30 сентября 1944 года в разведгруппу влился отставший от подчинённых второй по счёту командир специальной диверсионно-разведывательной группы «Джек» Разведывательного отдела штаба 3-го Белорусского фронта лейтенант Николай Андреевич Шпаков («Ёж»). Последний погиб находясь в составе ДРГ «Атаман» 20 октября 1944 года в районе восточнопрусского города Инстербург (ныне – Черняховск).
Юрий РЖЕВЦЕВ.
ШПАКОВ («Ёж») Николай Андреевич (1921-1944), помощник командира, а 30 июля-28 августа 1944 – командир специальной диверсионно-разведывательной группы «Джек» Разведывательного отдела штаба 3-го Белорусского фронта, лейтенант.
Родился в 1921 году в Белоруссии - в деревне Запрудье Витебского района Витебской области. Из учительской семьи. Кандидат в члены ВКП(б) с 1941 года, но по состоянию на осень 1944 года – член ВЛКСМ. Родственники по состоянию на осень 1944 года: мать – Богданова Александра Ильинична; проживала в посёлке Норское Ярославской области (ныне – в черте города Ярославля), где трудилась в детском доме № 126.
Образование: в предвоенный период - среднюю школу № 4 города Витебска Белорусской ССР; в июле 1941 – три курса Московского авиационно-технологического института.
На фронтах Великой Отечественной с июля 1941 года на правах добровольца: командир взвода 444-го стрелкового полка 108-й стрелковой (впоследствии – Бобруйская ордена Ленина Краснознамённая) дивизии Западного фронта – в оборонительных боях конца июля-октября сорок первого, в том числе по берегам реки Вопь, протекающей южнее города Ярцево - райцентра Смоленской области.
В ноябре 1941 года в ходе битвы под Москвой попал в плен, но вскоре сумел бежать. Скрывался от оккупантов на родине в Витебске.
С весны 1942 года – активный подпольщик в составе одной из специальных диверсионно-разведывательных групп оперативной разведки из числа действовавших в Витебске и его окрестностях, причём речь, вероятней всего, в данном случае всё же идёт именно о разведгруппе из Отдельной мотострелковой бригады особого назначения войск НКВД СССР (с октября 1943 года – Отдельный отряд особого назначения НКГБ СССР).
Прочно вписал своё имя в историю Великой Отечественной как прославленный герой Витебского подполья: вначале как ближайший помощник руководителя подполья, а затем и как руководитель самостоятельной подпольной группы организовывал и осуществлял дерзкие диверсии на железнодорожных перегонах Витебск-Орша и Витебск-Полоцк, выкрадывал оружие с местных складов вермахта, снабжал разведданными партизанскую бригаду Бирюлина. Впоследствии и вплоть до июля сорок четвёртого – командир одной из действовавших в районе Минска специальных диверсионно-разведывательных групп оперативной разведки.
Приблизительно с 23-25 июля 1944 года – в должности заместителя командира ДРГ «Джек».
Около 1.00 27 июля 1944 года в составе данной ДРГ десантирован с борта самолёта в двух километра южнее восточнопрусского посёлка Ляукнен (ныне – Громово Славского района).
В ночь с 29 на 30 июля заменил убитого гитлеровцами из засады капитана П.А. Крылатых на посту командира ДРГ «Джек».
Как командир группы проявил себя отважным, расчётливым и дерзким в ходе организации операций руководителем. Под его началом ДРГ «Джек», в частности, сумела в ночь с 3 на 4 августа 1944 года выявить отлично оборудованный в инженерном отношении секретный немецкий укрепрайон «Ильменхорст», центром которого являлся город Инстербург (ныне – Черняховск).
Пропал без вести глубокой ночью 28 сентября 1944 года у шоссе Тильзит (ныне – Советск) – Велау (ныне – посёлок Знаменск Гвардейского района), в урочище Папушинен (20 км южнее Тильзита), когда разведгруппа «Джек» внезапно угодила под залп затаившихся в засаде эсэсовцев и штурмовиков.
Длительное время считался погибшим в этом бою, однако автору повести о разведгруппе «Джек» «Лебединая песня» Овидию Горчакову в конце 1960-начале 1970-х гг. с помощью сотрудников спецархивов удалось «отыскать в отчётах разведчиков, действовавших в Восточной Пруссии осенью 1944 года, уникальный документ, позволяющий уточнить ряд фактов. Оказывается, Николай Шпаков в ту ночь не погиб, а был отрезан кинжальным огнём гитлеровцев, устроивших ночную засаду, от своей группы, которой он так замечательно командовал в сложнейших условиях. Но он попал, что называется, из огня да в полымя. Сначала ему невероятно повезло: разыскивая джековцев, он набрёл в лесу на группу советских разведчиков от штаба соседнего 2-го Белорусского фронта. Как и «Джек», эта группа несла тяжёлые, невосполнимые потери, голодала... Можно себе представить, как мучился и страдал командир, отрезанный от своих разведчиков. Но и в новой группе он находился всегда впереди - таков был разведчик Шпаков.
Николай Шпаков, герой витебского подполья и разведывательного рейда группы «Джек», был убит во время налёта на фольварк гроссбауэра - его сразила пуля немецкого штурмовика...». (Цитата - из повести О.А. Горчакова «Лебеди не изменяют», см. также
http://www.bryanskobl.ru/~press/history/app603cw.shtml.)
В действительности лейтенант Н.А. Шпаков 30 сентября 1944 года влился с состав специальной диверсионно-разведывательной группы в/ч «Полевая почта 01121» 3-го (диверсионного) отделения Разведывательного отдела штаба 1-го Прибалтийского фронта «Атаман», возглавляемой капитаном Ф.Ф. Конником. Дата его гибели – 20 октября 1944 года, а место – район восточнопрусского города Инстербург (ныне – Черняховск).
Однако официально на основании донесения о безвозвратных потерях Отдела учёта персональных потерь сержантского и рядового состава штаба 3-го Белорусского фронта от 19 апреля 1945 года (ЦАМО: ф. 58, оп. 18003, д. 669, но значится здесь почему-то как красноармеец), погиб 3 октября 1944 года: «Убит при выполнении спец. задания. Похоронен: зап. [западнее] Инстербурга [ныне - Черняховск] 50 км, ж.д. Тильзит [ныне - Советск] - Инстербург [ныне - Черняховск]». Другое же донесение (ЦАМО: ф. 58, оп. А-93012, д. 1) называет совершенно невероятную дату безвозвратного выбытия – 2 июля 1941 года.
Место захоронения неизвестно.
В настоящий момент увековечен на скрижалях воинского мемориала города Черняховска, но как лейтенант и погибший 3 ноября 1944 года.
В 1970-х-1980-х гг. на 101-м километре шоссе Калининград – Советск, возле посёлка Десантное Славского района по инициативе активистов современного КРИПО «Поиск» лейтенанту Н.А. Шпакову был возведён обелиск из бетона, гранита и нержавеющей стали. Архитектор памятника - Е.В. Долгань (г. Калининград). Представляет из себя высокий обелиск, выполненный из гранита, бетона и нержавеющей стали и украшенный в центральной части двумя композициями – с изображением щита и меча и барельефом героя.
Ранее, по данным известного калининградского журналиста и краеведа В.М. Кентя, на этом месте красными следопытами была установлена самодельная памятная табличка, а летом 1974 года бойцами стройотряда Калининградского политехнического техникума - памятник-«пирамидка» с каменной, обсаженной с двух сторон елями и украшенной поминальными скамейками, дорожкой к нему.
Увековечен в:
- Книге Памяти Ярославской области – т. 1 (глава «Ярославль, Ленинский район»), стр. 353, но без указания соцданных и как погибший 3 октября 1944 года у некоей мифической восточнопрусской станции Иконруда;
- Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» - т. 10, стр. 266, но без указания соцданных и почему как погибший в июле 1944 года.
Несмотря на то, что призывался из столицы, в Книге Памяти города Москвы почему-то не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.