Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР  (Прочитано 25053 раз)

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #60 : 06 Апреля 2011, 18:09:35 »
Владимир Анатольевич, завтра смогу дать все более подробно и с указанием источника.

Андрей, спасибо! Помню на форуме у нас обсуждался вопрос по катерам у Тереспольских ворот. Сегодня можем предположить, что это катера погранвойск. Мне бы ссылку на размещенные  фотографии и в какой это теме было.
С уважением,   
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #61 : 06 Апреля 2011, 18:50:53 »
Уважаемый Владимир Анатольевич!
Я, конечно, не Андрей Set, но фото с катерами у Тереспольских врот он обсуждал со мной в теме по 17 ПО - начиная во отсюда http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=841.135
Могу выслать Вам, то что имею и благодаря уважаемому Андрею, и "благодаря себе" :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #62 : 06 Апреля 2011, 19:15:46 »
Уважаемый Константин Борисович, спасибо!
Каюсь, видимо старею. По памяти связывал данный вопрос с саперными подразделениями.
Сработал фактор "под свечёй всегда темнее". Буду признателен за подборку фото. Данную тему с Вашей помощью думаю доведем до логического конца. Эх пару бы архивных документов по данному факту, пока же только версия.
С уважением, Владимир Тылец.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #63 : 06 Апреля 2011, 19:51:33 »
Уважаемый Владимир Анантольевич!
Только что отправил Вам на домашнюю электронную почту имеющиеся у меня сканы немецких фото с катерами.
С архивными документами - надо бы в Пушкино поехать поработать, да где время на все архивы-то найти...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #64 : 06 Апреля 2011, 20:45:17 »
Уважаемый Константин Борисович, благодарю! Фото получены. Насчет архивов Вы правы.
С уважением, Владимир Тылец.
Записан

Set

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 86
  • Ефименко Андрей
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #65 : 06 Апреля 2011, 23:54:43 »
Уважаемые коллеги!
Вот текст по выпуску курсантов (Текст добыт благодаря Ростиславу Алиеву). Всю статью выложил в разделе "Библиография".
« Последнее редактирование: 07 Апреля 2011, 01:04:43 от Set »
Записан
Ефименко Андрей

Set

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 86
  • Ефименко Андрей
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #66 : 07 Апреля 2011, 00:31:51 »
На всякий случай продублировал:
Записан
Ефименко Андрей

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #67 : 07 Апреля 2011, 01:25:27 »
Андрей, спасибо Вам и Ростиславу.
С уважением, 
Записан

Set

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 86
  • Ефименко Андрей
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #68 : 07 Апреля 2011, 02:00:10 »
Пожалуйста, Владимир Анатольевич!
Надеюсь, информация пригодится.
Записан
Ефименко Андрей

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #69 : 07 Апреля 2011, 02:29:17 »
Еще раз, спасибо! Конечно пригодится. В список курсов шоферов добавлены еще два бойца.
Записан

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #70 : 03 Июня 2011, 07:49:18 »
В фондах «Музея героической обороны Брестской крепости» сохранилось письмо, старшего лейтенанта Черного:


podvig.gpk.gov.by
Командир транспортной роты cтарший лейтенант Черный Аким Степанович

Черный Аким Степанович Дата рождения   08.09.1911
Место рождения   Украинская ССР, Харьковская обл., Ново-Сечь
Воинское звание   ст. лейтенант Последнее место службы   17 погран. отряд
Лагерный номер   2755 Дата пленения   24.06.1941
Место пленения   Брест Судьба   попал в плен
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   Картотека военнопленных офицеров


http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=272226758
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=272226760

Номер записи    272226759
Фамилия   Черный
Имя   Аким
Отчество   Степанович
Дата рождения   08.09.1911
Место рождения   Украинская ССР, Харьковская обл., Ново-Сечь
Последнее место службы   17 погран. отряд
Воинское звание   ст. лейтенант
Лагерный номер   2755
Дата пленения   24.06.1941
Место пленения   Брест
Судьба   попал в плен
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   Картотека военнопленных офицеров

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/224/2240020.jpg&id=272226758&id=272226758&id1=9496f1f89ca3f91fc74e990a93d144a8


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/224/2240020_1.jpg&id=272226760&id=272226760&id1=ae0217319a1cca6275ad0ef17c6c5851



Номер записи    65433046
"76-й" -   Черный
Имя   Аким
Отчество   Степанович
Дата рождения   __.__.1911
Дата и место призыва   __.__.1933 Сумский РВК, Украинская ССР, Сумская обл., Сумский р-н
Воинское звание   ст. лейтенант
Причина выбытия   попал в плен (освобожден)
Дата выбытия   28.06.1941
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   18003
Номер дела источника информации   1448
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0018003-1448/00000127.jpg&id=65433037&id=65433037&id1=78b3dbd6244644871c6880192be499f8
Записан

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #71 : 12 Августа 2011, 10:04:50 »
ЛЕГЕНДА О ШОФЕРСКОМ  «СПЕЦНАЗЕ»




В этом здании приняли свой последний бой пограничники курсов шоферов  пограничных войск НКВД Белорусской ССР

