04.05.1938 г. на основании приказов НК ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г., №0036 от 20.08.1938 г. на базе эскадрилий (121-я МТБАЭ, 122-я МТБАЭ и 19-я МРАЭ) расформируемой 105-й морской тяжелой бомбардировочной авиационной бригады был сформирован 15-й морской тяжелый бомбардировочный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Новая авиационная часть трехэскадрильного состава получила поплавковые бомбардировщики ТБ-1а и летающие лодки МБР-2. Вскоре планировалось заменить их новыми бомбардировщиками ДБ-3.
По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе полка в Гребном Порту числилось 26 МБР-2, а также 2 Р-6 и один ДБ-3 в Копорье.
Летом 1939 г. на вооружение 2-й АЭ полка стали поступать бомбардировщики ДБ-3б. С этого времени 1-я и 3-я МАЭ на самолетах МБР-2 базировались в Гребном Порту, а 2-я ДБАЭ на самолетах на ДБ-3б базировалась в Копорье.
В сентябре 1939 г. 20 МБР-2 полка были направлены на Север для укомплектования формируемого 118-го МРАП ВВС СФ.
В ноябре 1939 г. 15-й МТБАП вошел в состав формируемой 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС БФ.
С 30.11.1939 г. 15-й МТБАП принял участие в «Зимней войне» с Финляндией.
19.12.1939 г. полк был выведен из состава 8-й БАБ и переформирован в 15-й морской разведывательный авиационный полк ВВС БФ. Вторая эскадрилья самолетов ДБ-3 осталась в подчинении командира авиабригады, а третья эскадрилья самолетов МБР-2 стала числиться второй эскадрильей в полку.
Согласно приказу Ком. БФ №015 от 09.01.1940 г. предписывалось:
- Передать 2-ю АЭ 15-го МРАП (самолеты ДБ-3) в состав 1-го МТАП;
- 11-ю ОМБРАЭ переименовать в 18-ю МБРАЭ с зачислением ее в состав 15-го МРАП.
На 01.05.1940 г. 15-й МРАП дислоцировался:
- управление АП – Гребной Порт;
- 1-я АЭ – оз. Гора-Валдай/Гребной Порт;
- 2-я АЭ – Гребной Порт;
- 18-я МБРАЭ и ОСАНАЗ – Ораниенбаум;
- 12-й ОМРАО – оз. Хаболово;
- 43-й ОМРАО – оз. Гора-Валдай;
- 44-й ОМРАО – оз. Липовое (Вейно);
Всего 43/39 МБР-2, 7/6 МБР-2ВУ, 1/1 КОР-1, 8/8 У-2.
Во исполнение приказа НК ВМФ №0081 от 04.04.1940 г. было предписано к 15 мая:
- Управление 15-го АП передислоцировать из Гребного Порта в Ораниенбаум.
- Одну АЭ (10 МБР-2) 15-го АП из Гребного Порта передислоцировать в Выборг с присвоением ей наименование «85-я ОАЭ».
- Вторую АЭ 13-самолетного состава 15-го АП (Гребной Порт) по штату № 39/805-Б передислоцировать в Ганге (Ханко) и включить в состав 73-го САП с присвоением наименования «3-я АЭ 73-го АП».
В результате этих переформирований в составе 15-й РАП числились:
- Управление полка с дислокацией в Ораниенбауме.
- 85-я ОАЭ МБР-2 с дислокацией в Выборге.
- 18-я ОАЭ МБР-2 с дислокацией в Ораниенбауме.
- 12-й ОМРАО с дислокацией на оз. Хаболово.
- 43-й ОМРАО с дислокацией на оз. Гора-Валдай.
- 44-й ОМРАО с дислокацией на оз. Липовое (Вейно).
К 01.07.1940 г. в состав 15-го МРАП было включено корабельное авиационное звено крейсера «Максим Горький» (4/2 МБР-2, 2/1 КОР-1) с подчинением командиру 18-й ОАЭ.
С 01.01.1941 г. 12-й ОМРАО был расформирован, а его личный состав и авиатехника обращены на укомплектование 43-й ОМБРАЭ. Кроме того, 43-й и 44-й ОМРАО были обращены на формирование 19-й и 22-й ОМДРАЭ, также включенные в штат полка.
Весной 1941 г. на вооружение 19-й и 22-й эскадрилий начали поступать новые летающие лодки Че-2 конструкции Четверикова.
По состоянию на 09.06.1941 г. в составе 15-го АП числились:
- управление полка на аэр. Гора-Валдай - 1/1 МБР-2.
- 18-я ОМБРАЭ – 11/10 МБР-2, 2/2 У-2 на аэр. Ораниенбаум;
- 19-я ОМДРАЭ – 7/6 МБР-2, 2/2 Че-2 и 2/2 У-2, на аэр. Хаболово;
- 22-я ОМДРАЭ – 6/6 МБР-2, 3/3 Че-2 и 2/2 У-2 на аэр. Вейно.
- 85-я ОМБРАЭ – 9/9 МБР-2, на аэр. Выборг.
Командиру полка оперативно подчинялись также корабельные авиационные звенья линкоров «Марат» и «Октябрьская Революция», крейсеров «Киров» и «Максим Горький» (6/6 КОР-1 и 1/1 МБР-2). Всего полку к началу войны имелось 35/33 МБР-2, 5/5 Че-2, 6/6 КОР-1, 6/6 У-2 (56 летчиков).
С началом Великой Отечественной войны подразделениям полка пришлось вести боевую работу практически самостоятельно.
С июля 1941 г. командиру 15-го МРАП подчинили 58-ю ОМРАЭ на самолетах МБР-2ВУ, дислоцирующуюся на аэр. Пейпия.
По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 15-го МРАП числилось 48 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 32 МБР-2, 5 Че-2, 1 КОР-2, 5 КОР-1, 5 У-2.
К августу 1941 г. в составе 22-й и 19-й ОМДРАЭ числилось 10 Че-2.
07.08.1941 г. 2 Че-2 под командованием командира 22-й ОМРАЭ капитана Ф.А.Усачева выполнили воздушную разведку погоды по маршруту Юлемисте – Свинемюнде – Штеттин - б. Кихельконна (о. Эзель) для доклада результатов разведки командиру Особой авиагруппы полковнику Е.Н.Преображенскому.
В конце августа 1941 г. из состава полка была исключена и убыла на переформирование в Ейск 18-я ОМБРАЭ.
В сентябре 1941 г. управление 15-го МРАП перебазировалось в Ораниенбаум, а 85-я ОМБРАЭ (8 МБР-2) перелетела на гидроаэродром Гора-Валдай. В этом месяце в состав полка были включены 41-я ОМБРАЭ (10 МБР-2 на аэр. Новая Ладога) и 44-я ОМБРАЭ (2 МБР-2 на аэр. Гора-Валдай). Таким образом, в подчинение командира 15-го МРАП перешла практически вся лодочная авиация ВВС КБФ.
В октябре 1941 г. на основании приказа НК ВМФ №00358 от 03.10.1941 г. 19-я ОМДРАЭ, 22-я ОМДРАЭ и 81-я ОМБРАЭ были расформированы на аэр. Гора-Валдай. Оставшиеся 5 Че-2 с экипажами еще в конце сентября убыли на Север, где были переданы в 118-й МРАП ВВС СФ.
С 01.11.1941 г. управление полка перебазировалось на аэр. Каменка.
В конце ноября 1941 г. управление 15-го МРАП, 44-ю ОМБРАЭ и 85-ю ОМБРАЭ перебазировали в Новую Ладогу, где с конца августа уже дислоцировалась 41-я ОМРАЭ. На этом же аэродроме базировалась и 58-я ОМРАЭ.
С июня по декабрь 1941 г. 15-й МРАП потерял из своего состава 40 экипажей и 75 самолетов МБР-2.
В декабре 1941 г. при штабе ВВС БФ был создан нештатный разведывательный авиационный отряд в составе трех звеньев: звена двухмоторных самолетов, звена одномоторных скоростных самолетов и звена самолетов связи. В мае 1942 г. на базе этого авиаотряда на аэр. Приютино была сформирована 26-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья ВВС БФ, которая в последующем вошла в состав 15-го ОРАП.
По состоянию на 01.01.1942 г. в составе 15-го МРАП на аэр. Новая Ладога имелся 31 самолет, в том числе:
- управление полка– 2 У-2;
Отдельные эскадрильи:
- 41-я ОМБРАЭ – 6 МБР-2;
- 44-я ОМБРАЭ – 8 МБР-2;
- 58-я ОМБРАЭ – 7 МБР-2;
- 85-я ОМБРАЭ – 8 МБР-2.
В начале 1942 г. 44-я ОМБРАЭ перебазируется на аэр. Каменка. Оттуда ее самолеты МБР-2 выполняли вылеты на лыжном и колесном шасси. Вместе с ней туда же убыла и 85-я ОМБРАЭ, но уже в феврале 1942 г. в связи с убылью самолетов МБР-2 она была расформирована. Две другие эскадрильи полка (41-я и 58-я ОМБРАЭ) оставались на аэр. Новая Ладога вплоть до конца 1942 г. участвуя в боях на волховском направлении и по защите ладожских коммуникаций.
В марте - мае 1942 г. управление полка базировалось на аэр. Гора-Валдай. Вместе с ним туда же из Каменки перебазируется 44-я ОМБРАЭ (4 МБР-2). Там эскадрилья находилась до февраля 1943 г., когда была переименована в 58-ю ОМРАЭ с исключением из состава полка.
С июня 1942 г. управление полка находилось в д. Пильна (Новоладожский аэроузел), а с августа перебазируется в Новую Ладогу.
С октября 1942 г. по январь 1943 г. управление 15-го МРАП базировалось на аэр. Борки.
В октябре 1942 г. для ведения контрбатарейной борьбы в состав полка были временно включены 52-я НБАЭ и 25-я НБАЭ, вооруженные самолетами У-2б.
По состоянию на 31.12.1942 г. полк был разделен на две группы, одна из которых решала боевые задачи на Ладожском участке, а вторая на северном и южном берегах Финского залива. В это время в состав 15-го МРАП, управление которого перебазировалось на аэр. Гора-Валдай (1/1 У-2), числилось 37/35 самолетов различных типов, в т.ч:
- 41-я МРАЭ – 6/6 МБР-2 на аэр. Борки и Новая Ладога;
- 44-я МРАЭ – 6/6 МБР-2 на аэр. Гора-Валдай;
- 58-я МРАЭ – 7/7 МБР-2 на аэр. Каменка и Новая Ладога;
- 25-я НБАЭ – 8/8 У-2б на аэр. Каменка;
- 52-я НБАЭ – 9/7 У-2б на аэр. Борки.
В январе 1943 г. 41-я ОМБРАЭ в Новой Ладоге была расформирована.
Приказом НК ВМФ №087 от 12.02.1943 г. 15-й МРАП подлежал переформированию. В него включалась 26-я ОРАЭ ВВС БФ (7 колесных самолетов-разведчиков), ранее являвшаяся отдельной частью. Кроме того, входившая в состав полка 58-я ОМБРАЭ (7 МБР-2) подлежала переформированию в эскадрилью двухмоторных разведчиков, а 44-я ОМРАЭ должна была стать отдельной эскадрильей самолетов МБР-2. Этим же приказом 52-я ОНБАЭ (10 У-2б) расформировывалась, а 25-я ОНБАЭ (9 У-2б и И-15) становилась самостоятельной и исключалась из состава полка. После переформирования полк должен был иметь две эскадрильи: 58-ю РАЭ двухмоторных колесных самолетов и 26-ю РАЭ самолетов-истребителей.
Очередным приказом НК ВМФ №00112 от 15.04.1943 г., определялся новый состав 15-го отдельного разведывательного авиационного полка. Согласно нему 26-я РАЭ после перевооружения с Пе-2 и Як-1 на истребители-разведчики Як-7 переименовывалась в 43-ю разведывательную авиационную эскадрилью истребителей, а 58-я МРАЭ после переучивания с МБР-2 на Пе-2 и «Бостон»-III переименовывалась в 44-ю разведывательную авиационную эскадрилью (двухмоторных самолетов). За ними сохранялись индивидуальные номера. Номер 58-й ОМРАЭ передали 44-й ОМРАЭ ВВС БФ на аэр. Гора-Валдай ставшей с этого времени отдельной частью. В нее собрали все оставшиеся в наличии исправные самолеты МБР-2.
С 23.04.1943 г. управление 15-го ОРАП и его эскадрильи разместилось на аэр. Приютино.
По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 15-го ОРАП числилось на аэр. Приютино 2/1 Пе-2, 6/3 «Бостон»-III, 3/2 Як-7 и 16/11 экипажей. Еще один неисправный самолет «Бостон»-III без экипажа находился на аэр. Горская (Лисий Нос).
К осени 1943 г. на вооружение 43-й РАЭ полка поступили самолеты Як-9 (10 шт.) в разведывательном варианте.
В январе 1944 г. 15-й ОРАП основным составом базировался на аэр. Приютино, а частью сил на аэр. Борки.
22.01.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №28 от 22.01.1944 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество при окончательном снятии блокады с г. Ленинграда 15-й ОРАП был награжден орденом Красного Знамени.
С 23.02.1944 г. полк основным составом базировался на аэр. Гражданка.
Весной 1944 г. в 44-ю РАЭ полка поступают самолеты А-20G «Бостон», и до конца войны эта эскадрилья летает на «Бостонах» и Пе-2. Кроме того, в полк поступил самолет В-25 «Митчелл» с 75 мм пушкой (вскоре был передан на Север в 118-й ОРАП) и еще один обычный бомбардировщик «Митчелл», который использовался как транспортный самолет.
В мае 1944 г. из состава 15-го ОРАП была выделена оперативная разведгруппа в составе одного Пе-2 и двух Як-9 с перебазированием на аэр. Новая Ладога. Эта группа действовала в интересах Ладожской военной флотилии при наступлении советских войск на Карельском перешейке и на Петрозаводск.
С 29.05.1944 г. 15-й ОРАП перебазировался с аэр. Гражданка на сухопутный аэродром Гора-Валдай в 4 км к юго-востоку от гидроавиабазы.
К 01.06.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0289 от 15.04.1944 г. в полку формируется еще одна эскадрилья на самолетах Як-9д (7 ед.), получившая собственный номер - 45-я разведывательная авиаэскадрилья истребителей.
С 08.07.1944 г. самолетами полка было установлено слежение за немецким крейсером ПВО «Ниобе» (разведкой он был ошибочно определен как финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен») в порту Хельсинки и проследовавшим в п. Котка. 16.07.1944 г. «Ниобе» был потоплен ударами пикировщиков 12-го гв. ПБАП и топмачтовиков 51-го МТАП ВВС БФ.
В июле 1944 г. в составе ВВС БФ на базе личного состава и авиатехники 15-го ОРАП на аэр. Гора-Валдай была сформирована 29-я отдельная морская разведывательная эскадрилья (ПЛО). На вооружении эскадрилья кроме колесных самолетов Ил-2 и Р-47 «Тандерболт» (переданные из 12-го ИАП ВВС БФ) получила также 3 самолета PBN-1 «Номад» и 3 Бе-4 (Некоторые источники указывают, что данная авиационная эскадрилья вошла в состав 15-го ОРАП, но «Боевом и численном составе ВВС БФ» на 1944 г. 29-я ОРАЭ (ПЛО) поименована как отдельная авиачасть. Также отдельной частью она числится в «Исторической справке ВВС 4-го ВМФ»). В сентябре эскадрилья перебазировалась на аэр. Вейно (летающие лодки) и Липово (колесные самолеты), но уже в октябре перелетела в Таллин, где самолеты разместились на аэр. Юлемисте и Лагсберг.
20.08.1944 г. 15-й ОРАП с аэр. Гора-Валдай был перебазирован на аэр. Паневежис. В это время он принял участие в боях за освобождение городов Пярну и Таллин.
С 05.10.1944 г. полк основным составом стал базироваться на аэр. Лагсберг (Таллин).
22.10.1944 г. приказом ВГК №0338 (объявлен приказом НК ВМФ №0801 от 26.10.1944 г.) за отличия в боях, проявленные при освобождении Таллина 15-му ОРАП было присвоено почетное наименование «Таллинский».
К 01.11.1944 г., перед началом операции по освобождению ВМБ Либава, частью сил полк перебазировался на аэр. Паневежис в Литве, где разместилась ударная авиационная группа ВВС БФ.
К ноябрю авиационная группа ВВС БФ была передислоцирована на аэр. Паланга, где в это время расположился выносной ПУ ВВС БФ. Туда же переместилось и управление 15-го ОРАП.
В ноябре 1944 г. самолеты Р-47 были переданы из 29-й РАЭ (ПЛО) в истребительные эскадрильи (43-ю и 45-ю РАЭ). Четыре из них базировались на аэр. Паланга, а пятый – на аэр. Паневежис. Только с середины января 1945 г. летчики полка на самолетах Р-47 приступили к выполнению боевых вылетов на разведку.
Во второй половине ноября 1944 г. при освобождении Моонзундских островов 15-й ОРАП базировался частью сил на аэр. Пярну и Паланга.
На 01.01.1945 г. полк имел в своем составе:
- управление (Паланга) – 1 У-2;
- 43-я РАЭ (Паланга) – 13 Як-9;
- 44-я РАЭ (Паневежис) – 17 бомбардировщиков (3 А-20G «Бостон», 13 Пе-2, 1 В-25 «Митчелл»);
- 45-я РАЭ (Паланга) – 9 Як-9;
К весне 1945 г. в составе полка осталось только 3 исправных самолета А-20G «Бостон». В связи с этим командование ВВС ВМФ приняло решение об усилении полка эскадрильей таких же самолетов из состава 30-го ОРАП ВВС ЧФ. В конце апреля 1945 г. на Балтику прибыла 2-я АЭ 30-го ОРАП (9 А-20G «Бостон»).
26.04.1945 г. часть личного состава 44-й РАЭ и 45-й РАЭ 15-го ОРАП была обращена на формирование на аэр. Паланга 17-й ОАЭ ПЛО.
30.04.1945 г. 43-я РАЭ 15-го ОРАП была перебазирована в Померанию на аэродромный узел. Кольберг-Боденхаген (ныне Колобжег и Багич, Польша).
День Победы - 9 мая 1945 г. управление 15-го ОРАП встречало на аэр. Паланга-2, 43-я РАЭ - на аэр. Боденхаген, 44-я РАЭ - на аэр. Паневежис, а 45-я РАЭ - на аэр. Кагул (о. Саарема).
По состоянию на май 1945 г. в полку числились 56 самолетов, 42 летчика, в т.ч.:
- управление – 1 У-2;
- 43-я РАЭ и 45-я РАЭ –43 Як-9р и Як-9д;
- 44-я РАЭ – 12 Пе-2 и А-20G «Бостон»;
За время Великой Отечественной войны летчики полка выполнили 16 722 боевых вылета, сбросили 1 804 000 кг бомб, уничтожили 23 танка, 73 автомашины, 59 орудий, 111 минометов, 9 ПЛ, 9 ТКА, 5 транспортов и 1 сторожевой корабль. Собственные потери полка составили 211 самолетов и 279 человек летного состава.
24.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования по разгрому Земландской группировки войск противника, захвате ВМБ Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество 15-й ОРАП был награжден орденом Ушакова II-й степени. С этого времени полк стал называться 15-м отдельным разведывательным авиационным Таллинским Краснознаменным ордена Ушакова полком. В его составе насчитывалось 12 А-20G «Бостон» и Пе-2, 43 Як-9 и 2 PBY-6 «Каталина» из расформированной 29-й ОРАЭ (ПЛО).
30.07.1945 г. АЭ А-20G «Бостон» 30-го ОРАП ВВС ЧФ вернулась на Черное море.
В период с 20 июня по 28 сентября 1945 г. полк базировался на аэр. Кагул (о. Саарема), а оттуда он был переброшен на аэр. Сууркюль. До конца года эскадрильи полка утратили собственные номера и стали числиться 1-й, 2-й и 3-й РАЭ.
С 30.03.1946 г. 15-й ОРАП на самолетах А-20G и Як-9 перебазировался на аэр. Хайлигенбайль (ныне Мамоново). Вскоре Пе-2 были сняты с вооружения, а сам полк был переформирован: 1-я и 2-я АЭ были вооружены самолетами А-20G «Бостон», а 3-я АЭ – самолетами Як-9.
К июлю 1947 г. самолеты Як-9 были списаны и им на замену в 3-ю РАЭ поступили Р-63 «Кингкобра».
В мае - июне 1951 г. на вооружение 3-й АЭ полка вместо Р-63 поступили истребители Ла-11.
С мая по август 1952 г. 1-я АЭ полка переучилась и перевооружилась на самолеты-разведчики Ил-28р.
С сентября 1953 г. по январь 1954 г. 2-я АЭ полка также перевооружилась на Ил-28р.
В феврале 1954 г. 3-я АЭ 15-го ОРАП на самолетах Ла-11 была расформирована. На вооружении полка остались только самолеты Ил-28р и УИл-28.
В ноябре 1954 г. 3-я АЭ была восстановлена, но уже на самолетах Ил-28 и Ил-28р.
10.09.1954 г. полк передислоцировался с аэр. Мамоново на на аэр. Чкаловск.
С 15.06.1960 г. в составе полка была сформирована 4-я (буксировочная) АЭ в составе которой было 7 Ил-28 и 1 УИл-28. Она стала базироваться на аэр. Храброво в Калининградской области и оставалась там вплоть до своего расформирования к 01.11.1961 г.
К 01.04.1961 г. 15-й ОРАП был переформирован в 306-ю отдельную дальнеразведывательную авиационную эскадрилью Авиации Балтийского флота с базированием на аэр. Чкаловск.
К 15.10.1961 г. 306-я ОДРАЭ вновь была развернута в 15-й отдельный дальнеразведывательный авиационный полк, базирующийся на аэр. Чкаловск.
В течение 1961 г. 15-й ОДРАП осваивал Ту-16р, а со второй половине этого года, не останавливая подготовку на Ту-16р, полк приступил к переучиванию и перевооружению на сверхзвуковые самолеты-разведчики Ту-22р.
К июлю 1963 г. в полку одновременно эксплуатировались самолеты Ту-16р и Ту-22р.
С июня 1964 г. полк перешел со штата самолетов Ту-16р и Ту-22р на штат самолетов Ту-22р.
В конце 60-х - начале 70-х годов в трех эскадрильях 15-го ОДРАП имелось 42 Ту-22р, 2 Ту-16с и 2 Ту-16з.
30.07.1971 г. 3-я АЭ полка была расформирована.
В 1979 г. на вооружение 2-й АЭ полка поступили старые самолеты Ту-16к-10, что было вынужденной мерой из-за высокой аварийности Ту-22р.
К концу 1985 г. 2-я АЭ перевооружилась с Ту-16к-10 на фронтовые разведчики Су-24мр (12 ед.).
В 1988 г. 1-я АЭ полка перевооружилась с Ту-22р на фронтовые бомбардировщики Су-24м (12 ед.).
С 01.12.1993 г. 15-й ОДРАП и 846-й гв. ОМШАП ВВС БФ были переформированы в один 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный Клайпедский Краснознаменный полк им. маршала авиации И.И.Борзова. Боевое Знамя, орден Красного Знамени и орден Ушакова II-й степени, ранее принадлежащие 15-му ОДРАП, были сданы в штаб ВВС Балтийского флота. При этом также было утеряно почетное наименование «Таллинский».
В документах встречаются сокращения 15 рап (орап, оравп, оракп, омрап, мрап, ораткп).
... и фотоматериалы