Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Бои 16-17 июля 1941 года в р-не Бородянка, Киевской области. Часть 1-я.  (Прочитано 780 раз)

Геннадий З

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Бои 16-17 июля 1941 года в р-не Бородянка, Киевской области.
Из книги А.М. Горба: «Страну заслоняя собой», командир 1-го стрелкового батальона, 380-го стрелкового полка, 171-й стрелковой дивизии, первого формирования:
 « … Главные силы 6-й немецкой армии, (Генерал-полковник Рейхенау),  рвались к столице Украины, нанося удар вдоль шоссе Житомир — Киев.
27-й стрелковый корпус, в состав которого входила наша 171-я дивизия, должен был нанести контрудар из района Бородянка на юг, в направлении Макаров, во фланг группировки врага. Левый, открытый фланг корпуса упирался в небольшую речушку Здвиж. Батальону было приказано наступать вдоль восточного берега Здвижа, прикрывая фланг корпуса. Таким образом, мы получили задачу действовать самостоятельно. От своего полка и других частей 171-й стрелковой дивизии нас отделяла заболоченная, заросшая камышами речушка.
Я уже рассказывал, как поразила меня весть о войне утром 22 июня. И все же по-настоящему понял, что началась война, по-настоящему ощутил опасность лишь в тот момент, когда спустя три недели впервые увидел в бинокль ползущий на нас фашистский танк с белым крестом на броне. А было это после полудня 16 июля 1941 года в районе села Козинцы, южнее станции Бородянка, когда батальон даже не успел с ходу развернуться для боя.
Вначале танк показался мне маленькой зеленоватой игрушкой. Но с каждой секундой он становился все больше и больше. Повернул голову чуть влево и снова увидел танки. Начал считать: один, два, три, четыре...
Танки, заметив, видимо, жиденькую цепь батальона, пошли еще быстрее в нашу сторону. В тот миг мне казалось, что жерла их пушек смотрели на меня в упор. Бойцы, пожалуй, еще не заметили этих темных отверстий, но мне в бинокль все было видно отчетливо.
Блеснула молнией башня первой машины, а через мгновение — второй, третьей... И пошло! Загремели оглушающие взрывы справа, слева, где-то недалеко за спиной. Противно засвистели осколки, сбивая ветви деревьев.
Хотел броситься к телефону уточнить задачи ротам, [7] противотанковым орудиям и не мог. Ноги, словно налитые свинцом, совершенно меня не слушались. Какая-то неведомая сила тянула тело к земле.
Сделав усилие, оглянулся. И тут же встретил полный ужаса взгляд красноармейца. Хотел отдать распоряжение, но забыл фамилию. Знаю, зовут Иваном, а фамилию никак не вспомню.
Рассказываю об этом долго, а там, в бою, с момента появления на опушке леса танков и до момента, пока я вспомнил, что фамилия бойца Рогочий, и отдал через него приказание ротам, может быть, прошла одна-единственная минута, но сколько она вместила переживаний!
Придя в себя, я обратил внимание на то, с какой надеждой, с какой верой смотрят на меня подчиненные. И сразу же ощутил, что я же командир, комбат, старший лейтенант. А следовательно, не имею права бояться. Они, бойцы, может быть, и имеют такое право, а я нет, мое дело подавать пример стойкости, требовать, приказывать людям, посылать их навстречу врагу и благодаря этому добиться выполнения боевой задачи.
Стараясь придать голосу бодрость, начал отдавать одно за другим распоряжения.
— Орудиям, огонь по танкам!
— Вторая рота! Отсечь пехоту!
Находившиеся рядом бойцы вышли из оцепенения. Необходимость выполнять приказания, действовать отвлекала их от размышлений об опасности, помогала в какой-то мере подавить страх... продолжение см выше, часть2.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »