Статья опубликованная:
А.В. Карташев, доктор исторических наук, Россия, Ставрополь
Р.А. Фирсов, Великобритания, Лондон
Помощь Великобритании в подготовке кадров для российского воздуш-ного флота в ходе Первой мировой войныОпыт Первой мировой войны показал, что Россия не располагала до-статочными кадрами обученного летного состава. Российское военное ко-мандование пыталось решать проблему летных кадров различными способа-ми – путем расширения существовавших летных школ, организацией подго-товки летчиков непосредственно в авиационных отрядах, привлечением штатских летчиков - волонтеров. Наряду с этим Управление Военного Воз-душного Флота России заключило соглашение с ведущими авиационными державами об обучении русских пилотов в летных школах Великобритании и Франции. 8 и 20 февраля 1917 года, было «высочайше разрешено командиро-вать во Францию и Англию 30 офицеров и 200 солдат для обучения поле-там»1.
Летные школы этих стран не только в масштабах подготовки кадров опережали Россию, но и были оснащены наиболее современной учебной и боевой техникой, которая с успехом применялась и в русской армии. Накоп-ленный опыт в подготовке кадров подкреплялся эффективными методами обучения летному делу. Кроме конструкции летательных аппаратов и мото-ров, теории пилотирования программа подготовки военного летчика включа-ла обучение навыкам наблюдения и анализа ситуации, аэрофотосъемке, ис-пользованию беспроводной связи, огневой подготовке, корректировке огня, взаимодействию авиации и артиллерии. От кадетов требовалась строжайшая дисциплина и ежедневный кропотливый труд.
Была также и другая причина для отправки русских летчиков за грани-цу. В 1917 г. под западный образец планировалось перестроить всю систему подготовки летчиков в России. Организация новой сети школ предусматри-
валась при помощи французской и английской авиационных миссий в Рос-сии2. Для модернизации системы подготовки летных кадров требовались ин-структора, подготовленные за границей.
Следует заметить, что английское авиационное командование без энту-зиазма встретило известие о прибытии русских учеников. 1 марта представи-телю Королевского авиационного корпуса (RFC) в Воздушном Совете Вели-кобритании майору Стонору стало известно, что полковник С.А. Ульянин, находящийся в Лондоне, получил из России телеграмму о том, что 20 офице-ров и 100 солдат едут в Англию для обучения летному делу. Новость быстро облетела кабинеты командования RFC, вызвав недоумение. Для того чтобы выполнить эту сложную задачу авиационные школы в Англии должны были остановить подготовку своих летчиков3.
В России к поездке готовились серьезно. Отбор кандидатов был скру-пулезным. Критериями его являлись: социальное происхождение, предыду-щий авиационный опыт, образование, дисциплинированность, физическая форма и способность к обучению. Кадеты набирались из Гатчинской авиаци-онной школы, Запасного авиационного и Запасного воздухоплавательного батальонов. В числе командируемых оказались кадровые офицеры, офицеры военного времени, унтер-офицеры, рядовые, «охотники» и даже один «бело-билетник». Большинство солдат только что окончили гимназии или попали в армию со студенческой скамьи. Все они пришли в авиацию добровольно.
Большую часть русских курсантов составляли дети генералов и офице-ров, сыновья дворян и чиновников высокого ранга. Примечательно, что сре-ди них оказался Оскар фон Визель – сын известного художника и действи-тельного члена Императорской Академии Художеств. Предки подпоручика де Ладвеза долгое время верой и правдой служили российскому престолу с петровских времен. Прапорщик Вальтер Курроль был из семьи научных ра-ботников.
Поручик Федор Арманд – сын знаменитой русской революционерки, преследуемой царскими властями, прошел проверку через фронты Первой мировой войны. Штабс-капитан Петр Абаканович родился в семье гвардей-ского офицера царской армии. Он также имел боевой опыт и был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами. Таким же орденом были отмечены заслуги капитана Воейкова и подпоручика Коссова. Среди нижних чинов тоже были те, кто прошел испытание фронтами германской войны.
Национальность при отборе для поездки на учебу большой роли не иг-рала: все, кто мог служить в царской армии, имели шанс попасть за границу. Наряду с русскими, которые составляли большую часть группы, оказалось много поляков, литовцев, эстонцев, были выходцы с Украины и Армении. Возраст кадетов на момент отправки на учебу был в пределах от 18 до 25 лет. Офицерам было до тридцати лет.
Курсантов и офицеров непосредственно в Англии курировал штабс-капитан Порфирий Васильевич Вяткин, находившийся в должности «заведу-ющего обучением полетами»4.
Согласно воспоминаниям одного из бывших курсантов Пранаса Хиксы, отправка на учебу осуществлялась из Мурманска. Около ста учеников-лётчиков из разных авиашкол и двенадцать таких же учеников-офицеров вы-ехали из Петрограда в специальном поезде, в котором рядовой имел поход-ную кровать в вагоне 2-го класса, а офицеры ехали в купе вагонов 1-го. 25 февраля (по н.с.) 1917 года крейсер «Варяг», следовавший на ремонт в Ли-верпуль, поднял якорь и в сопровождении двух миноносцев, вышел в море. Это был последний рейс легендарного крейсера под российским флагом5.
В Англию будущие летчики прибыли 17 марта (по н.с.) 1917 года. Уже здесь, на английской земле, их ждала главная политическая новость с родных берегов – император Николай II отрекся от престола, власть перешла в руки Временного Правительства. Группу приветствовала многочисленная толпа
ливерпульцев. Цветами и звуками местного оркестра была встречена делега-ция из далекой России6.
После посещения авиационного завода в Фарнборо и других авиацион-ных объектов русские офицеры и курсанты прибыли в Военную Авиацион-ную школу №1 в городе Ридинге (№1 School of Military Aeronautics at Read-ing). Здесь, в пригороде Лондона прошел первый месяц учебы. Английские инструктора провели отбор на пригодность курсантов к дальнейшему обуче-нию. Из них были сформированы 9 групп по 9-10 человек. Командирами групп были назначены ученики-офицеры, которые вместе с рядовыми кур-сантами осваивали азы летного дела. В 10-ю группу под названием «механи-ки» были зачислены 14 человек, не освоившие с первого раза курс теоретиче-ской подготовки. Им было дано дополнительное время для освоения про-граммы, после чего как минимум пятеро все же стали пилотами, получив международный сертификат7.
Пранас Хикса так рассказал о дальнейших учебных буднях русских летчиков-учеников: «Потом нас разбили на группы по 10–20 человек и разо-слали по разным аэродромам. Перед началом полетов, как обычно, перепи-сывались с родственниками, кому можно было бы сообщить в случае смерти или увечий. Нас обязали заказать серебряные браслеты на правую руку с пластинкой, на которой были выгравированы фамилия, имя, год рождения. Это на тот случай, если мы сгорим при аварии».
Основная часть кадетов освоила программу подготовки гражданского летчика в июне-июле 1917 года на разных аэродромах и на различных само-летах. В документах выпускников местом обучения значатся военные школы в Oxford, Grantham, Ruislip, Thetford, Catterick Bridge, Upavon. На этом этапе подготовки русские кадеты учились летать на одном из двух самолетов: Mau-rice Farman Biplane, de Havilland Biplane (D.H.6 Biplane).
По мере завершения этапа первоначальной летной подготовки создава-
лись новые группы, которые убывали на другие аэродромы для освоения бо-евых самолетов. Время освоения программы летной подготовки для каждого ученика-летчика было индивидуальным.
Обучение проходилj интенсивно. Рабочий день кадета длился 12–16 часов. Полеты проводились два раза в день – рано утром и вечером. Кадеты прибывали на аэродром в три-четыре часа утра гладко выбритыми. В про-тивном случае к полетам они не допускались. Перед полетами полагалась чашечка горячего кофе с традиционным английским бутербродом или гале-тами. Днем кадеты изучали азбуку Морзе, разбирали и собирали пулеметы, изучали материальную часть самолетов, стреляли по неподвижным и дви-жущимся целям из винтовок и пулеметов.
В одном из ангаров проходили занятия по корректировке стрельбы ар-тиллерии. Ученик забирался в подвешенную под потолком кабину самолета. Внизу на электрифицированном макете местности инструктор имитировал взрывы, зажигая лампочки. С помощью азбуки Морзе ученик передавал по-правку, необходимую для точного попадания в цель8.
В качестве боевых самолетов курсанты осваивали самолеты ВЕ2Е, «Кертисс», DH-6, ВЕ2В, ВЕ2С, «Авро», «Моран биплан», «Сопвич-Пап», «Сопвич» с мотором «Испано», RE8, ВЕ12, SE5A, SE5B, «Мартинсайд», DH-4, «Бристоль Скаут». Каждый кадет обычно осваивал от трех до шести ма-шин. Наиболее способных летчиков обучали пилотированию истребителя «Бристоль Файтер». Как правило, общий налет кадета составлял 20-30 час, лишь у отдельных летчиков он достигал 40-50 час. Попасть в истребители было не просто. Так у ефрейтора Ф.П. Цветкова в характеристике в графе «На чем летал самостоятельно и аттестация» значится: «Морис Фарман, DH-6, Кертисс, ВЕ2Е, ВЕ12. Налетал 48 часов. Летчик отличный. Годен для по-летов на быстроходных машинах. Не обучался на истребителях из-за неиме-ния места в школах. Солдат отличный»9.
Представляют особый интерес негласные характеристики, которые да-вали английские инструктора русским кадетам, например: «Ушаков –крупных размеров казак, с очень чувствительными руками и невозмутимым как у китайца лицом. Коневод. Тугодум. Не был пригоден для разведыва-тельных полетов, но прекрасно подходил для больших самолетов. … Кадет Конно – подтянутый, сухощавый парень с юга, с карими постоянно шарящи-ми везде глазами. Казак. Необщителен. Похоже на то, что был полицейским, или какого-то рода бандитом»10.
В программу летной подготовки кроме разнообразных упражнений входила посадка на незнакомом аэродроме. На самолете «Мартинсайд» про-водились учебные воздушные бои. В кабинах летчика и летчика-наблюдателя были установлены фотопулеметы, которых еще не было в русских авиашко-лах. Противника на другом самолете обозначал инструктор, которого «уни-чтожить» было очень трудно. При оценке результатов «воздушного боя» рас-сматривались фотопленки с обоих самолетов.
Воздушные бои требовали от кадетов выполнения фигур высшего пи-лотажа: мертвых петель, бочек, иммельманов, штопоров, спиралей, скольже-ний и др. Этими сложными фигурами они должны были владеть в совершен-стве.
Стоит отметить, что у английская сторона почти не имела летчиков, способных говорить по-русски, также как и в среде русских кадетов лишь единицы имели навыки английского языка. Для общения английских летчи-ков и русских кадетов в полете существовал специальный разговорник, с по-мощью которого инструктор мог корректировать действия ученика в воздухе. Это был небольшой набор фраз на обоих языках, соответствовавших друг другу. Лишь один английский инструктор Герард Кратчлей свободно владел русским. Еще в начале 1910-х годов он работал инженером-нефтяником в Майкопе. С началом войны он вернулся в Великобританию и поступил на военную службу. С марта по октябрь 1917 года был наставником группы
русских кадетов. Позднее, в качестве офицера Британской Авиационной Миссии в России, Кратчлей принимал участие в гражданской войне до ок-тября 1918 года. Он был награжден многими наградами, в том числе и рос-сийскими – орденами Святого Станислава с мечами 3-й и 2-й степеней, Ор-деном Святого Владимира 4-й степени с мечами.
О том, как окончили обучение русские кадеты свидетельствуют атте-стации за подписью штабс-капитана Вяткина. Несколько учеников были удо-стоены аттестации «Летчик выдающийся». Среди них были Вальтер Курроль и Юрий Ладвез. Они оба окончили в Англии школу высшего пилотажа и воз-душного боя и были признаны пригодными для полетов на всех типах истре-бителей. Их рекомендовалось использовать в качестве инструкторов высшего пилотажа и воздушного боя. Школу высшего пилотажа с прекрасной атте-стацией окончили Вениамин Рябов, Константин Трунов, Владимир Богданов и Иван Чучин.
Пятеро кадетов, из всего числа обучающихся, были отчислены по про-фессиональной непригодности. Еще одного отчислили за «неисправное по-сещение полетов»11. Трое русских кадетов, погибли в ходе учебы.
Судьбы некоторых кадетов до сих пор остаются неизвестными. Веро-ятно, что кто-то из них мог оставаться в Англии после Октябрьской револю-ции в России. В Национальном архиве Великобритании обнаружен документ, согласно которому 11 декабря 1917 года Михаил Тарачков попал в аварию на DH6 и получил серьезные травмы.
Однако основная масса выпускников возвращалась в Россию с августа по октябрь 1917 года малыми группами по мере окончания учебы. П. Хикса вспоминал: «Вскоре мы впятером через Норвегию, Швецию и Финляндию были отправлены назад в Россию».
В России бывшие английские кадеты были распределены по летным школам, где сдали экзамен и подтвердили звание военного летчика. Вскоре многие из них приняли участие в Гражданской войне, воюя за белых и за
красных. В годы Гражданской войны погибли: Артамонов, Воллович, Захар-ченко, Пиховский, Рукавцов.
По окончанию войны поляки, эстонцы, литовцы покинули Россию. Выдающимися в своих странах военными летчиками стали Петр Абаканович (Польша), Пранас Хикса (Литва), Арнольд Ундер (Эстония).
В советской России широкую известь приобрели авиаторы: Константин Трунов, Георгий Арватов, Евгений Гвайта, Валентин Зернов, Василий Копы-лов, Василий Кузьмин, Иван Нусберг, Александр Степанов, Иван Чучин и многие другие.
Однако многие выпускники английских школ были репрессированы как враги народа. Были расстреляны: Арватов, Бельц, Вяткин, Ладвез, Кузне-цов. Осуждены к тюремному заключению: Лопуха, Нусберг (умер вскоре по-сле освобождения), Покрывалов, Трунов. В ссылке оказались: Анчутин, Ви-зель (умер в ссылке), Гвайта, Черноусов.
К началу Великой Отечественной войны в строю оставалось менее по-ловины бывших «английских» летчиков. На фронт из них попали: Батурин, Березин, Комиссаров, Кочкарев, Попенов, Чучин. Катастрофа, в которой по-гиб в 1942 году полковник Батурин, стала последним авиационным происше-ствием с участием «английского кадета из России». С началом войны был мобилизован и Николай Вельман. Он погиб в августе 1941 года при эвакуа-ции из Таллинна в Ленинград на госпитальном судне. В 1943 г. в военном госпитале от болезни скончался Дмитрий Баймотов.
Как видно, российские летчики, подготовленные в Англии, были вос-требованы в России в годы Гражданской войны, в период мирного строи-тельства советского Воздушного Флота, а также в ходе Второй мировой вой-ны. Однако мало кто из воспитанников «Русского авиационного корпуса в Англии» достиг значительных высот в служебной карьере. Сказывалось и происхождение, и служба в царской армии на офицерских должностях, и контакт во время учебы с английскими специалистами. До глубокой старости дожили лишь единицы из них.