Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Правда о сбитых германских самолетах пограничниками 86 отряда  (Прочитано 2731 раз)

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Правда о сбитых германских самолетах пограничниками 86 отряда
   На просторах огромного информационного пространства под названием Интернет, распространяется эта легенда:
«Августовский погранотряд на Западной границе:
"Начало марта 1940 года. Одним из пограничных нарядов из табельного стрелкового оружия сбит немецкий самолёт, незаконно вторгшийся в воздушное пространство СССР.
Начало 1941 года. 11-я пограничная застава, возглавляемая лейтенантом Тимофеем Ивановичем Фалдиным, ружейно-пулемётным огнём обстреляла с земли двадцать восемь немецких самолётов-нарушителей. ПЯТЬ из них «зелёным фуражкам» удалось сбить, а один серьёзно повредить. Как стало потом известно, последний совершил вынужденную посадку в районе оккупированного нацистской Германией польского города Сувалки. "
http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?p...68b4b8a13fa9825
   Точное изложение данного события в Оперативной сводке 86 ПО НКВД: «  В 13 часов 20 минут 07.3.40 на стыке 9 и 10 застав нарушили границу германская эскадрилья (эскадра) типа «Бомбовоз» и «Разведчик» в количестве 32 самолетов, углубившихся на нашу территорию до 7 клм. При обратном возвращении эскадрилья (эскадра) была обстреляна ружейно-пулеметным огнем 10 заставы, в результате обстрела 1 самолет типа «Разведчик» сбит и упал на нашей территории в 50 м от линии государственной границы (советско-германской). Три самолета сделали вынужденную посадку 800 м от линии государственной границы на сопредельной территории и 200 м от шоссе Августов-Сувалки на сопредельной территории. Один самолет – по словам немецкого представителя (пограничного представителя) сделал вынужденную посадку в районе Сувалки.»
   Начальник 10-й заставы 86 ПО старший лейтенант Гусев Анатолий Петрович 22 ноября 1908 года рождения, русский, уроженец Московской области, г. Озеры, член ВКП(б). Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 года. 04 июля 1941 года в районе г. Осовец попал в плен противника, содержался в лагере военнопленных  XIIID (62). Холост. Мама – Александра. Сестра: Эмилия Петровна, проживала в г. Куйбышеве (на Волге), ул. Фрунзе, дом 28 кв.1 В плену о себе сообщил, что родился 22.11.1908 года в Куйбышевской области, г. Сызрань.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 495
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллега!
Видимо, на "Солдате.ру" отреагировали более, чем оперативно: прошедший по указанной Вами Интернет-ссылке теперь может прочитать там только, что "Запрошенной темы не существует"...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Уважаемый коллега!
Видимо, на "Солдате.ру" отреагировали более, чем оперативно: прошедший по указанной Вами Интернет-ссылке теперь может прочитать там только, что "Запрошенной темы не существует"...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович приветствую Вас и особое спасибо за внимание к этой моей заметке.
Просто удивляешься почему так получается? Помню как нас воспитывал начальник разведки, большой специалист-японист, не опускайтесь до уровня ОБС 0 "Одна бабушка сказала"...Информация должна быть выверенной и в мелочах соответствовать действительности. Я постарался восстановить огрехи в поданном материале.
А в целом данный пример должен найти место как пример подготовки подразделений к отражению воздушного противника. Здесь оценка пограничной заставе "ОТЛИЧНО"!
Записан

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
На просторах огромного информационного пространства под названием Интернет, распространяется эта легенда:
«Августовский погранотряд на Западной границе:
"Начало марта 1940 года. Одним из пограничных нарядов из табельного стрелкового оружия сбит немецкий самолёт, незаконно вторгшийся в воздушное пространство СССР.
Начало 1941 года. 11-я пограничная застава, возглавляемая лейтенантом Тимофеем Ивановичем Фалдиным, ружейно-пулемётным огнём обстреляла с земли двадцать восемь немецких самолётов-нарушителей. ПЯТЬ из них «зелёным фуражкам» удалось сбить, а один серьёзно повредить. Как стало потом известно, последний совершил вынужденную посадку в районе оккупированного нацистской Германией польского города Сувалки. "
http://www.soldat.ru/forum/viewtopic...8b4b8a13fa9825
Точное изложение данного события в Оперативной сводке 86 ПО НКВД: « В 13 часов 20 минут 07.3.40 на стыке 9 и 10 застав нарушили границу германская эскадрилья (эскадра) типа «Бомбовоз» и «Разведчик» в количестве 32 самолетов, углубившихся на нашу территорию до 7 клм. При обратном возвращении эскадрилья (эскадра) была обстреляна ружейно-пулеметным огнем 10 заставы, в результате обстрела 1 самолет типа «Разведчик» сбит и упал на нашей территории в 50 м от линии государственной границы (советско-германской). Три самолета сделали вынужденную посадку 800 м от линии государственной границы на сопредельной территории и 200 м от шоссе Августов-Сувалки на сопредельной территории. Один самолет – по словам немецкого представителя (пограничного представителя) сделал вынужденную посадку в районе Сувалки.»
   Предполагаю, что начальника 10-й заставы старшего лейтенанта Гусева Анатолия Петровича кто-то «лишил» подвига  по банальной причине – он находился в немецком плену…
Гусев  Имя Анатолий  Отчество Петрович  Последнее место службы 3 ОТ 86 ПО 10 застава   Воинское звание лейтенант  Причина выбытия пропал без вести  Дата выбытия 23.06.1941  Место выбытия Воронежская обл.  Название источника информации РГВА  Номер фонда источника информации 32924  Номер описи источника информации 1  Номер дела источника информации 291 Лист 18 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9612779
Гусев  Имя Анатолий  Отчество Петрович  Место рождения Московская обл., г. Озеры  Последнее место службы ПВ 86 ПО  Воинское звание ст. лейтенант 
Причина выбытия пропал без вести  Дата выбытия Между 04.12.1941 и 18.12.1942  Название источника информации РГВА  Номер фонда источника информации 32880  Номер описи источника информации 1  Номер дела источника информации 153 Лист 20 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=10200873
Гусев  Имя Анатолий  Отчество Петрович  Дата рождения/Возраст 22.11.1908  Место рождения Куйбышевская обл., г. Сызрань  Лагерный номер 3332 Дата пленения 04.07.1941  Место пленения Осовец  Лагерь офлаг XIII D (62)  Судьба попал в плен 
Последнее место службы 96 (86) погран. отряд  Воинское звание ст. лейтенант  Название источника информации ЦАМО  Номер фонда источника информации Картотека военнопленных офицеров
Гусев Анатолий Петрович, 1908 года рождения, уроженец г. Саратова, № наградного документа: 195; номер записи в базе данных: 1514456463
Награды: орден Отечественной войны II степени (23.12.1985) http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/

Прошу обратить внимание и не путать: Точное изложение данного события в Оперативной сводке 86 ПО НКВД: « В 13 часов 20 минут 07.3.40 на стыке 9 и 10 застав нарушили границу германская эскадрилья (эскадра) типа «Бомбовоз» и «Разведчик» в количестве 32 самолетов...
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
17 марта 1940 года

Из докладной записки НКВД в центральные органы о неприменении оружия против немецких самолетов, нарушающих советскую границу, и о заявлении в этих случаях протеста германским властям

Начальником Управления пограничных войск НКВД БССР донесено, что 17 марта 1940 года на участке пограничного отряда в районе Стренковизна нарушили границу 32 германских самолета (бомбардировщики и разведчики), пролетели до г. Августова, сделав круг, пошли обратно.

Пограничный наряд, расположенный в районе дер. Щерба, открыл ружейно-пулеметный огонь по германским самолетам.

Один из самолетов сбит, упал на нашей территории в 50 м от границы; летчик тяжело ранен, второй летчик убит. Раненному летчику оказана медицинская помощь. Сбитый самолет охраняется караулом пограничного отряда. В район происшествия к границе подошел германский взвод пехоты.

Начальник пограничного отряда т. Янчук в районе происшествия на линии государственной границы ведет переговоры с представителем германского командования…

После принятия советско-германской границы только с декабря месяца по настоящее время имело место 12 случаев нарушения нашей границы германскими самолетами. При этом был случай, когда один из наших самолетов, поднявшихся в воздух с целью приземления немецкого самолета, выполнив задачу, разбился, а пилот погиб.

Исходя из того, что нарушения нашей границы германскими самолетами, по-видимому, носят не преднамеренный характер, НКВД СССР считает необходимым дать пограничным войскам директиву о том, чтобы в дальнейшем при нарушении германскими самолетами нашей границы оружия не применять, ограничиваясь фиксированием нарушений границы, составлять акты для предъявления протеста нашими пограничными властями соответствующим германским властям.

Прошу Ваших указаний  … («Пограничные войска СССР 1939-июнь 1941. Сборник документов и материалов» и-во «НАУКА», М.1970 лл.299-300)

         Согласно приведенному документу, на момент данного события и.о.начальником 86-го Августовского пограничного отряда являлся капитан Янчук. (по данным Гурия Константиновича Здорного, после тяжелого ранения капитана Хныкова первого начальника штаба пограничного отряда в ходе выполнения специального задания по ликвидации польских стражниц в сентябре 1939 года, его сменил капитан Янчук кавалер ордена Красная Звезда, награжденный 26 апреля 1940 года орденом Ленина за успешное освоение нового участка границы.)

По утверждению майора Г.К. Здорного группа немецких самолетов со стороны Восточной Пруссии нарушила границу на участке 13-й поранзаставы, шла курсом на Сувалки на высоте 200-300 метров. Ружейно-пулеметным огнем было сбито пять самолетов, из которых три самолета упали на нашей стороне, а два – вблизи границы на стороне немцев. Он полагал, что этот случай приведет к конфликту или к каким-то ответным действиям со стороны немецких властей. Но представитель немецкого командования при встрече на границе в тот же день принес свои извинения и попросил передать немецкой стороне сбитые самолеты и летчиков….

Во время этого инцидента майор Г.К. Здорный с начальником политотдела отряда батальонным комиссаром Герасименко находился на окружном партактиве в г. Минске. Переговоры с немцами и передачу сбитых самолетов и летчиков провел остававшийся за него начальник штаба капитан Янчук.

После этого случая поступило распоряжение, запрещавшее ведение огня по немецким самолетам. (ГУПВ КГБ при СМ СССР, Отдел военно-научной работы и военно-учебных заведений «На страже границ советского государства. Историко-мемуарный сборник. Книга третья. Полковник в отставке Г.К. Здорный «Пали смертью храбрых…». Москва, 1971 г. Типография ул. Дзержинского, 18. лл. 374-375)

Примечание: Капитан Янчук Иван Александрович.
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Докладная записка НКВД в центральные органы о передаче германским властям сбитого советскими пограничниками немецкого самолета, нарушившего границу 17 марта 1940 года.
19 марта 1940 года
В дополнение к нашему сообщению от 17 марта сего года (документ №253) о нарушении нашей границы германскими самолетами НКВД докладывает о том, что 17 марта в 20.00 состоялась встреча пограничных представителей советской и германской сторон, в результате которой германская сторона, возглавляемая пограничным комиссаром Беком, приняла труп германского летчика, выдав расписку, следующего содержания: «Получен мною, председавителм германской пограничной охраны комиссаром Беком, труп летчика Гангнера, нарушившего самолетом границу территории СССР в районе 115-го пограничного знака. 20.25 по московскому времени 17 марта 1940 г., в чем и подписываюсь – комиссар Бек».
В связи с поздним временем дальнейшие переговоры с 17 марта перенесены на 12.00 18 марта.
На состоявшейся встрече 18 марта в 12.30 германский пограничный комиссар Бек от подписи акта, предложенного ему капитаном Янчуком, отказался, сославшись на отсутствие у него полномочий.
Соглашаясь с фактом нарушения границы германскими самолетами, германский пограничный комиссар Бек предложил передать ему разбитый самолет и труп второго германского летчика под расписку с указанием в расписке только факта приема разбитого самолета и трупа второго летчика. Пограничный германский комиссар Бек, сославшись на отсутствие у него полномочий от вышестоящих инстанций на право подписания предлагаемого советским представителем акта, попросил перенести встречу на вечер 18 марта.
18 марта вечером начальник германского пограничного поста передал начальнику 10-й заставы лейтенант Фалдину  следующее заявление: «Немецкий представитель извиняется, что не может состоятся встреча в назначенное время в силу невозможности его прибытия, и просит встречу перенести на 12.30 по московскому времени 19 марта и к этому времени к месту встречи доставить труп второго германского летчика».
На состоявшейся 19 марта в 12.30 встрече пограничных представителей советской и германской сторон был подписан акт следующего содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, представитель пограничной охраны СССР Янчук и представитель пограничной охраны Германии подполковник Рентш, составили настоящий акт в том, что 17 марта с.г. в районе 101-103-го погранзнака группа германских самолетов в несколько десятков, нарушив границу, перелетела на территорию СССР. При обратном возвращении их на сторону Германии самолеты вторично нарушили госграницу, в районе 115-го погранзнака. В результате обстрела самолетов при нахождении их на территории СССР в 50 м от линии границы, в районе 115-го погранзнака. Самолет типа разведчик. При падении самолета один пилот убит, второй пилот тяжело ранен. Последний, будучи доставлен в Августовский госпиталь, несмотря на своевременно принятые все врачебные меры, 18 марта 1940 г. в 2.15 по московскому времени скончался.
Настоящий акт составлен  в двух экземплярах (Подписи).»
При подписании акта подполковник Рентш устно заявил о том, что он приносит глубокое извинение по поводу нарушения границы германскими самолетами 17 марта и заверяет, что больше таких нарушений со стороны Германии не повторится.
По заявлению подполковника Рентша, нарушившие границу самолеты летели с аэродрома Лыкк на Сувалки, сбились с курса. В заключение Рентш заявил, что с германской стороны претензий к нам не имеется. Одноврменно германская торона пиняла труп второго германского летчика, а также разбитый германский самолет. (Там же лл.301-302.)
Из приказа НКВД пограничным войскам о неприменении оружия против германских самолетов, нарушивших границу, и о заявлении в этих случаях протеста германским властям,
В случаях нарушения нашей границы со стороны германских самолетов на линии советско-германской границы приказываю руководствоваться следующим:
1)   При нарушении советско-германской границы самолетами или воздухоплавательными аппаратами огня не открывать, ограничиваясь составлением акта о нарушении государственной границы;
2)   О каждом случае нарушения границы германскими самолетами или воздухоплавательными аппаратами заявлять в устной и письменной форме протест соответствующим представителям германского командования по линии пограничной службы… (там же л.303)
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Анализ сведений, которые оказались доступными указывает на наличие разночтений в дате события.
В историческом формуляре запись указывает на 07 марта и нет никаких данных о том, что в результате ружейно-пулеметного огня не пограничного наряда, а пограничной заставы якобы имелись жертвы с немецкой стороны?
А записи с датой 17 марта о нарушении воздушного пространства в зоне ответственности  86 ПО отсутствует вовсе.
Где и кто допустил погрешность и почему, наверное просто невозможно установить. При обсуждении данного вопроса, я предложил еще раз обратиться к записи в историческом формуляре 86 ПО и если там все точно 7 марта, то просто  отразить наличие таких расхождений, что и было сделано.
Просто надо понимать, что в 1970 году вполне эффективно действовала цензура, какие на сей счет она имела директивы неизвестно. Вчера слушал выступление редактора МК Гусева, который несколько приоткрыл тайну 773 комнаты, которая делала обязательные указания о том, что где, как и в какой последовательности можно написать в газете.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »