Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Авиационная гибель адмирала Орлова  (Прочитано 2498 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый коллеги!
Новый месяц и новое время года :) на нашем Форуме открываю очередной своей публикацией:

2016 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

АВИАЦИОННАЯ ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА ОРЛОВА

…24 мая 1945 года Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов издал секретный приказ за номером «0277» - «О катастрофе самолёта ЛИ-2 в 65 АП СН» (в 65-м Краснознамённом авиационном полку особого назначения Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота). Текст документа начинался словами: «28.04.45 г. на аэродроме «Измайлово» произошла катастрофа самолёта ЛИ-2, пилотируемого лётчиком капитаном Забродиным»…

…Этот приказ был отпечатан в единственном машинописном экземпляре и до сих пор не только никогда не публиковался, но даже и вообще не цитировался. Ранее он хранился в Архивном отделе Центрального военно-морского архива (фонд 79, опись 1, дело 39849, листы 273 – 278) в московском Тушине, а сейчас находится в Филиале Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Архив Военно-морского флота) в Гатчине.



Первая и последняя страницы оригинала документа

Снятый не так давно с этого документа гриф «Секретно» позволяет нам сегодня целиком ввести его в научный оборот и, тем самым, ознакомить наших читателей с подробностями того трагического происшествия на окраине советской столицы в предпоследнюю неделю Великой Отечественной войны…

Продолжение следует!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
…В разделе приказа «Обстоятельства» мы читаем подробное описание как самой катастрофы, так и предшествовавшего ей:
«Самолёт ЛИ-2 (здесь и далее в документе читать «Ли-2») должен был следовать по маршруту Москва – Паланга, имея на борту Начальника Технического Управления ВМФ инженер-вице-адмирала Орлова и с ним 7 человек пассажиров. Кроме этого, в самолёт дополнительно было загружено 700 кгр. (здесь и далее в документе – килограммов) проволоки и 2 агрегата (катерных мотора) Л-6 по 80 кгр. каждый.
Капитан Забродин, опробовав моторы на стоянке и убедившись в их нормальной работе, вырулил на старт.
Разбег и отрыв произошли нормально. После взлёта, на высоте 50 метров правый мотор начал уменьшать обороты и тягу, но позволил набрать 150 м. (здесь и далее в документе - метров) высоты. Капитан Забродин, установив плохую работу правого мотора, принял решение возвратиться на аэродром. Развернулся влево на 180º и, выпустив шасси, стал заходить на посадку.
Расчёт на посадку был произведён с перелётом (промазом), самолёт на траверзе посадочного ТЭ (имеется в виду условный знак посадки «Т») имел высоту около 10 – 15 м. Несмотря на то, что рабочей площади аэродрома хватило бы для нормальной посадки прямо перед собой, капитан Забродин проявил недисциплинированность и, вопреки требованиям инструкции полётов на самолёте ЛИ-2, принял неправильное решение – при неисправной работе мотора уйти на второй круг. После дачи газа, с неубранным шасси, самолёт набрал высоту 30 – 40 м., но работа правого мотора ещё более ухудшилась, и капитан Забродин, пытаясь приземлиться на вспаханную часть аэродрома, сделал правый разворот на неисправно работающий мотор.
При развороте потерял высоту, самолёт зацепился передними колёсами шасси за дом и, ударившись об землю – загорелся.
Все пассажиры, в том числе – и инженер-вице-адмирал Орлов, погибли. Из состава экипажа самолёта – лётчик капитан Забродин, второй пилот лейтенант Клименко, штурман ст(арший) лейтенант Кольчик, борттехник техник-лейтенант Дурманенко и второй борт-техник капитан АТС (авиационно-технической службы) Назаренко получили ожоги и ранения различных степеней, стрелок-радист сержант Тарарин погиб. Самолёт сгорел».

Продолжение следует!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Далее в тексте приказа Наркома говорилось:
«Произведённым расследованием установлено, что непосредственными виновниками этой тяжёлой катастрофы являются:
Лётчик капитан Забродин, который, возвратившись на свой аэродром, из-за неисправной работы правого мотора, и зайдя на посадку с «промазом», имел полную возможность произвести посадку перед собой и безопасно для пассажиров, экипажа и самолёта, но проявил недисциплинированность, нарушив требования приказа Начальника ВВС ВМФ № 95 (за) 1944 г., инструкции по технике пилотирования самолёта ЛИ-2 и «Наставления по производству полётов», пошёл на второй круг, не убрав при этом шасси, чем ещё больше усложнил себе дальнейший полёт, произведя правый поворот на неисправный мотор и с плохой осмотрительностью (все слова после последней запятой вычеркнуты от руки синим карандашом Н.Г.Кузнецовым).
Борт-техник самолёта техник-лейтенант Дурманенко, который, производя на правом моторе замену регулятора (оборотов авиационного двигателя) Р-2, не доложил об этом инженеру эскадрилии, а в дальнейшей работе не вёл систематического и внимательного контроля за работой мотора, вследствие чего не обнаружил своевременных признаков ухудшения работы регулятора оборотов Р-2.
Одновременно расследованием установлено:
Командир 65 АП СН подполковник Афанасьев, получивший накануне дня вылета указания от Начальника Отдела Перелётов ВВС ВМФ подполковника Кузьмина о предстоящем полёте инженер-вице-адмирала Орлова, не принял должных и необходимых мер по обеспечению организации данного полёта и не отдал никаких распоряжений ст.инженеру полка по подготовке самолёта. Вопреки требованию приказа НКВМФ (здесь и далее в тексте документа – Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР) № 0925 от 30.10.42 г. не доложил Начальнику Штаба ВВС ВМФ полётный лист, а подписал его сам.
Врид Начальника Отдела Перелётов Штаба ВВС ВМФ подполковник Кузьмин допустил нагрузку самолёта в грузовом варианте проволокой и агрегатами Л-6, общим весом 860 кг, что в случае отказа одного мотора, лишало лётчика возможности производить полёт без снижения. Не доложил Начальнику Штаба ВВС ВМФ полётный лист на подпись, этим самым допустил перелёт инженера вице-адмирала Орлова, как обычный перелёт грузового самолёта.
Ст(арший) инженер 65 АП ослабил требовательность и контроль за работой подчинённого ему личного состава, что позволило борт-технику Дурманенко, самовольно, без доклада ст(аршему) инженеру АЭ, произвести замену регулятора оборотов Р-2 правого мотора».

Продолжение следует!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Подведя, таким образом, итог описанию самой катастрофы и результатов её расследования, Нарком ВМФ писал:
«Приказываю:
1. Лётчика самолёта Ли-2 65 АП СН капитана Забродина, за недисциплинированность, приведшую к гибели 9 человек и потере самолёта, отстранить от занимаемой должности, с назначением на низшую и снизить в звании до старшего лейтенанта. Ограничиваюсь этой мерой взыскания лишь потому, что капитан Забродин до этого летал много и добросовестно, а в результате этой катастрофы сам получил тяжёлые ожоги и ранения.
2. Борт-техника самолёта техника-лейтенанта Дурманенко, за плохое выполнение своих обязанностей, отстранить от занимаемой должности и арестовать строгим арестом на 10 суток, с содержанием на гарнизонной гауптвахте.
3. Ст(аршего) инженера 65 АП СН инженер-майора Васюхина за плохую организацию службы эксплуатации, слабую требовательность и недостаточный контроль за работой своих подчиненных, арестовать на 7 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.
4. Командира 65 АП СН подполковника Афанасьева за плохое воспитание подчинённых в духе воинской дисциплины и ответственности арестовать на 5 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.
5. Начальника Отдела Перелётов Штаба ВВС ВМФ подполковника Кузьмина, допустившего перегрузку самолёта ЛИ-2 в грузовом варианте проволокой и моторами Л-6 – арестовать на 3 суток, с содержанием на гарнизонной гауптвахте».

Продолжение следует!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Заключают текст этого приказа Наркома его выводы по данной авиационной катастрофе:
«В целях предупреждения повторения подобного рода лётных происшествий, Начальнику ВВС ВМФ:
а) Установить жёсткий контроль за выполнением приказа НКВМФ № 0925 от 30.10.42 г., особенно в части мероприятий по обеспечению безопасности полётов.
б) Установить в ВВС ВМФ правило, что при нахождении на борту самолёта Ли-2, в качестве пассажиров лиц адмиральского и генеральского звания (все слова после последней запятой, кроме «пассажиров», вычеркнуты от руки синим карандашом Н.Г.Кузнецовым), полётный вес самолёта не должен превышать 10500 кгр., чтобы обеспечить возможность полёта на одном моторе. При этом запрещено загружать самолёты каким бы то ни было грузами, за исключением ручного багажа пассажиров.
в) Контроль за подготовкой к полёту самолётов, предназначенных для перевозки лиц адмиральского и генеральского состава, осуществлять лично ст(аршему) инженеру части, о чём делать запись в формуляре самолёта.
г) Для перевозки лиц адмиральского и генеральского состава ВМФ выделить для постоянной работы два самолёта ЛИ-2, за которыми обеспечить должный контроль и уход в эксплуатации».

Продолжение следует!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Дополним текст этого документа имеющейся в нашем распоряжении более подробной информацией о жертвах описанной выше авиационной катастрофы.
Всего, как уже отмечалось выше, в ней погибло 9 человек – все 8 пассажиров самолёта и один из шести членов его экипажа. Повторим, что им оказался стрелок-радист войсковой части № 49345 (то есть того самого 65-го Краснознамённого авиационного полка особого назначения ВВС ВМФ, к которому принадлежал разбившийся самолёт) сержант Тарарин Константин Григорьевич. Он был похоронен на Преображенском кладбище столицы (первоначальный адрес его могилы там – до реконструкции тамошних отдельных воинских захоронений в единый мемориал – «Участок № 47, ряд № 13, могила № 22»).
Из 8 погибших пассажиров Ли-2 нам сегодня известны имена 6:
- Орлов Александр Григорьевич (настоящие имя и отчество – Абрам Гершелевич) – инженер-вице-адмирал, Начальник Технического Управления ВМФ (похоронен в индивидуальной могиле на Новодевичьем кладбище; впоследствии в неё были дозахоронены дочь Орлова Виктория Александровна (1931–1965) и жена Орлова Мария Борисовна (1907–1986) ),


На фото автора 2008 года – общий вид захоронения семьи Орловых на Новодевичьем кладбище Москвы (слева) и лицевая сторона памятника инженер-вице-адмиралу Орлову (справа)

- Алексеев Николай Мануилович – инженер-капитан 1-го ранга, офицер Технического управления ВМФ, с 1937 года официально продолжавший числиться «в распоряжении Народного Комиссариата оборонной промышленности Союза ССР с оставлением в кадрах РККА в счёт «1000» » (место захоронения в документах не указано),

Фото Н.М.Алексеева с его послужной карты

- Долгинцев Николай Сергеевич – инженер-капитан 3-го ранга, начальник 2-го отделения 6-го отдела Технического Управления ВМФ (место захоронения в документах не указано),

 
Фото Н.С.Долгинцева с его послужной карты

- Луцюк Иван Кондратьевич – младший лейтенант, лётчик 15-го отдельного разведывательного авиационного Таллинского Краснознамённого полка (похоронен на Преображенском кладбище, захоронение к настоящему времени не сохранилось),
- Баскаков Владимир Фёдорович – младший лейтенант, штурман самолёта 15-го отдельного разведывательного авиационного Таллинского Краснознамённого полка (похоронен на Преображенском кладбище, захоронение к настоящему времени не сохранилось),
- Скворцов Александр Алексеевич – техник-лейтенант, механик авиационный 47-го штурмового авиационного Феодосийского Краснознамённого полка (похоронен на Преображенском кладбище, захоронение к настоящему времени не сохранилось).
Имена ещё двух погибших пассажиров (предположительно это были гражданские лица – вольнонаёмные сотрудники ВМФ), к сожалению, пока остаются нам неизвестными... 

Окончание следует!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
…Судя по приведённому выше описанию катастрофы, ставший невольной её причиной дом, за который задел выпущенными стойками шасси аварийный Ли-2, сохранился и поныне. В то время он официально назывался «Дом № 1 (общежитие) Измайловского (Сталинского) аэродрома», а сейчас числится «домом 21, строение 1» по 16-й Парковой улице, являясь уже не жилым, а так называемым «офисным зданием», причём надстроенным с первоначальных двух этажей до четырёх.


Нынешний вид дома (фото автора 2014 года)

Ставший жертвой катастрофы 28 апреля 1945 года на аэродроме Измайлово инженер-вице-адмирал А.Г.Орлов оказался самым старшим по званию среди военнослужащих Советского ВМФ, погибших в период Второй Мировой войны, а описанная выше авиационная катастрофа – третьей по хронологии, произошедшей в районе Измайловского аэродрома, но первой – непосредственно на нём…

Автор благодарит за помощь своих коллег по Форуму Поисковых Движений С.В.Щербинина (Санкт-Петербург) и Николая Вадимовича Г. (Москва).
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »