Наколюшкин Иван Алексеевич, красноармеец. Член ВЛКСМ.
Родился в 1918г.
Участник советско-финляндской войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1940г. награжден орденом Красного Знамени.
Фото из фондов Центрального пограничного музея ФСБ РоссииИз письма Героя Советского Союза Н.Ф. Кайманова матери И.А. Наколюшкина Аграфене Васильевне Наколюшкиной
«… В 1940г. я первый раз увидел пограничника Наколюшкина И.А. Я тогда работал в штабе отряда начальником отделения боевой подготовки. В то время, оформлялась командировка десяти пограничникам, командирам и рядовым для поездки в Москву, в Кремль за получением правительственных наград – орденов и медалей за геройские подвиги во время финской войны.
Все это были молодые, симпатичные люди, но пограничник Наколюшкин выделялся из всех. Он был выше среднего роста, широкоплечий, с чистым румяным как у ребенка, открытым лицом и выглядел моложе всех. Но награду он получил выше других: орден Красного Знамени. Этим боевым орденом награждали лишь особо отличившихся в боях.
Когда я спросил его за какой подвиг он награжден, Наколюшкин так смутился, разрумянился, я понял, что он очень скромный парень и ничего мне сейчас не расскажет. Но другие пограничники удивились, что я не знаю Наколюшкина. – ведь это герой – разведчик, охотник за «языками».
Я действительно не знал, т.к. во время войны был на фронте в другой части, далеко севернее.
Второй раз я встретился с Иваном Наколюшкиным в начале мая 1941г. Он служил на 1-й пограничной заставе. Я, по долгу службы проверял эту заставу по всем видам подготовки и жил на заставе 10 дней. Здесь я ближе узнал Наколюшкина и он был в то время ефрейтор, наводчик ручного пулемета. Но он оставался все таким же скромным, отличался трудолюбием, был дисциплинирован, аккуратен, отличник по всем видам подготовки, мастерски владел пулеметом и винтовкой. Он был хороший лыжник, по лыжам имел 1-й спортивный разряд.
Ефрейтор Наколюшкин пользовался большим авторитетом у командования заставы и у всех пограничников. Надо заметить, что авторитет у командиров завоевать легче, чем у своих товарищей – пограничников. Он был отличником, знал в совершенстве службу и участок заставы (а участок – это огромный район лесистой местности, с большим количеством болот и озер).Все пограничники считали за честь пойти в наряд с Наколюшкиным, он всегда ходил старшим пограничного наряда.
Там были все пограничники хорошие, но ефрейтор Наколюшкин лучший из лучших. Он служил уже третий год, участник войны, награжден орденом, но у него не был признаков того, чтобы отличать себя перед другими, он всегда учил, помогал молодым пограничникам в освоении оружия и пограничной службы, за это его все уважали.
Часто имя ефрейтора Наколюшкина И.А. упоминалось в приказах по части. Он имел много благодарностей и других поощрений от командования.
Когда началась война, я был далеко от 1-й заставы, но в части шла слава о подвигах ефрейтора Ивана Наколюшкина. Он из своего пулемета много истребил врагов, причем сам оставался невредимым.
На войне очень легко и просто геройски умереть – быть убитым. Но очень трудно убивать врагов, а самому остаться невредимым. Для этого надо обладать большой выдержкой, спокойствием, в совершенстве владеть оружием и уметь использовать местность.
За мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками ефрейтор Наколюшкин был представлен и награжден вторым орденом Красного Знамени.
Вскоре ему было присвоено звание сержанта и он был назначен командиром отделения.
В начале сентября я принял командование частью. Когда я был на участке обороны 1-й погранзаставы, мне один пограничник «по секрету» сообщил, что их командир отделения сержант Наколюшкин ранен в ногу, но об этом скрывает, опасается, отправят в госпиталь т он не вернется в свою часть. А это было действительно так, из госпиталей редко кто возвращался в свою часть, а для каждого своя часть была вторым родным домом.
Я нашел сержанта Наколюшкина, он прихрамывал, хотя и старался это скрыть. Ранение было легкое в ступню, но эта часть ноги имеет большую нагрузку, к тому же в сапоге. Рана была загрязнена и начала нарывать. Я отправил его в лазарет части, где он был дней 10 и снова вернулся в свое отделение.
Нужно отметить, что к тому времени люди были измотаны непрерывными боями, недоеданием, без сна и отдыха. Но сержант Наколюшкин выглядел свежим и румяным. Он был крепкий и выносливый, умел переносить трудности войны. У него и отделение выглядело лучше всех. Он был очень внимателен к подчиненным и заботлив. Умел в трудных условиях организовать отдых людей.
В конце сентября мы получили приказ выделить 35 лучших, опытных пограничников и сержантов и отправить в развед. подразделение армии. Армией командовал генерал К.А. Мерецков, ныне Маршал Советского Союза. Штаб выполнил приказ, отобрал и отправил. Когда я подписывал приказ об исключении их из нашей части, сердце сжималось, жалко отдавать. Это были действительно лучшие пограничники и сержанты, многие награждены орденами и медалями. Среди них был сержант Наколюшкин. Его бы я не отдал, заменил, но было уже поздно, они были отправлены. А потом приказ был лучших и там тоже надо воевать.
А к тому времени у нас в части не так много было пограничников, которые начали войну на границе. Многие были безвозвратно потеряны, а больше было раненых эвакуированных в госпитали.
В часть пришло пополнение и опытные пограничники были ценны тем, что они передавали боевой опыт, учили воевать вновь прибывших, передавали им свое боевое умение и боевые традиции части и подразделений.
Я не знал судьбы отдельных пограничников нашей части, убывших в разведотделение армии, но в целом об этом подразделении слышал много хорошего. Оно выполняло задачи по разведке от штаба армии. Но в тяжелые моменты выполняло самые труднейшие задачи, но в борьбе с противником.
В конце декабря 1941г. в нашу часть, после ранения вернулся из госпиталя пограничник Масорин Петр Иванович. Он мне рассказал, что в начале декабря их подразделение было послано в тылы противника «за языками», где пришлось вступить в бой с крупной частью противника. В этом бою был убит сержант И.А. Наколюшкин и еще несколько человек. В этом бою противник понес большие потери, сержант Наколюшкин дорого отдал свою жизнь, его отделение особо отличилось.
В начале января 1942г., на участке обороны нашей части, в лесной избушке я встретил армейских разведчиков, их было человек 25. Они ходили в разведку, захватили «языка» - офицера противника. Сходили удачно, без потерь и отдыхали в избушке.
Среди них было несколько человек из нашей части, в том числе ефрейтор Иванов Николай Михайлович. Он был пулеметчиком в отделении сержанта И.А. Наколюшкина. Он мне рассказал тоже и Масорин, но он сказал и день когда был этот бой – 8 декабря 1941г. Когда я вернулся в штаб, это было записано в алфавитной книге боевых потерь. Хотя сержант Наколюшкин был уже не в нашей части, но мы считали своим.
Но в другой книге есть запись, что Наколюшкин пропал без вести, записана писарем из каких то других слухов.
В начале февраля 1942г. я получил новое назначение и уехал из Карелии в Ленинградскую область. Жалко было расставаться со своей частью, где было так много пережито, но приказ есть приказ.
В 1965г. я был в отряде 10 дней, уже гостем был на заставах. Там также молодые пограничники охраняют границу. Сейчас в отрядах и на заставах создаются комнаты славы. Я пообещал помочь, разыскать, восстановить имена героев – пограничников времен начала войны. Поэтому ездил в архив. Написал много писем родным. Но мало осталось в живых. Очевидно, самые счастливые увидели день победы, в том числе и я.
Аграфена Васильевна, на первый раз все о Вашем сыне. Он внес большой вклад в дело победы над врагом. Если я еще что узнаю о нем, Вам сообщу.
…Имя Ивана Алексеевича Наколюшкина должно быть известно молодым пограничникам, современным и будущим, как героя Великой Отечественной войны, кавалера двух боевых орденов. Получил он их в самый трудный период войны.
Имя его и дела должны быть известны и в школе, где он учился и всем землякам.
С уважением Кайманов Герой Советского Союза, полковник.
22.2.1966».(Из фондов Музея боевой славы Героя Советского Союза Н.Ф. Кайманова средней школы №9 г. Нижнекамска Республики Татарстан, №852/ШМНК9)