Отсюда: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=26079673Командир торпедного катера № 045 «Комсомолец Ойротии» лейтенант Кривошеин Виктор Борисович.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=26079686КРИВОШЕИН Виктор Борисович (20.05.1920), капитан 2-го ранга, бывший командир торпедного катера ТК-45 ("Комсомолец Ойротии")
* 1-го отряда 3-го дивизиона бригады торпедных катеров КБФ.
Учётно-послужная картотека офицерского составаID 70010033346
Фамилия Кривошеин
Имя Виктор
Отчество Борисович
Дата рождения/Возраст 20.05.1920
Место рождения Московская обл., г. Москва
Дата и место призыва 11.08.1939 Коминтерновский РВК, Московская обл., г. Москва, Коминтерновский р-н
Место службы 2 отряд вновь строящихся кораблей ВМФ; 1 д-н 1 БТКА КБФ
Воинское звание капитан 2 ранга
Дата выбытия 18.06.1962
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 105
Номер ящика 12
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70010033346_________________________________________________________________________________________________________________
Справка: http://sovnavy-ww2.ho.ua/mtb/typ_g5.htm№45 "Комсосолец Ойротии" (с 14.04.1944 г. "ТК-45")Заложен в 1942 г., спущен в мае 1943 г., вст. в строй 5.10.1943 г. и 12.12.1943 г. вошел в состав КБФ. Погиб 18.06.1944 г. (по другим данным 20.06.1944 г.) от подрыва на мине в Нарвском заливе.
Отсюда: https://altaypolteva.ru/kater-komsomolecz-ojrotii/Катер «Комсомолец Ойротии» В годы Великой Отечественной войны молодёжью и трудящимися Алтайского края были собраны средства, на которые в г. Тюмени на базе эвакуированного из Керчи завода было построено 5 торпедных катеров. На деньги, собранные комсомольцами и молодёжью Ойротской автономной области, был построен торпедный катер «Комсомолец Ойротии».
Указанные катера были самой массовой советской серии Г-5, где «Г» — глиссирующий, 5 – пятиотсечный. Они были сравнительно невелики: длина – 19 м., ширина – 2 м. 30 см., водоизмещение – 17,8 т. Катера были вооружены двумя 533 мм. торпедными аппаратами и двумя пулемётами ДШК 12,7 мм. Экипаж состоял из 6–7 человек.
23 февраля 1943 года Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о присвоении названий и зачислении в состав Краснознамённого Балтийского Флота пяти торпедных катеров, в т. ч. катера «Комсомолец Ойротии». 24 апреля 1943 года катера прибыли в г. Ленинград. 30 июля 1943 года их зачислили в состав действующего Балтийского флота.
Катер «Комсомолец Ойротии» был зачислен в 1-й отряд 3-го дивизиона бригады торпедных катеров с присвоением ему номера 45. Командиром катера был назначен Виктор Борисович Кривошеин – выпускник Высшего Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, участник боев за Сталинград, награждённый орденами: Красного Знамени, Отечественной войны II степ., Красной Звезды.
В ночь на 30 мая 1944 г. катер «Комсомолец Ойротии» принял участие в бою, в результате которого им был подбит немецкий тральщик водоизмещением 900 тонн. Об этом бое было написано в газетах: «Красный Балтийский Флот» от 12 июня 1944 года № 140 и «Красная Ойротия» от 23 июня 1944 года № 72. Следующая победа экипажем катера была одержана в ночь с 4 на 5 июля 1944 года.
20 июля 1944 года катер «Комсомолец Ойротии», участвуя в боевом походе, подорвался на мине и затонул. Команда была спасена.
Список литературы и источников: 1. Кобелев А. Атакует эскадра «алтайцев». // Алтай. – 1991. – № 3. 2. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. Фонды. – Фонд Катер Комсомолец Ойротии. 3. Полтева Т.И. Комсомолец Ойротии // Краткая энциклопедия Республики Алтай. Новосибирск: Изд-во «Арта», 2010. – С. 182.
Материал подготовила Т.И. Полтева, 31 марта 2020 г.