VII-Несокрушимая и легендарная > Номера авиадивизий с 1 по 49

Матюнин Д.Я., штурман – наблюдатель 314 рап , 1941 г. Воспоминания

(1/4) > >>

милл:
Воспоминания   Матюнина  Дмитрия  Яковлевича, штурмана – наблюдателя ,  записанные  по  просьбе  приезжавших  в  Урюпинск однополчан,  были  представлены  Еленой  Васильевной,  женой Дмитрия  Яковлевича (http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=50775.0 – Самойлов Иван Васильевич, 1920 г.р., 204 вдбр ) . 

Печатный  вариант  подготовлен внучкой  с  просьбой  «При  напечатании  текста  с дневников  деда  могут  быть  недочёты  в  названии  населённых пунктов,  частей  и  фамилий,  так  как  почерк  не  везде  разборчив. Просьба  перепроверить».

Произведена  перепроверка  и  внесены изменения  и  примечания.  По  ОБД  и  «Подвигу  народа»  найдены, но  не  все,  сослуживцы  Матюнина  Д. Я.,  упомянутые  в  Воспоминаниях : необходимо  уточнение фамилий .

Матюнин   Дмитрий  Яковлевич, 1918. Уроженец села  Репьёвка Ново – Спасского р.  Ульяновской обл., отец – рабочий,  мать – домохозяйка. Общее образование – 10 классов,  военное – Челябинское  военно – авиационное  училище,  год окончания – 1940,  специальность  по  образованию – офицер – штурман.  ВВС  Советской  Армии – с  декабря  1938 г. Время  вступления   в  КПСС – август 1941 г.                                       
Белорусский  военный  округ;                                                                                                 
Приволжский  военный  округ;                                                                                       
Южный  фронт ;                                                                                                                 
Закавказский  фронт;                                                                                                                                 
4  Украинский  фронт;                                                                                                         
Ленинградский ВО ;                                                                                                                   
Одесский  ВО - 5 ВА ;                                                                                                                                 
48 ВА ;                                                                                                                                         
ГСОВГ – штурман  авиа – звена,  капитан   931 окрап.                                                                           
563 часов  полётов.                                                                                                                   
Ордена – Красного Знамени,                                                                                                       
Красной  Звезды,                                                                                                                             
Отечественной  войны  2  степени.                                                                                                                                           
Семья – жена  Матюнина (Самойлова)  Елена  Васильевна,  две  дочери.                                                                                                                                                       
С  ноября  1955 – пенсионер, проживал  с  семьёй  в  Урюпинске.

милл:
Воспоминания   Матюнина  Дмитрия  Яковлевича, 
28.02. 1918 - 13.02.2005.
1941 -1945,  штурман – наблюдатель 314 рап

Тетрадь №1                                                                                                                
1. Что из себя представлял  авиационный полк, в котором я должен проходить службу?

314  разведывательный  авиаполк – 1)*,  в  который  я  прибыл,  начал  формироваться  в городе Слоним  в  1940 году. В  начале  1941 года  авиаполк  перебазировался  в  город Барановичи (бывшая Польша).
Весь  личный  состав  полка,  за  исключением  начальства,  лётчики,  штурманы, техники  прибыли  из  авиационных  школ. По  приказу  маршала  Тимошенко  находились  на  казарменном  положении.  Вечерняя  и  утренняя  поверка,  на  аэродром,  в  столовую,  на  занятия  строем,  увольнительная  в  город  50 %  в  субботу,  50 %  в  воскресенье.  Я  был  старшиной  аэ (аэ - авиаэскадрилья).
Летали  на  самолётах  С.Б,  отрабатывали  технику  пилотирования,  взлёт,  посадку для  перехода  на  самолёты  ББ - 22 (Як – 4) – 2)*  Эти  самолёты  мало  кто  знал,  похож  он  на  Ме - 110  или  наш  ПЭ - 3. Двухмоторный,  двухкилевой,  деревянной  конструкции.
В  авиаполку  было  три  эскадрильи.  К  началу  войны   успели   перегнать  на аэродром  50 процентов  самолётов, остальные  оставались  в  Москве  и  Смоленске.  Лётчики  нашей  авиаэскадрильи,  за  два  дня  до  начала  войны,  сделали  по  два - три  вылета  самостоятельно  по  кругу  и  на этом  переучивание  закончилось.  По  маршруту  лётчики  не  летали. Третья  аэ  не  успела  переучиться  и  самолётов  у  них  не  было.
Лётную  полосу,  которую  строили  заключённые,  построить  не  успели. Обслуживал  314  разведывательный авиаполк  БАО (батальон аэродромного обслуживания).
Окромя  нашего  полка  на  аэродроме  базировался  ещё  истребительный  авиаполк, на  самолётах  И - 16.
В  эскадрильях  314 рап  командиров  звеньев  не  было. Все  были  рядовые.

1)* -
  http://www.telenir.net/istorija/1941_propushennyi_udar_pochemu_krasnuyu_armiyu_zastali_vrasploh/p2.php  - 
 Базирование авиационных частей ЗапОВО к 22 июня 1941 г.
Подготовку и переподготовку летного состава округа осуществляли 161-й (аэродром Лепель) и 162-й (аэродром Зябровка) резервные авиаполки. В боевой состав авиации округа входили и два отдельных разведывательных авиаполка: 313-й (25 СБ), базировавшийся на аэродроме Слепянка, и 314-й (5 СБ-2, 28 Як-2 и Як-4), базировавшийся на аэродроме Барановичи. Но их подготовка была недостаточной для проведения ответственной работы, к тому же они имели на вооружении самолеты СБ, не оснащенные фотооборудованием.
Эти части были полностью укомплектованы летным составом, в основном молодыми кадрами, не имевшими навыков полетов в сложных погодных условиях. Так, в 313-м разведывательном полку (командир — майор Г.И. Петров) из имевшихся 67 экипажей в простых условиях днем могли летать только 38, а в 314-м из имевшихся 35 летных экипажей ни один не был подготовлен к полетам в сложных условиях. С апреля 1941 года летный состав этого полка приступил к переучиванию на самолеты Як-4, но к началу войны на них успели вылететь только 6 экипажей.

http://s001.radikal.ru/i193/1704/22/5fdb101ec44e.jpg



2)*  Як – 4 — советский лёгкий разведчик-бомбардировщик. Выпущено было 90 штук

http://warfiles.ru/show-110973-boevoy-samolet-yak-4-sssr.html - УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Поступление ББ-22 в войска началось в 1940 г. Поскольку новые обозначения Як-2 и Як-4 ввели в конце года, в отдельных частях их и в дальнейшем продолжали называть ББ. Согласно ведомости распределения самолетов поставки ББ-22 в 1940 г. выглядели следующим образом:

136 ап  -  45 самолётов
312 ап  -  36 самолётов
314 ап  -  36 самолётов

Полностью о  по  поставке - см.  таблицу  по  ссылке.
 
В действительности практически все Як-2 и Як-4 поступили в три авиаполка: 136-й ближнебомбардировочный авиаполк (ббап), 314-й и 316-й разведывательные авиаполки (рап). Указанные выше 36 самолетов, якобы поставленных в 312-й рап, туда на практике не поступили, хотя часть летного состава этого полка, базирующегося под Ригой, прошла обучение по освоению ББ-22 в Москве.

314-й рап из состава ВВС Западного фронта в июне 1941 г. базировался в районе Барановичей (юго-западнее Минска). К началу боевых действий полк получил 19 Як-2 и 34 Як-4, однако подготовленных экипажей не было и для половины этих самолетов. Зимой в полку не летали, а к полетам приступили лишь в мае 1941 года, после того как наступила благоприятная погода и просохли аэродромы. Именно поэтому лишь немногие летчики освоили свои «яки» в достаточной степени.

Утром 22 июня 1941 года пять экипажей 314-го рап получили боевое задание на выполнение разведывательных попетов в тылу противника. Экипаж Як-4, на котором штурманом был А. В. Бабушкин, получил задание по обследованию бывшей польской территории. В районе Варшавы самолет-разведчик встретился с 6-ю немецкими истребителями, однако с ними быстро разминулись, возможно, их приняпи за своих. Далее летчики облетели город и сфотографировали его – Варшава была в дыму. Затем отправились домой, когда подлетели к своему аэродрому – он тоже был весь в дыму – незадолго до этого немцы разбомбили его. Посадку произвели среди дымящихся воронок. Вернувшийся Як оказался одним из немногих уцелевших самолетов в полку. Далее последовала эвакуация оставшихся Як-4 и СБ в Смоленск. Уцелевшими силами боевые вылеты продолжили отсюда. 30 июня самолет Бабушкина подбили зенитным огнем в районе Бобруйска. Уже поврежденный Як-4 в воздухе пытались добить немецкие истребители, однако штурману удалось подбить один «мессершмитт» из своего ШКАСа.

милл:
2.  Начало войны
20  июня  1941 года  в  четыре  часа  была  объявлена  тревога.  Все  самолёты  были рассредоточены  друг  от  друга  до  100 метров.
21(? - 22) июня  1941 года  снова   была  объявлена  тревога. В  пять  часов утра  к  нашему  самолёту  были  подвезены  100 килограммовые  фугасные  бомбы  и  нам сказали,  что  на  нас  напала  Германия.  Почему - то  не  верилось.  Ведь  был  заключён  пакт  о  ненападении.
В  семь  часов  утра  шесть  самолётов  противника  Ю - 87  с  пикирования  сбросили бомбы  на  нашу  стоянку. Попаданий  прямых  не  было.
После  бомбёжки  мы  со  своим  лётчиком  вырыли  рядом  с  самолётом окопчики,  куда  после  очередных  бомбёжек  укрывались.
Ровно  через  час  через  наш  самолёт  прошли  на  бреющем полёте   два  МЭ-110 3)*  и сбили  на  взлёте один  И-16.  Почему  по  нас  не  стреляли,  мы  с  лётчиком разбирали  ШКАС.  К обеду  на  наш аэродром  стали  прилетать  истребители  с других  аэродромов,  находящихся  ближе  к  фронту. До  обеда  ещё  два  раза противник  бомбил  аэродром,  бомбил  стоянки  истребителей. Несколько  самолётов  было  подожжено.  В  этот  день  наш  полк  потерял  два  экипажа,  в том  числе  не  вернулся  с  задания  наш  начальник  штаба  АЭ.  Летали  на  СБ, опытные экипажи.
К  вечеру  полк  перебазировался  на  запасной  аэродром.  Самолёты  замаскировали около  опушки  леса. На  следующий  день  самолёты  были  противником  обнаружены  и  подверглись  бомбардировке  и  обстрелу  из  пулемётов.
Во  второй  половине  дня  22  июня  1941 года  нам,  трём  экипажам,  был  дан приказ  перелететь  на  аэродром  г. Минск.  Летели  на  высоте  300 - 400 метров.  Подлетая  к  Минску,  были   встречены  сильным  огнём  зенитной  артиллерии.  Начали  переваливать  самолёты  с  крыла  на  крыло, давая понять, что  мы  свои, но  ничего  не  помогало. Город  Минск  горел,  весь  в  дыму.  Южнее   города  вышли  на  аэродром,  лётное  поле  всё  в  воронках,  всё  горит,  не  знаем,  как  садиться. Стали  обходить  его  стороной,  вдруг  под  нами  встречаем  ещё  аэродром.  Этот  аэродром,  как  потом  узнали,  был  построен  за  несколько  дней  до  войны.  Лётное  поле  в  порядке,  но  с  земли  по  нам  стреляют,  бьют  зенитки. Сделав  небольшой  круг  над  аэродромом,  выпускаем  шасси,  садимся  первые,  за  нами  другие  два экипажа.  Стрелять  по  нам  перестали. Подрулив  к  стоянке,  выключили  моторы. Вылезаю  из  кабины,  вдруг  меня  узнаёт  штурман,  с  которым  я  заканчивал  Челябинское  Военное  Авиационное  училище. Он  говорит,  что  я  только  что стрелял  со  спарки  ШКАС - 4)* самолёта СБ – 5)*
Говорю  ему: «Плохо стрелял»,  а  у  самого  руки  трясутся. Ну  и  мы  им  панику  подняли.  Командир  гарнизона  соседнего  аэродрома  звонит  командиру  313 рап, почему  не  докладываете,  что  у  вас  сели  три  самолёта  МЭ-110 [Ме – 110].
Переночевали  в  землянке. Отходить  от  неё  далеко  не  велели,  так  как  могут  подстрелить,  приняв  за  диверсантов.
Утром  23  июня  1941  года  нас  вызвали  в  штаб  313 рап  и  сказали,  что  мы  входим  в  состав полка.  Моего  лётчика младшего  лейтенанта  Ушакова назначают  командиром  звена,  меня - штурманом  звена. Звание  у  меня  было  лейтенант. Мы  командира  полка  предупредили,  что  если  нас  так  будут  каждый  раз  встречать, то  на  боевые  задания  летать  не  будем. Полк  этот  летал  на  СБ,  от  полка  ничего не  осталось.
Нас  заверили,  что  этого  больше  не  получится.  Вскоре  прибыл  представитель  от  штаба  зенитной  артиллерии.  Договорились,  что  самолёт,  уходя  на  боевое задание,  должен  пройти  выходные  и  входные  ворота. Такими  воротами,  договорились,  будет  ж/д  станция  г. Минск. У  нашего  самолёта  отказал  термометр  масла. Через  час  к  нам  прислали  техников,  которые  заправили  горючим и  маслом  наши  самолёты.  На  нашем  самолёте  стали  заменять  прибор.  Вскоре мы  получили  приказ  вылететь  на  разведку,  так  как  наш  самолёт  был неисправен,  на  задание  полетел  лётчик  младший  лейтенант  Шаповаленко  со своим  штурманом  младшим  лейтенантом  Золотарёвым.  Я помог  им  рассчитать  маршрут  полёта  и   проложил  его  лётчику  на  карту. Пока  самолёт  был  в  воздухе, получили  ещё  боевое  задание. Стал  готовиться  следующий  экипаж.  Фамилии  не  помню.
Примерно  через  один  час  двадцать  минут  возвращается  наш  Як - 4,  подлетает  к железнодорожной  станции (входные ворота), его  начала  обстреливать  зенитная  артиллерия.  Самолёт  начал  планировать  на  аэродром,  в  это  время  его преследуют  два   И-16,  над  нашими  головами  атакуют  его  и  проскакивают  под животом,  а  в  это  время  Як - 4  переворачивается  на  спину  и  падает  на  границе  аэродрома.
Мы: оба  экипажа  побежали  к  нему. А  в  это  время  И-16  сели  и  рулят  мимо  нас.  Мы  вынули  пистолеты  и  пригрозили  лётчикам.  Подбежали  к  обломкам  самолёта, рядом  лежал  труп  лётчика  младшего  лейтенанта  Шаповалова,  определили   по  вынутому  из  кармана  гимнастёрки  комсомольскому  билету,  труп  штурмана  не нашли.
Второе  задание  выполнять  не  стали,  нас  никто  не  тревожил.  После  обеда  прибыл  штаб  нашего  314 - ого  а/полка. Мы  так  обрадовались.
В  этот  же  день  шесть  экипажей  во  главе  с  командиром  полка  на  автомашине  отправились  в  Смоленск  за  самолётами,  которые  не  успели  перегнать  в Барановичи.
На  третий  день  войны  Минск  сдали.  По  дороге  видели  картину  отступления,  отдельных  бойцов  с  оружием  и  без  него,  гражданское  население  со  своими пожитками,  опрокинутые  автомашины  в  кюветах.  Жуткая  картина.
По  дороге  нашу  машину  задержал  заградотряд,  долго  нашему  командиру  полка  пришлось  доказывать  майору,  что  мы  едем  за  самолётами  в  Смоленск. Получив  6  самолётов,  мы  из  Смоленска  прилетели  на  аэродром  в  город  Гомель.
Придя  с  боевого  задания  на  аэродром  г. Гомель,  делая  разворот  над  аэродромом, сорвался  в  штопор  и  погиб  экипаж  нашей  1-ой  аэ младший лейтенант  Мирошниченко  (видно  был  ранен). С  этого  времени  я  никогда  не спускал  глаз  с  указателя  скорости,  с  кем  бы  я  ни  летал.
3)* - [Ме – 110 тяжелый немецкий двухмоторный истребитель - https://topwar.ru/8640-me-110-tyazhelyy-nemeckiy-dvuhmotornyy-istrebitel-provoevavshiy-vsyu-voynu.html ]
4)* -  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%9A%D0%90%D0%A1 - ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) — первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт.... ШКАС — первый пулемёт, разработанный специально для авиации... Пулемёт ШКАС устанавливался на всех советских самолётах, выпущенных с 1934 по 1941 год.
5)* - http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-sssr/sb.html  - Основной тактический(cкоростной) бомбардировщик ВВС РККА второй половины 30-х гг. под названием СБ начал проектироваться в конце 1933 г. 

милл:
3.  Первые боевые вылеты
В  конце  июня  1941 года  авиаполк  базировался  на  аэродроме Шайковка - 6)*, севернее 30 км Сухиничи .
http://s018.radikal.ru/i520/1704/74/1eb1501bd64c.png



Из  состава  1-ой  аэ  мы потеряли ещё три экипажа при бомбёжке и штурмовке  аэродрома Бобруйск.  – 7)*.  Там  же  к  нам  пришло  пополнение  лётчиков - сержантов  и  нескольких  штурманов  из  гражданки  и  разбитых частей.
Их  быстро  переучили  на  Як - 4.
В  начале  июля  1941 года  наша  1- ая  аэ  получила  приказ  перебазироваться  на  аэродром  в  Смоленск.  Два  экипажа  сразу  пошли  на  боевое  задание,  после выполнения  которого  должны  произвести  посадку  в  Смоленске,  но  с  задания  не вернулись. Остальные  пять  экипажей  во  главе  с  командиром  1-ой  аэ  капитаном Ганиным  произвели  посадку  на  аэродром  в  Смоленске  и,  рассредоточив самолёты,  приступили  к  рытью (каждый  для  себя)  окопчиков. Выкопав  глубиной  в один  штык,  как  с  запада  на  аэродром  шли  группами  Ю - 88.  Такого  количества  самолётов  противника  я  ещё  не  видел,  хотя  бомбардировке  подвергались  чуть  ли  не  каждый  день. Но  бомбы  сбросили  часть  самолётов,  полетев  дальше  на восток.  Два  МИГ - 3  подожжены  и  одна  бомба  попала  в  ангар.
На  следующий  день  мы  получили  боевое  задание  на  разведку  танковых  и мех.частей  противника  за  р. Днепр  в  районе  Орша – Толочин - Борисов.  Задание было  выполнено.

http://s019.radikal.ru/i611/1704/94/38a8b31f437c.png



На  третий  день  мы  получили  задание  разведать  войска  противника  в  районе  Орша - Шклов.  Противник  прорвал  нашу  оборону  и  вёл  бои  восточнее  в  30 - 40 км  р. Днепр. Линию  фронта  можно  было  определить  по  артиллерийским  разрывам  и  по населённым  пунктам,  которые  горели. Задание  было  выполнено.

http://s018.radikal.ru/i501/1704/ba/1ad65dce2618.png



Поздно  вечером  нам  снова  дали  задание  на  разведку  в  районе  Рудня – Витебск - Орша. Противник  прорвал  оборону  севернее  Орши. Было  обнаружено  большое количество  танков  около  одного  населённого  пункта  на  заправке.
Садились  в  сумерках.  После  выполнения  боевого  задания  подходила  легковая автомашина,  нам  вручались  по  плитке  шоколада  и  по  пачке  Беломора.
На  четвёртый  день  рано  утром  не  вернулись  с  боевого  задания  два  экипажа.
В  обед  полетел  на  боевое  задание  экипаж   зам. командира  эскадрильи. Рядом севернее  с  аэродромом  баражировали  два  мессера. К аэродрому подошли два звена  СБ,  которые  должны  были  сопровождать  МИГи  с  нашего  аэродрома.
Мессера  атаковали  одно  звено  и  сразу  подожгли  два  самолёта СБ  и удалились  на  запад. С  одного  самолёта  два человека  спустились  на  парашютах.  Экипажи  СБ  приняли  их  за  своих.  Взлетели  МИГи  и  в  это  время  с  боевого  задания  возвратился  наш  Як - 4. Под  горячую  руку  они  атаковали  наш  самолёт.  Спикировав,  Як - 4  скрылся  за  высоткой.  Мы  думали - он врезался  в  землю. Минут  через  десять  смотрим - летит  наш  самолёт.  Як - 4 произвёл  посадку  на фюзеляж.  Не  выпускались  шасси. Самолёт  был  повреждён.
На  следующий  день  перебазированы  на  аэродром  в  г. Вязьму.

6)*-  http://my-shaykovka.ru/%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BD%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B/  Шайковка  — военный городок на западе Калужской области, вблизи Смоленской области.

7)* - https://topwar.ru/26230-tanya-bobruyskogo-aerodroma-iyun-1941-god.html - Тайна Бобруйского аэродрома, июнь 1941 год .

милл:
4. Какая была обстановка на участке фронта

Превосходство  противника  в  воздухе.  Линия  фронта  при  выполнении  боевых заданий  не  давалась ,  так  как  противник  быстро  продвигался  и  много  частей,  соединений,  корпусов  наших  войск  были  в  окружении.  Летать  приходилось  до 150 км  в  глубину  противника,  на  малой  высоте  от  400  до  1000 метров -)*,  что давало  возможность  противнику  быстро  перехватывать  самолёт - разведчик.  На  Як - 4  было  установлено  кислородное  оборудование.
Малая  высота  необходима  была  для  того,  чтобы  определить  принадлежность танков,  артиллерии.  Наши войска  должны  были  выкладывать  опознавательные знаки - полотнища  в  виде  треугольника,  ромба,  квадрата. Но  их  никогда  не выкладывали. Фотографирование  не  производилось,  так  как  при  быстром  продвижении  противника  не  давало  эффекта.  Летали  без  связи,  хотя  на  самолёте была  радиостанция  РСБ - 3 бис.
Наш  самолёт Як - 4  плохо  знали  наши  войска, поэтому  били  нас  и  немцы, и наши - **) - начиная  от  взлёта  и  посадки  экипаж  всё  время  был  в  напряжении. О  прикрытии  самолёта  и  речи  не  могло  быть.  Плохое  вооружение  Як - 4.  У штурмана  шкас  был установлен  на .... (поворотном кронштейне = ?)закрылке.  Чуть  поворот  пулемёта  влево  или вправо - пулемёт  заклинивало.

http://s019.radikal.ru/i642/1704/c8/b7026323b67b.png



)* - http://ifreestore.net/390/5/ - По условиям полета высоты подразделяются на предельно малые до 200 м, малые 200 - 1000м, средние 1000 - 4000м, большие 4000 - 12000 м и стратосферные выше 12000 м.

)** - http://www.airpages.ru/ru/yak2bp.shtml - Сказалась слабая освоенность самолетов Як-2 и Як-4 летным и техническим составом.  Выявилось также, что серьезной угрозой для новых, незнакомых машин являются собственные зенитчики и истребители. За два дня боев полк потерял 22 машины. Следует отметить, что в числе первых были потеряны все пять Як-4. Надежды на их более высокую максимальную скорость не оправдались.
  В таблице обращает на себя внимание столбец «Сбито своими». Видно, что потери «яков» от воздействия противника за указанный период составили 21 машину, а от собственной безалаберности и недоученности (с учетом аварий) — 20!

Потери 19-и авиадивизии за период 22 июня по 12 июля 1941 г.

Тип    Имелось на 22.6   Сбито ИА противн.   Сбито ЗА противн.   Не вернулись   Сбито своими   Уничтожено при налете на аэродр.   Катастрофы   Аварии

СБ   67   5   10   9   4   -   1   -
Пе-2   9   11   -   -   1   -   1   -
Ар-2   23   9   6   1   1   -   1   -
Як-2   49   -   3   13   11   2   -   7
Як-4   5   -   -   2   2   1   -   -
P-Z   15   -   -   -   15   -   -   -

Летчики с иронией расшифровывали ББ как «бесполезный бомбардировщик» 

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница