...Для всех, за исключением историка-ветерана погранвойск, капитана 1 ранга в отставке Ф.А. Мошкова, перед которым, впрочем, не стояла, как таковая, конкретная задача выявить колчаковское происхождение родоначальников советской морпогранохраны. Заслуживает самой высокой оценки уже одно то, что в своем кратком историческом очерке «Морская пограничная охрана России: От Петра I до наших дней» он приводит названия четырех бронекатеров типа «Барс», наряду со сторожевыми судами «Ястребом» и «Светланой» (участок Одесса – Перекоп), начавших нести службу по охране границы на Черном море в 1920-21 годах: «Охрана восточного побережья Черного моря от Анапы до Сочи возлагалась на береговую оборону Морских сил Черного моря, суда которой «Рысь», «Ягуар», «Пантера», «Кугуар» дислоцировались на Туапсе. Это были маломореходные катера, выходившие в море только в хорошую погоду». Действительно, сложно было ожидать хороших мореходных качеств от судов, предназначенных для речного плавания, но, видимо, ничего другого для организации охраны водных границ молодой республики в тот момент просто не нашлось – сам флот переживал нелегкие времена. И отнюдь не горел желанием предоставлять для охраны морских рубежей лучшее. Вот в каких, отнюдь не радующих глаз, красках живописал даже более поздний период становления погранохраны на Черном море бывший военный комиссар 19-го Очаковского, а затем 26-го Одесского погранотряда, впоследствии генерал-лейтенант К.Ф. Телегин: «…Были у нас только старые посудины, на которых мы ходили в море, хотя плавать на них было рискованно, не говоря уж о преследовании нарушителей… Турецкие контрабандисты смеялись над нами. Подойдут близко к берегу и маячат перед глазами. А когда наши «черепахи» выйдут к ним, они помашут флагами или выстрелят вверх из ружья, дадут полный ход и поминай как звали…» И хоть колчаковские трофеи к старым посудинам никак не отнести, при мало-мальском волнении на море они вполне могли угодить в те же «черепахи», только с пушками.
Если с названиями катеров и общей оценкой их мореходности все достаточно ясно, то относительно их подробных характеристик исследовательские данные до сих пор разнятся. Историк К.Б. Стрельбицкий приводит следующие тактико-технические элементы:
Водоизмещение – 15 т.
Главные размерения: длина – 18,3 м, ширина – 3 м, осадка – 0,70–0,91 м.
Механизмы: 2 бензиновых мотора «Ikagai» мощностью по 50 л.с., 2 гребных винта.
Запас топлива (бензин или керосин) максимальный – 800 кг.
Скорость хода: максимальная – 15 узлов (27,8 км/ч), экономическая – 10 узлов (18,5 км/ч).
Дальность плавания экономическим ходом – 340 км.
Бронирование: борт – 0,5 дюйма (12,7 мм), рубка – 0,75 дюйма (19 мм).
Вооружение: одна 37-мм автоматическая пушка Маклина (McLean) (боезапас 600 выстрелов) или одна 47-мм пушка Гочкиса (боезапас 812 выстрелов) и два 7,62-мм пулемета Максима образца 1910 г.
Плавсредства – шлюпка-«тузик».
Численность экипажа – до 14 человек.
Эти же данные, практически, слово в слово и цифра в цифру, указывает в своей объемной работе «Великая речная война. 1918-1920 годы» известный историк А.Б. Широкорад. Но только в той части книги, которая посвящается боевым действиям на Каме. Далее, в главе, отведенной красной Западно-Двинской речной флотилии, в составе которой позже действовали захваченные у колчаковцев «Пантера», «Рысь», «Ягуар» и «Кугуар», их основные элементы меняются. В части осадки, мощности и вооружения они теперь совпадают с приведенными в справочнике «Гражданская война в России: Черноморский флот».
(продолжение следует)