Наряду с боевыми подразделениями западной границы, в бой с немецко-фашистскими захватчиками вступил и шоферской «спецназ», который оказался в гуще кровопролитных событий буквально в первые минуты Великой Отечественной войны.
Во второй половине сорок первого года планировалось значительное обеспечение застав и подразделений погранвойск НКВД Белорусской ССР, автомобильной техникой. Но сама по себе техника без опытного водительского состава ничего не значила. В связи с этим руководством погранвойск было принято решение о массовой подготовке водительского состава.
Для подготовки водителей в Бресте, на базе Окружной школы младшего начсостава погранвойск НКВД Белорусской ССР, а не 17-го Брестского пограничного отряда, как упоминается в некоторых источниках, с марта 1941 года стали работать внештатные курсы шоферов.
Курсы возглавил, старший помощник начальника отделения отдела тыла УПВ НКВД Белорус-ской ССР, старший лейтенант Ф.М. Мельников.  Его заместителем по политической части был назначен старший политрук Г.И. Самусь, до этого времени служивший в 16-м Дзержинском пограничном отряде, в должности заместителя начальника 38-й пограничной заставы по политчасти. Стар-шиной курсов стал старшина срочной службы Н.В. Голубев. 
Курсы размещались в одном из зданий на Тереспольском укреплении (Западном острове) Брестской крепости, находившимся в северо-западной части укрепления, возле передового вала, руины здания  сохранились  до сих пор.
Предположительно в составе курсов шоферов с середины мая 1941 года начали действовать курсы по подготовке  командиров и мотористов катеров.
Нынешнее неофициальное, но вполне заслуженное и вполне оправданное исторически название острова - «Пограничный».
Тереспольское укрепление, полностью находилось за Бугом в пограничной полосе. Поэтому на острове дислоцировались только подразделения пограничных войск. Укрепление   прикрывало Цитадель с запада. Перед ним был ров (обводной канал) с водой, непосредственно примыкающий к Германии. Посередине острова проходила дорога из Тересполя к Тереспольским воротам Цитадели, которая разделяла остров на две равные части, северную и южную. Тереспольское укрепление соединялось с Цитаделью деревянным мостом через Буг.
Мост на обводном канале был разрушен в конце 1939 года. Тогда же были разрушены и перемычки, отделяющие обводной канал от Западного Буга, и граница стала проходить по обводному каналу. Немецкая сторона сделала вид, что не заметила данного факта. 
Аналогичным образом действовала и советская сторона. Занимая участок границы в Белостокском выступе, отведённый под охрану 87-му Ломжанскому пограничному отряду, начальник отряда майор П.С.  Шелымагин обнаруживает, что в одном месте немцы углубились на советскую территорию около двух километров и  по протяженности участка до трех километров. Начальник от-ряда о данном факте немедленно докладывает в Минск начальнику погранвойск генералу И.А. Богданову. Тот явился лично, и они вместе осуществили рекогносцировку спорного участка. Богданов долго молчал, а в конце буркнул: «... а мы у них ещё больше отхватили» - развернулся, сел в машину и уехал. Претензии немецкой стороне не были предъявлены.
Тогда, в октябре 1939 года, майор Шелымагин  не понял о чём речь. Значительно позже, уже перед самой войной, будучи начальником 107-го Мариампольского пограничного отряда, он узнал, что по условию соглашения с немцами граница должна была проходить по фарватеру реки  Буг, при этом часть Брестской крепости, а именно Тереспольское укрепление оставалось на немецкой территории. Но перед укреплением проходил обводной канал. Советские сапёры, используя не-сколько торпед времён первой мировой, взрывом разрушили перемычки, пустив воду Буга по об-водному каналу. Таким образом,  Брестская крепость оказалась полностью на нашей территории. 
В Тереспольском укреплении  к началу войны, кроме курсов шоферов, рас-полагались подраз-деления 17-го Краснознаменного пограничного отряда: транспортная рота (80 человек); саперный взвод (29 человек); ветлазарет (4 человека), сборы кавалеристов (37 человек), ручных пулеметчиков (12 человек) и спортсменов (30 человек). Здесь же жили и семьи начсостава. Круглосуточно на острове несли службу несколько нарядов 9-й погранзаставы, около 10 человек.
Командовал транспортной ротой старший лейтенант А.С. Черный, заместителем по политчасти у него был политрук   И.А. Шабров . 
Сбор спортсменов возглавлял инструктор  физической подготовки отряда, лейтенант А.П. Сер-геев.
Что касается сбора кавалеристов, ими руководил по одним данным старший лейтенант И.М Чикишев , по другим данным лейтенант Г.С. Жданов. Названные командиры в списках пограничного отряда к началу войны  не значатся.  Об одном из руководителей обороны на Западном острове лейтенанте Жданове, уроженце Москвы, рассказывает в своих воспоминаниях  М.И. Мясников.  Предполагаю, что сборами кавалеристов командовал  лейтенант А.П. Жданов , помощник начальника 8-й пограничной заставы.   
На вооружении пограничного гарнизона было только легкое оружие: винтовки, незначительная часть ручных пулеметов и противопехотных гранат. 
Как утверждает советская пограничная историография в первый день войны, на острове находилось около 300 пограничников, а из них только пятнадцать человек, остались в живых. На основании чего были сделаны эти подсчеты неизвестно.
Возникает закономерный вопрос, насколько реальны данные цифры?  К сожалению на сегодняшний день, по причине отсутствия необходимого объема сохранившихся архивных документов, не представляется возможным составить полный поименный список бойцов и командиров встреивших войну на Тереспольском укреплении, и прежде всего курсов шоферов.
Неизвестна ни организационно-штатная структура курсов, не их численный состав. Предполагаю, что в состав курсов входили учебные заставы (взвода), которые возглавляли командиры,  и которые являлись одновременно преподавателями автодела. Были у них заместители по полит-части неизвестно. 
Доступные документы свидетельствуют, что с каждой линейной пограничной заставы на курсы было отправлено по одному - два пограничника, призыва осени 1940 года и имеющих родственную гражданскую специальность.
Направлялись на курсы и пограничники с резервных застав и застав вновь сформированных маневренных групп, а так же с других подразделений пограничных отрядов охраняющих границу с Германией.
Несомненно, что были на курсах в незначительном количестве, и пограничники с отрядов зоны заграждения и 10-й отдельной авиаэскадрильи. Некоторые косвенные данные говорят о том, что на курсы были направлены бойцы из 23-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР и 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД СССР.
По оценочным данным только на курсах шоферов могло обучаться до 250 человек, а с учетом подразделений 17-го погранотряда, на острове находилось около 460 пограничников.
Почему было принято решение о дислокации курсов и сборов именно на Западном острове не-известно. Возможно основной мотивацией данного решения, являлось наличие необходимого казарменно-жилищного фонда для размещения личного состава и некоторой материально-технической базы для обучения. 
В мае месяце 1941 года, по распоряжению командования пограничных войск, ОШМНС во главе с майором Б. С. Зиновьевым, в полном составе убыла в полевой лагерь «Пышки» под Гродно, где и встретила войну.
Практическое обучение шоферскому ремеслу и вождению, проводилось на материальной базе транспортной роты 17-го Краснознаменного погранотряда, гаражи и автомастерская которой находились здесь же на острове.
Даже сегодня среди белорусских пограничников жива легенда о том, что остров оборонял ка-кой-то особо «секретный пограничный спецназ».
Кто же они, эти «секретные спецназовцы», о многих из которых мы ничего не знаем и сегодня?  Простые парни - россияне, белорусы, украинцы... Большинство из них, пограничники первого года службы, «технари» по гражданской специальности - шофёры, трактористы, слесари. А фактически новобранцы, 1920-1921 года рождения, только начинающие познавать азы пограничной службы и проходящие на курсах подготовку по воинской специальности. Таковыми были и пограничники находящиеся на сборах кавалеристов и ручных пулеметчиков.
Гитлеровцам удалось ворваться на укрепление сразу же после начала военных действий. На Западный остров вслед за огневым валом, наступал 3-й батальон 135-го пехотного полка 45-й пехотной дивизии 4-й армии группы армий «Центр», без 9-й роты, которая находилась в резерве. Численность батальонной тактической группы около 520 человек.  Переправу через обводной канал обеспечивал саперный взвод 133-го пехотного полка. Огневую поддержку саперов вела 12-я рота 133-го пехотного полка 45-й пехотной дивизии. Всего на остров наступали около 650 человек. Артиллерийскую поддержку батальона осуществлял  1-й дивизион 98-го артиллерийского полка. 
Взгляд со стороны противника: «Когда в 3 часа 15 минут началась артиллерийская подготовка, 3-й батальон 135-го пехотного полка расположился в 30 метрах от реки Буг, непосредственно на-против Западного острова крепости. Земля дрожала. Небо заволокло черным дымом, вдали полыхал огонь. С артиллерийскими подразделениями, обстреливавшими крепость, все было обговорено: каждые 4 минуты огненный вал должен продвигаться вперед на сотню метров. Ювелирная техника изуверов.
Да там уже камня на камне не осталось, полагали все те, кто лежал, прижавшись к земле, у берега Буга. Только на это и уповали. Если там остались живые - значит, будут отстреливаться.
По истечении первых четырех минут, показавшихся вечностью, ровно в 3.19 в воды Буга бросился первый эшелон атакующих. Подтаскивали резиновые лодки. Вскакивали в них. И под прикрытием дымовой завесы опасливо переправлялись на другой берег. В 3 часа 23 мину¬ты последовал второй эшелон. Будто на маневрах, солдаты спокойно переправились на противоположный берег Буга. Быстро вскарабкались по откосу. Потом, пригнувшись, стали выжидать в высокой траве, когда над ними и впереди разверзнется ад.
В 3 часа 27 минут во весь рост поднялся лейтенант Вильч, командир 1-го взвода. Нет нужды ни говорить, ни приказывать. Пригнувшись, он прошел через сад. Мимо фруктовых деревьев и конюшен. По валу. Потом миновал продырявленные осколками ворота. И тут на тебе - ни артиллерийский обстрел, ни даже крупнокалиберные «гостинцы» 60-сантиметровых орудий не сумели разнести толстенные крепостные стены цитадели. Зато артподготовка подняла на ноги личный состав, заставив его действовать.
Полуодетые русские солдаты и офицеры спешно занимали позиции.
Около полудня батальоны 135-го и 130-го пехотных полков с боями все же сумели прорваться довольно глубоко в крепость. Но замерев перед Восточным и Западным фортами, казармами Цен-трального острова, дальше  немцам не удавалось пробиться ни на шаг - защитники крепости стоя-ли насмерть. Советские снайперы и пулеметчики в бронированных куполах не давали пройти. Артиллерию вследствие близкого противостояния нападавших и защитников немцы применять не могли. Во второй половине дня на штурм крепости бросили резерв - 133-й пехотный полк. Тщетно! Призвали на помощь дивизион штурмовых орудий. «Самоходки» в упор стали расстреливать долговременные огневые сооружения из 75-мм орудий. Безрезультатно.
К вечеру потери  немцев составили:  21   офицер  и 290 унтер-офицеров и солдат. Среди них командир батальона гауптман Пракса и командир 1-го дивизиона  98-го артиллерийского полка гауптман Краус вместе с оперативной группой штаба в полном составе», - писал П. Карелл .
Пограничники с исключительным мужеством и стойкостью защищали эти первые метры советской земли, сдерживали противника и ослабляли его силы. Это вынужден был впоследствии при-знать и генерал Блюментритт, бывший начальник штаба 4-й гитлеровской армии: «Начальная битва в июне 1941 года впервые показала нам Красную Армию. Наши потери доходили до 50 %. …ОГПУ (по-видимому, имеются в виду пограничники и бойцы конвойного ба-тальона - В.Т.) и женский батальон (очевидно, жёны начсостава - В.Т.) защищали старую крепость в Бресте … до по-следнего, несмотря на тяжелейшие бомбёжки и обстрел из крупнокалиберных орудий. Там мы узнали, что значит сражаться по русскому способу» .
Такое признание гитлеровского генерала дорогого стоит, если учитывать не-которое превосходство противника в личном составе, и прежде всего его боевой опыт техническую оснащенность и превосходство в вооружении. Ко времени нападения на Советский Союз, личный состав дивизии участвовал в боевых действиях во Франции и Польше.  Как не банально это звучит, но сказался и такой фактор, как внезапность нападения. Хотя начсостав погранвойск знал о том, что война начнется на рассвете 22 июня, меры по своевременному занятию оборонительных сооружений не бы-ли приняты.
Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного со-противления гарнизон укрепления оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Как свидетельствуют выжившие участники боевых действий, появилось три разрозненные группы обороны.
В северо-западной части острова в районе казармы курсов шоферов оборонялась группа старшего лейтенанта Мельникова.
На ее правом фланге, вдоль  вала над обводным каналом сражалась группа под командованием лейтенанта Жданова - около 80 человек.
Старший лейтенант Черный и тридцать пограничников транспортной роты 17-го погранотряда оборонялись в районе гаражей. Как утверждает в своих работах А.И. Чугунов, часть личного состава роты около шести часов утра прорвалась из Тереспольского укрепления и прибыла  в штаб отряда, бойцы рассказали о создавшейся тяжелой обстановке на острове.
Через несколько часов после начала боевых действий большая часть укрепления была очищена от врага. Под его контролем находилась только дорога пересекающая остров. В последующем немцы несколько раз проводили зачистку острова.
В первый день войны на Западном острове пограничниками был окружен и разгромлен штаб 1-го дивизиона 99-го  артиллерийского полка, убит его командир и несколько офицеров. 
Несмотря на проводимые зачистки острова, активная оборона пограничников продолжалась в течение восьми суток с начала войны. Из-за недостатка боеприпасов вражеские атаки на отдель-ных участках им приходилось отражать штыковыми ударами.
25 июня объединенные группы А.С. Черного и Ф.М. Мельникова прорвались в  Цитадель. Не сумев там закрепиться, они с боем стали продвигаться на Кобринское укрепление. Только 13 из 40 бойцов с большим трудом добрались до каземата в земляном валу между Северными и Восточными воротами.
Группа лейтенанта Жданова продолжала сражаться на  Тереспольском  укреплении. В ожесточенных боях погибло более половины бойцов. Оставшимся в живых лейтенант приказал переправиться в Цитадель под прикрытием темноты на рассвете 30 июня. Обнаруженные гитлеровцами, под вражеским огнем лишь 18 из 45 бойцов группы сумели достичь Центрального острова, где продолжали оборону совместно с бойцами других частей.
Имеется достаточное количество опубликованных материалов по боевым действиям пограничников на Тереспольском укреплении.  Приведу наиболее значимый из документов, а именно воспоминания непосредственного участника тех далеких событий.
В фондах «Музея героической обороны Брестской крепости» сохранилось письмо, старшего лейтенанта Черного: «Проснувшись от взрывов, я увидел, что деревянные постройки уже объяты пламенем. Зарево освещало большую часть острова. Я дал несколько советов жене и, наскоро простившись с ней, отправился в расположение роты.
Воздух был настолько насыщен дымом и гарью, что затруднялось дыхание, появился мучительный кашель.
К моему приходу здание, где располагался личный состав роты, было значительно повреждено, среди бойцов оказались убитые и раненые, а кое-кто решил пробраться в Цитадель. В этой обстановке мне удалось собрать около тридцати военнослужащих своей роты: это были Васильев, Одинокий, Серебреников, Черкашин (Черкашин – начальник столовой), Кащев, Зотов, Юдин, Михайлов, Мещеряков, Степанов и другие.
Связь с отрядом была прервана с первыми вражескими выстрелами. Я считал, что основная наша задача заключается в том, чтобы немедленно вывести весь автомобильный транспорт и по-дать его в распоряжение командования пограничного отряда. С таким намерением мы поспешно отправились в гараж. В здании роты остались лишь Кащев для наведения соответствующего по-рядка в документации да Одинокий - для оказания помощи раненым.
В пути мы встретили начальника окружных курсов шоферов старшего лейтенанта Мельника, который направлялся в расположение казарм. Я сообщил ему о своем решении, а также разъяснил создавшуюся обстановку. Мельник обещал оказать нам необходимую помощь. При подходе к развилке дороги мы заметили, что гараж и здание курсов шоферов окружены вражескими автоматчиками. Как позже выяснилось, их было там 12-15 человек. Враг, по-видимому, еще до начала артиллерийской подготовки перебрался через Буг. Здание курсов шоферов с западной стороны прикрыто валом, и поразить его прямой наводкой невозможно. Гитлеровцы окружили его и начали безжалостно уничтожать выбегающих из казарм курсантов.
Оставить товарищей без помощи я не мог. Здесь же, в кустарнике, мы установили два ручных пулемета. Старшим этого пулеметного гнезда был назначен сержант не то Тютюник, не то Серебреников (сейчас уже не помню). А я с группой бойцов обошел здание с тыльной стороны. В это время, как было условлено, из кустов, находившихся между пулеметчиками и нашей группой, рядовой Васильев выстрелил из ракетницы. По этому сигналу пулеметчики открыли огонь по врагам. Гитлеровцы, как я и предполагал, все свое внимание сосредоточили на пулеметном гнезде. Мы не замедлили воспользоваться этим и в рукопашной схватке ликвидировали фашистов.
На эту операцию затратили порядочно времени. По прибытии в гараж выяснилось, что все ближайшие дороги усиленно простреливаются вражескими пулеметами и артиллерией. Поэтому автомашины, покинувшие гараж, тотчас же выходили из строя.
Оружия, с помощью которого мы могли бы подавить огневые точки, сковывавшие наши действия, не было. Противник почти на наших плечах ворвался в гараж, и мы встретили его не вполне подготовленными. Но, несмотря на это, не прошенные пришельцы были уничтожены. Приходилось отбиваться от беспрерывно наседавшего врага и одновременно производить те или иные улучшения в своих укрытиях. Неприятель настойчиво стремился овладеть гаражом. Были такие дни, когда гитлеровцы по нескольку раз врывались в него. Мы их отбивали, но за это расплачивались дорогой ценой.
В районе, где дорога от Тереспольских ворот подходит к рукаву (обводной канал – В.Т.) Буга, оборонялась группа во главе со старшим лейтенантом Мельником. Натиск врага был силен, ибо гитлеровцы значительно превосходили эту группу в живой силе и технике. В результате фашистам удалось расчленить ее.
Между отдельными группами защитников непосредственной связи не было. По возможности мы старались друг друга поддерживать огнем. Каждый был убежден в том, что все это носит временный характер и очень скоро враг будет отброшен. Поэтому мы стремились продержаться как можно дольше, сковывая своими действиями вражеские силы и уничтожая их. А между тем положение становилось все труднее. Отсутствие продовольствия и недостаток боеприпасов отрицательно сказывались на ходе обороны. Приходилось экономить имевшиеся патроны, тщательно обыски-вать ночью убитых гитлеровцев в надежде найти боеприпасы.
Стало ясно, что фронт значительно удалился от крепости, и придется длительное время находиться во вражеском окружении, а для этого необходимо было объединить силы оборонявшихся. Кроме того, мы думали, что у других лучше обстоят дела с продовольствием и боеприпасами. Решили прорываться к своим.
Вечером 24 или 25 июня к нам примкнул старший лейтенант Мельник с курсантами. Было назначено время и место сосредоточения бойцов для  атаки. Перед отходом все уцелевшие машины облили бензином и подожгли. Богатая растительность на острове служила прекрасной маскировкой, что значительно облегчало наше передвижение. Энергично атакуя противника в направлении моста и дамбы, мы опрокинули и уничтожили находившихся там гитлеровцев. Тяжело был ранен в ногу старший лейтенант Мельник, он потерял возможность свободно передвигаться. Ползком я вернулся назад, отыскал его и вынес на обочину дороги. Поспешно наложили ему на ногу жгут и отправились в дальнейший путь. С большим трудом мы добрались до одного из казематов в земляном валу северо-восточной части крепости, хозяевами которого была группа защитников, руководимая старшим лейтенантом Смирновым (фамилию припоминаю не точно, в мирное время тов. Смирнов был начальником штаба одного из отдельных батальонов связи).
Из 40 бойцов группы прорыва до каземата добралось 13 человек, из них только 9 были в строю, остальные имели тяжелые ранения. Оборонявшиеся товарищи рассказали нам об обстановке в этом районе крепости и сообщили, что вблизи от нас находятся другие оборонительные группы, в частности группа, руководимая тов. Нестеренко.
Утром, после 2- или 3-часового отдыха, я поднялся на выложенную из камня подставку и через окно над дверью стал уничтожать появляющегося врага. Через некоторое время фашист, подобравшийся с фланга, забросил в наш каземат гранату, которая упала возле лежавшего на полу Мельника. Мгновенно созрело решение выбросить эту гранату. Я прыгаю с подставки, но неудач-но: нога попала на камень, я упал. Поднимаясь, решил, что время потеряно, и граната может взо-рваться в руках. Толкаю ее ногой на выход; она на лету у входа взрывается, ее взрывом я и еще два или три товарища получили легкие ранения. Мельник остался невредим.
Медикаментов у нас уже не было. Поэтому раны залечивали с помощью сока из листьев растения, которое в народе называют раннином. Правда, доставали мы его с трудом.
Занимаемый нами каземат был мало пригоден для обороны. Посоветовавшись, я решил оста-вить в каземате раненых и двух товарищей для их защиты. Все остальные были выведены из каземата и расположены в развалинах, находившихся вблизи какого-то здания.
В завершение хочу сказать, что все время мы были твердо убеждены в том, что враг имеет временный успех и что дальше старой линии государственной границы ему не пройти. В Брестской крепости погибли моя жена, ждавшая ребенка, сестра, тяжелое нервное потрясение перенесла мать».
Согласно немецкой карты военнопленного А.С.Черный был пленен 24 июня 1941 года. 
Из нескольких сотен погибших в июне 1941 года, при обороне  Тереспольского укрепления, на эпитафиях мемориального комплекса «Бресткая крепость-герой» увековечены имена всего 13 за-щитников, это:
АРХАРОВ Петр Алексеевич, Родился в 1921 году в селе Никиткино Егорьевского района Мос-ковской области, красноармеец саперного взвода.
БЕЛЯКОВ Василий Павлович, Родился в 1918 году в деревне Афонинская Разинского сельского Совета Вологодской области, сержант, командир тракторного отделения саперного взвода;
ВОЛОВИК Василий Григорьевич, Родился в 1916 году в Сумской области, красноармеец, шофер транспортной роты;
ГАЛЯГИН Павел Васильевич, Родился в 1917 году в городе Ленинграде, красноармеец, слесарь транспортной роты;
ИВАНОВ Павел Дмитриевич, Родился в 1920 году в Калининской, ныне Тверской области, красноармеец, шофер транспортной роты;
КРАМАРЕНКО Владимир Иванович, Родился в 1921 году в городе Харькове, красноармеец, курсант курсов шоферов;
ЛЕВИНЕЦ Николай Тимофеевич, Родился в 1920 году, красноармеец, кур-сант курсов шофе-ров;
МЕЛЬНИКОВ Федор Михайлович, Родился в 1908 году в городе Барнауле, старший лейтенант, начальник курсов шоферов;
ОСИПОВ Николай Николаевич, Родился в 1921 году в селе Н.-Изымбаево Яльчикского района, Чувашии, красноармеец, повар транспортной роты;
ПОПОВИЧ Петр Макарович, Родился в 1917 году, красноармеец, шофер транспортной роты;
САМУСЬ Григорий Иванович, Родился в 1914 году в селе Грузское Кролевецкого района Сум-ской области, политрук, зам. начальника курсов шоферов;
ТКАЧЕНКО Тарас Иванович, Родился в 1918 году в городе Макеевка Донецкой области, красноармеец, шофер транспортной роты;
ЩЕРБИНА Иван Сидорович, Родился в 1920 году в Уплатновском сельском Совете Близнюковского района Харьковской области, красноармеец, увековечен как курсант курсов шоферов, в действительности кавалерист 8-й пограничной заставы 17-го пограничного отряда.
Имя Мельникова Ф.М. уроженца города Барнаула Алтайского края, увековечено в Книге Памяти  пограничников, погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и  в Книге «Память» города Бреста. Незаслуженно забытым он оказался на малой родине. К сожалению, имени Федора Михайловича нет ни в Книге Памяти Алтайского края, ни на стенах Мемориала погибшим барнаульцам в городе Барнауле.
Красноармеец В.И. Крамаренко, деюро являлся  стрелком 2-й пограничной заставы 107-го Мариампольского пограничного отряда.  Официально числится погибшим летом 1941 года в ходе обороны Тереспольского укрепления Брестской крепости, в связи с чем его имя теперь выбито на эпитафиях мемориального комплекса «Брестская крепость-Герой». Однако в действительности 22 июня 1941 года попал в плен. В плену был учтён как военнослужащий мифического 17-го автомобильного батальона. Умер 14 октября 1942 года от истощения и болезней в шталаге – IV В, находившемся в немецком городе Мюльберг (земля Бранденбург). Похоронен на лагерном кладбище.
Старший лейтенант Чёрный Аким Степанович, 24 июня 1941 года, контуженным попал в плен. Прошел фашистские лагеря в Бяла-Подляске, Хаммельбурге, Нюрберге. Принимал участие в дея-тельности подпольного антифашистского комитета в лагере Нюрнберг. Освобожден из плена в апреле 1945 года.  После войны жил в городе Сумы в Украинской ССР, где и скончался  в середине 1970-х годов.
При пленении в Бресте некоторые пограничники курсов шоферов, идентифицировали себя по тем пограничным отрядам, из которых они прибыли на учебу, некоторые причисляли себя к 17-му пограничному отряду. Большинство же из них в плену были учтены, как бойцы безымянной пограничной части, или же 17-го автомобильного батальона. На сегодняшний день известно о судьбе 83 пограничников захваченных в плен при обороне Брестской крепости и города Бреста.
В 1991 году на острове установлен памятник бойцам и командирам гарнизона Тереспольского укрепления, которые, проявили невиданный героизм при защите государственной границы СССР.
Здесь все напоминает о далекой эпохе, нашей героической и трагической истории. Истории, прикосновение к которой оживляет память и заставляет учащенно биться сердца. И сейчас территория острова - это пограничная зона, где несут службу наследники пограничников сороковых - пограничники Краснознаменной Брестской пограничной группы.
И сегодня, только воины в зеленых фуражках могут беспрепятственно ступить на эту землю, до сих пор хранящую следы той страшной и кровавой войны. О тех далеких временах напоминают уцелевшие здания казарм, учебных корпусов и полуразрушенные оборонительные сооружения. На острове можно найти обломки кирпичей с клеймом "КБЛ" (что означает "Крепость Брест - Литовск"), из которых в восемнадцатом столетии были возведены здания и укрепления.
Автор не раз бывал по служебным делам на острове, с уверенностью может сказать, что это возможно единственное место, оставшееся после войны нетронутым. Его можно назвать музеем под открытым небом, увековечивающим ратный подвиг наших дедов и прадедов, не только в летописи Отечества, но и в благодарной памяти народа. Остров и сама крепость  до сих пор хранят много нераскрытый секретов и тайн, которые предстоит раскрыть будущим поколениям.

Источник: В.А. Тылец. "Граница 41. Белорусский пограничный округ, малоизвестные страницы истории. Минск. Изд. "Литература и искусство" 2011


  МЕЛЬНИКОВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=19069.0
« Последнее редактирование: 10 Февраля 2012, 23:21:48 от Владимир Анатольевич Тылец »
Записан

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #72 : 12 Августа 2011, 10:08:57 »
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОИСКА:ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЛЕГЕНДЫ О ШОФЕРСКОМ «СПЕЦНАЗЕ»




Назови сегодня этот терпеливый поиск: «Брестская крепость и её защитники», кое-кто не-доумённо пожмёт плечами: «Поиск?  А что там собственно искать?».  Сегодня подвиг кре-пости известен всему миру, об обороне крепости  и её защитниках написано множество книг, сложены песни, сняты художественные и документальные фильмы. Многое известно и об участии в защите крепости пограничников.  При этом интерес к истории обороны Брестской крепости с годами не ослабевает.
Мы расскажем об одном историческом расследовании, которое началось с  нескольких фотографий, которые попали в поле зрения исследователей около года тому назад. 
На фотографиях слева от бывшей польской «Сапёрной пристани» у Тереспольского моста, соединяющего Западный остров с  Цитаделью видны затопленные плавсредства. Время съемки - конец июня  1941 года.
В ходе изучения фотоматериалов, сразу возникло ряд вопросов: - что это за плавсредства, как они могли здесь оказаться и кому принадлежали?
По принадлежности было выдвинуто ряд версий. А не лодки, это немецких или со-ветских сапёров? Очень уж похожи на те, что используются при наведении понтонных мостов... Звучали и предположения о принадлежности их к Пинской военной флотилии ВМФ СССР. Некоторые высказывались за их принадлежность к подразделениям 60-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, которые дислоцировались в Бресте и его окрестностях.
Вскоре появилось экспертное заключение историка Российского флота, Председателя Правления Московского Клуба истории флота  К.Б. Стрельбицкого,  которое приведём до-словно: «Это никак не немецкие сапёрные штурмовые лодки, или "штурмботы"! У меня не-мецких инженерно-переправочных плавсредств - большая фотоколлекция, и на них это никак не похоже. Разумеется, немцы бы так своё имущество не бросили. И, самое главное, почему это не немецкие плавсредства - они потоплены на стоянке у берега, когда стояли рядом друг с другом, а причалить так точно под огнём практически невозможно. Кроме того, на снимках можно разглядеть остатки деревянной пристани, то есть это - их "штатное" место стоянки. Однозначно - наши! И не просто абстрактные "наши", а конкретные полуглиссера типа НКЛ-27».
Вопрос о принадлежности на некоторое время остался открытым, при обсуждении темы не прозвучало и предположение о принадлежности данной «флотилии» к пограничным вой-скам НКВД Белорусской ССР. 
Уважаемому Константину Борисовичу, потребовался почти год кропотливой работы над архивными документам и как итог, из под его пера появился очерк «Июнь 1941-го: моряки в обороне Бреста», который он представил на обсуждение своих коллег. Материал оказался абсолютно новым в раскрытии темы участия моряков в обороне Брестской крепости и города Бреста. И довольно, неожиданным для истории пограничных войск.
В рукописи К.Б. Стрельбицкого, мы находим ряд упоминаний о катерах в Бресте, прозву-чавших в воспоминаниях пограничников: «Так курсант уже упоминавшихся выше курсов шофёров Михаил Иванович Мясников писал, что «до войны наше отделение было прикреп-лено к Тютюнику. Потом получили 3 катера и Тютюник ушёл туда».
Там же находим выдержку из воспоминаний самого Ивана Фёдоровича Тютюника, к на-чалу войны в звании сержанта командовавшего автомобильным отделением транспортной роты 17-го Краснознамённого Брестского пограничного отряда. Вот, что он вспоминал впо-следствии: «…катеров было 11 штук. Я был командиром катеров. Моряк был из Пинской [военной] флотилии как инструктор по вождению на воде, какие знаки, какие сигналы по правилам движения на воде. 24.06.[1941] мы заканчивали курс подготовки. Нам была по-ставлена задача: отработать маневренность, прича


Источник: В.А. Тылец. "Граница 41. Белорусский пограничный округ, малоизвестные страницы истории. Минск. Изд. "Литература и искусство" 2011

Сержант И.Ф. Тютюник, 22 июня  в бою на Тереспольском укреплении попал в плен. Отважно сражаясь в первые часы войны, в плену проявил малодушие, о чем и свидетельствует запись в донесении  о военнопленных № 46083 от 11 июля 1947 года: «Легионер. Служил в немецкой армии до января 1942 г.».  Освобожден  из плена.  При прохождении спецпроверки скрыл свою принадлежность к пограничным войскам, в донесении учтен, как красноармеец 14-го стрелкового полка.


« Последнее редактирование: 11 Февраля 2012, 10:54:52 от Владимир Анатольевич Тылец »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #73 : 11 Февраля 2012, 15:13:11 »



КРАМАРЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ.
Род. в 1921 г.  в г. Харькове. Призван в 1940 г. в г. Харькове. Приказ  от 15.02.1941 г. № 001 красноармеец, стрелок 2 пз 107 ПО.   По сост. на 22.06.1941 г. курсант курсов шоферов ПВ НКВД Белорусской ССР.
Официально числится погибшим летом 1941 года в ходе обороны Тереспольского укрепления Брестской крепости, в связи с чем его имя теперь выбито на эпитафиях мемориального комплекса «Брестская крепость-Герой». Однако в действительности 22 июня 1941 года в городе Бресте попал в плен. В плену был учтён как военнослужащий мифического 17-го автомобильного батальона. В графе лагерной карточки советского военнопленного, куда заносятся данные о родственниках, указан адрес отца: «Город Харьков, улица Володарского, 122». Умер 14 октября 1942 года от истощения и болезней в Шталаге-4Б, находившемся в немецком городе Мюльберг (земля Бранденбург). Похоронен был 15 октября 1942 года на лагерном (Русском) кладбище - участок № 409, квартал № 1, могила № 11.
Владимир Тылец

Более полный вариант:

КРАМАРЕНКО Владимир Иванович (1921-1942), де-юре - стрелок 2-й линейной пограничной заставы 1-й пограничной комендатуры 107-го Мариямпольского пограничного отряда войск НКВД СССР, но де-факто - курсант Окружных курсов шофёров Управления пограничных войск НКВД Белорусской ССР, узник нацистских лагерей, красноармеец.
Родился в 1921 году в областном центре Украины городе Харькове. Украинец. Православный. Член ВЛКСМ. Слесарь по гражданской специальности.
Родители: Крамаренко Иван (отчество в документе не указано) и Агриппина Фёдоровна. Оба проживали в украинском областном городе: отец по момтоянию на лето 1941 года – по улице Володарского, 122, а мать по состоянию на лето 1946 года – в квартире № 7 дома № 27 по Цыгаревскому переулку.
В армию призван в сентябре 1940 года Краснозаводским РВК областного города Харькова Украинской ССР (ныне – Украина) с направлением в пограничные войска НКВД СССР.
Приказом начальника 107-го Мариямпольского пограничного отряда войск НКВД СССР № 001 от 15 февраля 1941 года утверждён в должности стрелка 2-й линейной пограничной заставы 1-й пограничной комендатуры данной в/ч.
Ко второй половине мая 1941 года – курсант Окружных курсов шоферов, работавших в Брестской крепости на базе Окружной школы младшего начсостава Управления пограничных войск НКВД Белорусской ССР.
Последнее письмо родителям отправил из Бреста 20 мая 1941 года. Обратный адрес: «Брестский пограничный отряд». Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 356, л. 75.
Официально значится погибшим в июне 1941 года в ходе обороны Тереспольского укрепления Брестской крепости, в связи с чем имя красноармейца В.И. Крамаренко теперь выбито на эпитафиях мемориального комплекса «Брестская крепость-Герой».
Однако в действительности, согласно лагерной персональной карте советского военнопленного, 22 июня 1941 года в городе Бресте попал в плен. В плену был учтён как военнослужащий мифического 17-го автомобильного батальона. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 2403, л. 86.
Первоначально содержался в лагере шталаг-4Б, находившемся в немецком городе Мюльберге (ныне - Мюльберг-на-Эльбе федеральной земли Саксония ФРГ). Присвоенный здесь лагерный номер – «122925».
В августе 1941 года подвергнут насильственной вакцинации против тифа.
1 октября 1941-29 апреля 1942 гг. – узник лагеря шталаг-4Г, находившегося в немецком городе Ошац (ныне – в составе района Торгау-Ошац административного округа Лейпциг федеральной земли Саксония ФРГ). При этом с 1 октября 1941 года по 9 апреля 1942 года – на рабских работах в составе рабочей команды «Colditz», дислоцировавшейся в одноименном немецком городе Колдиц (ныне – в составе района Лейпциг административного округа Лейпциг федеральной земли Саксония ФРГ); выбыл в связи по болезни.
С 9 апреля 1942 года – как неизлечимо туберкулёзнобольной на госпитализации в лагерном лазарете лагеря шталаг-4Х (Stalag IV H; он же - 304), находившегося в немецком посёлке Цайтхайн (ныне – одноимённая коммуна района Риза-Гросенхайн земельной дирекции Дрезден федеральной земли Саксония ФРГ), при этом с 29 апреля 1942 года – в статусе узника шталага-4Х (Stalag IV H; он же - 304).
Умер 14 октября 1942 года от туберкулёза лёгких в лагерном лазарете лагеря шталаг-4Х (Stalag IV H; он же - 304).
Похоронен был 15 октября 1942 года на лагерном кладбище, именуемом Русским: «Участок  409, квартал 1, могила 11».
27 июля 1946 года на основании материалов подворового опроса, представленных Краснозаводским РВК украинского областного города Харькова за Исходящим № 1/1207/0422 от 12 июля 1946 года, официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в октябре 1943 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 356, л. 75.
В Книге Памяти пограничников не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #74 : 11 Февраля 2012, 15:23:08 »
Есть некоторые предположения, пока не подтверждённые документально, что В.И. Крамаренко и Т.Н. Левенец, был  не курсантами курсов шоферов, а курсантами курсов катерников.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #75 : 11 Февраля 2012, 15:29:26 »
Мать красноармейца Крамаренко в материалах подворового опроса указывает, что сын по воинской специальности - шофёр. Очевидно, он сам 20 мая 1941 года написал об этом из Бреста матери.
И второй аргумент: катерники - краснофлотцы плавсостава. Перевести "берегового" в плавсостав при разнице в установленных для каждой из этих категорий сроках срочной службы всегда являлось трудноразрешимой проблемой...
Записан

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #76 : 11 Февраля 2012, 16:14:09 »
Мать красноармейца Крамаренко в материалах подворового опроса указывает, что сын по воинской специальности - шофёр. Очевидно, он сам 20 мая 1941 года написал об этом из Бреста матери.
И второй аргумент: катерники - краснофлотцы плавсостава. Перевести "берегового" в плавсостав при разнице в установленных для каждой из этих категорий сроках срочной службы всегда являлось трудноразрешимой проблемой...

Из 102 известных пограничников находящихся на курсах шоферов - 15 из них имеют ВУС стрелков. В штатно-именных приказах по отрядам изданным в феврале-марте 1941 г. напротив фамилий пограничников убывших на курсы шоферов имеются соответствующие отметки.  15 пограничников с ВУС стрелков в т.ч. и Крамаренко, оказавшиеся к началу войны на Тересполльском укреплении, таковых отметок в приказах не имеют. Следовательно были отправлены на обучение несколько позже, чем начались занятия на курсах шоферов ( конец марта-середина апреля 1941 г.), видимо к концу мая, когда на Западный остров прибыли 11 катеров. 15 пограничников с ВУС стрелков по месту службы в погранотрядах (заставы, комендатуры) четко вписываются в концепцию распределения катеров (озвученную ранее) по погранотрядам. Повторяю это только предположение, т.к. пока не обнаружены приказы об откомандировании их на курсы.
 
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #77 : 11 Февраля 2012, 16:19:27 »
В отношении Крамаренко - не исключено, но всё равно пока больше фактов в пользу его учёбы на шофёра...
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #78 : 26 Февраля 2012, 08:38:28 »
Из переписки с одним из уважаемых мной коллег. 


 В качестве справки, Приказом НКВД СССР  № 00137, было приказано к исходу февраля 1941 года сформировать в пограничных отрядах манёвренные группы штатной численностью 131 человек.  В состав мангруппы входило: управление - 11 человек, пять застав, по  24 человека каждая.  Застава имела на вооружении: два автомобиля, два ручных пулемета, самозарядные винтовки и гранаты. С местом дислокации при управлениях погранотрядов. 

Владимир Тылец.


Владимир здравствуй!
Этим приказом НКВД СССР  № 00137 в каких отрядах формировались мангруппы, приказ от какого числа и месяца.
Когда и каким приказом был расформирована первая мангруппа в 17 отряде и в других отрядах УПВ Белорусской ССР.
Записан

КОМБРИГ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 679
Re: Курсы шоферов ПВ НКВД БССР
« Reply #79 : 26 Февраля 2012, 09:48:33 »
Добрый день Александр!
Приказ от 5 февраля 1941 г. Мангруппы формировались во всех отрядах ПВ НКВД БССР.
Каким приказом расформирована в середине 1940  г. мангруппа в 17 ПО пока не знаю. Но факт такой имел место. Начсостав мангруппы при расформировании был направлен на формирование ОШМНС ПВ НКВД БССР.
С уважением,   
Записан
Страниц: 1 2 3 [4] 5   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »