« Reply #3 : 02 Января 2022, 18:54:16 »
Из первичного допроса Пивенштейна (из Facebook Игоря Петрова)
=AZV1Q-X_f3fvht5iahxEAMWSqT_t-jo43zzGeSAazPPO7CTH9dJYa1cDd2CBmAeCLpISieIN_SMnWTdaVF4i_IrgzY7BN8NgXqsQ8qBt7qDeHavWhgFYYl3_Q2V3VkeVLpE&__tn__=%2CO%2CP-R]https://www.facebook.com/igor.petrov.7792052/posts/1415580682178325?__cft__[0]=AZV1Q-X_f3fvht5iahxEAMWSqT_t-jo43zzGeSAazPPO7CTH9dJYa1cDd2CBmAeCLpISieIN_SMnWTdaVF4i_IrgzY7BN8NgXqsQ8qBt7qDeHavWhgFYYl3_Q2V3VkeVLpE&__tn__=%2CO%2CP-R
Из Facebook Игоря Петрова (продолжение)Вероятно, этот комплект документов был бы найден и раньше, но этому препятствовала ошибочная локализация места пленения, указанная в карточке военнопленного А. М. Круглова , бортстрелка Б.А. Пивенштейна.
Если бы он действительно был сбит в районе Краматорска (NB! под Краматорском нет села Плавное!), то сведения об этом должны были сохраниться в материалах 3 танковой дивизии вермахта, которая на тот момент стационировалась в Краматорске и соотв. 1 танковой армии, в которую она входила.
После того как по советским документам было установлено, что самолет Пивенштейна был сбит над Амвросиевкой (т.е. в 150 км к югу от Краматорска), стало ясно, что у летчика не было никаких шансов дотянуть до Краматорска и следовательно информацию о его пленении следует искать южнее. Так и случилось: документы были найдены в материалах XVII армейского корпуса (6 армия) и входившей в нее 294 пехотной дивизии.
На прилагаемой карте обозначены ключевые точки несчастливой операции 74 гвардейского штурмового авиаполка. Раньше полк назывался 504 штурмовой авиаполк, в конце марта 1943 г. он был переименован. Пивенштейн был переведен в него в январе 1943 г., с понижением в должности, раньше он был командиром 503 штурмового авиаполка, в 504 штурмовом авиаполку он стал лишь командиром эскадрильи. Командиром полка был назначен полковник Ф.З. Болдырихин. Причины понижения из учетно-послужной карточки неясны. Характеристика, составленная в октябре 1942 года, вполне комплиментарна: "пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава, дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным, инициативен и энергичен... Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистической Родины предан"
На утро 27 апреля 1943 был запланирован первый вылет 74 гв. шап на боевое задание с аэродрома Сельмаш в Ростове (100 км к юго-востоку от нижней правой оконечности карты). Двум группам по 6 самолетов Ил-2 в каждой была поставлена задача уничтожить железнодорожные эшелоны на станции Успенская (обозначена на карте цифрой 1). Каждой шестерке для прикрытия были приданы 7 истребителей Як-1. Зам командира эскадрильи Хикматулин и его шестерка задание выполнили (капитан Хикматулин погиб месяцем позже, 27 мая 1943 года). Подполковник Пивенштейн не опознал цель, ушел существенно западнее в немецкий тыл и двумя заходами бомбардировал станцию Войково (обозначена на карте цифрой 2). На обратном пути над Амвросиевкой (обозначена на карте цифрой 3) шестерка Пивенштейна и ее сопровождение подверглись атаке двух или трех самолетов Messerschmitt-109 и как минимум четырех самолетов Focke-Wulf-190. В дополнение к этому велся зенитный огонь с земли. Группа раскололась на две части: четверка самолетов успешно вернулась на свою территорию, два самолета - подполковника Пивенштейна и младшего лейтенанта Пруцкова были подбиты. По сообщениям вернувшихся летчиков самолет Пруцкова упал, а самолет Пивенштейна шел курсом 90°, т.е. на восток. По первоначальному донесению самолет не дотянул до своей территории, в журнал боевых действий был внесен более оптимистичный вариант: "предположительно перетянул на свою территорию". Кроме того, защищая самолет командира 85 гв. ИАП Залесского (майор Залесский не вернулся с задания через полгода, в декабре 1943), младший лейтенант Голюк на самолете Як-1 совершил таран, отрубив правую плоскость немецкого истребителя, после чего выбросился с парашютом.
Самолет Пруцкова был вынужден сесть в районе Большого Мешкова (обозначено на карте цифрой 4), экипаж был немедленно пойман и допрошен в тот же день. Тот же документ дает иную картину боя советских и немецких истребителей: самолет Голюка также был вынужден сесть к востоку от Степановки (обозначена на карте цифрой 5), о немецких потерях упоминаний нет. Голюк был допрошен на следующий день. Пивенштейну и раненому в воздушном бою Круглову в отличие от других летчиков удалось избежать пленения сразу после посадки. Они приземлились между Степановкой и Кутейниково (место обозначено на карте цифрой 6) и попытались пробраться к линии фронта. В ночь на 30 апреля (т.е. через два с половиной дня после посадки) они были схвачены в районе Ново-Александровский (место обозначено на карте цифрой 7), после чего Пивенштейн был допрошен.
P.S. Если какое-то издание заинтересовано в публикации полного комплекта документов, включая протокол допроса - напишите.
=AZVWDN2Rr82ULRD7DgwYn21F8LQN6vWHlk60DdKUvdhG1NblOuEYrhFJ-TBwvy1xyON3NmyhfDM2Qdx40hz1tK5T8Zs_t8XFxQzLjw0AWkRqXGCR_E3hIs_C2xS5KUovajk&__tn__=%2CO%2CP-R]https://www.facebook.com/igor.petrov.7792052/posts/1415989008804159?__cft__[0]=AZVWDN2Rr82ULRD7DgwYn21F8LQN6vWHlk60DdKUvdhG1NblOuEYrhFJ-TBwvy1xyON3NmyhfDM2Qdx40hz1tK5T8Zs_t8XFxQzLjw0AWkRqXGCR_E3hIs_C2xS5KUovajk&__tn__=%2CO%2CP-Rhttps://labas.livejournal.com/1242809.html?fbclid=IwAR3Iq3dNZ2cFQdXT759JBU-ML2_DO0KwI5flMzDULV61trSrjafNdgyF-O8