Мне представилась возможность ознакомиться со всеми материалами дела. Конечно выскажу исключительно свое личное мнение.
Гибель командир полка стала возможной в силу целого ряда обстоятельств, которые в совокупности не позволили ему преодолеть
огромную морально-психологическую нагрузку свалившуюся на него в те трагические дни. Самое тяжелое - утрата большого количества личного состава. Большая доля ответственности в этой ситуации, как указано в документах, лежала на командование гарнизона города.
Помню в конце 70-х мой отец, в то время уже опытный военный педагог и автор многих учебно-методических пособий для обучения курсантов высшего пограничного училища засел за тему, которая была совсем не профильной для него. Тема касалась проблем формирования у будущих офицеров-пограничников морально-психологической и боевой устойчивости при решении задач по охране и обороне государственной границы Союза ССР. Поскольку за плечами у него был боевой опыт (диссертация на кафедре Оперативного искусства ВАФ), который он приобрел в годы войны и в процессе проведенных экспериментальных учений (по диссертации) с привлечением войск Закавказского и Туркестанского ВО и получивших высокую оценку посредников из Генштаба он торопился переложить все передовое на бумагу и использовать в учебном процессе. Начальник училища Герой Советского Союза генерал-лейтенант М.К. Меркулов полностью поддержал его инициативу, но профильная кафедра военной психологии и педагоги высказала свое мнение и вопрос дальше разрешался в Главке. Но в конце концов поняли, что делают все одно дело и нечего судачить, коль сами во-время не почувствовали значимость этого вопроса... Через совсем небольшой промежуток времени началась операция в Афганистане, как все это тогда пригодилось. Сколько раз уже на встречах в Москве мне, когда узнали, что я сын полковника Слободянюка А.К. рассказывали все это.
Но, возвращаясь к ситуации с командиром 41-го пограничного полка. Митрофан Иванович был хорошо подготовленным в военном отношении командиром, в Харьковском училище на авиационном отделении вел курс общей тактики... Но, к сожалению, между теорией и практикой существует реальный разрыв о котором к сожалению зачастую в ходе учебных занятий в военных учебных заведениях сообщают недостаточно сведений и в реальной обстановке, особенно командиры не имеющие боевого опыта сложно переносят такие морально-психологические, которые для некоторых из них становятся критическими.
Вот другой пример, из служебной записки Отдела по начсоставу о безвозвратных потерях в войсках на имя начальника 1-го Отдела 2-го Управления ГУПВ НКВД СССР от 04 декабря 1941 года №19/43242,
Полковник Астафьев Яков Дмитриевич заместитель начальника штаба УПВ НКВД Молдавской ССР 1894 года рождения, уроженец Куйбышевской области Б. Глушицкий район, с. Славинка – 22 июня 1941 года покончил жизнь самоубийством, убил жену и дочь.
Начальник 3-го отделения Отдела по начсоставу ГУПВ НКВД СССР
Полковник Печенин 04.12.1941 г.
И такое было, и это также рецидив огромной морально-психологической нагрузки, которую не смог к сожалению перенести командир.
Конечно я не в состоянии сейчас по памяти вспомнить все разделы этой работы, она не большая по объему до 120 л. Но там были использованы
знания вынесенные из Великой Отечественной войны, прежде всего никаких упрощений в обстановке на учебных занятиях и при обкатке танками, на морально-психологической полосе и т.д. А как часто в войсках при обкатке танками использовали БТР, а окоп где лежит боец из бетона и т.д. А стали все сами рыть окопы как положено по нормативам, для стрельбы лежа - 25 мин., для стрельбы с колена 55 мин. Для стрельбы стоя 1 час 30 мин. Затем вместе строили Опорный пункт отделения и Опорный пункт взвода и т.д. На занятиях демонстрировали как пользоваться специальными зарядами для этих целей в связи с устройством окопов по средствам взрыва, правильно маскироваться, как отдыхать в холодную ночь и т.д.
Учения и походы стали нормой, на всю жизнь мы запомнили выс. Базой, Карой, Елюбай, Кок-Тюбе и другие. Я еще в школьные годы ходил в горы, которые простирались у подножья Алма-Аты, имел восхождения на все ближайшие пики. На лыжах спускался по горным склонам до трамплина. По пригородным садам, все выходные училище в полном составе во главе с начальником училища совершало лыжные броски.
Нашей 5 группе не было равных в марш-броске на 6 км на гору Кок-Тюбе, а какая там огромная морально-психологическая подготовка, никого не оставить на дистанции, подать руку помощи товарищу, который не рассчитал свои силы. Через столько лет все это такое близкое. Командир капитан Агалаков Вячеслав Иванович, красавиц, полковник на Северном Кавказе был выбран атаманом, полковник Великосельский Анатолий Иванович который потом руководил кадрами погранокруга и специальной службой в Ленинградской обладминистрации и многие другие. В.И. Агалаков был военным контрразведчиком, стал командиром учебной группы, с 3-го курса я был у него замом, слов нет каким он был чудесным командиром, с обоих рук из РПК-74 стоя выполнял все упражнения на отлично....Вообще мы стреляли только на отлично, я был членом сборной училища по пулевой стрельбе, кода командовал заставой, из 28 парных нарядов СПУ 26 выполнили на окружной инспекторской проверке на отлично! Застава стреляла еженедельно и со всех видов оружия, когда стреляли из гранатометов, бабушки из соседнего села крестились.