Докладная записка НКВД в центральные органы о передаче германским властям сбитого советскими пограничниками немецкого самолета, нарушившего границу 17 марта 1940 года.
19 марта 1940 года
В дополнение к нашему сообщению от 17 марта сего года (документ №253) о нарушении нашей границы германскими самолетами НКВД докладывает о том, что 17 марта в 20.00 состоялась встреча пограничных представителей советской и германской сторон, в результате которой германская сторона, возглавляемая пограничным комиссаром Беком, приняла труп германского летчика, выдав расписку, следующего содержания: «Получен мною, председавителм германской пограничной охраны комиссаром Беком, труп летчика Гангнера, нарушившего самолетом границу территории СССР в районе 115-го пограничного знака. 20.25 по московскому времени 17 марта 1940 г., в чем и подписываюсь – комиссар Бек».
В связи с поздним временем дальнейшие переговоры с 17 марта перенесены на 12.00 18 марта.
На состоявшейся встрече 18 марта в 12.30 германский пограничный комиссар Бек от подписи акта, предложенного ему капитаном Янчуком, отказался, сославшись на отсутствие у него полномочий.
Соглашаясь с фактом нарушения границы германскими самолетами, германский пограничный комиссар Бек предложил передать ему разбитый самолет и труп второго германского летчика под расписку с указанием в расписке только факта приема разбитого самолета и трупа второго летчика. Пограничный германский комиссар Бек, сославшись на отсутствие у него полномочий от вышестоящих инстанций на право подписания предлагаемого советским представителем акта, попросил перенести встречу на вечер 18 марта.
18 марта вечером начальник германского пограничного поста передал начальнику 10-й заставы лейтенант Фалдину следующее заявление: «Немецкий представитель извиняется, что не может состоятся встреча в назначенное время в силу невозможности его прибытия, и просит встречу перенести на 12.30 по московскому времени 19 марта и к этому времени к месту встречи доставить труп второго германского летчика».
На состоявшейся 19 марта в 12.30 встрече пограничных представителей советской и германской сторон был подписан акт следующего содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, представитель пограничной охраны СССР Янчук и представитель пограничной охраны Германии подполковник Рентш, составили настоящий акт в том, что 17 марта с.г. в районе 101-103-го погранзнака группа германских самолетов в несколько десятков, нарушив границу, перелетела на территорию СССР. При обратном возвращении их на сторону Германии самолеты вторично нарушили госграницу, в районе 115-го погранзнака. В результате обстрела самолетов при нахождении их на территории СССР в 50 м от линии границы, в районе 115-го погранзнака. Самолет типа разведчик. При падении самолета один пилот убит, второй пилот тяжело ранен. Последний, будучи доставлен в Августовский госпиталь, несмотря на своевременно принятые все врачебные меры, 18 марта 1940 г. в 2.15 по московскому времени скончался.
Настоящий акт составлен в двух экземплярах (Подписи).»
При подписании акта подполковник Рентш устно заявил о том, что он приносит глубокое извинение по поводу нарушения границы германскими самолетами 17 марта и заверяет, что больше таких нарушений со стороны Германии не повторится.
По заявлению подполковника Рентша, нарушившие границу самолеты летели с аэродрома Лыкк на Сувалки, сбились с курса. В заключение Рентш заявил, что с германской стороны претензий к нам не имеется. Одноврменно германская торона пиняла труп второго германского летчика, а также разбитый германский самолет. (Там же лл.301-302.)
Из приказа НКВД пограничным войскам о неприменении оружия против германских самолетов, нарушивших границу, и о заявлении в этих случаях протеста германским властям,
В случаях нарушения нашей границы со стороны германских самолетов на линии советско-германской границы приказываю руководствоваться следующим:
1) При нарушении советско-германской границы самолетами или воздухоплавательными аппаратами огня не открывать, ограничиваясь составлением акта о нарушении государственной границы;
2) О каждом случае нарушения границы германскими самолетами или воздухоплавательными аппаратами заявлять в устной и письменной форме протест соответствующим представителям германского командования по линии пограничной службы… (там же л.303)