В силу ряда обстоятельств хотелось бы вернуться к обсуждению корабельного состава и организационной структуре 2-го Балтийского отряда пограничных судов. Причиной этого стало попадание мне в руки статьи В.А. Сутормина "Формирование и служебно-боевая деятельность морских пограничных частей в Прибалтике", опубликованной в журнале "Гангут", № 61 за 2011 год. С одной стороны, данный источник достаточно подробно освящает историю 2-го БОПС, а с другой, касательно отдельных плавсредств, служит своего рода "информацией к размышлению". Эти неоднозначные моменты в приведенной цитате выделены цветом. Итак:
"...В состав вновь сформированного отряда пограничных судов (ОПС) вошли: командование, штаб, отдел политпропаганды, клуб, узел связи, комендантский взвод, санитарная служба, финчасть (всего в управлении 127 чел.); подразделение Таллинского порта, включавшего управление, техотдел, судоремонтную мастерскую, электростанцию, боепитание, отдел материально-технического обеспечения, гараж, хозкоманду, пожарную команду (всего в порту 102 чел.), плавсредства порта и три дивизиона катеров, также имевших свои управления, а дислоцировавшиеся в Либаве и Усть-Нарове - дополнительно свои береговые радиостанции, отделения материально-технического обеспечения, судоремонтные мастерские, боепитание, санслужбы, политаппарат и береговые команды.
Плавсредства 2-го Балтийского ОПС представлены ниже.
Таллинский порт:
катер типа "БК-2" - К-275.
1-й дивизион:
- сторожевой корабль типа "Охт" (проект 122*) "Топаз", катера типа "МО-4" - ПК-200, ПК-201, ПК-202, ПК-203, ПК-204, ПК-205, ПК-206, ПК-207, ПК-208, ПК-209, ПК-210, ПК-211;
- катера типа "КМ-4" - К-277, К-278, К-279, К-280, К-281, К-282, К-283, К-284, К-285;
- катер типа "МКМ" - К-271, ПС (буксир) "Уран"; катер КП-11 (внештатный, бывшая финская канлодка "Tarmo"); катера №№ 1, 2, 3, типа "Лимузин" (внештатные, бывшие эстонские разъездные катера).
2-й дивизион:
- катера типа "МО-2" - ПК-216, ПК-217;
- катера типа "МО-4" - ПК-212, ПК-213, ПК-214, ПК-215, ПК-218, ПК-219, ПК-220, ПК-221, ПК-222, ПК-223; катер типа "КМ-4" - К-296, К-297;сторожевой корабль "Коралл" (бывший литовский "Pirmunas", ранее - "Prezidentas", "Prezidentas Smetona", с сентября 1940 г. до января 1941 г. - "Задорный"); ПС "Юпитер" (бывший латвийский "Varonis"); катер К-267 (бывший литовский "Partizanas"); катера типа "К" - К-271, К-272; катер типа "МКМ" - К-274. Перед началом войны ко 2-му дивизиону прикомандировали сторожевой корабль "Аметист" (бывший эстонский "Sulev") Военно-морского пограничного училища НКВД.
3-й дивизион:
- катера типа "МО-2" - ПК-225, ПК-226, ПК-227, ПК-227, ПК-228, ПК-229, ПК-230, ПК-231;
- катера типа "МО-4" - ПК-224, ПК-232, ПК-233, ПК-234, ПК-235;
- катера типа "КМ-2" - К-286, К-287, К-288, К-289, К-290, К-291, К-292, К-293, К-294, К-295".