История с лейтенантом Лихтенштейн А.С.!
В ходе изучения документов, которые имеются в распоряжение Российского государственного военного архива (далее – РГВА), всегда надо быть готовым к встречи с неожиданностями. Так и сегодня 28 сентября 2010 года я и не думал о такой находке.
В очередном архивном деле №21 из фонда 38621 опись 2, любезно представленном мне сотрудниками РГВА, я на странице 71 встретил подлинное письмо за №4/с/1862 от 10 марта 1944 года, исполненное на фирменном бланке грозного ведомства под названием – Народный Комиссариат государственной безопасности СССР. Более того, на письме была поставлена личная подпись заместителя Начальника 4-го Управления НКГБ СССР, легендарного советского разведчика, комиссара государственной безопасности Наума Эйтингона. О чем же это письмо, включенное в состав документов по проведению специальных проверок личного состава Управления Войск НКВД по охране железных дорог?
« №4/с/1862 от 10.3.42 г. Совершенно секретно
Начальнику Отдела кадров Управления
Войск НКВД СССР по охране
железнодорожных сооружений
полковнику тов.ОЖНИНУ (так в оригинале,
правильно АЖНИНУ)
Направляем в Ваше распоряжение лейтенанта т.ЛИХТЕНШТЕЙНА Абрама Соломоновича, 1912 года рождения, бывшего помощника командира роты 57-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.
По словам т.ЛИХТЕНШТЕЙНА, он с октября 1941 года до конца июня 1942 года находился в плену у немцев и использовался в качестве переводчика.
В июне 1942 года вместе с группой военнопленных бежал из Славутского лагеря и организовал партизанский отряд, который действовал по заданиям Разведпура Красной Армии.
В декабре 1942 года т.ЛИХТЕНШТЕЙН присоединился к соединению партизанских отрядов Генерал-майора тов.САБУРОВА, откуда в феврале 1943 года перешел в оперативную группу 4-го Управления НКГБ СССР.
За время пребывания в оперативной группе проявил себя с положительной стороны. Будучи ответственным за продовольственное снабжение отряда, со своими обязанностями справлялся. 28 апреля 1943 года в бою был ранен и в сентябре 1943 года эвакуирован через соединение партизанских отрядов Генерал-майора тов.Федорова в Советский тыл.
В Москву прибыл 7 марта 1944 года.
Приложение: Характеристика и две справки на т.ЛИХТЕНШТЕЙНА.
Заместитель Начальника 4 Управления НКГБ СССР
Комиссар госбезопасности подпись (ЭЙТИНГОН)
В левом нижнем углу имеется надпись: «(часть текста - не читается), 49-77 Лихтенштейн задержан по получ. компром. матер.» (ф.38621 оп. 2 д.2 л.71, подлинник).
По данным, имевшимся в распоряжении Управления Войск НКВД по охране железных дорог, лейтенант Лихтенштейн А.С., действительно служил в 57-м полку 5-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в должности начальника резервного гарнизона ( прим. автора – он напишет в должности помощника командира роты) и с сентября 1941 года по 7 марта 1944 года, по донесениям, поступившим из 57-го полка и учетам организационно-строевого отдела Управления Войск, значится пропавшим без вести. (прим. авт. – номер дивизии сохранен таким, как указано в оригинале справки, в действительности номер дивизии – 5, не соответствует действительности.).
Согласно дислокации Войск НКВД по охране железнодорожных сооружений по состоянию на 1 июня 1941 год в управление, штаб, службы, а также резервная рота 57-го полк 4-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особоважных предприятий промышленности были расположены на станции Шевченко и полк отвечал за охрану объектов Одесской, Николаевской и Кишиневской железных дорог. В архивном деле №254 «Переписка по отмобилизации частей» фонд 38621 опись 1 на листах дела 7-14 имеется Доклад о проведенной мобилизации частей, подписанных командиром 4-й дивизии полковником Мажириным и начальником штаба майора Ереминым от 3 июля 1941 года за №001699 в котором в частности указывалось, что «..Своевременно развернуты 55-й, 56-й, 57-й полки и 81-й отдельный батальон…» (ф.38621 оп.1 д.254 лл.7-14). 57-й полк 4 дивизии войск НКВД согласно Схеме организационного развертывания войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особоважных предприятий промышленности, утвержденного 2 апреля 1941 года заместителем Наркома внутренних дел Союза СССР генерал-лейтенантом Масленниковым И.И. (далее – Схема) с началом мобилизации остается в месте дислокации на станции Шевченко, его численность с 1747 чел. на мирное время, практически не изменяется, – 1748 чел. согласно штатам военного времени. (ф.38621 оп.1 д.255 л.341).
В состав 5 –й дивизии войск НКВД согласно Схеме в мирное время входят 81-й, 54-й полки, а с началом войны дополнительно формируются 54-й полк в Днепродзержинске, 113-й полк на станции Красный Лиман, 115-й полк в Туле и 36-я бригада войск НКВД в Ростове на Дону. (ф.38621 оп.1 д.254 лл.14-25). 57-й полк войск НКВД из этих данных как видно отсутствует. Возможно, в результате тяжелых и кровопролитных боев к сентябрю 1941 года остатки частей 4-й дивизии были включены в состав 5-й дивизии, но в настоящее время такими данными я не располагаю.
Командир 4-й дивизии войск НКВД полковник Мажирин в своем Докладе о мобилизации частей дивизии, направленном в Главное Управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особоважных предприятий промышленности 03 июля 1941 года за №001699 в частности указывает, что часть объектов Кишиневской железной дороги была прикрыта несвоевременно, так как резервная, 5 и 6 стрелковые роты 2 батальона 57-го полка (ст.Кишинев), откуда намечалось выделение сил, предназначенных под охрану по Перечню №2. Причиной этому являлось то обстоятельство, что эти силы действовали в период проведения мобилизации частей соединения до 26 июня 1941 года в составе передовых частей Красной Армии. Для этих целей был назначен взвод 57-го полка. (ф.38621 оп. 1 д.254 лл.(8-14). Каким образом 57-й полк оказался в составе 5-й дивизии войск НКВД под Киевом, сведения требуют дополнительного изучения.
Таким образом, 10 марта 1944 года в адрес заместителя начальника войск НКВД по охране железных дорого по кадрам полковнику АЖНИНУ поступило письмо от заместителя начальника 4 Управления НКГБ СССР в котором сообщалось о направлении, прибывшего из партизанского отряда в распоряжение войск лейтенанта Лихтенштейна А.С. бывшего военнослужащего 57-го полка.
Однако, при внимательном ознакомлении с документами сразу возникают вопросу на которые сложно найти ответы.
Например, в деле на странице 83 помещено собственноручно написанное лейтенантом Лихтенштейном А.С, объяснение на имя Заместителя Начальника Войск НКВД по охране железных дорог по кадрам полковника АЖНИНА, датированное – 9 марта 1944 года, т.е. еще до того как комиссар госбезопасности Н.Эйтингон подписал отношение на лейтенанта в его адрес? Следовательно можно полагать, что прибыв из-за линии фронта 7 марта 1944 года лейтенант Лихтенштейн А.С. сразу направляется в распоряжение Отдела кадров Управления войск НКВД по охране железных дорог. По установленному во время войны порядку от него потребовали дать объяснение. Больший интерес вызывает этот теперь уже ставший историческим, документ:
« от Лихтенштейна Абрама Соломоновича
лейтенанта, бывшего начальника гарнизо-
на 57 полка войск НКВД по охране желез-
нодорожных сооружений
19 сентября 1941 года наш полк, находясь вместе со всей дивизией на обороне гор.Киева оставил город, прикрывая эвакуацию войск и населения. В районе Переславля 21 сентября полк в 12 часов дня вел первый бой с немцами. Весь день до наступления темноты длился бой, горы трупов немцев лежало перед естественной обороной полка, где расположился полк. С наступлением темноты, под прикрытием 2-х взводов, полк стал отходить. Через два дня встретились в лесу дальше на восток от места первого боя с командиром и комиссаром дивизии и отдельного батальона – дивизии. В одну из ночей, точно не помню, 29,30 сентября, 2-й батальон п/полка вместе с приданной артиллерией дивизии пошел на прорыв блокирования немцев. Прорвались, собирая людей, с нами оказалось не больше 150 чел. Среди них был командир полка подполковник – комиссар полка батальонный комиссар и еще товарищи. В эту же ночь в другом месте немцы устроили на нас засаду. Пропустив половину колонны, обстреляли нас, разорвав колонну, т.о., со мной осталось около 80 чел. бойцов и командиров, я же был в конце колонны ввиду ранения.
