В период 1931 – 1936 годов личный состав летал на самолетах У-1, У-2, Р-1, И-3, И-4, Р-5.
В 1937г. третья эскадрилья школы с самолета Р-5 перевооружилась на самолеты И-5, И-16.
Замечательные результаты работы школы в годы мирного строительства со всей силой проявились в тяжелые дни военных испытаний.
В боях у озера Хасан и реки Халхин-Гол и в боях с белофиннами среди первых героев Советского Союза оказались воспитанники Ворошиловградской школы военных летчиков. Звание Героя Советского Союза получили Чистяков Виктор Феофанович, Коробков Павел Терентьевич, Мошин Александр Федорович, Орлов Леонид Александрович, Акименко Антон Дмитриевич, Жердев Николай Прокофьевич.
К началу 40-х годов курсанты имели более 50 учебных аудиторий и классов с огромным количеством наглядных пособий, макетов, тренажеров.
На пустыре было выстроено более тридцати каменных зданий, ангары и много других хозяйственных построек. Если еще в 1931г. в школе был один самолет и одна автомашина, то к 1940г. личный состав освоил полеты на двенадцати типах самолетов. Они огромными массами разместились на нескольких школьных аэродромах.
Школа имела большой автомобильный парк, массу специальных машин и технического оборудования. В декабре 1938г. при авиашколе была организована школа младших авиаспециалистов.
Когда началась Великая Отечественная война, многие курсанты и офицеры подали рапорты об отправке на фронт. Война потребовала значительного увеличения выпуска летчиков и школа перешла к подготовке кадров по ускоренной программе военного времени.
К осени 1941г. на аэродромах Ворошиловоградской школы появилась авиация Действующей армии. Над Острой Могилой все чаще стали появляться самолеты с фашистским черным крестом.
В октябре было принято решение о перебазировании школы в Уральск. Гитлеровцы стояли уже в 50 км. от Ворошиловграда. Личный состав поротно с оружием в руках пешком уходил через Сталинград. Колонны повели преподаватели учебно-летного отдела майор Лебедев, капитан Ефимов, капитан Рыбалко, капитан Панков, капитан Кулыгин и другие.
Лучшие летчики школы майор Сохацкий, капитан Михайлов, лейтенант Заикин, лейтенант Беловол повели самолеты за Волгу, в казахстанские степи.
Колонны автотранспорта был отправлены под руководством опытных работников школы Жидкова, Солдатенко, Коцарева.
Суровой зимой встретил Казахстан ворошиловградцев. Стояли уже тридцатипятиградусные морозы. На новом месте не было ничего – ни жилья, ни аэродрома, ни топлива, не хватало продуктов питания. Однако фронт требовал новых сотен и сотен летчиков. Кое-как были расселены прибывшие семьи по квартирам жителей Уральска и прилегающих селений. Летчики, техники и курсанты начали строить землянки, оборудовать их под общежития, а также строить и другие служебные помещения. Много трудностей было пережито в те дни.
В первый год войны фронт получал из Ворошиловградской школы главным образом летчиков-бомбардировщиков. Весной 1942г. школа освоила новую материальную часть ИЛ-2. Фронту, как хлеб, нужен был самолет – штурмовик, который был бы грозой для гитлеровцев. Таким оказался созданный конструктором Илюшиным самолет ИЛ-2 «Летающий танк» – сразу прозвали его наши бойцы. «Черная смерть» – окрестили его гитлеровцы. Созданием самолета ИЛ-2 для того времени была решена проблема бронированного самолета, способного действовать на малых высотах.
Несмотря на большой вес брони, ИЛ-2 обладал достаточной скоростью полета, высокой маневренностью и простотой управления.
Самолеты прибыли в часть в мае 1942г., а уже в августе школа дала фронту отряд летчиков-штурмовиков, в числе которых были впоследствии прославленные летчики – Иван Веденин, Владимир Торбяк и др.
Выпускникам присваивались воинские звания сержантов и старших сержантов.
В год решающего перелома на фронтах Отечественной войны школа дала военно-воздушным силам 550 летчиков-штурмовиков, а на следующий год – более тысячи.
В приказе по ВВС от 29.02.43г. школа характеризуется как лучшая среди авиационных школ Советской Армии.
За годы Великой Отечественной войны было подготовлено свыше 3 тысяч военных летчиков.
Дважды герой Советского Союза Александр Молодчий совершил более 300 боевых вылетов и сбросил в стаи врага свыше 200 тыс. кг бомб.
Отважный герой Черноморского флота полковник Дикий И.А, выполнил 357 боевых вылетов, провел 80 воздушных боев, лично сбил 18 самолетов, произвел 85 штурмовых ударов по войскам и вражеским аэродромам, 50 раз летал в разведку.
Михаил Фесенко на грозном штурмовике ИЛ-2 совершил 112 боевых вылетов и взорвал 18 танков, 101 машину, 67 орудий, 9 минометов, склад с боеприпасами и истребил свыше 750 гитлеровских солдат и офицеров.
Герой Советского Союза Николай Сербиенко сбросил на врага 53 тонны бомб.
Свыше 300 боевых вылетов совершили герои Советского Союза Н. Смирнов, С. Харченко, И. Скляров и другие.
Училище воспитало замечательных мастеров штурмового удара дважды героев Советского Союза А.Н. Ефимова, А.К, Недбайло, И.Х. Михайличенко, Героев Советского Союза В.Н. Фогилева, Н.И. Белавина и других.
187 бывших курсантов удостоены звания Героя Советского Союза, а 6 из них эту высшую правительственную награду получили дважды.
Имя капитана Н. Гастелло облетело весь мир. Вот как сообщило о его подвиге Совинформбюро: «Героический подвиг совершил командир авиаэскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензобак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн. Десятки немецких машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».
Но вот закончилась война, пришла Великая Победа, в которую и наши летчики внесли достойный вклад.
В конце 1945г. стало известно, что училище будет снова перебазировано в Донбасс, на свое старое место. Все с нетерпением ждали этих дней. Последняя зима в уральских степях была особенно суровой. Стояли сильные морозы. Надо было привести в готовность для длительного перелета сотни самолетов, подготовить летный состав, сформировать наземные эшелоны, обеспечить упаковку имущества, организовать в пути питание, сохранность материальных ценностей.
В апреле 1946г. эшелон за эшелоном уходили из Уральска курсанты, воины обслуживающих подразделений, семьи офицеров. С первых летних дней в казахстанских степях оглушительно взревели сотни моторов. Самолеты звеньями поднялись в воздух и сделали прощальный круг над местами, с которыми расставались. Крылатые машины уверенно вели на запад опытные летчики: майор Веселов, капитан Варновский, старший лейтенант Заикин, майор Гончаров, капитан Селезнев и другие.
Впереди их ждал родной Ворошиловград, новые задачи, новый мирный этап в жизни училища.
http://rakurs.pl.ua/pamjat/100631-kuznica-letnojj-slavy.html