Жители крошечного села Солонянского района Днепропетровской области сквозь года пронесли память о погибших советских летчиках.
Тема войны - святая
"...В Тритузном у автобусной будки ожидания нас встречает председатель Широковского сельсовета Юрий Яковлевич Баралей...
- А в Тритузном никаких самолетов не падало! - Заметив наши вытянувшиеся лица, добавляет: - Но возле соседнего Радянского такая история действительно была.
...Тем не менее, едем именно в центр Тритузного – в здешней средней школе работает очевидец тех событий...
замдиректора школы по учебно-воспитательной работе Василий Гурович Пенюшко. Сам он родом из уже не существующего села Оленевка, которое из-за малочисленности и «бесперспективности» расселили еще в 1970-х. В 1943-м ему было одиннадцать.
- Это было осенью 43-го, нашу Оленевку уже успели освободить, но бои шли совсем рядом, - вспоминает Василий Гурович. - Мы с хлопцами гуляли на окраине села, когда видим: летит тяжелый самолет, похожий на бомбардировщик. А за ним следом – два фашистских истребителя. Они его подбили, потянулся шлейф дыма. И самолет упал за посадкой между Оленевкой и Радянским. Я туда не бегал, побывал на месте падения только после войны. Но местные ребята говорили, что один из летчиков выжил, а остальных похоронили прямо возле места падения самолета. После войны над могилой поставили памятник, деревянный, с красной звездой – ее до сих пор сохранили как реликвию.
Как выяснится впоследствии, версия Василия Гуровича несколько расходится с воспоминаниями жителей Радянского.
...«последние из могикан» Радянского и очевидцы падения самолета. Ивану Владимировичу Харенко, Николаю Аникиевичу Буренко, Алексею Ивановичу Бондаренко в 43-м было по 16 лет...
- Это было в ноябре-декабре 43-го, наше село недавно освободили. Мы гуляли на окраине села и услышали гул летящего самолета, - рассказывают они. - Мы еще гадали: немецкий или наш? Как позже выяснилось, это был американский – то ли «Бастон», то ли еще какой марки – с советскими пилотами. Нет, никаких немецких ястребов за ним не летело, наш самолет никто не подбивал! У него что-то случилось с мотором, он заклинил. Машина начала пикировать, отворачивая от нашего села. Уже перед самой землей у самолета начали отваливаться закрылки. В итоге он грохнулся наземь прямо за этой посадкой, зарылся двумя двигателями в пашню. Разлившийся керосин загорелся... Мы побежали прямо к самолету по снегу, по пути увидели шапку-шлемофон стрелка, отвалившиеся двери кабины, пулеметы. Самое удивительное, что от самолета бежал человек. Оказалось, это был штурман. Его при ударе о землю выбросило из кабины, разбило голову. Он подумал, что летевший на разведку самолет оказался на занятой фрицами территории и принял нас за них. Потом, кстати, этот штурман даже с кем-то переписывался из нашего села. Но вот ни имени его, ни места жительства у нас в селе уже никто не знает. А в разбившейся машине было три человека – командир экипажа, бортинженер, стрелок. Они сильно обгорели, ни одежды, ни документов не осталось. Когда пламя утихло, мы их завернули в ткань и вот на этом месте и похоронили. Обломки самолета восстановлению уже не подлежали. Где-то через год их с поля пособирали трактором и отвезли на переплавку...
Еще одна история...
...Вот только в музее, увы, никакой информации об упавшем под Радянским самолете нет. Зато нам поведали о еще одной советской машине, которую подбили над окраиной самого Широкого. От очевидцев тех событий дошло, что на борту нашего истребителя была надпись «За Жору Гурко!» - позже музейщики установили, что так звали пилота, которого его однополчане считали погибшим и мстили за него фашистским асам. На самом же деле Гурко выжил, попал в немецкий концлагерь, из которого успешно бежал. А вот пилоту сбитого над Широким истребителя не повезло. Он упал над оккупированной территорией, выжил, но тотчас был расстрелян гитлеровцами. Потом тело летчика местные жители похоронили – но вот где именно, уже не помнит никто...
http://gorod.dp.ua/news/news.php?id=54238С уважением.
Лана