По приказанию батальонного комиссара МОРСКИХ, я стал руководителем всей группы по выводу её из окружения. Не дойдя до реки Оржица, выйдя из лесов, в которых мы укрывались от немцев с рассветом с 5 на 6 сентября, очутились, в поле близ села. Приказали всем людям укрыться в стогах, стоящих тут-же, пересидеть день с наступлением темноты – двигаться дальше. Несколько бойцов не выдержав голодовку пошла искать картофель. Немцы задержав их подобрали в стогах и всех нас. Много бойцов с обоженными лицами и руками не сдавались отстреливаясь. Всех нас подобрали и увезли в лагерь. Где спустя несколько дней в Борисполе встретил батальонного комиссара МОРСКИХ, особиста 57 полка н/войск. В Дарнице встретил раненного в обе ноги подполковника – командира полка и там же встретился с командиром батальона 2 капитаном Павловым и ст. л-т Лысаком – начальником штаба этого же батальона.
Могу при наличии карты районов Киева и близлежащей местности описать или рассказать поподробнее.
9.3.44 г.. (подпись) /Лиштенштен/
Надпись на объяснение: т.Андрееву – Лихтенштейн значится без вести пропавшим. Семья его получает пенсию. Подготовьте сообщение начальнику ф/о о месте нахождения Лихтенштейна. Семье адрес сообщил. Артемьев 10.3.» (ф.38621 оп. 2 д.21 л.83, подлинник).
По факту нахождения в плену и его использовании немцами в качестве переводчика, а также побеге с другими военнопленными и последующая партизанская деятельность лейтенантом Лихтенштейн в его объяснении остались не описанными и наверное, у него были на это счет, были соответствующие основания.
Заместитель начальника войск НКВД по охране железных дорог полковник АЖНИН опытный кадровик и организовал все необходимые мероприятия, о которых ему, думаю еще раньше, чем пришло отношение за подписью комиссара госбезопасности Н.Эйтингона, уже были сделаны соответствующие указания.
Любые вопросы, которые могли возникнуть у самых придирчивых кадровиков, комиссаров и командиров, снимает этот важный документ: «
Боевая характеристика.
На Лихтенштейна Абрама Соломоновича, еврея, 1912 года рождения, члена ВКП(б), партизана. С марта 1942 года по заданию разведпура был послан командиром группы Полесской области в районе Славута-Цветкови для диверсионной работы. Имеет на счету эшелон, пущенный под откос противника. Организовал партизанский отряд, который влился в отряд подполковника Прокопюка в марте 1943 года. Показал себя смелым, дисциплинированным командиром. В отряде подполковника Прокопюка был на должности помощника командира отряда. Умелой работой сумел обеспечить снабжение питанием отряда. Неоднократно участвовал в боях и руководил боями с немцами и бандитами националистов. Ранен в бою с националистами 28 апреля 1943 года под Журавичами, будучи командиром группы отряда. В конце сентября 1943 года прибыл в соединение Дважды Героя Советского Союза Генерал-майора Федорова А.Ф. С организацией отряда «им. Дзержинского» назначен Комиссаром отряда. С работой справлялся на должностях командира хорошо.
Командир соединения Комиссар соединения
партизанских отрядов партизанских отрядов
Дважды Герой Советского Союза Герой Советского Союза
Генерал-майор Федоров (подпись) подполковник Дружинин
15.1.44 г. (подпись)
Начальник Штаба соединения
партизанских отрядов капитан Рвинов (подпись)
(РГВА, ф.38621 оп.1 д.21 л.75, подлинник) (прим. авт. – выделено мною, стиль письма сохранен с подлинника).
Среди приложенных документов имеется справка от 16.2.194 г. выданная в партизанском соединении, действующем в тылу немцев и подписанная начальником 5 отделения войсковой части ПП 28246 майором Навоковским и свидетельствующая о том, что т.Лихтенштейн А.С. был выдан продовольственный паек по 12 норме (Приказ НКО №312) по 21.2.44 г. включительно. Справка выдана за отсутствием бланков аттестатов. (ф.38621 оп.2 д.2 л.76).
Под руководством заместителя Начальника Войск НКВД по охране железных дорог офицеры отдела кадров решали все вопросы, необходимые для жизни и существования лейтенанта Лихтенштейн А.С. в совершенно новых для него условиях. Кончено же чувствовалось, что опытный чекист Н.Эйтингон и чуткий к своим подчиненным, прошедшим тяжелейшие испытания работы во вражеском тылу, выдал на этот счет соответствующие рекомендации.
14 марта 1944 года лейтенант Лихтенштейн А.С. направляется на Военно-врачебную комиссию при Поликлинике войск НКВД по охране железных дорого на предмет годности его к военной службе, и определении степени инвалидности (направление за подписью полковника АЖНИНА от 14.3.44 г. №26/6/19071), а 17 марта 1944 года на Центральную Врачебно-экспертную комиссию Санотдела ХОЗУправления НКВД с постановлением Окружной военно-врачебной комиссии для решения вопроса о назначение ему пенсии. (ф.38621 оп.1 д.21 лл. 78, 80).
15 марта 1944 года лейтенант Лихтенштен А.С. имея на руках письмо (текст см. далее по тексту) №23/6/0019093 направляется на собеседование по вопросу дальнейшей военной службы.
« Начальнику Отдела Кадров Главного
Управления по делам военнопленных
Капитану г/б Лиликину
Здесь
Направляется в Ваше распоряжение лейтенант Лихтенштейн Абрам Соломонович, рождения 1912 года, бывший помощник командира роты 57-го полка войск НКВД по охране железных дорог для переговоров о возможном его использовании на службе в Вашей системе.
Одновременно с этим направляем копии документов: 1. Отношение 4 Управления НКГБ. 2. Справка о нахождении в партизанском отряде. 3. Боевая характеристика. 4. Справка форма 1. Других документов на Лихтенштейна не имеем. О Вашем решении прошу сообщить.
Заместитель начальника войск НКВД по охране железных дорого
Полковник АЖНИН
Ответ сделан на письме: «АЖНИНУ – ввиду большого физического недостатка у т.Лихтенштейна работу в лагерях подобрать не предоставляется возможным. 15.3.44 г.». (ф.38621 оп. 2 д.21 л. 81).
17 марта 1944 года в адрес начальника Финансового Отдела Войск НКВД полковника Филиппова за №23/6/19147 уходит прошение о выплате положенного лейтенанту Лихтенштену денежного довольствия: «Лейтенант Лихтенштейн А.С. с 23 июня 1941 года по октябрь 1941 года состоял на службе в 57-м стрелковом полку бывшей 5-й ныне 26 дивизии войск НКВД по охране железных дорог на должности начальника резервного гарнизона и с сентября 1941 года по 7 марта 1944 года по нашим учетным данным числился без вести пропавшим.
По данным соединения партизанских отрядов (копия прилагается) Лихтенштейн с 6-го марта 1941 года по 15 марта 1944 года находился в партизанском отряде на должности командира группы отряда, позднее комиссара отряда.
Одновременно с этим направляю в копии справку и боевую характеристику от 15.1.44 о нахождении его в партизанском отряде.
Данные высылаются Вам для определения выдачи Лихтейнштейну денежного содержания за период нахождения его в партизанском отряде.
Семья его – жена Герштейн получает пенсию в Финотделе НКВД Свердловской области, проживает: гор. Красноуфимск, ул. Куйбышева, дом 20, кВ. 2. Пенсию получает с 1 февраля 1942 года в сумме 282 рубля в месяц.
Приложение: упомянутое, в т.ч. справка, отношение 4 Управления НКГБ СССР №4/с/1862 от 10.3.1944 года.
Заместитель начальника войск НКВД по охране железных дорог
полковник АЖНИН
письмо получил : 16.3. Лихтенштейн (подпись)» (ф.38621 оп.2 д.21 л.77).
15 марта 1944 года из Управления Войск НКВД по охране железных дорог в 4 Управление НКГБ СССР запрос следующего содержания:
« Совершенно секретно
Заместителю Начальника 4 Управления
НКГБ СССР
Комиссару г/б тов.ЭЙТИНГОНУ
Вашим предписанием №4/с/1862 от 10.3.44 г. направлен в мое распоряжение лейтенант Лихтенштейн А.С. с октября 1941 года до июля 1941 года, находился в плену у немцев и использовался в качестве переводчика, позднее состоял в партизанском отряде.
В связи с изложенным выше фактом пребывания лейтенанта Лихтенштейна в плену у немцев, прошу дать Ваше заключение, возможно ли использование его на службе в войсках НКВД. Согласно указаний НКВД СССР военнослужащие войск НКВД бывшие в окружении у противника должны быть переданы в части НКО СССР и какой имеется компроментирующий материал.
С ответом прошу не задерживать.
Заместитель Начальника Войск НКВД по охране железных дорог
Полковник АЖНИН
Справка на письме: 49-77 Лихтенштейн задерживался получением копроментирующих материалов. 22.3.44 г. (подпись не читается) – ф.38621 оп.2 д.21 л.79).
Для подтверждения приведу подобный документ.
« Совершенно секретно
«Утверждаю»
Начальник Войск НКВД
по охране железных дорог
генерал-майор Фииппов
«__» октября 1943 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
на заместителя командира по политчасти 56-го полка
войск НКВД подполковника Слуцкого Ефросима Семеновича
о его нахождении во вражеском окружении
Подполковник Слуцкий Е.С., рождения 1902 года, еврей, служащий, член ВКП(б) с 1924 года, образование общее 6 классов, военное – не имеет.
По службе аттестуется хорошо. Изучением материала установлено:
В сетябре 1041 года в результате боевых действий подполковник Слуцкий Е.С. с личным составом 25 дивизии в районе Девички Киевской области попал во вражеское окружение.
Из отдельных групп бойцов и командиров дивизии Слуцкий организовал вооруженный отряд, возглавил его и стал выводить из окружения.
Из окружения вышел 24.11.41 г., вывел с собой 27 чел., сохранил форму, оружие и документы. Противником не задерживался. За образцовое выполнение задания командования и проявленное при этом мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды.
Отдел контрразведки НКВД «СМЕРШ» 25 дивизии компроментирующими материалами не располагает.
Командир 25 дивизии полагает возможным т.Слуцкого оставить в войсках НКВД.
Вывод: полагать возможным подполковника Слуцкого Е.С. оставить в войсках НКВД по охране железных дорог.
Заместитель Начальника Войск НКВД по охране железных дорого
Полковник АЖНИН
Октябрь 1943 года. (ф.38621 оп.2 д.1 л.144)
Вот такой неожиданный поворот в истории лейтенанта Лихтенштейна А.С. Некоторые сомнения возникали и у меня, но позже прошли, оказывается напрасно. Сотрудничество с немцами было тяжким преступлением для военнослужащего в военное время и «дамокловым мечом» нависло над дальнейшей судьбой лейтенанта Лихтенштейна А.С.
На этом документы, относящиеся к судьбе лейтенанта Лихтенштейна А.С., в архивном деле прерываются. Но судьба этого офицера заинтересовала не только автора этого повествования, но и читателей. Как сложилась она?
1.10.2010 года Александр Слободянюк (окончание следует).