Секретные операции Пограничных войск НКВД в Китае 1941-1943 гг.
Время стремительно уносит нас вдаль от событий, описанию которых я решил посвятить данную заметку. Работая с документами в Российском государственном военном архиве (РГВА), неоднократно встречал упоминания о171-м отдельном стрелковом батальоне ПВ-ВВ НКВД.
В документах сразу нашел сведения об этом батальоне спецназа. В 1941 году он имел штатную численность 312 чел., по списку значились 307. Штатом предусмотрена такая численность по №205: управление батальона, взвод связи, автомобильный взвод, две стрелковые роты и пулеметный взвод. Командного состава – 16, начсостава – 17, младшего начсостава – 42, рядового состава – 223. Всего – 300 чел. Вооружение: станковых пулеметов -2; ручных пулеметов ДП -17, Раций 6-ПК (РБ) -3, автомашин М-1-1, ГАЗ-АА – 10, ГАЗ-ААА – 2, автокухонь – 2, бензозаправщик -1. Состав стрелковой роты: три стрелковых взвода по 35 чел., управление роты: командир роты, заместитель командира роты по политчасти, помощник командира роты, старшина роты, писарь-кладовщик, фельдшер. Всего личного состава – 110 чел. Утвердил штат №205 Начальник ПВ НКВД СССР генерал-лейтенант Соколов и Начальник 2-го Управления ГУПВ НКВД СССР генерал-майор Аполлонов 22.2.41 г. (исполнитель капитан Николаев, копию заверил врио начальника 1 Отдела 2-го Управления ГУПВ майор Малиновский) – РГВА ф.38650 оп.1 д.605 л.82). Однако как оказалось даже в совершенно секретных документах довоенного периода, которые были заполнены во 2-м Управление ГУПВ НКВД, были приведены условные сведения о численном составе и дислокации батальона.
Обратимся к Схеме организационного развертывания Оперативных войск НКВД СССР на военное время, согласованной начальником Мобилизационного Отдела НКВД СССР комбригом И.С. Шередега 10 апреля и 22 апреля 1941 года утвержденной заместителем Наркома Внутренних дел Союза ССР генерал-лейтенантом И.И. Масленниковым (далее по тексту – Схема). Вот что указано относительно 171-го батальона в Схеме: 171-й отдельный батальон штата №203 численностью 708 и сверху написано (712) переформировывается по штату №3203 численностью 312 зачеркнуто и в скобках указано (301) чел.
Согласно документальным данным с февраля 1941 года 171-й полк выполняет оперативную задачу в Китае по охране авиасборочного предприятия в Хами. В рамках оказания советской военной помощи в 1940 году в Синьцзяне был построен авиационный (сборочный) завод, просуществовавший до 1943 года. Его охраной с февраля 1941 года занимался 171-й отдельный батальон Пограничных войск НКВД.
С объявлением мобилизации на базе 11-го ремонтного кавалерийского полка ПВ НКВД, дислоцированного в Алма-Ате, должен быть на дату М-6 развернут 31-й кавалерийский полк ОВ НКВД по штату №0/21 численностью 1316 чел. и конского состава – 1064. Данных о формировании этой части не обнаружил.
Таким образом, с началом войны 171-й отдельный батальон войск НКВД был переформирован на особый штат №203 общей численностью 600 чел. имея кроме двух стрелковых рот трех-взводного состава и Маневренную группу из трех стрелковых и пулеметного взводов, транспортного взвода и подразделений обеспечения, что видно из документа, который приводится ниже.
Из Приказа Внутренним войскам НКВД СССР №18 от 27 января 1942 года, г. Москва, содержание: «Об объявлении штатно-должностной расстановки начсостава 171-го отдельного стрелкового батальона ВВ НКВД»,
Отдельным приложением объявляю штатно-должностную расстановку начсостава 171 отдельного стрелкового батальона ВВ НКВД согласно штату №203, утвержденному приказами НКВД СССР №00114 от 30.01.41 г. и №001782/к от 17.11.42 г. за границей в Китае, выполняет задачу по охране авиасборочного предприятия, всего личного состава 600 чел. Сформированный в январе 1941 года в Алма-Ате тогдашней столице Казахской ССР, он уже в феврале в срочном порядке, скрыто был переброшен в северо-восточную провинцию Китая Синьцзян в Урумчи и приступил к выполнению поставленной перед ним задачи. Личный состав в целях конспирации получил военное обмундирование неустановленных для советских военнослужащих образцов и использовал в обращение между собой условные воинские звания.
27 января 1942 года Начальник Внутренних войск НКВД СССР генерал-майор Шередега утвердил следующую расстановку начсостава 171-го отдельного стрелкового батальона ВВ НКВД (извлечение):
Командир батальона майор Гончаров Сергей Ефимович.
Военный комиссар старший политрук Кукин Василий Тихонович.
По базе ОБД «Подвиг народа» - майор В.Т. Кукин 1911 года рождения, в Красной Армии с 8.1941 года, 6.8.1946 года награжден орденом Красная Звезда. Возможно, что это тот самый комиссар батальона. Проверил и всех остальных, никого не обнаружил?
Зам. командира батальона по оперативной части майор Коломийцев Павел Иванович.
Пом. командира по снабжению батальона капитан Сидоров Петр Николаевич.
Начальник штаба батальона капитан Будях Порфирий Кириллович.
Помощник начальника штаба
Начальник связи старший лейтенант Орлов Михаил Яковлевич
Шифровальщик воентехник 2 ранга Гончаров Андрей Васильевич
Комендант младший политрук Савелов Анатолий Матвеевич
Комендант Сайко Василий Иванович
Комендант техник-интендант 2 ранга Иванов Михаил Григорьевич
Капельмейстер
Политчасть
Инструктор пропаганды старший политрук Тимонин Степан Васильевич
Начальник библиотеки младший политрук Петрушев Михаил Николаевич
Секретарь партийной организации младший политрук Скорский Михаил Зеликович
Секретарь ВЛКСМ младший политрук Коробко Федор Григорьевич.
Подразделения батальона
Командир стрелковой роты старший лейтенант Еременко Илья Романович
Командир стрелковой роты старший лейтенант Чмиль Михаил Алексеевич (ОБД М.А. Чмиль 1920 года рождения, награжден орденом Отечественной войны II-й степени (6.4.1985)
Заместитель командира роты по п/ч политрук Маронов Алексей Иванович
Заместитель командира роты по п/ч политрук Харитонов Петр Михайлович
Командир стрелкового взвода лейтенант Волохов Павел Иванович
Командир стрелкового взвода лейтенант Митин Николай Кондратьевич
Командир стрелкового взвода старший лейтенант Заезжий Иван Емельянович
Командир стрелкового взвода младший лейтенант Яковенко Григорий Васильевич
Командир стрелкового взвода младший лейтенант Зверев Михаил Алексеевич
Командир стрелкового взвода лейтенант Никитин Василий Григорьевич
Начальник боепитания воентехник II ранга Коротков Павел Нестерович
Начальник военхозснабжения техник-интендант 2 ранга Алтеркоп Григорий Семенович
Врач пункта медицинской помощи военврач 3 ранга Афанасьев Михаил Павлович
Командир автовзвода младший лейтенант Лысенко Михаил Сергеевич
Маневренная группа
Начальник мангруппы майор Карсанов Казбек Базукаевич
Военный комиссар МГ батальонный комиссар Шпак Василий Андреевич
Помощник начальника МГ по снабжению политрук Левин Борис Степанович
Начальник штаба
Помощник начальника штаба старший лейтенант Шоков Урат Скобирович
Секретарь партбюро старший политрук Желнович Иван Ильич
Начальник боепитания младший воентехник Анашенков Петр Михайлович
Начальник военхоздовольствия
Врач ПМП мнагруппы военврач 3 ранга Рыжов Василий Михайлович
Старший фельдшер Алферов Иван Сергеевич
Командир стрелкового взвода лейтенант Горбунов Николай Кириллович
Командир стрелкового взвода младший лейтенант Гопа Даниил Тимофеевич
Командир стрелкового взвода лейтенант Фокин Лев Емельянович
Командир пулеметного взвода младший лейтенант Кнюфоветский Михаил Иванович
Командир взвода автотранспортных машин воентехник 2 ранга Андреев Петр Львович
Автотехник Бобуренко Николай Дмитриевич
27.01.42 г. Зам. начальника Отдела начсостава УВВ НКВД СССР майор Кардовский (РГВА ф.38650 оп. 1 д. 5 лл.16-20, подлинник)
С осени 1941 года 171-й батальон по вопросам охраны спецобъекта был подчинен соответствующему управлению войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. Об остальной деятельности, в том числе Маневренной группы и специальных формирований можно только догадываться.
Кроме всего прочего следует заметить, что по линии Главного Разведывательного Управления в операциях на этом направление принимали участия Особые воинские части НКО в/ч 4279 (Урумчи) и в/ч 8285 (Алма-Ата). Первая, по сути, представлявшая из себя, охранный полк. Её задача обеспечить охрану продвижения караванов на Автомобильной Спец-трассе от станции Сары-Озек на Турксибе до Ланьчжоу (столица провинции Ганьсу) и продлена до Сяньяна, протяженностью 3750 км. Общая численность личного состава около тысячи чел.
Вторая особая войсковая часть НКО № 8285 – Отдельную (особую) автомобильную бригаду в составе не менее 750 грузовиков. Воспоминания отдельных военнослужащих из состава этих частей появлялись в печати в наше время. Но по сей день неизвестно ни одного опубликованного материала на основании воспоминаний представителей 171-го отдельного батальона войск НКВД.
Дальше я полностью хочу изложить версию полковника в отставке Стешенко Валерия Николаевича выпускника 1994 года ВВА им. Н.Е. Жуковского (Астана, Республика Казахстан): «…21 августа 1937 года СССР и Китай подписали договор о ненападении, который, по существу, стал единственным международно-правовым документом, поддерживавшим Китай в начавшейся войне. Советское правительство удовлетворило просьбу Китая о поставке боевой техники и направлении военных советников и инструкторов.
Уже в октябре 1937 года начал действовать «воздушный мост» Алма-Ата — Ланьчжоу — Ханькоу. По нему в Китай были переправлены первые две эскадрильи — скоростных бомбардировщиков СБ и истребителей И-16, — укомплектованные лучшими советскими летчиками-добровольцами…. Переброски советских самолетов в Китай по трассе Алма-Ата - Ланьчжоу приняли систематический характер и получили кодовое наименование "Операция Z". Более того, не позднее 1939 г. советское руководство организовало в Урумчи учебный центр, в котором советские инструкторы обучали китайских летчиков пилотированию самолетов Р-5, И-15 и И-16.
Вскоре после начала поставок советской авиационной техники китайское правительство решило разместить у себя производство советских самолетов. 9 июля 1938 года посол Китая в СССР Ян Цзэ обсуждал этот вопрос с советским правительством. 11 августа 1939 года между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве самолетосборочного завода в районе Урумчи. Протоколом предусматривалась сборка на заводе до 300 И-16 в год из советских частей, деталей и узлов. Первая очередь завода была закончена 1 сентября 1940 года. В советских документах завод получил наименование "авиазавод №600". Однако, китайцам произведенные в Урумчи И-16 (по-видимому, там производили тип 5 и УТИ-4) так и не достались. В апреле 1941 года на заводе находилось 143 законсервированных И-16, хранящихся там уже в течении 6-8 месяцев. Тогда же и появилось решение о возвращении этих самолетов в Союз. Возвращение началось уже после начала войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после этого следовала приемка военными летчиками и перегонка в Алма-Ату. К 1 сентября перегнали 111 самолетов, один И-16 был потерян в горах. Оставшиеся 30 И-16 и 2 УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-42 годов завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь так и не строили.
Всего в 1937-1941 гг. СССР поставил Китаю 1285 самолетов (истребителей — 777, бомбардировщиков — 408, учебных самолетов — 100), 82 танка, примерно 1550 артиллерийских орудий, свыше 15,3 тыс. пулеметов, около 180 млн. патронов, 31,6 тыс. авиабомб, около 2 млн. снарядов, 1850 автомашин и тракторов, а также другое вооружение и материалы. В эти годы в Китае сражались свыше 700 советских летчиков (более 200 из них погибли). В 1937-1939 гг. советские пилоты сбили около 1 тыс. японских самолетов, составляя главную боевую мощь китайских ВВС, потерявших в это время в боях почти весь свой арсенал авиации, закупленной в предшествовавшие годы у западных держав.»
Вывод 171-го отдельного батальона войск НКВД в СССР.
О выводе с территории Китая подразделений 171-го отдельного стрелкового батальона войск НКВД (предназначение охрана особо важных предприятий промышленности) ранее, в феврале 1941 года введенного в эту страну для охраны предприятия по сборке боевых самолетов поставляемых в Китай советским правительством свидетельствуют следующие документы.
Из 14-го Управления НКВД СССР от 2.9.43 г. №1/4/5331 на имя Начальника Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР Генерал-майора т. Шередега, передаю содержание, полученной нами телеграммы на Ваше имя – «Вывоз оборудования и рабочих завода 1.9.43, будет закончен. С 1. По 15.9.43 двумя рейсами (из-за неполучения резины) батальон может быть выведен в Джаркент, прошу Вашего разрешения на перевод батальона в Джаркент. Гончаров.
Подписал: Начальник 4 отдела 14 Управления НКВД СССР Комиссар государственной безопасности /Лангфанг/ (РГВА ф.38650 оп.1 д.607 л.27).
Из 4-го Отдела 14-го Управления НКВД СССР от 8.9.43 г. №1/4/6181 на имя Начальника Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР Генерал-Майора т.Шередега, сообщаю текст телеграммы, полученной от т. Гончарова из Урумчи на Ваше имя: «15 сентября с.г. в 10 час. Убыл в Джаркент первым эшелоном в составе первой стрелковой роты с вооружением, запасными частями под командованием начальника штаба батальона майора Будяк, Второй эшелон, все остальные подразделения, службы выйдут через 10 дней».
Подписал: Начальник 4 Отдела 14 Управления НКВД СССР Комиссар государственной безопасности /Лангфанг/(ф.38650 оп.1 д.607 л.28).
Из Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР от 21.9.43 г. №/19/3-006774 на имя Заместителя Наркома Внутренних дел Союза ССР генерал-лейтенанта т. Апполонова, Доношу, что 15.9.43 г. в 10.00 убыл в Джаркент первый эшелон 171-го отдельного батальона в составе первой роты. Второй эшелон (все оставшиеся люди) выйдет через 10 суток.
Подписал: генерал-майор /Шередега/ (ф.38650 оп.1 д.607 л.29).
Из Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР от 28.9.43 г. на имя Начальника УВС НКВД СССР генерал-майора и/с т. Вургафт
171-й отдельный стрелковый батальон к 25.9.43 г. сосредотачивается в Джаркент, после чего будет направлен в Каменск Воронежской области, примет под охрану объекты, охраняемые 25-й бригадой ВВ НКВД и будет передан в состав войск НКВД по охране особоважных предприятий промышленности.
Генерал-лейтенант т. Аполлонов приказал перед отправкой всему личному составу батальона выдать положенное обмундирование. О Вашем распоряжении прошу уведомить.
Подписал: генерал-майор /Шередега/ (ф.38650 оп.1 д.607 л.30, подлинник).
(Прим. авт. - Каменка, поселок городского типа, административный центр одноименного района Воронежской области, расположен в 143 км от Воронежа. На территории Каменки расположена железнодорожная станция Евдаково на линии «Лиски-Миллерово». Город Жаркент Алма-Атинской области Республики Казахстан, с 1942 года носил название г. Панфилов Талды-Курганской области Казахской ССР. После распада СССР вернул прежнее наименование. Расположен на шоссе, в 195 км к востоку от железнодорожной станции Сарыозек (на линии Семипалатинск — Алма-Ата).
Таким образом, бойцы и командиры войск НКВД на своих боевых постах в Урумчи внесли свой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков с первых дней Великой Отечественной войны. Красная Армия получила из-за границы очень нужные истребители, чтобы громить врага.
Исследования продолжаются….