Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ  (Прочитано 5388 раз)

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Здравствуйте.
К моему знакомому обратились с просьбой найти место захоронения Горячева Николая Ивановича .
Горячев Николай Иванович, р.1915 г.,    лейтенант, командир минной группы , минного заградителя «Марти»  Балтийского Флота.   Погиб при бомбардировке корабля 22 сентября 1941 г. Похоронен в г. Кронштадт.
Поиск по ОБД « на кладбищах г. Кронштадта» ничего не дал.
Надеемся на помощь.
С уважением, Александр.
 
Номер записи    77358659
Фамилия   Горячев
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Последнее место службы   КБФ, МЗ "Марти"
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   1787
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   37
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1787-0000002-0037/00000044.jpg&id=77358658&id=77358658&id1=f3e64cfaabfcc979c48572d60cec85f1


Номер записи    77390874
Фамилия   Горячев
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Последнее место службы   КБФ, э/м "Марти"
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   1787
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   67
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1787-0000002-0067/00000063.jpg&id=77390871&id=77390871&id1=24918ff961f85404987122f68fe965fc

Номер записи    77626960
Фамилия   Горячев
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Последнее место службы   КБФ 8 ВМФ, МЗ "Марти"
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   88
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   686
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/088-0000002-0686/00000038.jpg&id=77626943&id=77626943&id1=f2800bb6be33613facb1a0040f92c38b

Номер записи    77628696
Фамилия   Горячев
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Последнее место службы   КБФ 8 ВМФ, мин. группа МЗ "Марта"
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   88
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   692
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/088-0000002-0692/00000041.JPG&id=77628691&id=77628691&id1=d1c845f40d034015c5d3f7cfb681bb60

Номер записи    77697409
Фамилия   Горячев
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Последнее место службы   КБФ, МЗ "Марти" минная группа
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   1787
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   241
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1787-0000002-0241/00000289.jpg&id=77697403&id=77697403&id1=80afaf58a4d813e4e0e310ef6ba0b5bf

Номер записи    76658724
Фамилия   Горячев
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Дата рождения   __.__.1915
Последнее место службы   КБФ, м/з "Масти"
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   Не позднее 01.11.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   3
Номер описи источника информации   1
Номер дела источника информации   6
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/003-0000001-0006/00000050.jpg&id=76658716&id=76658716&id1=b52d9fbc8bec986daa8e9c60acb46552

Номер записи    76639658
Фамилия   Горячев
Имя   Николай
Отчество   Иванович
Последнее место службы   КБФ, м/з "Марти"
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   22.09.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1
Номер дела источника информации   271
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/864-0000001-0271/00000141.jpg&id=76639657&id=76639657&id1=4bd93f927f099565a75dc431cb012fa8


Записан

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #1 : 10 Февраля 2012, 15:43:46 »
ПЕРВЕНЕЦ МОРСКОЙ ГВАРДИИ


3 апреля 1942 года одним из первых на флоте получил звание гвардейского минный заградитель. Командовал тогда им капитан I ранга Николай Иосифович Мещерский.

У этого корабля была долгая и славная жизнь. Ему довелось стать участником и свидетелем многих знаменательных событий, связанных с историей нашей Родины. Наш рассказ о наиболее ярких эпизодах его боевого пути.

В конце прошлого столетия была построена царская паровая яхта «Штандарт». В 1917 году ее команда приняла участие сначала в Февральской, а затем и в Великой Октябрьской социалистической революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт. В 1918 году «Штандарт» участвовал в историческом Ледовом походе и благополучно пришел в Кронштадт.

В 1935—1938 годах бывшую прогулочную яхту, называвшуюся «18 марта», переделали в минный заградитель. При перестройке учли и опыт первой мировой войны, и стремительное развитие военной науки.

Корабль получил не только самые современные устройства для постановки 320 мин, но и мощную артиллерию — четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета. На минзаге были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.

Тактико-технические данные стали весьма внушительными: водоизмещение превысило 6189 т, длина 122,3 м, ширина 15,39 м и осадка 6,97 м, мощность механизмов 11 426 л. с.

Модернизация настолько изменила внешний и внутренний вид корабля, что в английском справочнике Джейна сказано: «Это совершенно новый корабль, не имеющий ничего общего с прогулочной царской яхтой... что явствует хотя бы из контуров и внешнего вида корабля». Англичане именовали минзаг минным крейсером. В 1938 году корабль, получивший название «Марти», стал флагманом соединения заграждения и траления Краснознаменного Балтийского флота. Надо сказать, экипаж минзага был подготовлен отменно, причем в короткий срок. И в этом немалая заслуга его командира капитана I ранга Н. И. Мещерского. Выходец из дворянской среды, потомок князей Мещерских, Николай Иосифович тем не менее верой и правдой служил социалистическому Отечеству. Высокообразованный офицер, искусный и отважный моряк, он неизменно следовал девизу прославленного русского флотоводца С. О. Макарова: «В море — дома!» Заградитель сутками не возвращался в базу, совершая переходы в шторм и штиль, ночью и днем.

О степени совершенства боевой подготовки экипажа свидетельствует такой случай. Как-то во время смотра завязали глаза трюмному машинисту Звереву и приказали найти клапан затопления артиллерийского погреба, находящегося на другом конце корабля. Инспектирующий не смог поспеть за Зверевым, хотя и двигался, естественно, с открытыми глазами, а когда догнал, увидел: стоит Зверев, положив руки на штурвал указанного клапана.

Именно благодаря такой подготовке в 1939 году корабль мастерски выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Вслед за этим экипаж минного заградителя добился первенства по флоту, завоевав переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота. Случилось это летом 1941 года...

ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ПОХОДЫ

23 июня 1941 года, 0 часов 16 минут. Первые сутки войны. Приняв запас мин, заградитель вышел в свой первый боевой поход. В светлой балтийской ночи отчетливо виделись корабли сопровождения и следовавший в кильватер минзаг «Урал». Поодаль вырисовывался стройный силуэт конвоировавшего корабли крейсера «Максим Горький».

В 2 часа 32 минуты вошли в район, который согласно приказу должен был стать для врага непроходимым. Прозвучала команда: «Начать предварительное приготовление мин». Минеры заняли боевые посты. Люди работали сосредоточенно, молча. Каждый понимал: от его умения, сноровки, опыта зависит успех выполнения боевого задания. На корпусе первой мины старший краснофлотец Гридин старательно вывел слова: «Смерть Гитлеру!»

— Приготовиться к постановке! — разнеслась из репродукторов команда Мещерского.

Минеры открыли лац-порты, поставили скаты, проверили готовность механизмов и приборов.

Наконец раздалась команда:

— Начать постановку!

Взвыл ревун. Загудели моторы, приводящие в движение минные конвейеры, замелькали световые сигналы, указывающие борт, с которого надо сбрасывать мину. Сброшена первая мина, вторая... двадцатая. Люди работают четко, без суеты. И вот наконец последняя... Только теперь, когда напряжение спало, чувствуется огромная усталость.

Через два дня минзаг вновь вышел в море. Перед походом было получено донесение разведки: «Замечены вражеские подводные лодки».

Командир решает вести минзаг необычным путем. Он направляет его в проход, глубины которого настолько малы, что недоступны для скрытного движения подводных лодок. Путь этот труден и опасен. Даже в мирные дни, когда фарватер обозначен вехами, а маяки зажжены, большим кораблям запрещается ходить здесь. Но сейчас война.

Много часов кряду Н. И. Мещерский и штурман капитан-лейтенант К. М. Кононов не сходят с мостика, определяя путь по глубиномерам, по едва различимой в кромешной тьме кромке берега. Вскоре корабль вышел на глубокую воду и приступил к постановке мин. Но когда легли на обратный курс, раздался тревожный голос сигнальщика Федина: «Справа по борту перископ подводной лодки!»

Мещерский командует:

— Открыть огонь!

Ныряющие снаряды заставляют перископ скрыться с водной глади. Через несколько минут за кормой корабля, там, где только что были поставлены мины, раздался мощный взрыв. Море вздыбилось, выбросив на поверхность массу обломков.

— Константин Михайлович! — обратился Мещерский к штурману. — Запишите в вахтенном журнале. Широта... Долгота... Потоплена подводная лодка противника.

А через час сигнальщики усмотрели справа по курсу перископ другой фашистской субмарины. Открыв огонь, артиллеристы заставили ее уйти на глубину. Однако через полчаса перископ показался вновь, теперь уже с левого борта. Плотный артиллерийский огонь опять загнал лодку на глубину. Продолжать движение прежним курсом становилось опасно, и Мещерский принимает решение идти так близко от берега, как это только позволяет осадка. Предельно рискованное решение оказалось единственно правильным. К вечеру минзаг благополучно дошел до Таллина.

Так начинались боевые будни, требующие каждодневного напряжения всех сил, знаний, быстроты реакции, сообразительности и той отваги, которой всегда славились русские моряки-балтийцы.

В КРОНШТАДТСКОЙ ГАВАНИ

Это случилось 23 сентября 1941 года. В день самого большого налета фашистской авиации на Кронштадт. Пронзительно и тревожно звенели на кораблях колокола громкого боя. Под ногами уже не вздрагивала, а ходуном ходила палуба. Гавань казалась кипящей от разрывающей ее стали.

Несколько десятков самолетов кружатся среди массы белых облачков зенитных разрывов, один за другим пикируют на стоящие в гавани корабли. Вокруг то и дело взметаются перемешанные с илом столбы воды. Нередко они обрушиваются на палубу.

Комендор Шустин из своего орудия бил по выходящему в атаку фашистскому самолету. Осколком ему оторвало руку. Уцелевшей он схватил очередной снаряд и дослал его. Грянул выстрел. Попадание! Бомбардировщик неуклюже качнулся и рухнул в воду. И тут новый осколок впился в живот комендора. Подбежали санитары.

— Не надо, ребята, — отстранил их Шустин, — берите тех, кто лежит, а я дойду сам.

Все больше погибших. Выведены из строя расчеты еще двух орудий. Откуда-то сбоку, ревя моторами, заходит бомбардировщик. Еще секунда — и полутонная бомба разорвалась в нескольких метрах от форштевня. Нос вздыбился, громадный столб воды рухнул на палубу. Электричество погасло, но темноты в трюме не наступило. Это, проникая через множество пробоин в борту, по переборкам причудливо бегали отраженные от воды солнечные блики. Постепенно носовой отсек стал заполняться удушливым дымом. В шкиперской занялся пожар. А рядом артиллерийский погреб. Стоит температуре подняться выше критической, и боеприпасы взорвутся, корабль взлетит на воздух. Начальник носовой аварийной партии главный боцман Соколов не растерялся. Он шагнул к люку и исчез в черном провале. Там, задыхаясь от дыма, в кромешной тьме боцман на ощупь подключил к пожарной магистрали шланг и не дал огню распространиться дальше. Корабль был спасен.

СРЕДИ ВРАЖЕСКИХ МИН

— Мы умели отражать атаки самолетов, катеров, подлодок, умели плавать по счислению, не пользуясь навигационными ориентирами. Но мы не предполагали, что нам придется плавать по минным полям противника под обстрелом его батарей, — вспоминает Николай Иосифович Мещерский. А произошло это так...

Темной пасмурной ночью минзаг вышел на боевое задание. Приказ гласил: «Используя темное время суток, пройти незаметно мимо батарей противника и, возвращаясь обратно тем же путем, забросать фарватер минами»

Неотрывно всматривались в темноту сигнальщики. Комендоры замерли у орудий. Появившаяся из-за облаков луна внезапно осветила корабль, проскочить незаметно не удалось. С берега загремели выстрелы — это открыла огонь вражеская батарея. Мины уже окончательно приготовлены к постановке. Сейчас корабль представлял собой громадный пороховой погреб, способный взорваться от первого попавшего в него снаряда. Маневрировать невозможно. Кругом мели и минные поля.

— Алексей Афанасьевич, — обратился Мещерский к комиссару корабля Ковалю. — Надо мины ставить сейчас же, иначе быть беде, да и задачу не выполнить.

— А как же с возвращением? — спросил тот, пристально посмотрев на Мещерского.

— Обратно пойдем по их минным полям. Риск громадный, но шанс выжить есть.

Коваль молча кивнул.

— Приступить к постановке! — разнеслась команда по кораблю.

Минеры выдернули чеки из первых двух. Началась постановка. Вражеской батарее удалось захватить корабль в вилку, снаряды ложились со всех сторон. Но прямых попаданий пока не было.

Минзаг шел вперед, закрывая за собой путь для врага и для себя. Все — от матроса до командира — сознавали, что это значит, но думали лишь об одном — выполнить свой долг так, как велит присяга.

Наконец вырвались из зоны обстрела. Приказ выполнен. Штурман Кононов рассчитал кратчайший путь выхода на чистую воду, и корабль, имея перед собой три базовых тральщика БТЩ, двинулся в обратный путь. Прошла минута, другая — и вдруг раздался взрыв, затем второй: оба полутрала перебиты и БТЩ вышел из строя. Еще два взрыва, и второй тральщик потерял оба полутрала. У самого борта, покачиваясь на волках, проплыло несколько зловещих черных шаров. Шли минуты. Каждая казалась вечностью. Снова взрыв, уже в трале третьего БТЩ. Целым остался только один полутрал. С его помощью и удалось благополучно вывести минзаг на чистую воду. На борту облегченно вздохнули.

Забрезжил рассвет, скоро Кронштадт, вдруг предрассветную тишину прорезал знакомый свист — впереди по курсу корабля взметнулся столб воды. Через несколько секунд такой же столб встал за кормой: по кораблю открыла огонь еще одна вражеская батарея. Но теперь он уже мог маневрировать, уклоняться. Сорок минут шли зигзагами, сорок кинут вокруг него бурлила вода от всплесков падающих снарядов. И вот Кронштадт, испытаниям страшной ночи пришел конец.

ПОХОД НА ХАНКО

В первых числах ноября минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда участвовал в походе на Ханко для эвакуации его героических защитников. 240 миль до полуострова корабли должны были пройти по вражеским минным полям, вблизи неприятельских дальнобойных береговых батарей.

В 2 часа 20 минут 2 ноября 1941 года в параване раздался оглушительный взрыв мины. Огромный черный столб воды взметнулся у борта. Стальная громада корабля содрогнулась и накренилась. Погасло освещение. Послышался Стук падающих предметов и звон бьющегося стекла. На ходовом мостике лопнула ось штурвала, рулевой повалился вместе со штурвалом на палубу мостика. Но уже через несколько секунд он докладывал:

— Перешел на управление рулем из боевой рубки. Уклонились с курса на семь градусов.

— Ложитесь на прежний курс! — скомандовал Мещерский и подумал: «Когда же ты поспел?»

Казалось, жизнь замерла, но только на мгновение. Пошли доклады с боевых постов и запросы с мостика. Выяснилось — повреждений много, но продолжать поход корабль может.

От взрыва прогнулся шток цилиндра высокого давления. Перестала поступать смазка, шток начал перегреваться. Что делать? Выйдет из строя паровая машина, потеряют ход. На минном поле это означает смертельную опасность. Конечно, выход есть — подавать смазку вручную. Но это сопряжено с огромным риском. При температуре под 60°, среди двигающихся рычагов, над вращающимися мотылями необходимо пристроить человека с масленкой в руках. Одно неосторожное движение — и смельчака разорвет на куски.

Нелегкое испытание пришлось на долю машиниста Костылевского. Отважный матрос выполнил задание с честью. Чего не сделает моряк ради спасения корабля!

На Ханко отряд прибыл с рассветом, С помощью буксира корабль вошел в гавань и встал у стенки под погрузку.

За день на его борт было принято 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие. И кроме того, сверх нормы еще около 800 т груза. Неисправная машина и без того осложняла обратный многотрудный переход. Но иначе нельзя. Капитан I ранга Мещерский, бледный от бессонных ночей, но, как всегда, деятельный, лично следил за работами, проверяя, хорошо ли размещены бойцы и грузы. А вечером отряд кораблей взял курс на Кронштадт.

Через двое суток, когда поднялся предрассветный туман, вахтенный увидел на горизонте поднимающийся из воды купол кронштадтского собора. Затем показались очертания старинных фортов и белые тонкие полоски маяков. И эти испытания остались позади.

ПОД ГВАРДЕЙСКИМ СТЯГОМ

— Сектор номер три, высота четыреста метров, — самолеты противника, — доложил наблюдатель-зенитчик.

Колокола громкого боя разнесли по кораблю сигнал боевой тревоги.

С разных направлений, группами, то с горизонтального полета, то пикируя, бросились в атаку вражеские стервятники. Расчет фашистов был ясен: пока не сошел лед и корабли лишены возможности двигаться, потопить их. Но стена зенитного огня кораблей и береговых батарей оказалась несокрушимой. Гитлеровцы не считаются с потерями. Атаки следуют одна за другой. Стволы орудий и пулеметов раскалены. На палубе громоздятся сотни гильз.

В самый разгар боя корабль облетает переданная по радио весть о присвоении экипажу минного заградителя гвардейского звания. Этот нелегкий день стал праздничным.

С утра 5 апреля начали приходить поздравления: от наркома Военно-Морского Флота, от командующего и Военного совета Краснознаменного Балтийского флота, от минзаговцев, воевавших на сухопутье, с бронепоезда «Балтиец», от защитников Ханко, от заводов... Прислал письмо и старый балтиец писатель Всеволод Вишневский: «Гвардия — это хранительница Родины, и в ее ряды зачисляются только достойные, наиболее искусные и бесстрашные воины. Своими походами и боевыми делами вы заслужили высокую воинскую честь и первыми восстановили на Балтике гвардейские традиции, существовавшие еще в петровские времена, и положили начало новых балтийских, гвардейских, большевистских традиций».

Много еще славных страниц вписал до конца войны в боевую летопись балтийцев гвардейский минный заградитель.

В послевоенный период корабль, переименованный в «Оку», продолжал находиться в строю. Он числился в составе ВМФ СССР до конца 50-х годов.

П. ВЕСЕЛОВ
Источник: "Моделист-Конструктор" 1982, №7
http://hobbyport.ru/ships/marti.htm

Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #2 : 14 Февраля 2012, 21:54:36 »
Уважаемый Александр Иванович!
Лейтенант Н.И.Горячев однозначно был похоронен на том кладбище Кронштадта, которое ныне именуется "Городским" (бывшее православное по названию и по сути - теперь там есть мусульманский (!) участок). Всех погибших военных моряков хоронили именно там.
Вот его современные "координаты" для связи: Санкт-Петербург, город Кронштадт, Кронштадтское шоссе, дом 31, телефон - (+812) 439-05-38.
Однако пусть родственники погибшего будут готовы к тому, что могила лейтенанта Н.И.Горячева к настоящему времени может быть утрачена... Это, увы, обычное дело для всех "гарнизонных" кладбищ Отечества...
Хотя посмотрю у себя в записях и на фотографиях - бывал там неоднократно и "работал" именно по захоронениям моряков.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #3 : 15 Февраля 2012, 14:34:45 »
Здравствуйте.
Спасибо, Константин Борисович.
Родные, а точнее жена лейтенанта Горячева Николая Ивановича, знает об этом:- «что могила лейтенанта Н.И.Горячева к настоящему времени может быть утрачена.», и ищет ее (Его) вот уже 70 лет!. Не теряя надежды. Обращается ко всем. В том числе ко мне, к Вам. Она сама Ленинградка, конечно бала в Кронштадте после войны. Но в связи с тем, что облегчился доступ к документам в архивах, обратилась с просьбой о поиске.
Все,  что можно- просмотрел, собрал информацию о МЗ «Марти». Есть даже фильм, но скачать не получается.
Я думаю, что погибших на «Марти» 21-23 сентября похоронили одновременно с моряками  «Марата». Но это только предположение.
С уважением, Александр.

Записан

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #4 : 15 Февраля 2012, 14:46:42 »
ИМЕННОЙ СПИСОК
Персональных безвозвратных потерь МЗ «Марти» КБФ.
за  время с 21-го сентября по 25-ое октября 1941 г.
1.   Мастилов Владимир Георгиевич,  ст. краснофлотец, моторист.   Смертельное ранение 21.09- 1941г.,  на корабле, похоронен- г .Кронштадт.
2.   Дзюбачук Владимир Агафонович, ст. инженер лейтенант, командир див. движения. Смертельное ранение 22.09- 1941г.,  на корабле, похоронен- г .Кронштадт.
3.   Горячев Николай Иванович, лейтенант, ком. Минной группы. Смертельное ранение 22.09-1941г.,  на корабле, похоронен- г .Кронштадт.
4.   Веревкин Егор Гурьянович, ст. 1-ой старшина минной группы, смертельное ранение 22.09- 1941г.,  на корабле, похоронен- г .Кронштадт.
5.   Хусаинов Масхут Хусаинович, старший краснофлотец, строевой. Смертельное  ранение 22.09- 1941г.,  на корабле, похоронен- г .Кронштадт.
6.   Буравцев Сергей Сергеевич, старший краснофлотец, командир зен. Орудия. Смертельное ранение   23.09. 1941г.,  на корабле, похоронен- г .Кронштадт.
7.   Щеденков Иван Владимирович,  ст. 2-ой ст. , Строевой. Ранение 29.09-  1941г., в травматическом институте гор. Ленинград, похор. г.Ленинград.
КОМАНДИР  МЗ «Марти»  Капитан 2-го ранга  /Абашвили/
ВОЕНКОМ   МЗ «Марти»   Батальонный комиссар /Коваль/
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1787-0000002-0067/00000063.jpg&id=77390871&id=77390871&id1=24918ff961f85404987122f68fe965fc
Записан

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #5 : 15 Февраля 2012, 15:09:58 »
1.   Мастилов Владимир Георгиевич

Номер записи    261261839
Фамилия   Мастилов
Имя   Владимир
Отчество   Георгиевич
Дата рождения/Возраст   __.__.1919
Дата смерти   21.09.1941 - 23.09.1941
Страна захоронения   Россия
Регион захоронения   Ленинградская обл.
Место захоронения   г. Кронштадт, городское кладбище
Могила   Военная площадка городского кладбища

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F2/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_003/0054/90_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3/00002805.png&id=261261818&id=261261818&id1=cee75e6e7f3ed3753245c4ac08dbe9bd

Номер записи    77367354
Фамилия   Мастилов
Имя   Владимир
Отчество   Георгиевич
Последнее место службы   КБФ, э/м "Марти"
Воинское звание   ст. краснофлотец
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   Не позднее 15.11.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   1787
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   64
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1787-0000002-0064/00000154.jpg&id=77367351&id=77367351&id1=774f98dcdbf50285f213e91be519d1d1

Номер записи    77390362
Фамилия   Мастилов
Имя   Владимир
Отчество   Георгиевич
Последнее место службы   КБФ, э/м "Марти"
Воинское звание   ст. краснофлотец
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   Не позднее 15.11.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   1787
Номер описи источника информации   2
Номер дела источника информации   67
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/1787-0000002-0067/00000016.jpg&id=77390359&id=77390359&id1=21212f8bc4eb951c952dbaa15a83ae4d






Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #6 : 15 Февраля 2012, 19:49:14 »
Уважаемый Александр Иванович!
Прочитал Ваш ответ и, честно говоря, удивился: ленинградка обращается к кому-то (извините, не знаю, кто он, Ваш "закомый"), он - к Вам, в Омскую область, а отвечаю я из Москвы относительно того, что у неё в Кронштадте "под боком"!
Печально, но факт: если она не смогла найти его захоронения "в Кронштадте после войны", как Вы пишете, то сейчас его не найти и подавно...
Вы пишете: "Но в связи с тем, что облегчился доступ к документам в архивах, обратилась с просьбой о поиске". Я спрашиваю у Вас на полном серьёзе: мне, москвичу нужно объяснять ленинградке, ГДЕ в её городе находится "похоронный" архив? В котором, кстати, получить справку о захорнении всегда было возможно...
Вы пишете: "Я думаю, что погибших на «Марти» 21-23 сентября похоронили одновременно с моряками  «Марата». Но это только предположение". К сржалению, здесь Вы не правы, и вот почему.
Погибших на кораблях (если тело оставалось на борту - не упало в воду или не было полностью ничтожено прямым попаданием - такие случаи, увы, были) первоначально отправляли в морг берегового госпиталя. Для погибших тогда на "Марти" это мог быть только Кронштадтский военно-морской госпиталь. Затем, через некоторое время госпиталь совместно с экипажем корабля организовывал захоронение на Кронштадтском городском кладбище, причём в том месте, которое было выделено соединению, куда ходил этот корабль. Но со временем хоа войны такое деление стало условным, и к настоящему времени большинство сохранившихся воинских захоронений, сконцентрированных в одном месте условно назвали "Военной площадкой". Более подробно о ней - см. в книгах типа "Морской некрополь Санкт-Петербурга", которые в этом городе, надеюсь, доступны...
То, что имя указанного Вами выше В.Г.Мастилов есть на послевоенном общем мемориале на этой самой Военной площадке, гоорит о том, что "мартийцев" хоронили там.
А вот "маратовцы" лежат на другом краю Кронштадтского кладбища, где для этой - самой большой там братской могилы просто выкорчевали от деревьев отдельный большой участок. И хоронили их не всех вместе, а "по мере поступления" тел бывших членов экипажа этого (тоже, увы, бывшего после 23.09.1941) линкора на кладбище: выброшенных взрывом, вынесенных волнами, всплывших, поднятых водолазами, извлечённых из поднятых со дна элементов конструкции корабля...
Если, что ещё надо будет пояснить, обращайтесь!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #7 : 15 Февраля 2012, 20:06:49 »
Уважаемый Александр Иванович!
Перечитал уже размещённый здесь свой ответ и увидел, что забыл написать главное.
А именно: необходимо направить запрос в ЦВМА в Гатчину, чтобы просителю сделали выписку из корабельного журнала минного заградителя "Марти" относительно гибели Н.И.Горячева. Там должно быть написано что-то типа:
"... часов ... минут. Смертельно ранен осколком АБ к-р минной группы БЧ-3 л-т Горячев...
... часов ...минут. Л-т Горячев скончался от ранения.
...часов ...минут. Тело л-та Горячева отправлено на берег".
Если бы его вдова действительно искала всё это время следы могилы своего мужа, то она бы за прошедшее время обязательно обратилась с таким письмо в ЦВМА в Гатчину, а так же в Отделение ЦВМА в Москву, где до недавнего времени и хранился этот журнал "Марти".
Глядишь, и я бы лично отвечал на её запрос... Но, увы, уже почти два года назад эти документы перевезены в Гатчину, и свободного доступа - из Москвы - я к ним не имею...
Так же надо запросить выписки из документов за эти дни Кронштадтского военно-морского госпиталя. Ну, и, конечно, обращаться в питерский "похоронный" архив!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #8 : 16 Февраля 2012, 12:09:33 »
Здравствуйте.
Константин Борисович, спасибо за подробный ответ. Это мой первый морской поиск. И сразу такой опытный учитель.
Просьба о поиске была в двух строках, написал,  задал уточняющие вопросы, ждем.
С уважением, Александр.

Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #9 : 16 Февраля 2012, 13:23:23 »
Уважаемый Александр Иванович!
Готов посильно помочь по получении Вами новой информации по данной теме нашего Форума.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Re: Горячев Николай Иванович, МЗ «Марти» КБФ
« Reply #10 : 22 Февраля 2012, 15:30:28 »
Здравствуйте.
Здравствуйте  Константин Борисович.
Сердечно поздравляю с Праздником! С Днем Защитника Отечества!!! Мирного неба и побед в Поиске!
Вчера получил материал, а точнее воспоминания вдовы Николая Ивановича—Горячевой Зои Андреевны. Прочитав который,  преклоняю колено перед этой женщиной.
Все размещу после того как получу разрешение обладателя, а сейчас только отрывки.

 «Я, Горячева Зоя Андреевна, родилась 20 февраля 1920 года в Ярославской области….
     В июле 1939 года я вышла замуж…..
Когда я закончила медицинское училище, меня взяли на финскую войну, даже не дали получить диплом – это было в начале октября……
     Служила фельдшером в 9-ом дэп (девятый дорожно-эксплуатационный полк), он дислоцировался между Ухтой и Петрозаводском, недалеко от Беломорканала….
Медпункт располагался в каком-то сарае. Морозы были страшные, по ночам в небе – северное сияние. Спали в шапке, в шубе, просыпаемся – все покрытые инеем, водку привезут – а она замёрзшая. Раненых было много. Мы обслуживали не только своих, а всех, кого привозили…..
   Мой муж везде писал, чтобы меня отпустили из армии, и в апреле меня демобилизовали. К тому времени выяснилось, что в армию я ушла, уже будучи беременной, а я и не знала. К этому времени Коля служил на минном заградителе «Марти»,…
Я работала в военном госпитале, а с сыночком сидела приехавшая к нам тётушка.
В ночь на 22-е июня я дежурила. Вдруг, часа в три ночи, к нам в госпиталь привозят раненых моряков….
. В два часа ночи, 28 августа, нас погрузили на корабль «Казахстан», нашу погрузку прикрывал последний отряд моряков….
22-го сентября мы наблюдали массированный налёт на Кронштадт, на корабли. Три налёта было: шли тучи самолётов, на нас сыпались осколки зенитных снарядов. Вот во время этих налётов у меня погиб муж. Мне потом рассказали, что 22-го сентября, когда налёты закончились все вышли на палубу, в этот момент прилетел всего один снаряд и разорвался недалеко от корабля. Прилетел всего один осколок, и Колю как будто выбрало, одного из всех – прямо в сердце. Он вскочил, хотел что-то сказать и упал… И всё. Мне это рассказывал один матрос – как выбрало – и стоял-то не с краю! Мне сказали, что они отправили его на катере в Кронштадт. И всё, и с концами. Куда я только ни писала: и в архивы, и следопытам, и писателю Смирнову. Так и не известно, где его могила, может Вы попробуете что нибудь узнать?......
   Началась война с Японией и мы должны были на неё ехать. Но эшелон дошел только до Харькова, где нас выгрузили потому, что война кончилась. Так я не успела доехать на третью войну, вот так. Потом нашу дивизию привезли в Сталинград, вот оттуда я демобилизовалась в 1946 году. Вот так для меня окончилась война.»

     Вот таков краткий рассказ Зои Андреевны. В канун праздника мужчин.
С уважением, Александр.

Полный текст интервью Зои Андреевны здесь http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=22399.msg226313#msg226313
« Последнее редактирование: 26 Февраля 2012, 16:26:48 от Звезда »
Записан

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Здравствуйте.
В донесении о погибших на МЗ «Марти» с с 21-го сентября по 25-ое октября 1941 г , указан Дзюбачук Владимир Агафонович, ст. инженер лейтенант, командир див. движения. Смертельное ранение 22.09- 1941г.,  на корабле, похоронен- г .Кронштадт.
 В Картотека безвозвратных потерь

 Он «командир дивизиона движения» МЗ «Марат», вероятно ошибка – «Марат» -линкор.
В карточке указано, что похоронен Дзюбачук Владимир Агафонович ---(ПР-КУ №088 -41г.).
Все попытки расшифровать ПР-КУ №088 неудачны. 
Может Приказ КУ №088  от 1941 года?
С уважением, Александр.


Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 632
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Александр!
Конечно, вы правы: спустали созвучные названия линкора и минзага - "Марат" и "Марти" соответственно.
"Пр.КУ № 088-41г." расшифрововывается как "Секретный приказ по командному составу ВМФ, изданный по Командному Управлению Народного Комиссариата ВМФ за № 088 за 1941 год".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Звезда

  • Лонский Александр Иванович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 586
  • Поисковый отряд "Звезда"
Спасибо, Константин Борисович.
Будем дальше искать.
Удачи.
С уважением, Александр
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »