Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Финский плен, авиаторы КБФ  (Прочитано 1044 раз)

Платунов Евгений

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 429
  • Платунов Евгений Владимирович
Финский плен, авиаторы КБФ
« : 27 Июля 2011, 15:08:41 »
Jessin Nikolai Mihailovitš/Ессин Николай Михайлович:

Номер записи    75779625
Фамилия   Ессин
Имя   Николай
Отчество   Михайлович
Дата рождения   __.__.1914
Место рождения   Челябинская обл., г. Верхеуральск
Последнее место службы   КБФ, ВВС 3 ГИАП
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   06.07.1941
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/028/00002657.JPG&id=75779623&id=75779623&id1=fe2f5cbcbbda4f6db3ef7dbb17fc79ab

- родился 14.11.1914 - http://kronos.narc.fi/henk_tiedot.php?id=5880&lang=fi_FI&tbl=jatkosota
- пленен 14.07.1941 (самолет сбит 6.07.1941 - см. выше); "itäA, AK 7, D 35, R 10 luutnantti" - http://kronos.narc.fi/vank_tiedot.php?id=5880&lang=fi_FI&tbl=jatkosota
- похоронен: Kymen lääni, Ruokolahti, Syyspohja - http://kronos.narc.fi/kuol_tiedot.php?id=5880&lang=fi_FI&tbl=jatkosota




Миг-3 Ессина после вынужденной посадки


airforce.ru

"Из рапорта следователя Лаури Рахикайнена, который вместе с паспортным контролером Сакари Сипилайненном допрашивали пленного летчика в полицейском офисе Хамина: «14 июля 1941 года Хаминские шюцкоровцы были проинформированы, что какая-то женщина видела незнакомого человека, движущегося в направлении хайвэя Хамина-Котка. Мужчина шел по направлению поместья Пойтсила. В результате шюцкоровцы послали патруль из 8-ми человек выяснить причину и по возможности арестовать мужчину для допроса. Патрулю удалось арестовать русского пилота-лейтенанта в Пойтсила и привести его для дальнейших действий в офисе Хаминского шюцкора. Солдаты патруля, которые участвовали в аресте, сказали, что он не оказывал никакого сопротивления, ему прокричали «Стой!» и он поднял руки и сдался. У него был русский пистолет, но он не угрожал им патрулю».

Контуженный при вынужденной посадке Николай Ессин, с ранениями левого плеча и правой ноги, потрясенный тем, что он оказался в глубоком тылу вражеских войск, не смог оказать сопротивления. Уже два дня он, скрываясь от людей, пробирался к побережью Финского залива, и его силы были на исходе. Сначала его допрашивали 14 июля в Хамина полицейские чины. Потом на следующий день в Утти финские офицеры майор Эрхо и капитан Айраксинэн. Затем 29 августа 1941 года в штабе Отдела разведки. Во время всех допросов Николай Ессин пытался ввести в заблуждение финских офицеров. Он настойчиво продолжал говорить о том, что он вылетел на самолете И-16, а не на современном МиГ-3, хотя финны к этому времени уже нашли его самолет. «…Почему он продолжил полет в направлении вражеской территории, если двигатель сдавал. Он, конечно, пилот одного из «мигов», который атаковал авиабазу Утти 12.7.1941 и который совершил вынужденную посадку на болото у Эняярви и после этого убежал, хотя он и отрицает это», – так записано в одном из протоколов допроса.

На вопросы, относящиеся к характеристикам новейших самолетов Красной Армии, Николай Михайлович отвечал уклончиво: «Он слышал о МиГе, что у него один двигатель водного охлаждения. Также он слышал про пикирующие бомбардировщики, но с ними не знаком».

Во всех протоколах упоминается, что Николай Михайлович говорил о том, что он закончил в 1937 году Балашовскую школу летчиков и к моменту пленения имеет всего 300 часов налета.

«…В сентябре 1939 демобилизовался и прибыл в Москву. Но в апреле 1941 военнопленный был затребован в Петергоф, где он служил в 1-ой отдельной эскадрилье. Он утверждает, что это его первый полет в Финляндию, но говорит, что у него было два разведывательных полета на немецком фронте в Псковский регион...» – записано со слов Ессина в протоколе от 15 июля 1941 года. В действительности же Николай Михайлович Ессин был кадровым командиром Красной Армии с 1935 года. За боевые вылеты во время советско-финнской войны 1939-1940 года был награжден орденом Красного Знамени.

В конце допросов финны интересовались его отношением к войне: «Его впечатление, что война между Германией и Россией длится всего несколько недель и трудно сказать, кто в итоге победит. Он говорит, что если даже Германия будет иметь успех в начальный период, 180 миллионов рабочих и сельское население России нельзя уничтожить сразу, но война будет длиться долгое время, пока окончательно не решится. Касательно Сталина он сказал, что с точки зрения советского рабочего Сталин – хороший человек. Он сказал, что люди осуждают нападение Гитлера, потому что все, что они хотят, – это лишь жить в мире и свободе в своей стране. Про немецкую победу он говорит, что если они выиграют текущую войну, то это будет не хорошо, и не будет пользы ни для русских, ни для финнов, потому что Германия введет тяжелую дисциплину».

К сожалению, Николай Михайлович Ессин не дожил до Победы. Он скончался в лагере для военнопленных 28 февраля 1942 года и был похоронен в братской могиле в Руоколахти, Сююспохья, округ Савонлинна, Финляндия. Только спустя 62 года после его смерти родные Николая Ессина смогли узнать о его судьбе и приехать на его могилу в Финляндию" (из статьи 2009 года Прокофьева Ильи Геннадьевича, г. Санкт-Петербург) - http://www.airforce.ru/history/ww2/captivity/captivity_2.htm
« Последнее редактирование: 27 Июля 2011, 15:30:45 от Платунов Евгений »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »