Уважаемые форумчане и гости нашего Форума!
Самой "сухопутной" на флоте оказалась отдельная речная Пинская военная флотилия (ПВФ), и поэтому на 22.06.1941 подразделения и отдельные военнослужащие ПВФ оказались в пределах досягаемости первого удара агрессора на территории Белоруссии - в Бресте, Кобрине, Жабчицах и Пинске.
На нашем Форуме (см.
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=1544.195) я уже упоминал о двух моряках ПВФ, которые числятся "пропавшими без вести 22.06.1941 в Бресте". Позволю себе процитировать здесь то своё сообщение:
"- Кобец Тихон Семёнович: воинское звание - старшина 2-й статьи, место службы - Штаб флотилии, штатная должность - командир отделения мотористов, дата и место рождения - в 1914 году в селе Станислав, ныне - посёлок Белозёрского района Херсонской области Украины, национальность - украинец, происхождение - из крестьян-колхозников, семейное положение - холост, партийность - беспартийный, дата и место призыва на флот - в 1938 году Херсонским РВК;
- Ткаченко Василий Андреевич: воинское звание - краснофлотец, место службы - Пинский военный порт, штатная должность - шофёр, дата и место рождения - в 1918 году в ?, национальность - украинец, происхождение - из крестьян-колхозников, семейное положение - холост, партийность - член ВЛКСМ, дата и место призыва на флот - ?
(Каких-либо данных про них на сайте "Книга Памяти Украины", к сожалению, нет).
Относительно второго могу сказать, что по моим данным, он водил ЗиС-5 (но конкретное назначение этой машины мне неизвестно) и его появление в Бресте ещё как-то может быть объяснимо. Однако первый служил в плавсоставе, поэтому его нахождение в Бресте вообще малопонятно. Дело в том, что за всё непродолжительное время своего существования в 1940 - 1941 годах Пинская военная флотилия в Бресте вообще не имела ни постоянной, ни временной дислокации, там не было и никаких береговых частей и подразделений, даже мелких.
В любом случае, 22 июня 1941 года они встретили в рядах защитников Бреста и, очевидно, там же и погибли...
Вечная им память!"
К сожалению, эти двое моряков стали не единственными потерями ПВФ в первый день войны. Так, в первой за Великую Отечественную войну Оперативной сводке Главного Морского Штаба за № 173 по состоянию на 19.00 22.06.1941 мы читаем, в частности, следующее: «... [В] 09.15, 09.30, 13.30 противник бомбил аэродром Жабчицы. Восемь самолётов Р-10 сгорело, два [были] повреждены. Ранено 3 человека, убит [-] один». Эта информация в сводке была основана на отправленной из Пинска телеграмме за № 479, зафиксированной в Москве в 22.09 как шифрограмма № 8551/ш: «В 09.15 - 09.30 - налёт германских самолётов «Мессершмитт-110» на большой аэродром Жабчицы...; повторный налёт 9 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 3 истребителей. В результате налётов из 8 Р-10, 1 УТИ-1, 1 УТИ-4, 1 РП-5 часть уничтожена, часть - приведена в негодность. На аэродроме Жабчицы осталось 3 учебных самолёта - УТИ-4, У-2, УТИ-1. Убитых - 1, раненых - 4».
Этим упомянутым убитым военнослужащим ПВФ был моторист входившей в состав флотилии 46-й отдельной авиационной эскадрилии ВВС ВМФ младший сержант Михайленко Илья Митрофанович (родился в 1919 году в селе Закравцы, ныне - Царичанского района Днепропетровской области Украины, украинец, из рабочих, холост, член ВЛКСМ, призван на флот Кировским РВК Днепропетровска в 1939 году (в ОБД "Мемориал" он упоминается в 3 местах, но повсюду числится как "убитый в бою 01.07.1941" - это дата составления донесения, а не фактическая дата его гибели!; каких-либо данных про него на сайте "Книга Памяти Украины", к сожалению, тоже нет).
Таким образом, в первый день войны ПВФ безвозвратно потеряла 3 своих военнослужащих и 11 самолётов (8 штурмовиков Р-10, 2 учебно-тренировочных - УТИ-1 и УТИ-4, 1 пассажирский РП-5). Потерь в корабельном и судовом составе 22.06.1941 ПВФ не имела.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий