Ригоев Василий Ефимович, красноармеец, командир отделения роты особого назначения.
Приказом войскам Карельского фронта №0250 от 9 мая 1942г. награжден орденом Красной Звезды.
С сайта «Подвиг народа»
ЦАМО, фонд 33, опись 690155, дело 7204
«Ригоев Василий Ефимович, красноармеец, командир отделения роты особого назначения 80 ПО НКВД.
Представляется к ордену «Красное Знамя».
Год рождения – 1908. Национальность – карел.
В войсках НКВД с 1941г. Член ВЛКСМ.
Участвует в Великой Отечественной войне против германо-финских фашистов.
Ранений не имеет. Ранее не награждался.
Призван Петровским РВК, КФССР.
В боях с противником, будучи много раз в разведке глубокого тыла противника, проявил мужество и отвагу.
Взвод разведчиков получил задачу захватить языка.
15.9.41 года в тылу противника на дороге Кайтоярви – Костамукса, взвод устроил засаду. Через несколько времени по дороге появились две машины с солдатами, которые были обстреляны. Несколько автоматчиков взобравшись под машины не давали возможности подойти. Тов. Ригоев подполз вплотную и гранатами уничтожил автоматчиков, убив при этом офицера и 4-х солдат. Чем дал возможность подойти к машинам, забрать оружие, документы и уничтожить их.
11.10.41. в районе дороги Линдозеро-Фоминнаволок, при налете на пассажирский автобус противника убил одного финсолдата. В этом же районе заминировал дорогу и взорвал телефонно-телеграфную связь.
За мужество и отвагу проявленную в боях за Родину достоен правительственной награды – орденом «Красное Знамя».
Врид начальник 80 По Герой Советского Союза майор Кайманов (подпись)
Военный комиссар батальонный комиссар Бондаренко (подпись)
14 ноября 1941г.
О награждении Правительственной наградой – медалью «За боевые заслуги» ходатайствую.
Начальник войск НКВД ОВТ армейской группы полковник Молошников (подпись)
Военный комиссар войск НКВД ОВТ армейской группы батальонный комиссар Романтеев (подпись)
17 ноября 1941г.
Достоин награждения орденом «Красная звезда».
Начальник войск НКВД по охране войскового тыла Карельского фронта полковник Киселев (подпись)
Военный комиссар войск НКВД по охране войскового тыла Карельского фронта бригадный комиссар Шпаков (подпись)
28 ноября 1941г.» (орфография, пунктуация, стилистика сохранены).
«Здравствуйте, уважаемый Никита Фадеевич!
Примите от нас – от меня и от моей жены – Екатерины Алексеевны большой чистосердечный привет и массу наилучших пожеланий в вашей жизни, а главное здоровья на долгие годы жизни. Очень рад, что после 25 лет с окончания отечественной войны, мог получить такое теплое письмо и узнать что вы живы и здоровы и находитесь в Москве.
Да, после получения этого письма, у меня много восстанавливается в памяти о боевых делах пограничников 80 П.О., где и я служил.
Немного хочу остановиться подробнее.
Я с 80 П.О. был знаком еще до отечественной войны; после окончания педагогического училища в Петрозаводске меня направили работать в 1935 году учителем в Янгозерскую школу, это недалеко от Поросозера.
В Поросозере стояла комендатура. Командовал тогда Молошников, вероятно, Вы его знаете, я был заведующим школой, второй учитель был Титов.
Молошников и к нам обращался для оказания помощи пограничникам в задержании нарушителей границы, и мы с Титовым выходили ночью на встречу с пограничниками и были в «секрете» с мелкокалиберными винтовками.
В 1939-1940 годы мне пришлось участвовать в Мурманском направлении в составе финской народной армии, демобилизовался в 1940г. и снова продолжал работать учителем, но только в Спасогубской средней школе, потом перед войной я был переведен на работу инспектором РОНО и занимал должность зав. РОНО.
С начала Отечественной войны в Спасской губе организовался истребительный батальон, а потом наш батальон часть были переданы в 80 П.О. и я с братом Василием Ефимовичем попали в разведвзвод.
Первое боевое крещение я получил по выполнению задания Молошникова. Он меня вызвал и спросил знаю ли я финский язык и как я думаю если будем переброшены в тыл противника в разведку, я конечно согласился (это было в сентябре 1941г.) в группе было 3 красноармейца русские и я – знающий финский язык. Задача была, разведать дороги идущие в Красную Нядлахту со стороны Финляндии и захватить языка в каком направлении двигаются финские войска и какие части?
В районе д. Красная Нядлахта мы устроили засаду и захватили двух финнов – головной дозор, разведали дороги и деревню; я снял допросы и подробно узнали о движении войск; были доставлены в штаб полка Мярядуксу где руководил - командовал Валья (кажется полковник), он сам финн и попросил «языков» оставить ему, мы возвратились в спасскую губу и с тех пор началась боевая жизнь.
Мы выходили в разведку в тыл противника с разных мест – Гирвас, Святноволок, Юстозеро и другие пункты.
Очень интересно, то, что мы часто ходили в разведку с братом Василием, в трудные минуты мы друг-друга ободряли и помогали. Помню один эпизод, когда мы напали в тылу на обоз 40 с лишним лошадей, обоз был уничтожен, были взяты языки, захвачены ценные документы и когда брат взял мешок с повоски и мешок оказался с теплыми варежками, а почта была в другом мешке, он быстро передал мне мешок и сам хотел взять мешок с почтой но тут откуда-то выскочил финн, но он быстро его уничтожил, и вдруг второй финн был забравшись под сани, и брат проверив. Что там лежит финн, он и того уничтожил и с почтой вернулся в лес; вскоре налетели финской подкрепление, но от нас след простыл. Тут как раз наступила ночь и мы ушли по своей дороге.
Эпизодов очень много, всех неопишешь но надо сказать, что с братом было легко ходить по лесам в разведку, так как он хорошо ориентировался в разведке. И его назвали «компасом карельских лесов». Очень хорошо описывается в книжке Васехи «У околицы своего села», но я сейчас не могу нигде найти этой книжечки.
В разведке хорошо помогало мне и всей группе то, что я хорошо знал финский язык; это не только то. что хорошо можно было допрашивать финнов, но и при снятии часовых в ночное время когда пропуск знали хорошо и отвечали на финском языке на заданные вопросы. Когда противник был приостановлен в районе Медвежьегорска по Беломорскому каналу по Повенцу наш отряд занимал побережье Онежского озера до Шалы я находился в составе 11 и 12 погран.застав 3-го батальона где командовал майор Рыжов, я был в должности зам. политрука.
Заставы находясь в обороне выполняли задания по разведке в своем тылу по ликвидации выброшенных десантов и по разведке в тыл противника через Онежское озеро, несли службу дозора по тыловой лыжне и по переднему краю обороны, не редко вели бои как на льду так и в своем тылу с выброшенными десантами; помогали партизанам в боях в тылу врага.
В 1943 году в мае месяце наш пограничный 80 пограничный полк был разделен на пограничных отряда и наш погран. отряд получил №15 и был направлен на запад по реке Буг в Белоруссию для закрытия границы, и мы заняли границу от Бреста по р. Буг. Здесь стояла задача не только закрыть границу, но и мы выполняли задачу по ликвидации бандгрупп «бульбовцев»,«аковцев», «бендеровцев» и всякой другой банды, которые были оставлены в нашем тылу, мы с ними вели настоящие бои.
Крупное нарушение границы было после войны в 1945 году, когда вооруженная банда в кол. более 100 чел. прошли границу ночью, но мы встретили их во всеоружие и большинство были убиты и ранены, остальные были взяты в плен и переданы Польше.
В 1946 году я демобилизовался домой и с этого года я снова работаю учителем биологии.
Я родился в 1914 году в марте месяце, до заслуженной пенсии осталось работать до марта 1974 года, но здоровье пошатнулось, серьезно заболел сердцем.
Наша семья всего из 2 человек – я и моя жена Екатерина Алексеевна, она работает заведующей детского сада уже с 1940 года, и вот живем вдвоем и работаем по обучению и воспитанию молодого поколения около 70 лет.
При этом выполняю Вашу просьбу, и высылаю 4 фото 13Х18 и кроме того высылаю фото семейное где Василий Ефимович с женой и дочкой и я с женой (справа). Василий Ефимович умер в 1967 году 7 сентября от сердечного приступа. Жена Василия Ефимовича работает фельдшером в спасогубской больнице и дочь вышла уже замуж и с мужем находится в Сибири.
Других пограничников служивших в 80П.О. я в близости не знаю, возможно если бы знал раньше Ваше сообщение, я бы мог выяснить и разыскать. Возможно разыщу и вам сообщу.
Вот пока все, если что пропустил, прошу Вас, Никита Фадеевич, написать мне что я могу еще сделать.
С сердечным приветом Александр Ефимович и Екатерина Алексеевна. Привет вашей семье.
17.IX.71г.»
(из фондов Музея боевой славы Героя Советского Союза Н.Ф.Кайманова, №798/ШМНК9, стилистика и орфография сохранены)