X-Штрафные, штурмовые стрелковые и дисциплинарные в/ч > Штрафники и «штурмовики» в материалах документальных источников

Сенсация?! Штрафные части в Красной Армии по состоянию на... 1928 год

<< < (3/3)

Платунов Евгений:
Так как о штрафных частях в армии России/статусе штрафников в период февраля 1917 - ноября 1917 отдельной темы нет, то ставлю пока сюда вот эту цитату о Лермонтове-штрафнике:

"Неприязненное и откровенно враждебное настроение нижних чинов, поддерживаемых полковыми комитетами, имело отношение не только к офицерам полка, но и ко всем чинам дворянского сословия. Как пример хочу привести документы одного судебного разбирательства, имевшего место в Ахтырском полку в августе 1917 года.
Надпись на обложке гласит: “Дело по обвинению вольноопределяющегося М.В.Лермонтова в оскорблении начальства”.
И далее следует: “3 августа 1917 года полковой суд 12-го гусарского Ахтырского полка постановил:
Рассмотрев дело и принимая во внимание, что сообщение полкового комитета является поводом для начатия в полковом суде дела, хотя которое не вполне удовлетворяет требованиям ст.23, суд принял его к производству.

Предметом дела является оскорбление ефрейтора 1-го эскадрона, члена полкового комитета Алексея Кульчицкого вольноопределяющимся рядового звания того же эскадрона Михаилом Владимировичем Лермонтовым, выразившееся в том, что Лермонтов в записке Кульчицкому употребил следующие слова: “...конечно от этого листа бумаги я не обеднею, а Вы не разбогатеете, но в моих глазах Вы стали вором. Единственно, что мне не приятно это то, что какой-то мужик пишет на бумаге, на которой находится герб моей фамилии. Ну да черт с ним. Питайтесь объедками с барского стола, господин депутат, а еще добиваетесь равенства и братства. Разве Вы можете равняться с дворянином, разве кто-нибудь захочет брататься с Вами. Дрянью Вы родились, дрянью и подохните”.
На основании правил о судопроизводстве ст. 22 и 51, полковой суд постановил: “Дело по обвинению вольноопределяющегося 1-го эскадрона М.В.Лермонтова в оскорблении ефрейтора Алексея Кульчицкого, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 193 воинского Устава о наказаниях, принять к своему производству и рассмотреть в установленном порядке.
Председатель суда: поручик Поляков
Члены суда: полковник Елчанинов II-й
ротмистр Псиол
вахмистр Аралкин
унтер-офицер Гриневич
После этого члены полкового суда – ротмистр Псиол, вахмистр Аралкин и унтер-офицер Гриневич – пишут заявление: “о просьбе устранить их от участия в судебном разбирательстве по делу Лермонтова, в виду того, что они с ним одного эскадрона”.
Суд удовлетворяет их просьбу и назначает других членов.
Протокол заседания полкового комитета гласит:
“На собрании постановлено:
На основании полученной жалобы депутата Кульчицкого по поводу оскорбления его вольноопределяющимся Лермонтовым, Лермонтов придается полковому суду с ходатайством о наложении на него строжайшего наказания за оскорбление лица, выбранного от части. В виду того, что оскорбление относится так же ко всем, поддерживающим идею: “свободы, равенства и братства”, постановлено ходатайствовать о скорейшем суде, так как в полку растет возмущение. Предоставить вольноопределяющемуся Лермонтову трех гусар для его личной безопасности.
Тов. Председатель комитета ефрейтор Левоцкий".

