IX-Полководцы и военачальники > 08-Командиры полков НКВД и частей погранвойск

Васильченко Митрофан Иванович. Командир 41-го погранполка

(1/2) > >>

Sobkor:
Отсюда - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=12120.150

Цитата: Александр Слободянюк от 03 Ноября 2011, 21:54:36>>>>Назовем всех поименно!
       Воины 41-го пограничного полка, павшие в боях за Воронеж в июле 1942 года!
   1.Командир 41-го пограничного полка майор Васильченко Митрофан Иванович убит 9 июля 1941 года в боях за Воронеж, похоронен в районе Чернявского моста гор. Воронеж в Братской могиле. Жена: Васильченко А.А. проживает г. Алма-Ата п/я 176 (адрес Ленинградского военного училища НКВД СССР). Кавалер ордена Красного Знамени, награжден Указом Президиума Верховного Совета ССР от 24.1.1942 года за мужество и героизм, проявленные в боях под Ленинградом летом 1941 года. (РГВА ф.38650 оп.1 д.833 л.1).
   (РГВА ф.32891 оп.1 д.304, л.22, подлинник)
 03.11.2011 г. Александр Слободянюк
<<<<

начкар@:


Александр Слободянюк:
Мне представилась возможность ознакомиться со всеми материалами дела. Конечно выскажу исключительно свое личное мнение.
Гибель командир полка стала возможной в силу целого ряда обстоятельств, которые в совокупности не позволили ему преодолеть
огромную морально-психологическую нагрузку свалившуюся на него в те трагические дни. Самое тяжелое - утрата большого количества личного состава. Большая доля ответственности в этой ситуации, как указано в документах, лежала на командование гарнизона города.
Помню в конце 70-х мой отец, в то время уже опытный военный педагог и автор многих учебно-методических пособий для обучения курсантов высшего пограничного училища засел за тему, которая была совсем не профильной для него. Тема касалась проблем формирования у будущих офицеров-пограничников морально-психологической и боевой устойчивости при решении задач по охране и обороне государственной границы Союза ССР. Поскольку за плечами у него был боевой опыт (диссертация на кафедре Оперативного искусства ВАФ), который он приобрел в годы войны и в процессе проведенных экспериментальных учений (по диссертации) с привлечением войск Закавказского и Туркестанского ВО и  получивших высокую оценку посредников из Генштаба он торопился переложить все передовое на бумагу и использовать в учебном процессе. Начальник училища Герой Советского Союза генерал-лейтенант М.К. Меркулов полностью поддержал его инициативу, но профильная кафедра военной психологии и педагоги высказала свое мнение и вопрос дальше разрешался в Главке. Но в конце концов поняли, что делают все одно дело и нечего судачить, коль сами во-время не почувствовали значимость этого вопроса... Через совсем небольшой промежуток времени началась операция в Афганистане, как все это тогда пригодилось. Сколько раз уже на встречах в Москве мне, когда узнали, что я сын полковника Слободянюка А.К. рассказывали все это.
Но, возвращаясь к ситуации с командиром 41-го пограничного полка. Митрофан Иванович был хорошо подготовленным в военном отношении командиром, в Харьковском училище на авиационном отделении вел курс общей тактики... Но, к сожалению, между теорией и практикой существует реальный разрыв о котором к сожалению зачастую в ходе учебных занятий в военных учебных заведениях сообщают недостаточно сведений и в реальной обстановке, особенно командиры не имеющие боевого опыта сложно переносят такие морально-психологические, которые для некоторых из них становятся критическими.
Вот другой пример, из служебной записки Отдела по начсоставу о безвозвратных потерях в войсках на имя начальника 1-го Отдела 2-го Управления ГУПВ НКВД СССР от 04 декабря 1941 года №19/43242,
Полковник Астафьев Яков Дмитриевич заместитель начальника штаба УПВ НКВД Молдавской ССР 1894 года рождения, уроженец Куйбышевской области Б. Глушицкий район, с. Славинка – 22 июня 1941 года покончил жизнь самоубийством, убил жену и дочь.
Начальник 3-го отделения Отдела по начсоставу ГУПВ НКВД СССР
Полковник Печенин 04.12.1941 г.
И такое было, и это также рецидив огромной морально-психологической нагрузки, которую не смог к сожалению перенести командир.
Конечно я не в состоянии сейчас по памяти вспомнить все разделы этой работы, она не большая по объему до 120 л. Но там были использованы
знания вынесенные из Великой Отечественной войны, прежде всего никаких упрощений в обстановке на учебных занятиях и при обкатке танками, на морально-психологической полосе и т.д. А как часто в войсках при обкатке танками использовали БТР, а окоп где лежит боец из бетона и т.д. А стали все сами рыть окопы как положено по нормативам, для стрельбы лежа - 25 мин., для стрельбы с колена 55 мин. Для стрельбы стоя 1 час 30 мин. Затем вместе строили Опорный пункт отделения и Опорный пункт взвода и т.д. На занятиях демонстрировали как пользоваться специальными зарядами для этих целей в связи с устройством окопов по средствам взрыва, правильно маскироваться, как отдыхать в холодную ночь и т.д.
Учения и походы стали нормой, на всю жизнь мы запомнили выс. Базой, Карой, Елюбай, Кок-Тюбе  и другие. Я еще в школьные годы ходил в горы, которые простирались у подножья Алма-Аты, имел восхождения на все ближайшие пики. На лыжах спускался по горным склонам до трамплина. По пригородным садам, все выходные училище в полном составе во главе с начальником училища совершало лыжные броски.
Нашей 5 группе не было равных в марш-броске на 6 км на гору Кок-Тюбе, а какая там огромная морально-психологическая подготовка, никого не оставить на дистанции, подать руку помощи товарищу, который не рассчитал свои силы. Через столько лет все это такое близкое. Командир капитан Агалаков Вячеслав Иванович, красавиц, полковник на Северном Кавказе был выбран атаманом, полковник Великосельский Анатолий Иванович который потом руководил кадрами погранокруга и специальной службой в Ленинградской обладминистрации и многие другие. В.И. Агалаков был военным контрразведчиком, стал командиром учебной группы, с 3-го курса я был у него замом, слов нет каким он был чудесным командиром, с обоих рук из РПК-74 стоя выполнял все упражнения на отлично....Вообще мы стреляли только на отлично, я был членом сборной училища по пулевой стрельбе, кода командовал заставой, из 28 парных нарядов СПУ 26 выполнили на окружной инспекторской проверке на отлично! Застава стреляла еженедельно и со всех видов оружия, когда стреляли из гранатометов, бабушки из соседнего села крестились.

начкар@:
В предсмертной записке Васильченко обвинил в гибели двух батальонов полка подполковника Дюльдина, майора Глебова, полкового комиссара Лисина  и назвал 5 причин, последняя из них звучала так: "... 5. А в общем это не наступление, а чистая авантюра, если не прямое предательство..."
На предсмертной записке дата - 09 июля 1942 года.

Александр Слободянюк:
Хронология событий на основе архивных документов.
28 мая 1941 года командир 41-го пограничного полка майор Васильченко с группой командиров выехал на рекогносцировку в район поселка Краснопоганово, где гражданка «Н» заявила командиру полка, что в селе Каменск - Верховске пьянствует бандитская группа в составе 4-х человек. На ликвидацию бандгруппы командир полка выслал лейтенанта Акимова и младшего лейтенанта Хачикян с группой бойцов. В результате умелых действий пограничников при оказании вооруженного сопротивления трое бандитов были убиты и один взят в плен.
4 июля 1942 года 41-й пограничный полк на основании Боевого приказа Начальника гарнизона г.Воронежа занял оборону: справа: Песчаная, завод № 18, СК-2; слева: Чернявский мост с передний край по полотну железнодорожной насыпи, Командный пункт полка – здание Сталинского Райкома КПСС г. Воронежа. Перед полком поставлена задание – не допустить прорыва противника в г.Воронеж с юга.
До 1.00 6 июля 1942 года полк продолжал выполнение задачи, поставленной Начальником гарнизона г.Воронежа, произведя необходимые изменения в расположении батальонов, а также перенес свой Командный пункт в Центральный телеграф, выделив одновременно 6 роту для поддержания порядка в городе и 2 взвода для эвакуации раненных из госпиталей г.Воронежа и складов 40-й армии.
В 1.00 6 июля 1942 года полк на основании устного приказа начальника штаба 10-й стрелковой дивизии ВВ НКВД подполковника Зайцева выступил в полном составе в г. Сталинград для соединения с частями 10-й стрелковой дивизии ВВ НКВД, но в 6.00 6.7.42 г. полк из района Новая Усмань был возвращен командующим войсками Брянского фронта генерал-майором Голиковым в г.Воронеж.
В 10.00 полк сосредоточился в районе Придачи, где получил задачу очистить заводы №18 и СК-2 от групп автоматчиков противника и дальше, через Чернявский мост выйти на улицу «20 лет Октября», с последующей задачей очистить г.Воронеж от немецких оккупантов. Полк, прикрываясь Чернявским мостом 7 июля 1942 года первым и вторым батальонами повел наступление на территорию заводов №18 и СК-2.
К исходу дня 6.7.42 г. территория заводов № 18, СК-2 и электростанции были очищены от групп автоматчиков и батальоны вышли на левый берег реки Воронеж, где в с вязи с численным превосходящими силами противника, батальоны последующую задачу выполнять не смогли и вынуждены были перейти к обороне, удерживая Варчевский мост и переправы до 20.00 8.7.42 г.
За эти двое суток противником на обороняемом участке полка принимались отчаянные усилия, чтобы сломить мужество и стойкость личного состава полка и овладеть Передачей. Бесчисленные атаки противника, поддерживаемые танками, массированными ударами артиллерии и авиации не смогли сломить упорство и мужества личного состава полка. Враг был лишен возможности продвигаться на восток.
В 20.00 8 июля 1942 года полк получил боевой приказ Начальника гарнизона подполковника Дюльдина к 24.00 сосредоточиться в районе Чернявского моста и в 2.30 9.7.42 г. развить наступление вдоль Чернявского моста, овладеть правым берегом реки Воронеж и в последующем выйти на площадь Обкома, где соединиться с группами бойцов и командиров 287-го стрелкового полка 13-й мотострелковой дивизии ВВ НКВД и совместными усилиями очистить город Воронеж от немецких оккупантов.
В 2.30 9 июля 1942 года полк перешел в наступление. Несмотря на численное превосходство в живой силы противника и преимущества в огневых средствах, ни губительный огонь из его боевых порядков, ни массированные налеты артиллерии и авиации, не могли остановить наступательный порыв полка, его бойцов и командиров. Личный состав полка штурмом преодолел р.Воронеж и вступил в рукопашную схватку с врагом, овладел его позициями и выбил из занимаемых позиций. Всюду  были слышны уверенные и спокойные слова бойцов: «Веред товарищи!», «За Родину!», «За Сталина!», «Смерть немецким оккупантам!».
9 июля 1942 года в связи со смертью командира 41-го пограничного полка  майора Васильченко, командование полком принял майор Миронов (впоследствии подполковник, командир 41-го полка).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница