2024 © К.Б.Стрельбицкий
«ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ СПИСКОВ ЛИЧНОГО СОСТАВА
ЭСКАДРЫ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ…»
(РУССКИЕ ВОЕННЫЕ ЛЁТЧИКИ, ПОГИБШИЕ НА БОМБАРДИРОВЩИКАХ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» В 1915 – 1918 ГОДАХ)
Светлой памяти бескорыстного и глубокого исследователя истории Русской Военной Авиации Заслуженного лётчика-испытателя России Александра Васильевича Махалина (1946 – 2017) ПОСВЯЩАЕТСЯ
02.11.1915
В авиационной катастрофе (произошедшей вследствие боевых повреждений, полученных от зенитного огня противника) в районе местечка Прилуки (ныне – агрогородок Сенницкого сельского совета Минских района и области Республики Беларусь) воздушного корабля «Илья Муромец III» («Третий») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей погибли 2 члена его экипажа:
Озерский Дмитрий Алексеевич (род.26.10.1888) – штабс-капитан, командир воздушного корабля
Фогт Эдмунд (так же Эдмунд-Георгий (Эдмунд-Георг?); год рождения не установлен) – старший унтер-офицер, исправляющий должность младшего механика воздушного корабля.
Вместе с ними погиб прикомандированный от штаба 3-й армии к экипажу этого воздушного корабля на данный боевой вылет в качестве офицера-наблюдателя начальник Разведывательного отделения причисленный к Генеральному штабу подполковник Звегинцов Александр Иванович (род.25.01.1869).
Погибшие в этой авиакатастрофе были похоронены в индивидуальных могилах в различных местах Российской Империи: Озерский – на Западной аллее («Аллея лётчиков») на Братском кладбище жертв войны в селе Всехсвятское одноимённой волости Московской губернии (ныне – территория города Москвы, Российская Федерация), Фогт – на 4-м («Иноверческом») участке Братского кладбища в городе Минске (ныне – Республика Беларусь), Звегинцов – на Новостроящемся (Всесвятском) кладбище в городе Воронеже (ныне – Российская Федерация; все три захоронения до настоящего времени не сохранились).
Имена Озерского и Фогта открывают собой многотысячный Мартиролог Дальней Авиации Отечества, а сами они в истории Отечественной авиации в целом являются первыми погибшими в своих специальностях каждый – командир воздушного корабля/судна и бортмеханик/борттехник/бортинженер соответственно.
15.03.1916
В результате несчастного случая (попал под воздушный винт работающего авиационного мотора своего самолёта) на аэродроме Колодзиевка (ныне – Колодиивка Тернопольских района и области Украины) погиб артиллерийский офицер воздушного корабля «Илья Муромец II» («Второй») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей поручик Павлов Александр Степанович (1891 года рождения). Он был похоронен в индивидуальной могиле на Русском кладбище города Ташкент, (ныне – Республика Узбекистан; захоронение до настоящего времени не сохранилось) и стал первым погибшим представителем воздушно-стрелковой специальности в истории Отечественной авиации.
19.03.1916
После ранения в воздушном бою в госпитале в тот же день скончался старший моторист воздушного корабля «Илья Муромец II» («Второй») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей старший унтер-офицер Ушаков Михаил Васильевич (1891 года рождения). Он был похоронен в индивидуальной могиле «на кладбище для воинских чинов при городе Скалат» (ныне – Тернопольских района и области Украины; захоронение до настоящего времени не сохранилось).
16.05.1916
В авиационной катастрофе (произошедшей в результате ошибки пилота) в районе Крестов (ныне – территория города Псков одноимённой области Российской Федерации) воздушного корабля «Илья Муромец II учебный» («Второй учебный») из состава 2-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей погибли:
Иньков Евгений Александрович (род.18.02.1885) – штабс-капитан, командир воздушного корабля
Валевачёв Георгий Степанович (род.09.07.1887) – штабс-капитан, помощник командира воздушного корабля (умер от полученных ран 23.05.1916)
Ковальчук Николай Михайлович (род.14.11.1884) – рядовой, младший механик (умер от полученных ран 21.05.1916).
Места захоронений Инькова и Валевачёва не установлены, а Ковальчук был похоронен в индивидуальной могиле «на городском кладбище Пскова» (ныне – Псковской области Российской Федерации; захоронение до настоящего времени не сохранилось).
12.09.1916
Вместе с воздушным кораблём «Илья Муромец ХVI» («Шестнадцатый») из состава 2-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей, сбитом в воздушном бою немецкими истребителями, у деревни Чухны (ныне – несуществующий населённый пункт на территории Кревского сельского совета Ошмянского района Гродненской области Республики Беларусь) погибли:
Макшеев Дмитрий Дмитриевич (род.15.07.1880) – поручик, исправляющий должность командира воздушного корабля
Рахмин Митрофан Александрович (род.26.05.1891) – поручик, помощник командира воздушного корабля
Гаибов Фаррух-Ага Мамедкерим-Ага-оглы (род.02.10.1891) – поручик, артиллерийский офицер
Карпов Олег Сергеевич (род.09.12.1892) – поручик, стажёр-артиллерийский офицер и исправляющий должность механика-пулемётчика воздушного корабля, в данном вылете исправляющий должность младшего офицера-наблюдателя воздушного корабля.
Все погибшие были похоронены немцами в братской могиле на месте гибели, это захоронение до настоящего времени не сохранилось, но погибшим лётчикам на военном кладбище у села Боруны (ныне – агрогородок одноимённого сельского совета Ошмянского района Гродненской области Республики Беларусь) был установлен польский кенотаф, а в самом населённом пункте – белорусский памятный знак.
29.04.1917
В авиационной катастрофе (произошедшей вследствие сознательной диверсии нижних чинов из числа своего наземного технического персонала) воздушного корабля «Илья Муромец I» («Первый») из состава 1-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей в районе села Доброводы (ныне – посёлок Тернопольских района и области Украины) погибли:
Лавров Георгий Иванович (род.28.06.1889) – старший лейтенант, командир воздушного корабля
Витковский Сергей Константинович – штаб-ротмистр, исправляющий должность помощника командира воздушного корабля
Шокальский Александр Юлианович (род.05.07.1889) – лейтенант, исправляющий должность артиллерийского офицера
Отрешко Алексей Иванович – подъесаул, исправляющий должность артиллерийского офицера воздушного корабля «Илья Муромец VIII» («Восьмой»), прикомандированный к экипажу воздушного корабля «Илья Муромец I» («Первый») на данный боевой вылет в качестве офицера-стажёра
Балашов Фёдор Павлович – прапорщик, младший механик
Сафронов Ф. – старший унтер-офицер, пулемётчик (полное имя и отчество, а так же годы рождения Витковского, Отрешко, Балашова и Сафронова не установлены).
Все погибшие официально числились похороненными в городе Винница (ныне – одноимённой области Украины), где их захоронения до настоящего времени не сохранились. Однако известно, что С.К.Витковский был похоронен на участке № 30 на «Петроградской дорожке» Смоленского православного кладбища города Петрограда (ныне – Санкт-Петербург, Российская Федерация), где его захоронение сохранилось до настоящего времени.
Эти 6 русских военных лётчиков из экипажа воздушного корабля «Илья Муромец I» стали первыми жертвами терроризма в истории мировой авиации.
21.09.1917
После ранения в воздушном бою в тот же день в госпитале скончался моторист воздушного корабля «Илья Муромец IX» («Девятый») из состава 4-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей старший унтер-офицер Янкевич (год рождения, имя, отчество и место захоронения не установлены).
30.11.1918
В авиационной катастрофе (произошедшей в результате ошибки пилота) воздушного корабля «Илья Муромец I» («Первый») из состава Эскадры воздушных кораблей в районе села Эртиль (ныне – город одноимённого района Воронежской области Российской Федерации) погиб красвоенлёт (ранее – штабс-капитан) командир воздушного корабля Алехнович Глеб Васильевич (род.30.10.1886). Он был похоронен в индивидуальной могиле на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Петрограда (ныне – Санкт-Петербург, Российская Федерация), где его захоронение сохранилось до настоящего времени.
Г.В.Алехнович стал последним погибшим лётчиком воздушных кораблей типа «Илья Муромец» и первым погибшим советским лётчиком Дальней Авиации.
Таким образом, всего на бомбардировщиках типа «Илья Муромец» Эскадры Воздушных Кораблей в 1915 – 1918 годах погибло 20 человек. Эти безвозвратные потери распределяются следующим образом:
- по причинам гибели: в результате авиационных катастроф (включая – от ран, полученных в них) – 13 человек, от воздушного огня противника (аналогично) – 6, в результате несчастного случая – 1 человек,
- по воинским чинам: подполковник, 3 штабс-капитана, старший лейтенант, штаб-ротмистр, подъесаул, 5 поручиков, лейтенант, прапорщик, 4 старших унтер-офицера и рядовой, а так же красвоенлёт (ранее – штабс-капитан),
- по штатным должностям (включая исправляющих их и стажёров на них) в экипажах воздушных кораблей: 5 командиров кораблей, 3 помощника командиров кораблей, 5 артиллерийских офицеров, 1 офицер-наблюдатель, 3 механика, 2 моториста и 1 пулемётчик.