Документальные подтверждения о выводе с территории Китая
171-го отдельного батальона войск НКВД СССР
В Российском государственном военном архиве (РГВА) фонд 38650 «Внутренние Войска НКВД-МВД СССР» опись 1 в деле 606 «Переписка по организации гарнизонов НКВД в городах, освобожденных КА от противника» начато 5.1.42 и окончено 12.12.46 г. я обнаружил документальные подтверждения факта вывода с территории Китая подразделений 171-го отдельного стрелкового батальона войск НКВД (предназначение охрана особо важных предприятий промышленности) ранее, в феврале 1941 года введенного в эту страну для охраны предприятия по сборке боевых самолетов поставляемых в Китай советским правительством.
Лист 27. Из НКВД СССР 14-го Управления от 2.9.43 г. №1/4/5331 на имя Начальника Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР Генерал-Майора т.Шередега,
Передаю содержание, полученной нами телеграммы на Ваше имя – «Вывоз оборудования и рабочих завода 1.9.43, будет закончен. С 1. По 15.9.43 двумя рейсами (из-за неполучения резины) батальон может быть выведен в Джаркент, прошу Вашего разрешения на перевод батальона в Джаркент. Гончаров.
Подписал: Начальник 4 отдела 14 Управления НКВД СССР
Комиссар государственной безопасности /Лангфанг/
Штампы на документе Секретариат НКВД №2022 от 4.9.43
Оргстроевой ГУВВ №8295 от 4.9.43 (РГВА ф.38650 оп.1 д.607 л.27).
Лист 28. Из 4-го Отдела 14-го Управления НКВД СССР от 8.9.43 г. №1/4/6181 на имя Начальника Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР Генерал-Майора т.Шередега,
Сообщаю текст телеграммы, полученной от т.Гончарова из Урумчи на Ваше имя: «15 сентября с.г. в 10 час. Убыл в Джаркент первым эшелоном в составе первой стрелковой роты с вооружением, запасными частями под командованием начальника штаба батальона майора Будяк, Второй эшелон, все остальные подразделения, службы выйдут через 10 дней».
Подписал: Начальник 4 Отдела 14 Управления НКВД СССР
Комиссар государственной безопасности /Лангфанг/(ф.38650 оп.1 д.607 л.28).
Лист 29. Из Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР от 21.9.43 г. №/19/3-006774 на имя Заместителя Наркома Внутренних дел Союза ССР генерал-лейтенанта т.Апполонова
Доношу, что 15.9.43 г. в 10.00 убыл в Джаркент первый эшелон 171 –го отдельного батальона в составе первой роты. Второй эшелон (все оставшиеся люди) выйдет через 10 суток.
Подписал: генерал-майор /Шередега/(ф.38650 оп.1 д.607 л.29).
Лист дела 30. Из Главного Управления Внутренних Войск НКВД СССР от 28.9.43 г. на имя Начальника УВС НКВД СССР генерал-майора и/с т.Вургафт
171-й отдельный стрелковый батальон к 25.9.43 г. сосредотачивается в Джаркент, после чего будет направлен в Каменск Воронежской области, примет под охрану объекты, охраняемые 25-й бригадой ВВ НКВД и будет передан в состав войск НКВД по охране особоважных предприятий промышленности.
Генерал-лейтенант т.Аполлонов приказал перед отправкой всему личному составу батальона выдать положенное обмундирование. О Вашем распоряжении прошу уведомить.
Подписал: генерал-майор /Шередега/ (ф.38650 оп.1 д.607 л.30).
(Прим. авт. - Каменка, поселок городского типа, административный центр одноименного района Воронежской области, расположен в 143 км от Воронежа. На территории Каменки расположена железнодорожная станция Евдаково на линии «Лиски-Миллерово».)
Начальнику войск по охране особо важных
предприятий промышленности НКВД СССР
генерал-майору т. Сироткину
№/17/701 от 29.10.43 Заместителю Начальника ВВ НКВД СССР
полковнику т.Скородумову
Для обеспечения надлежащей охраны особо важных предприятий промышленности на территориях, освобожденных от войск противника, предлагаю:
1. Полковнику т. Скородумову
171-й отдельный батальон ВВ НКВД СССР, находящийся в г. Джаркент, срочно передислоцировать в город Каменск Ростовской области, где передать в состав войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности.
2. Генерал-майору т.Сироткину:
По прибытию 171-го отдельного батальона ВВ НКВД в город Каменск, батальон принять в состав войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности и переформировать его по соответствующим штатам, обеспечить его соответствующими помещениями и всем необходимым.
3. Об исполнении донести.
И.О. Начальника войск НКВД СССР генерал-майор Стаханов 9ф.38650 оп.1 д.617 л.306).
ПЕРЕДАЕТ БАТАЛЬОН ГЕНЕРАЛ-МАЙОР СТАХАНОВ - КАКУЮ ОН ДОЛЖНОСТЬ ЗАНИМАЛ РАСШИФРОВЫВАТЬ ДУМАЮ НЕ НАДО - НАЧАЛЬНИК ГУПВ НКВД СССР!
Копия
Экз. № 1
СЕКРЕТНО
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ СОЮЗА ССР
товарищу МИКОЯНУ А. И.
РАПОРТ
об окончании строительства, освоении и работе завода № 600
На основании Постановления Правительства и приказа НКАП, 10-я Строительно-монтажная Контора ГУКСа НКАП, согласно проекту и генеральной смете, в точном соответствии с техническими условиями построила самолетно-сборочный завод, военный городок и жилищно-культурнобытовые объекты в Западном Китае.
Всего построено и сдано с оценкой на «отлично»:
Производственных зданий – 12332 квадратных метра
Жилых и культурно-бытовых зданий – 9911 квадратных метров
Военный городок – 5588 квадратных метров
Внешние сети водопровода, канализации, теплофикации – 10861 погон.м
Безрельсовые дороги – 41294 погон.м
Электросети – 5300 погон.м
Общим количеством: 78 зданий, искусственный водоем, аэродром и дороги на общей застроенной площади в 120.000 квадратных метров.
Строительство завода выполнено со снижением себестоимости против утвержденных смет на 16,9% или съэкономлено 5502 тысячи рублей, из которых 470 тысяч инвалютных рублей.
Через 6 месяцев после начала строительных работ в срок, установленный Правительством, прибывший в октябре месяце 1940 года коллектив завода приступил к освоению завода и в трехмесячный срок в условиях незаконченного в полном объеме строительства организовал завод. В этом же 1940 году собраны первые шесть самолетов, согласно графику НКАП.
Утвержденная СНК СССР, ЦК ВКП(б) и НКАП годовая программа по сборке и сдаче Наркомату Обороны СССР 143 самолетов И-16 заводом была выполнена досрочно на 2 месяца и 10 дней.
Пуск и освоение завода проведены с экономией в 10,7% или сэкономлено 575 тысяч инвалютных рубле против утвержденных Правительством смет.
Собранные самолеты, по заключению УВВС КА обладали высокими летными качествами, а доставка их в Союз была организована летом.
Досрочно закончив годовую программу 1941 года, завод в полтора месяца провел большую работу по перестройке самолетосборочного завода на изготовление необходимых фронту остродефицитных частей к самолетам И-16, ЛАГГ-3, ЯК-7б, для чего к 1 января 1942 года на базе построенных сооружений своими силами завод за счет использования внутренних ресурсов организовал новые цеха: агрегатно-сборочный с малярной и обойной мастерскими, слесарно-сварочный, заготвительно-медницкий, гальванический, термический и инструментальный.
Проведенное на заводе № 153 испытание качества изготовленных агрегатов, подтвердило хорошее выполнение работ, стыковка агрегатов полностью соответствует установленным техническим условиям.
Для ускорения и упрощении процесса изготовления агрегатов на заводе применен опыт наших передовых авиационных предприятий и заводов Дугласа и Вульти.
Проведена большая работа по переквалификации кадров сборщиков на необходимые новые специальности, а также по подготовке кадров из местного отсталого населения.
С января 1942 года завод полностью освоил изготовление частей самолетов и программу 1-го полугодия 1942 года выполнил на 104% на пять дней раньше срока.
Проведенная реконструкция самолетосборочного завода своими силами создала все условия к превращению завода № 600 в самолетостроительный.
Завод создал все необходимые культурно-бытовые условия для командированных из Союза работников и членов их семей, а также для работающих на заводе рабочих из местного населения.
Имеется больница, школа 10-летка, детсад, детясли, клуб, баня-прачечная.
В настоящее время коллектив завода располагает собственной мощной продовольственной и топливной базой (подсобное хозяйство и ряд предприятий пищевого производства, угольная шахта).
Выпуск изделий ширпотреба: ложки, пуговицы, мыло, а также и пищевого производства: колбасные, кондитерские, пиво и др. может быть увеличен и сдаваться Совсиньторгу для экспортной продажи. Разрешение Наркома т. Шахурина на сдачу продукции нашего подсобного хозяйства В/О «Совсиньторг» имеется.
Строительство и освоение завода проводилось в трудных специфических условиях отсталой провинции Китая, оторванности завода от ближайшей железнодорожной станции на расстоянии 900 километров, наличия на трассе двух высокогорных перевалов, на совершенно голом плато при наличии ураганных ветров и тяжелых климатических условий (жара до 70 градусов) и при ограниченном количестве работников, командированных из Союза.
Считаем необходимым отметить большую помощь, оказанную строительству и заводу со стороны аппарата НКВТ, ведающего Зап. Китаем, и руководства В/О «Совсиньторг» по переброскп грузов отечественного производства из Союза.
Для более подробного доклада просим нас принять.
Начальник строительства КОРОБКО А.С.
Директор завода ЕСЬКОВ В.С.
23. 07.42 г.
1 экз.
На первой странице этого рапорта есть резолюция: «Надо бы работников этого строительства и завода наградить. 23.07. А. Микоян».
СЕКРЕТНО
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ
АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СОЮЗА ССР
тов. ШАХУРИНУ А.И.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
о ходе эвакуации завода № 600
На основании Вашего телеграфного распоряжения от 7-го мая 1943 года, завод немедленно приступил к демонтажу и упаковке оборудования в последовательности, указанной Вами.
До 1-го июня с.г. полностью был произведен демонтаж оборудования основного производства и подготовлен инструмент для отправки в Советский Союз.
В мае и начале июня месяцев с завода была направлена группа работников завода, имеющих заграничные паспорта в гор. Алма-Ата и ст. Сары-Озек. Остальные работники в течение мая и июня месяцев были заняты на демонтаже оборудования и упаковке заводского имущества.
После Вашего указания об эвакуации завода заводской транспорт немедленно приступил к перевозкам оборудования и работников в Сов. Союз.
С 25-го мая с.г. приступила к вывозке оборудования воинская часть 8285, которая до 12 июля подала под заводской груз 1108 трехтонных и пятитонных автомашин.
К 12 июля, в основном, было вывезено все заводское имущество, исключая тяжеловесы и длинномеры, которые до сего времени не вывозит воинская часть № 8285.
К моменту ликвидации завода на последнем находилось около 1100 командировочных работников с членами семей, в том числе 350 «упрощенцев», не имеющих загранпаспортов, а также около 800 местных жителей, подлежащих, согласно указанию товарища Молотова, вывозу в Союз. Командированные начали выезжать в Союз в конце мая, т.е. после получения Вашего указания об этом. До второй половины июля «упрощенцы» не могли выезжать в Союз, т.к. местные власти не давали им выездные визы.
В середине июля нам удалось нелегально от местных властей вывезти со спецкараваном 42 «упрощенца»-одиночки. Остальная часть «упрощенцев» начала выезжать в Союз во второй половине июля. Сейчас «упрощенцев» на заводе всего лишь несколько человек.
Первый самолет с местными рабочими завода вылетел в Союз только 25.7.1943 г. С 1.8.с.г. местные рабочие вывозятся только одним самолетом ТБ-3. По состоянию на 13.8. с.г. вывезено всего лишь 321 человек местных жителей.
На основании вышеуказанного, прошу Вашего указания о немедленном выделении дополнительно двух самолетов для переброски местных жителей, а также ускорить решение о немедленном вывозе длинномеров и тяжеловесов.
ДИРЕКТОР ЗАВОДА В. ЕСЬКОВ
12 августа 1943 года.
Источник:
http://maxpark.com/community/14/content/1977741