Форум Поисковых Движений

VII-Несокрушимая и легендарная => 77т-Тихоокеанский флот => 77-«Стоит часовой – Красный флот боевой»: советский ВМФ в боях за Родину => ПЛ «М-49» и «М-63» => Тема начата: начкар@ от 29 Ноября 2010, 11:19:19



Название: ТОФ. Гибель подводных лодок «М-49» и «М-63», август 1941г
Отправлено: начкар@ от 29 Ноября 2010, 11:19:19
В свое время прочитал статью и сохранил ссылку на нее на всякий случай.
Преданные забвению
В августе 1941 г. во время выполнения боевого задания в заливе Посьета пропали без вести две подводные лодки Тихоокеанского флота «М-49» и «М-63» («малютки»). За 64 года, прошедшие с тех пор, на флоте не только не пытались эти субмарины отыскать и поднять с морского дна, но и не удосужились увековечить память «малюток» и их экипажей хотя бы в скромном обелиске...

Весь текст - http://www.konkurent.ru/starii_print.php?id=4301

Этот случай настал. Можно ознакомиться с документами расследования гибели этих подлодок , датированными 1941г.Думаю, это будет интересно как исследователям, так и родственникам погибших подводников.

Обложка и папки и архивные реквизиты
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435131
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435133

лист учета просмотров этого дела - http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435135

опись-
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435136

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435138
(http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435138)

рапорт командущего ТОФ вице-адмирала Юмашева наркому ВМФ СССР адмиралу Кузнецову

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435139
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435140
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435141
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435142
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435143

Выписка из флагманского исторического журнала ГКП штаба ТОФ

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435144
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435145
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435146

Сводное донесение о полетах на поиск

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435147
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435148

Справка о погоде

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435149
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435150

Список документов, находящихся на ПЛ "М-63"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435151
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435152
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435153
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435154

Список документов, находящихся на ПЛ "М-49"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435155
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435156
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435157

Справка третьего отдела
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435159

Объяснительные

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435161
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435162
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435163
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435164

Список личного состава ПЛ "М-63"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435166

Список личного состава ПЛ "М-49"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435168

Служебно-политические характеристики на командиров подлодок и их помощников, командира 7-го дивизиона ПЛ "М"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435170
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435172
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435174
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435178
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435180
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435176

Служебные записки командира 2-й бригады ПЛ ТОФ

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435189
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435190
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435191
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435192
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435193

Объяснительная

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435195
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435196
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435197

 Рапорт командира 2-й бригады ПЛ ТОФ

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435202
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435203
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435205
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435206
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435207

ответ Военного Совета ТОФ на рапорт
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435214
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435215
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435216

----------------------------------------------------------

В интернете на различных сайтах общая информация присутствует. Заинтересовала вот эта - http://www.submarines.narod.ru/un_pf03.html

Добавления к теме приветствуется.


Название: Re: ТОФ. Гибель подводных лодок «М-49» и «М-63», август 1941г
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 29 Ноября 2010, 18:22:58
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Большое вам спасибо за размещение здесь ставшими теперь общедоступными ссылок на это архивное дело!
Прошу всех коллег обратить внимание на точную дату его рассекречивания - июнбь 2005 года. Именно в этом месяце должна была выйти в свет вторая часть моей работы "Во имя России" - "« ... НА ТИХОМ ОКЕАНЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД ... » (МАРТИРОЛОГ  ТИХООКЕАНСКИХ  ПОДВОДНИКОВ  ОТЕЧЕСТВА ( 1905   -   2004 )". Разумеется в тот момент я не мог использовать и цитировать в своей работе этот ещё секретный документ, а писал только по "открытым" документам, в результате чего глава о двух погибших "малютках" была представлена мной в следующем виде:

"М-49   и   М-63
Исторические справки: М-49 - малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 26.07.1937 под строительным (стапельным) номером «С-248» и под обозначением М-57 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). В 1938 году в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 198 (Судостроительный завод имени Андрэ Марти) и 25.01.1939 спущена на воду реки Буг. Приёмный акт подписан 27.07.1939, лодка вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота 03.08.1939. 27.10.1939 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1939 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е.Ворошилова) и 15.11.1939 вошла в состав подводных сил ТОФ. 27.10.1939 получила обозначение М-49. 15 или 16.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ;
М-63 - малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 20.01.1938 под строительным (стапельным) номером «С-254» и под обозначением М-63 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). 05.10.1939 спущена на воду реки Волга. В период 15.11.1939 - 31.08.1940 (по другим данным - 05.11.1939 - 21.09.1940) носила  обозначение М-60, затем временно - М-48. Весной 1940 года переведена по внутренним водным путям в Ленинград. Приёмный акт подписан 31.07.1940, лодка официально включена в состав Краснознамённого Балтийского флота 31.08.1940. 21.09.1940 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1940 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е.Ворошилова) и 21.12.1940 вновь как М-63 вошла в состав подводных сил ТОФ. В период 10 - 17.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ.

В период Второй Мировой войны 1939 - 1945 годов тихоокеанский подплав по различным причинам лишился 8 подводных лодок - М-49, М-63, Щ-138, Щ-118, Л-16, Щ-130, Щ-139 и Л-19. При этом половина из них, обе «малютки» и оба «ленинца» были потеряны безвозвратно, и гибель каждой из 4 этих подлодок была связана с ведением боевых действий в бассейне Тихого океана. Всего в период 1941 - 1945 года вместе со своими кораблями погибло 212 тихоокеанских подводников. Рассказ о потерях тихоокеанского подплава в период Второй Мировой войны мы начнём с описания «парной» гибели двух малых подводных лодок - М-49 и М-63 - в августе 41-го...
...Подводные лодки М-49 и М-63 к августу 1941 года организационно входили в состав 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ. Этими «малютками» командовали старшие лейтенанты Израиль Владимирович Сивориновский (ошибочно - Сибариновский) и Борис Спиридонович Капицын (ошибочно - Копицын) соответственно. Обе лодки принимали участие в фактически боевом патрулировании подходов к Главной базе ТОФ в заливе Посьета Японского моря на случай возможного нападения сил Императорского ВМФ Японии.
Наиболее подробная до сего времени информация о последних походах этих двух тихоокеанских «малюток» содержалась в статье М.Э.Морозова «Уроки необъявленной войны», опубликованной в журнале «ФлотоМастер» (2002 г., № 5). Процитируем ниже интересующие нас строки из этой публикации:
«В 15.59 9 августа [1941 года] в очередной поход на позицию № 2 южнее Уссурийского залива ушла М-49. Спустя сутки, в 15.45 10-го на расположенную западнее позицию № 1 направилась М-63. ... В 23.00 9 августа командир [М-49] доложил о прибытии на позицию, затем ещё несколько раз - о состоянии погоды и корабля. Оно опасений не вызывало. Последнее сообщение с лодки было принято в 08.30 15-го «Неизвестный транспорт курсом SW». В штабе флота определили, что субмарина обнаружила пароход «Красный Октябрь»[,] и никаких мер не приняли. В 05.00 следующего утра на лодку передали приказ покинуть позицию. Квитанцию на него Сибариновский [Сивориновский] не передал. Возможно в штабе решили, что командир медлит с отходом из-за густого тумана, накрывшего район патрулирования 16-го числа, но в любом случае поздно вечером начали интенсивно вызывать подлодку. Результатов это не дало. Спустя сутки такая же ситуация повторилось с М-63. ... В 23.00 10 августа с борта субмарины было принято единственное сообщение о прибытии на позицию. В 05.00 17-го на неё, точно также[,] как и на М-49, передали приказ о возвращении, на который не последовало ответа.
Безуспешные вызовы обеих лодок продолжались до 25 августа. Параллельно разворачивалась поисковая операция. К ней привлекались гидросамолёты и вышедшие 17 августа на смену [пропавшим подводным лодкам] М-4 и М-5. Ничего не обнаружив, они по приказу командования 19-го вернулись в базу. Эстафету приняла Л-18, осуществлявшая поиски на обеих позициях с 18 по 22 августа - с тем же результатом. На поверхности воды не оказалось даже масляных пятен. Обе подлодки ... бесследно исчезли.
Высказанные командованием 2-й БПЛ и ТОФа предположения относительно причин гибели «малюток» оказались однозначными - их сочли подорвавшимися на плавающих минах, сорванных со своих же оборонительных заграждений. Надо признать, что подобные догадки весьма походили на истину. ... угроза от плавающих мин в районе позиций № 1 и № 2 выглядела вполне осязаемой. Впрочем[,] то обстоятельство, что обе лодки погибли практически одновременно, позволяет усомниться в причинах трагедии. Подрыв на плавающих минах - событие достаточно случайное, чтобы произойти одновременно с двумя разными кораблями в удалённых друг от друга районах. Не меньшей может считаться вероятность гибели М-49 в результате попадания 16 августа в условиях сильного тумана на линию мин «Г-2», выставленной [так в оригинале; следует читать «выставленную»] в стороне от обозначенного на карте места [минным заградителем «Теодор Нетте»]. Нельзя исключить и погружение на запредельную глубину, что особенно вероятно для неопытного командира и экипажа М-63».
К данному описанию следует добавить, что командованием ТОФ были определены условные точки гибели обеих «малюток»: это 42°08’с.ш., 131°38’в.д. для М-49 и 42°10’с.ш., 132°27’в.д. - для М-63. Точные даты гибели обеих лодок определены не были, а установлены в промежутках 15 - 16 и 10 - 17 августа соответственно.
Вместе со своей подводной лодкой М-49 15 или 16.08.1941 в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. погибло 22 моряка-тихоокеанца:
1.    СИВОРИНОВСКИЙ Израиль Владимирович - старший лейтенант, командир корабля (родился в 1913 году в Тараще, ныне - Киевской области Украины)
2.    ГИЗАТУЛИН Саши Хашатулович (Гизатуллин Саши Хамидулович?) - старший лейтенант, помощник командира корабля (родился в 1911 году в Уфе, ныне - Республика Башкортостан (Башкирия), Россия)
3.    ЛИВЕРТОВСКИЙ Пинхус Залманович (Пинкус Зальманович?) - старший инженер-лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ-5) корабля (родился в 1916 году в селе Новая Маячка, ныне - Цюрупинского района Херсонской области Украины)
4.    ЯДОВИН Леонид Степанович - лейтенант, командир объединённой штурманско-связной боевой части (БЧ-1-4) корабля (родился в 1918 году в Петрограде, ныне - Санкт-Петербург, Россия)
5.    ПЕРЕПЕЛИЦА Виктор Кузьмич - главный старшина, корабельный боцман-старшина группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1913 году в Ейске, ныне - Ейского района Краснодарского края России)
6.    КРАПИВИН Владимир Михайлович - главный старшина, старшина моторной группы (группы движения) БЧ-5 (родился в 1913 году в селе Ульяново, ныне - Лукояновского района Нижегородской области России)
7.    ДОЛГИЙ Иван Герасимович - старшина 1-й статьи, старшина группы торпедистов объединённой артиллерийско-минно-торпедной боевой части (БЧ-2-3) корабля (родился в 1914 году в селе Екатериновка, ныне - Ейского района Краснодарского края России)
8.    САПОЖНИКОВ Алексей Борисович - старшина 1-й статьи, старшина группы электриков БЧ-5 (родился в 1915 году в Астрахани, Россия)
9.    ЯКАЙТЕС Феликс Павлович - старшина 1-й статьи, командир отделения радистов БЧ-1-4 (родился в 1913 году в Грозном, ныне - Чеченская Республика, Россия)
10.    КАРЕВ Иван Фёдорович - старшина 2-й статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков) БЧ-1-4 (родился в 1915 году в деревне Митровская Гора, ныне - Конаковского района Тверской области России)
11.    МАРЧЕНКО Евгений Акимович - старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1916 году в Ромнах, ныне - Сумской области Украины)
12.    СИНЕГУБОВ Алексей Павлович - старшина 2-й статьи, командир отделения группы торпедистов БЧ-2-3 (родился в 1918 году в Подольске, ныне - Подольского района Московской области России)
13.    ЧУДИНОВ Пётр Владимирович - старшина 2-й статьи, командир отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1919 году в селе Верхняя Вильва, ныне - Соликамского района Пермской области России)
14.    ШИЛОВ Александр Иванович - старшина 2-й статьи, командир отделения гидроакустиков БЧ-1-4 (родился в 1918 году в селе Брейтово, ныне - Брейтовского района Ярославской области России)
15.    ШКРЯБИН Андрей Игнатьевич - старшина 2-й статьи, командир отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1914 году в селе Борщевка, ныне - Борщев Барышевского района Киевской области Украины)
16.    КРАСНОВ Василий Степанович - краснофлотец, старший специалист отделения группы электриков БЧ-5, исполняющий обязанности командира отделения (родился в 1917 году в деревне Лоша, ныне - Кораблинского района Рязанской области России)
17.    ДРОВЯННИКОВ Александр Иванович - краснофлотец, штатный специалист отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1917 году в рабочем посёлке рудника Голубовка, ныне - Ворошиловградская область Украины)
18.    САМОХВАЛОВ Иван Иванович - краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в деревне Николо-Выселки, ныне - Новодеревенского района Рязанской области России)
19.    ТЕРЕНТЬЕВ Иван Степанович - краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4  (родился в 1921 году в селе Обшаровке, ныне - Приволжского района Самарской области России)
20.    ЗУЕВ Олег Георгиевич - краснофлотец, ученик на штатного специалиста отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1920 году в Омске, Россия)
21.    ПЕТУХОВ Василий Николаевич - краснофлотец, ученик на штатного специалиста отделения группы торпедистов БЧ-2-3 (родился в 1921 году в деревне Петухи, ныне - Оричевского района Кировской области России, призван на флот Оричевским РВК)
22.    ЕРЁМИН Василий Иванович - курсант, практикант-курсант Тихоокеанского военно-морского училища, прикомандированный на боевой поход к экипажу М-49 в качестве стажёра (1918 года рождения; место рождения не установлено).
Вместе со своей подводной лодкой М-63 в период 10 - 17.08.1941 в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д.погиб 21 моряк-тихоокеанец:
1.    КОПИН Арсений Павлович - капитан-лейтенант, командир 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ, обеспечивающий командира корабля (родился в 1906 году в деревне Хмелёво, ныне - Удомельского района Тверской области России)
2.    КАПИЦЫН Борис Спиридонович - старший лейтенант, командир корабля (родился в 1912 году в Бугуруслане, ныне - Оренбургской области России)
3.    ПРОЗОРОВ Александр Иванович - старший инженер-лейтенант, командир электромеханической боевой части (БЧ-5) корабля (родился в 1912 году в селе Алестеево, ныне - Богородского района Нижегородской области России)
4.    ФЁДОРОВ Василий Родионович - лейтенант, помощник командира корабля (родился в 1918 году в деревне Карамышево, ныне - Щёкинского района Тульской области России)
5.    ЦИНГАЛЁВ Григорий Тимофеевич - лейтенант, командир объединённой штурманско-связной боевой части (БЧ-1-4) подводной лодки М-23, прикомандированный на боевой поход к экипажу М-63 в качестве обеспечивающего её штатного помощника командира корабля (родился в 1914 году в деревне Анжеро-Судженка, ныне - город Анжеро-Судженск Кемеровской области России)
6.    ШИКАЛОВ Филипп Григорьевич - главный старшина, корабельный боцман-старшина группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1911 году в селе Мазовое, ныне - Суворовского района Тульской области России)
7.    ИВАНОВ Василий Фёдорович - главный старшина, старшина моторной группы (группы движения) БЧ-5 (родился в 1912 году в селе Чупаховка, ныне - Ахтырского района Сумской области Украины)
8.    КОЗЫРЕВ Александр Георгиевич - главный старшина, старшина группы торпедистов объединённой артиллерийско-минно-торпедной боевой части (БЧ-2-3) корабля (родился в 1910 году в селе Авроносово, ныне - Бежецкого района Тверской области России)
9.    КУРЯТНИКОВ Дмитрий Фёдорович - старшина 1-й статьи, старшина группы электриков БЧ-5 (родился в 1914 году в Москве, Россия)
10.    ВИЛОВ Сергей Яковлевич - старшина 2-й статьи, командир отделения электронавигационных приборов (штурманских электриков) БЧ-1-4 (родился в 1917 году в деревне Момихино, ныне - Удомельского района Тверской области России)
11.    ВОСТРЯКОВ Фёдор Иванович - старшина 2-й статьи, командир отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1914 году в селе Булзи, ныне - Каслинского района Челябинской области России)
12.    ИЛЬИН Иван Павлович - старшина 2-й статьи, командир отделения гидроакустиков БЧ-1-4 (родился в 1914 году в селе Верхне-Корочанское, ныне - Корочанского района Белгородской области России)
13.    ЛЕВИН Василий Семёнович - старшина 2-й статьи, командир отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1915 году в селе Малое Скуратово, ныне - Чернского района Тульской области России)
14.    СУРЕНКОВ Михаил Миронович - старшина 2-й статьи, командир отделения радистов БЧ-1-4 (родился в 1918 году в селе Ново-Петрово, ныне - Спас-Деменского района Калужской области России)
15.    ТЕМНОХУД Василий Фёдорович - старшина 2-й статьи, командир отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в селе Козявка, ныне - Харьковской области Украины)
16.    БОНДАРЕВ Александр Андреевич - старший краснофлотец, старший специалист отделения группы электриков БЧ-5, исполняющий обязанностит командира отделения (родился в 1917 году в посёлке Щербиновка, ныне - Дзержинского района Донецкой области Украины)
17.    ПАКИН Алексей Николаевич - краснофлотец, старший специалист отделения группы торпедистов БЧ-2-3, исполняющий обязанностит командира отделения (родился в 1917 году в Нижнем Новгороде, Россия)
18.    КОБОЗЕВ Фёдор Семёнович - краснофлотец, штатный специалист отделения трюмных машинистов БЧ-5 (родился в 1916 году в селе Дмитриевка, ныне - Панинского района Воронежской области России)
19.    КОРОЛЁВ Александр Алексеевич - краснофлотец, штатный специалист отделения моторной группы БЧ-5 (родился в 1920 года в селе Дмитриевское, ныне - Заокского района Тульской области России)
20.    ЛИМАРЬ Василий Григорьевич - краснофлотец, штатный специалист отделения группы электриков БЧ-5 (родился в 1919 году в селе Юрки, ныне - Козельщинского района Полтавской области Украины)
21.    ОСТАПЧУК Иван Демьянович - краснофлотец, штатный специалист отделения группы рулевых БЧ-1-4 (родился в 1919 году в селе Георгиевка, ныне - района имени Лазо Хабаровского края России, призван на флот в 1939 году).
В 1990-х годах члены Клуба подводного поиска «Восток» из Владивостока пытались обнаружить обе «малютки» на дне залива Посьет. Безуспешности поисков, очевидно, способствовало то, что они велись «в районе мыса Гамова», имеющего географические координаты 42°33’с.ш., 131°13’в.д., то есть в некотором удалении от истинных позиций М-49 и М-63.
Тем не менее, газета «Красная Звезда» 18 мая 2002 года в заметке «Лодка из залива Посьета» сообщила своим читателям, что одна из погибших тихоокеанских «малюток» была в своё время не только найдена, но и даже поднята на поверхность. Данная информация явилась результатом недобросовестной работы данной редакции с поступившей к ним первоначальной авторской рукописью опубликованного материала. История этой фальсификации развивалась следующим образом. В 2000 году в 6-м выпуске издаваемой Московским Клубом истории флота (МКИФ) серии книг «Тайны подводной войны», в разделе «Кто знает?» было опубликован материал Александра Владимировича Розина из Ярославля под названием «Находка в заливе Посьета». Он представлял собой оформленные автором нынешней книги в виде самостоятельной публикации материалы периписки В.В.Розина с тогдашним Председателем МКИФ П.В.Боженко относительно рассказа одного из ветеранов тихоокеанского подплава, проживавшего в то время в Ярославле. Приведём этот текст полностью:
«В 1954 году Семён Ильич Матвеев в звании главного старшины служил на эскадренном миноносце «Ведущий» Тихоокеанского флота. В один из летних дней 54-го бывший дежурным по эскадре этот корабль по боевой тревоге снялся с якоря и на полном ходу пошёл в район залива Посьета. Там примерно 10 - 12 наших надводных кораблей - тральщиков и «больших охотников» - «гоняли» неизвестную подводную лодку, забрасывая её глубинными бомбами. Однако самому «Ведущему» принять участие в этой «охоте» не удалось - как только эсминец пришёл в указанный район, на него с одного из тральщиков был передан приказ -  «Идти на базу». На воде уже расплывалось пятно соляра... Так и осталась бы эта тревога в памяти ветерана-тихоокеанца просто одной из многих за его службу, но вскоре приключилась связанная с ней история, о которой и пойдёт речь ниже...
Через месяц - полтора после «подводной охоты» в районе залива Посьета там была поднята некая подводная лодка, которую отбуксировали во Владивосток на «Дальзавод». С вновь бывшего в этот день дежурным по эскадре «Ведущего» для очистки лодки потребовалось десять добровольцев, одним из которых вызвался идти главстаршина Матвеев. До этого случая Семён Ильич уже успел несколько раз за службу побывать на подводных лодках Тихоокеанского флота, когда во время учений входил в состав специальной «подводной команды», которая с борта субмарины определяла точность учебного бомбометания по ней своего корабля.
Когда моряки с «Ведущего» прибыли на «Дальзавод», поднятая подводная лодка уже находилась в сухом доке, который охраняли вооружённые моряки. К моменту прибытия «уборщиков» с эсминца здесь уже были сооружены деревянные настилы, по которым проходили на лодку. Добровольцы с «Ведущего» оказались на её борту далеко не первыми: все люки в рубке и внутри лодки, между отсеками были вскрыты бензорезами или газосваркой. В числе первых на лодке оказались «особисты» из штаба флота, которые сразу же собрали в центральном отсеке все бывшие там документы.
Поднятая лодка была небольшой (но, по словам Матвеева, больше, чем советские «малютки»), с рубкой клиновидной формы и орудием перед ней (его как раз демонтировали, когда моряки с «Ведущего» начинали свою «грязную» работу). Корпус был серо-голубого (стального) цвета, чистый - без обрастаний.  На нём были здоровые вмятины от взрывов глубинных бомб, а в носовом отсеке, сверху была большая пробоина, и он оказался затопленным. Хотя из него в доке слили большую часть воды, но она там всё равно ещё оставалась. Всего отсеков в лодке было три. В затопленном носовом были установлены 2 торпедных аппарата, торпеды из которых к приходу моряков с «Ведущего» уже были разряжены. В третьем, кормовом отсеке торпедных аппаратов не было. Первоначально он и центральный отсеки были задраены, так как воды в них не было.
Добровольцы, облачённые в прорезиненные химкостюмы и в изолирующие противогазы со шлангами наружу, работали парами. Освещение внутри корабля осуществлялось с помощью ламп-«переносок». Моряки с «Ведущего» спустились внутрь лодки, быстро осмотрели её (стоять им особо не давали, поторапливали сверху), а затем приступили к своей печальной работе. Мёртвых подводников, а их было человек 15 - 16, укладывали в мешки и выносили с лодки. Тела погибших моряков разложились, напоминали «студень», сильно воняли. Плоть в мешки грузили лопаткой, а кости - перчатками. Сам Семён Ильич с напарником лично собрал в пять мешков останки 5 подводников. Роста погибшие были среднего, около 170 см, маленьких среди них не было. Все они были обуты в ботинки и одеты в светло-серые комбинезоны с широкими ремнями, у двоих на груди были нашивки с номерами, у всех были береты и ни одной фуражки. Тела лежали по всей лодке в различных позах, и было видно, что многие из подводников умерли в мучениях. В небольшой каюте Матвеев обнаружил останки командира лодки, который покончил жизнь самоубийством - в его черепе была пулевая пробоина, а руках - пистолет, не похожий на советский. Когда этот пистолет передали «особисту», то тот сказал, глядя на него, слова типа «Родственник «Вальтера». Впоследствие на борту лодки якобы нашли целый ящик с оружием - пистолетами и автоматами, но сам Матвеев этого не видел, а только слышал об этом от товарищей. В отдельный пакет «уборщики» собирали так же все попадавшиеся им на глаза бумаги, которые затем так же отдали «особистам».
Чьей по принадлежности была эта лодка, Семён Ильич Матвеев точно не знает до сих пор - никаких «особых примет» не было, не заметил он и маркировки на приборах, во всяком случае - на русском языке. Но он убеждён, это была иностранная шпионская субмарина, ставшая одной из жертв «холодной войны». В заключении своего рассказа Семён Ильич упомянул о том, что с него, как и со всех участников описываемых событий, в том же 1954 году была взята подписка «о неразглашении» сроком на 20 лет».
В венчающем эту публикацию редакционном тексте говорилось: «Вот какую историю поведал нам любитель истории флота из Ярославля А.В.Розин со слов своего земляка, ветерана-тихоокеанца С.И.Матвеева. «Что же это была за подводная лодка?» - несомненно возник вопрос у каждого, прочитавшего этот рассказ. Безусловно, первой мыслью будет предположение о том, что «героиней» этого повествования стала одна из двух «малюток» Тихоокеанского флота, пропавших без вести как раз в заливе Посьета ещё в августе 1941 года - М-49 или М-63. Имея от нашего уважаемого ярославского коллеги лишь первичную информацию, авторы «Мартиролога погибших русских и советских подводных лодок 1904 - 1991» (см. «Тайны подводной войны-5», Львов, 1999) свои справки о потере этих двух «малюток» сопроводили следующим единым примечанием - «по некоторым данным, одна из этих двух лодок в 1954 году поднята» (с.11). Однако, когда из Ярославля поступила более подробная информация, которую мы сегодня опубликовали в максимально полном виде, уверенность в точной идентификации лодки как советской «малютки» была сильно поколеблена. Отнюдь не в её пользу говорят такие упомянутые в тексте рассказа детали, как чистый, без обрастаний корпус из 3 отсеков с отдельной командирской каютой, 15 - 16 погибших, пистолет-«родственник «Вальтера» у командира, автоматы и береты у остальных подводников, отсутствие на приборах надписей на русском языке. Обсуждение текста прочитанного вами сейчас рассказа состоялась на 9-м научном заседании МКИФ в 1999 году, но присутствовавшие на нём члены нашего Клуба и его гости в результате продолжительного и временами весьма бурного обсуждения так и не смогли придти к какому-либо определённому общему выводу. Поэтому сегодня мы обращаемся к вам, наши уважаемые читатели, с традиционным вопросом - «Кто знает?».
К сожалению, никаких конкретных, представляющих исторический интерес откликов на эту публикацию во МКИФ не поступило, и поэтому в 2002 году данный материал был перепечатан в 1-м выпуске альманаха «Подводник России»,  в разделе «Загадки подплава». Отсюда, в свою очередь, он был перепечатан в 66-м номере международного журнала любителей истории флота «Okrety Wojenne» (№ 4 за 2004 год), издающемся на польском языке, и появился в Интернете, где в результате его обсуждения на одном из «форумов» говорилось, что «все оказалось до банальности просто», и приводилась следующая цитата из «Красной Звезды»: «...Главстаршина Семён Матвеев, служивший на эсминце «Ведущий», рассказал, что летом 1954 года в заливе Посьета наши сторожевые катера преследовали иностранную подводную лодку. После взрыва глубинных бомб на поверхность всплыли пятна соляра. Однако, спустившись на грунт, водолазы обнаружили... советскую подлодку времён Великой Отечественной войны. Её удалось поднять. В корпусе лодки были найдены останки команды, документы, оружие... Судя по имевшимся повреждениям, лодка затонула после подрыва на мине». После данной публикации на том же самом «форуме» появилось письмо самого А.В.Розина от 5 декабря 2002 года, в котором он, в частности, писал следующее: «Позвольте прояснить ситуацию с возникшей путаницей. Статья[,] опубликованная в журнале № 1 [за] 2002 г[од] «Подводник России»[,] «Находка в    заливе Посьет» была попыткой с привлечением как можно большего числа людей[,] интересующихся историей подводного флота[,] уточнить[,] что за субмарина была найдена. Сам я узнал об этом случае в 1998 г[оду] от своего сослуживца Семёна Ильича Матвеева (что и как, это описано в журнале) [и] после этого я попробовал точно установить[,] что это была за ПЛ: наша М-49 или М-63, или иностранная лодка. Связавшись с П.В.Боженко из Московского клуба истории флота[,] я сообщил ему ставшие известные мне факты, он выдвинул версию[,] что это вероятно была одна из наших «малюток»: ведь в случае[,] «если бы [это] была иностранная субмарина, ударили бы в литавры и вертели дырочки для орденов. А так вероятно экипаж где[-]нибудь тихо похоронили и все». После этого [я] вновь поговорил с Семён[ом] Ильичём и обсудил [с ним] вопросы[,] которые [меня] просил прояснить Пётр [Владимирович] Боженко. Вот из этих двух писем [-] рассказ и уточнение [-] и появилась упоминаемая [мной выше] статья, относится это к 1999 году. Поиски[,] что это была за ПЛ[,] я продолжал и дальше, написал на «Дальзавод»[,] но ответа не получил. Одновременно из «Книги памяти подводников ВМФ, погибших в годы ВОВ» я выяснил[,] что один из погибших на борту М-49 был моим земляком - [это был] старшина 2[-й] статьи Шилов Александр Иванович из с[ела] Брейтово Брейтовского района Ярославской области. Не имея возможности для дальнейших поисков[,] я решил пойти путем выяснения его судьбы[,] тем более[,] как оказалось[,] были живы его родные. Связавшись с ними[,] я узнал[,] что им нич[е]го не известно о его судьбе с конца 1941 г[ода,] после того[,] как им пришла похоронка с сообщением[,] что он при выполнении боевого задания пропал без вести. Его брат Николай пытался узнать о его судьбе через военкомат после войны[,] но ничего не добился. Родственники Александра Шилова после того[,] как я с ними связался[,] обратились с просьбой[:] «Сообщите[,] пожалуйста, если узнаете, что стало с телом дяди Саши[?] Он захоронен или как? В Брейтове даже на памятнике нет его фамилии, вроде как он и не существовал». Их интерес подстегнул мои усилия[,] тем более[,] что это было и в моих интересах. Пробовал я прояснить его судьбу в военкомате, но[,] как мне сказали[,] он в «Книге памяти ярославцев[,] погибших в годы ВОВ» не значится[,] и [поэтому] запрос они делать не будут. Тогда я сам написал в ЦВМА в Гатчину, их ответ[,] пришедший в ноябре 2000 года[,] ситуацию с [найденной в 1954 году] ПЛ не прояснил: «Пропал без вести при выполнении боевого задания 16.09.[19]41 в/ч [№] 00208». Военный комиссариат Приморского края[,] куда я тоже сделал запрос о судьбе Шилова и М-49 [(]была поднята или нет[?),] в 2000 г[оду] ответил: «Документов, необходимых для наведения справки[,] на хранение в военном комиссариате Приморского края нет». В общем поиски опять остановились. Тогда я написал статью о А.И.Шилове[,] отправил её в местную газету и в «Красную Звезду». Там я попытался поднять вопрос о предании статуса погибшему [-] звания [«]Участник войны[»] (хотя ТОФ принимал участие в войне с Японией только с 9 августа по 3 сентября 1945 г[ода])[,] и частично прояснить[,] что за ПЛ была обнаружена в 1954 г. Однозначно [о том,] что [именно] это была за ПЛ[,] я не писал, но в результате редакторской правки получилось то[,] что получилось. К сожалению[,] полный [первоначальный] текст [рукописи] моей статьи у меня потерян и нет возможности переслать её вам[,] чтобы убедить в моей правоте. Так что можете верить или нет, но факт остается фактом[,] и данный случай для меня так и остался загадкой». Таким образом, ни одна из двух погибших в августе 1941 года в заливе Посьета Японского моря в районе Владивостока тихоокеанских подводных лодок-«малюток» - М-49 и М-63 - до сих пор не найдена...
...Когда эта книга уже готовилась к печати, в распоряжении автора оказалась рукопись «Поиск «малюток» в заливе Петра Великого», автором которой является Главный штурман ТОФ, член Совета Дальневосточного Клуба моряков-подводников ТОФ капитан 1-го ранга М.И.Сажаев. Он любезно разрешил нам использовать свою разработку, и ниже мы процитируем два раздела данной рукописи. Так, в качестве «Возможных причин гибели подводных лодок» её автор называет: «1. Подрыв подводных лодок на оборонительных минных заграждениях, выставленных в заливе Петра Великого [Японского моря] в период с 12 по 23 июля 1941 года силами флота[,] в следствии навигационных ошибок и низкой точности плавания. 2. Подрыв подводных лодок на минах, сорванных с якорей штормом и дрейфовавших через позиции подводных лодок. 3. Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтённого дрейфа от ветра (снос на минные заграждения). 4. Гибель подводных лодок из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий. 5. Гибель подводных лодок в бою при встрече с вооружённым судном противника». Далее М.И.Сажаев проводит «Анализ возможных причин гибели подводных лодок и определение возможного места их нахождения» и по первой из них сообщает, в частоности, следующее: « ...Позиции подводных лодок располагались южнее минных заграждений на удалении не менее 8 миль у ПЛ М-63 и не менее 12 миль у ПЛ М-49. Позиции для маневрирования ПЛ были достаточно большими (размеры 10 на 20 миль). Глубина моря в районе позиций подводных лодок [составляет] более 2000 метров (на позиции ПЛ М-63 - от 2005 до 3050 метров, на позиции ПЛ М-49 - от 2500 до 3200 метров). Запасные позиции подводных лодок располагались к востоку от основных позиций, имели меньший размер (7 на 7 миль у ПЛ М-63 и 7 на 8 миль у ПЛ М-49). Исходя из анализа возможностей ПЛ для определения места и возможной точности плавания, при переходе на позицию № 1 ПЛ М-63 могла иметь погрешность в месте до 10-ти и более миль (с учётом сноса ПЛ ветром и течением, отсутствия возможности определения места по берегу и астрономическим способом). Прибыв в позицию по счислению и произведя донесение о занятии позиции в 23.00 09.08.41 г., ПЛ фактически могла оказаться к северо-западу от неё на удалении более 9-ти миль, т[о] е[сть] на минном заграждении в 15-ти милях к юго-востоку от залива Посьет [залива Петра Великого Японского моря]. Кроме того, линия мин была выставлена на глубине 150 - 180 метров в непосредственной близости от свала глубин более 500 метров. Считая при плавании ПЛ опасной изобату 500 метров, за которую в минном отношении заходить опасно, ПЛ М-63 имея под килём глубину более 500 метров[,] фактически могла оказаться на минном заграждении. В этом случае наиболее вероятным местом гибели ПЛ М-63 можно считать район радиусом 5 миль с координатами центра 42°20,0[’]сев[ерной широты], 131°20,0[’]вост[очной долготы]. Для поиска ПЛ М-63 район должен быть увеличен в сторону берега, где располагались другие линии [оборонительных минных заграждений ТОФ]. Подводная лодка М-49 последнее донесение произвела в 08.30 15.08.41 г.[,] не менее[,] чем за сутки до планового оставления позиции (по плану оставление позиции [- в] 05.00 16.08.41 г.). ПЛ по техническим причинам [(]из-за неисправности радиопередатчика[)] могла не произвести следующее донесение об оставлении позиции и [о] следовании в базу. При ошибке в месте более 5-ти миль, следуя по фарватеру между минным заграждениями, ПЛ М-49 фактически могла оказаться на минном заграждении и погибнуть. В этом случае наиболее вероятным местом гибели ПЛ М-49 можно считать район радиусом 5 миль с координатами центра 42°29,0[’]сев[ерной широты], 132°12,0[’]вост[очной долготы]. Для поиска ПЛ М-49 район может быть увеличен в сторону берега, где располагались другие линии мин». Рассматривая вторую возможную причину гибели М-49 и М-63 - «Подрыв подводных лодок на минах, сорванных с якорей штормом и дрейфовавших через позиции подводных лодок» - автор рукописи пишет: «Мины, выставленные на оборонительных минных заграждениях в заливе Петра Великого [Японского моря] могли быть сорваны с якорей и дрейфовать через позиции подводных лодок. В период с 13 июля 1941 г. по 1 августа 1943 г. в районе Главной базы [Тихоокеанского] флота было обнаружено 359 плавающих мин, из них не обзврежено 63 мины ([«]Отчёт по тралению Тихоокеанском флоте[»]). В заливе Петра Великого действует постоянное течение, направленное на юго-запад, [со] скоростью 0,2 - 0,4 узла. Кроме того, могло действовать ветровое течение южных направлений от прошедшего накануне циклона, [со] скоростью до 0,4 узла. Сорванные с якорей мины от дрейфа под воздействием ветра и течения через 20 - 30 часов могли оказаться в районах позиций подводных лодок. В этом случае место гибели подводных лодок можно оценить координатами назначенных позиций с учётом точности плавания ПЛ: ПЛ М-63: 41°58,0[’]сев[ерной широты] - 131°17,0[’]вост[очной долготы;] 42°13,0[’]сев[ерной широты] - 131°17,0[’]вост[очной долготы;] 42°13,0[’]сев[ерной широты] - 131°49,0[’]вост[очной долготы;] 41°58,0[’] сев[ерной широты] - 131°49,0[’]вост[очной долготы.] ПЛ М-49: 42°01,0[’]сев[ерной широты] - 132°11,0[’]вост[очной долготы;] 42°16,0[’]сев[ерной широты] - 131°09,0[’]вост[очной долготы]. 42°19,0[’]сев[ерной широты] - 132°41,0[’]вост[очной долготы;] 42°05,0[’] сев[ерной широты] - 132°44,0[’] вост[очной долготы]». Говоря о третьей вероятной причине - «Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтённого дрейфа от ветра (снос на минные заграждения)», М.И.Сажаев пишет, что М-49 и М-63 «могли подорваться на оборонительных минных заграждениях при неблагоприятных гидрометеорологических условиях (ограниченная видимость и сильный ветровой дрейф), когда не учитывался дрейф от ветра. Значительный дрейф северного направления мог возникнуть при прохождении через северную часть Японского моря тайфуна или глубокого циклона. В этом случае район гибели подводных лодок [-] достаточно больной и располагается в месте постановки минных заграждений». По четвёртой вероятной причине - «Гибель подводных лодок из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий» - автор рукописи излагает мнение, что «подводные лодки могли погибнуть в штормовых условиях плавания, если не имели возможности погрузиться», и что «в этом случае место их гибели находится в районе назначенных им позиций». И, наконец, упоминая последнюю возможную причину гибели обеих «малюток» - «Гибель подводных лодок в бою при встрече с вооружённым судном противника», автор рукописи, упоминая, что теоретически они «могли погибнуть в бою с вооружённым судном противника от артиллерии или тарана», считает, что «в этом случае место гибели подводных лодок может находиться за пределами назначенных подлодкам позиций». Делая вывод о том, что «наиболее вероятными причинами гибели подводных лодок М-49 и М-63» следует считать первые три из пяти вышеперечисленных, Главный штурман ТОФ, член Совета Дальневосточного Клуба моряков-подводников ТОФ капитан 1-го ранга М.И.Сажаев даёт рекомендацию: «Поиск подводных лодок целесообразно произвести в предполагаемых (расчётных) местах гибели, а так же обследовать районы возможного подрыва ПЛ на минных заграждениях и их дозорные позиции». В беседе с нами автор рукописи подчеркнул, что поиск погибших в августе 1941 года в заливе Посьета двух «малюток» следует вести до тех пор, пока они не будут найдены. «Кое-кто до сих пор считает, что М-49 и М-63 погибли из-за элементарной неграмотности членов их экипажей, которые по ошибке завели их на свои минные поля, - сказал М.И.Сажаев. - Установление точных мест и причин их гибели позволит нам очистить имена навечно оставшихся назад в море 43 тихоокеанских подводников от таких обвинений». И с этим нельзя не согласиться...".

К сожалению, тогда эта моя книга так и не вышла (это отдельная, весьма показательная и печальная история, о которой я могу рассказать отдельно), а от издания её в том же виде несколько лет спустя я по понятным причинам сам отказался...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ТОФ. Гибель подводных лодок «М-49» и «М-63», август 1941г
Отправлено: Голованов от 24 Октября 2016, 13:52:21
  Уважаемый, Константин Борисович!
  Судьба лодок М-49 и М-63 интересует меня давно, и в первую очередь по причине того, что мой давний студенческий друг Капицын Анатолий Борисович является родным сыном командира пл М-63 старшего лейтенанта Капицына Бориса Спиридоновича, разделившего трагическую судьбу корабля и его экипажа. Капицын А.Б. 1939 года рождения, ныне проживает в Петербурге. С его слов отец очень долгое время числился пропавшим без вести, и  мой друг на письменные запросы из военкоматов и архивов получал вежливые ответы об отсутствии какой либо информации.
  Ваши публикации на тему пл М-49 и М-63 являются наиболее полными и интересными, за что Вам признательность моя и моего друга.
  Полагаю, что физический поиск погибших подлодок ныне и в обозримом будущем маловероятен, и по этой причине, составить какое-либо представление о произошедшем в августе 1941 года возможно лишь анализируя документы той поры.
  В рамках этой темы уважаемый модератор Сергей Сергеевич, в ноябре 2010 года, опубликовал ссылки на рассекреченные документы штаба ТОФ. К сожалению эти ссылки ныне недоступны, хотя содержание части указанных документов я нашел на ресурсе: http://rostislavddd.livejournal.com/105217.html  Но это только часть. Помимо этих документов и Ваших публикаций я знаком с анализом ситуации с подводными лодками, сделанным капитаном 1 ранга М.Сажаевым.
  Константин Борисович! Если это Вас не сильно затруднит, укажите, пожалуйста, на известные Вам интернет –ресурсы и материалы, связанные с названными подлодками и событиями в  июне 1941 года.
С уважением и благодарностью, Виктор Иванович.
 


Название: Re: ТОФ. Гибель подводных лодок «М-49» и «М-63», август 1941г
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 24 Октября 2016, 17:02:28
Уважаемый Виктор Иванович!
Благодарю Вас и А.Б.Капицына за высокую оценку моего скромного труда!
Когда я готовил тот свой материал, никакого ОБД "Мемориал" ещё и в помине не было. Я опирался на документы ряда фондов бывшего Архивного отдела ЦВМА в Тушино (Москва), которые ещё в прошлом десятилетии все были перевезены в Гатчину и там заново принципиально "перешифрованы". Если Вас и уважаемого Анатолия Борисовича всё же будут интересовать старые, ныне уже "не действующие" атрибуты этих архивных документов, то, думаю, что об этом мы сможем продолжить общение в "Личных сообщениях".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: ТОФ. Гибель подводных лодок «М-49» и «М-63», август 1941г
Отправлено: начкар@ от 24 Октября 2016, 18:26:43
К сожалению эти ссылки ныне недоступны...
 

Ссылка для зарегистрированных пользователей в ОБД на данный момент - https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77435131


Название: Re: ТОФ. Гибель подводных лодок «М-49» и «М-63», август 1941г
Отправлено: Голованов от 24 Октября 2016, 19:56:50
Уважаемый, Сергей Сергеевич!
Благодарю Вас за помощь в поисках информации. Любые подлинные документы для людей связанных с Флотом несут много информации даже в том случае, если они и не связаны с персоналиями.
С уважением, Виктор Иванович.