязанностей старшина первой статьи, а также матрос, выброшенный волной за борт. Несколько человек было травмировано. Капитан-лейтенанту раздробило ключицу шлюп-балкой, а матросу оторвало пальцы. Один наш эсминец потерял мачту, на многих кораблях были утеряны спасательные плотики и шлюпки.
Однако утомительный поиск в районе предполагаемой гибели подлодки закончился неудачей. Анализ обнаруженного масляного пятна показал - оно соляровое, дизельное. Стало быть, лодка погибла. Поисково-спасательные корабли вернулись на базу ни с чем.
А семья Дубовых все еще продолжала ждать Юрия в отпуск. Уже прошли весна и лето, наступила осень, а от него не было никаких вестей. Первая тревожная весточка о нем прилетела в его родное село Сунгай спустя ровно пять месяцев после гибели - в августе 1968 года. Сестре Галине знакомый шофер сообщил, что случайно услышал накануне в райвоенкомате, что ее брат Юрий погиб. Та ужаснулась: "Как погиб? Мы же его в отпуск ждем!"
Эту страшную новость она и принесла домой, где, кроме Юрия, было еще 10 детей. Младший из братьев Володя в тот момент купался на речке. Соседка, тетка Валя Заречнева, пришла по воду и говорит ему: "У вас, кажется, что-то случилось, сестры плачут в ограде". Володя прибежал домой, а там сестры волосы на себе рвут. Мать в те дни лежала в больнице, ее заплаканные дети ходили проведать и сумели не проговориться о несчастье. Хотя ту томили подозрения.
Петр Скрылев, директор Сунгайской школы, которую окончил Юрий, вместе с Дубовыми съездил к военкому, который вскрыл письмо с далекой Камчатки. В нем было казенное свидетельство, где в графе "Причина смерти" значилось: "Признан умершим". Будто не погиб моряк при выполнении боевой задачи, а поскользнулся и нечаянно разбился насмерть или просто вывалился за борт...
Некоторое время спустя на имя Ивана Ивановича и Елены Трифоновны Дубовых пришло письмо за подписью командира дивизии подводных лодок Виктора Дыгало, в котором он сообщал, что их сын Юрий "трагически погиб в океане при выполнении служебного задания". Однако письмо - документ неофициальный...
А чуть позже семью Дубовых, переехавшую к тому времени на станцию Заринская, нашел офицер Камчатской флотилии, передавший ей свидетельство о смерти Юрия и несколько сотен рублей, собранных моряками-подводниками. Однако ясности в обстоятельства гибели моряков он не внес, все твердил, что это "секрет". Кстати, военно-морское командование СССР считало возможной причиной гибели корабля так называемый "провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РДП (устройство для работы дизеля под водой) через поплавковый клапан". Предполагалось, что это устройство придает лодке скрытность, уменьшает грохот дизеля и выход выхлопных газов из-под воды. Кстати, после гибели лодки главнокомандующий ВМФ адмирал Горшков запретил подводникам использовать РДП.
Официальные органы, внятно не сказавшие даже родственникам о причине и обстоятельствах гибели лодки с экипажем, выплатили семьям по полторы тысячи рублей и, как водится, забыли об этом более чем на четверть века.
Пока семьи погибших подводников безуспешно добивались справедливости в своем Отечестве, американцы заинтересовались судьбой К-129. ЦРУ США решило поднять советскую подводную лодку. Конечно же, не из гуманных соображений, а потому что на борту субмарины находились ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР, навигационные комплексы, системы целеуказания и связи. Неменьший интерес вызывали у них также гидроакустическая станция, сталь и другие материалы, из которых построена лодка.
Американцев не смущал политический скандал, ведь по морскому обычаю затонувший в нейтральных водах корабль с экипажем считается братским воинским захоронением. Но, поскольку Советский Союз официально не заявил о гибели субмарины, янки решили не считаться с традицией. Не убоялись они и технических сложностей. Ведь К-129 лежала на океанском дне, на глубине более 5000 метров, с которой никогда еще корабли не поднимали.
Операцию под кодовым названием "Дженифер" засекретили. Она, возможно, и по сей день оставалась бы тайной, если бы обыкновенные воры, выкравшие в ночь на 5 июня 1974 года документы в офисе миллиардера Говарда Хьюза, построившего по заказу ЦРУ специальное судно "Глобар Эксплорер", не передали их в газеты.
Тем не менее американцы осуществили подъем погибшей субмарины, приравниваемый по технической сложности к полету в космос. Они сумели поднять только носовую часть лодки (остальная часть переломилась уже над поверхностью океана и вновь затонула), в которой обнаружили шесть погибших моряков, трое из них были опознаны и позднее перезахоронены в океане. Среди них не было Юрия Дубова...
Мне удалось встретиться с его пятью сестрами и братом. Они вспоминают, что Юра был трудолюбивым, увлекался спортом, играл на баяне. В 1966 году, после окончания школы, отправил документы в летное училище, но письмо не дошло, так как почтовый ящик, висевший на здании ремонтируемого магазина, никто не вскрывал. А на спортфак в Прокопьевске поступить он уже не успел - пришла повестка в армию.
"Черной" датой в семье Дубовых считается 8 марта - день гибели Юрия и его матери, в этот же день по несчастливому совпадению умерли его зять и двоюродный брат. А сестры Юрия, проживающие ныне в Заринске, в последние годы поминают погибшего брата, опуская в воды Чумыша венок, сплетенный из полевых цветов.
По воспоминаниям сестер, Юрий упоминал в письмах, которые, к сожалению, не сохранились, о том, что вместе с ним служат еще два земляка. Один - из села Инюшово Первомайского района, второй, кажется, из Троицкого района.
Я попытался найти и обнародовать их имена. Но натолкнулся на прохладное отношение сотрудников военкоматов. А всего-то надо было, например, поискать в призывных документах осени 1966 года направленного на флот юношу из села Инюшово. Возможно, в этом поиске нам помогут читатели?
Что касается версий гибели подводной лодки, то их существует несколько. Правительственная комиссия рассматривала многие возможные причины, среди них - взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь корпуса из-за неисправности устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении, или через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другим подводным и надводным кораблем. Могли быть и другие внешние причины, например, малоизученные внутренние волны в океане, но это уже из области теории. По версии американцев, на К-129 произошли два взрыва боезапаса, которые якобы зарегистрировали станция дальнего гидроакустического обнаружения "Си спайдер" ("Морской паук") и научно-исследовательское судно ВМФ США "Мизар". Однако, как утверждают советские исследователи, станция у американцев появилась лишь в следующем, 1969 году, а "Мизар" в момент гибели К-129 был в другом - Атлантическом - океане.
Наиболее вероятно, что советскую непреднамеренно протаранила следившая за ней американская атомная подводная лодка. К-129 на момент столкновения следовала на перископной глубине в режиме "работы двигателя под водой". Лодка, как говорят специалисты, из-за шума двигателя была "глухой". Американская подводная лодка маневрировала на малых дистанциях и, предположительно, при повороте К-129 на новый курс ударила ее верхней частью боевой рубки.
Никто на Алтае более чем за 30 лет не сказал правды о судьбе моряка-подводника электромеханика К-129 Юрия Дубова. Это имя стало известно нашей газете благодаря его однокласснику Виктору Ботову и директору краевого краеведческого музея Ольге Падалкиной. Не исключено, что вместе с ним могли быть и другие наши земляки. Давайте сообща увековечим их имена!
фото Евгения НАЛИМОВА.
Алтайская правда N 172-173 (24073-24074), пятница, 05 июля 2002гhttp://www.ap.altairegion.ru/172-02/222.jpghttp://www.ap.altairegion.ru/172-02/11.htmlКак сообщает пресс-служба военного комиссариата Алтайского края, первых земляков моряков-подводников Алтайский край потерял весной 1968 года. 8 марта в 350 милях севернее Гавайских островов была потеряна связь с лодкой К-129. Как выяснилось позже, погиб весь экипаж в составе 96 человек, в том числе, и уроженцы Алтайского края - мичман Виталий Терешин, матрос Юрий Дубов и старшина 2-й статьи Валерий Нечепуренко. В 1998 году в газете "Красная Звезда" был опубликован список всех членов экипажа "К-129". Все они были награждены орденом Мужества.
http://www.bistorg.ru/ru/citybis/news/arch/2005/one_news32-4-8.html?npatt=printВ шести катастрофах экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем. 8 марта 1968 близ Гавайских островов в Тихом океане была потеряна дизельная советская подводная лодка К-129. В составе ее экипажа были и уроженцы Алтая, имена которых удалось установить только недавно. Это Юрий Дубов, уроженец села Сунгай Кытмановского района, Виталий Терешин из села Инюшово Тальменского района, Валерий Нечепуренко из села Озеро-Петровское Троицкого района. Также в списках погибших - рулевой сигнальщик старший матрос Леонид Токаревских, призванный Шипуновским РВК Алтайского края.
http://www.amic.ru/news/51929/&dd=10&mm=04&yy=2006