К делу приложена собственно сама жалоба ефрейтора Кульчицкого, из которой понятен сам предмет разбирательства.
Я поясню это своими словами. Ефрейтор А.Кулчицкий, желая написать письмо взял (читай - украл) у М.В.Лермонтова два листа писчей бумаги с фамильным гербом. Потеряв их, он берет еще два листа и объясняет, что был намерен сказать об этом Лермонтову и даже заплатить за них деньги. Но сделать этого не успел, так как получил от последнего оскорбительную, на его взгляд, записку. После разбирательства обстоятельств дела, новый состав суда выносит свой приговор: “По Указу Временного Правительства 1917 года, августа 4-го дня, в действующей армии, полковой суд 12-го гусарского Ахтырского полка в составе: председателя суда поручика Полякова и членов полковника Елчанинова II, штабс-ротмистра Плисовского, ст.унтер-офицеров Гриневича и Слисаренко, рассмотрев дело о вольноопределяющемся 1-го эскадрона Михаиле Лермонтове признал его виновным в оскорблении ефрейтора того же эскадрона Алексея Кульчицкого, члена полкового комитета.
Причем, суд признал, что хотя оскорбление нанесено ефрейтору, которому Лермонтов был подчинен, но во внеслужебное время, а посему и на основании ст.51, 52, 54, 59 и 192 воинского Устава о наказаниях постановил:
Вольноопределяющегося М.В.Лермонтова подвергнуть одиночному заключению в военной тюрьме сроком на один месяц, с содержанием под арестом на хлебе и воде, и далее на 4 недели перевести оного в разряд штрафников. Суд так же признал оставление осужденного Лермонтова в полку вредным.
Приговор привести к исполнению немедленно по вступлении его в силу. Судебные издержки возложить на осужденного”.
От последнего слова М.В.Лермонтов отказался.

Михаил Владимирович Лермонтов родился 25 июня 1898 года и прожил всего 44 года, но за столь короткий срок он испытал то, чего другим хватило бы на три жизни. Вся его жизнь складывалась трагически. Перед самой революцией он окончил Санкт-Петербургский Кадетский корпус и 12 июня 1917 года был зачислен вольноопределяющимся в 12-й гусарский полк для получения навыков в строевой подготовке. Вполне естественно то, что Михаил не мог с восторгом принять власть рабочих и крестьян, поэтому он принимал участие в белом движении, за что впоследствии был подвергнут репрессиям властей новой России. Только ходатайство его отца, Владимира Михайловича, который помогал С.М.Буденному восстанавливать конезаводство на Кавказе, спасло ему жизнь. Являясь очень талантливым человеком, Михаил был ограничен в правах, а следовательно, не мог занять должность выше простого конюха. В двадцатых годах, когда были покушения на Воровского и Урицкого, его дважды арестовывали, но отпускали.
Из воспоминаниям дочери М.В.Лермонтова, Киры Михайловны: “…мы расстались с отцом навсегда в 1933 году, когда его очередной и последний раз арестовали, и сослали в Медвежьегорск…”.
О том, что происходило дальше, можно только догадываться, но в начале Великой Отечественной войны Михаил Владимирович был призван в действующую армию красноармейцем полевого ветлазарета и был отправлен на Карельский фронт. В начале 1942 года его семья получила извещение от начальника 445-го полевого ветеринарного лазарета, военврача второго ранга, Шевченко следующего содержания: “...Ваш сын, красноармеец Михаил Владимирович Лермонтов, уроженец с.Снитовка, Летического района, Каменец-Подольской области, в бою за социалистическую Родину, верный военной присяги, проявив мужество и геройство, был сожжен бандой фашистов 12 февраля 1942 года”" - http://www.gusa.ru/glava4.html

Подробности о гибели М.В. Лермонтова 12.02.1942 - в другой теме Форума - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=15934.0

Владимир Корощенко:
Штрафная рота, Сибирский военный округ. г. Улан-Удэ. Не позднее сентября 1928 г.
Наградной лист командира отделения, старшины роты Бунина Якова Яковлевича:
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/010/3-1-1229/00000186.jpg&id=50396082&id=50396082&id1=6826c0880690a4ff5424788f71bc5efc
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/010/3-1-1229/00000187.jpg&id=50396084&id=50396084&id1=3a40fd13aee7d873c180efb1aca13819

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница