https://1418museum.ru/heroes/13842332/ИРЖЕВСКИЙ Всеволод Фёдорович (09.07.1922-26.02.1944), лётчик 27 гв.иап 2 гв. иак, гвардии младший лейтенант.
Выпускник 16 ноября 1942 года Сталинградской военной авиационной школы пилотов имени Сталинградского Краснознамённого Пролетариата.
Учётно-послужная картотека офицерского составаID 70000474220
Фамилия Иржевский
Имя Всеволод
Отчество Федорович
Дата рождения/Возраст 09.07.1922
Место рождения Украинская ССР, Одесская обл., с. Красные-Маяки
Дата и место призыва 22.05.1941
Место службы 27 гв. иап
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия Погиб
Дата выбытия 26.02.1944
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 661
Номер ящика 909
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000474220
Информация из донесения о безвозвратных потеряхID 55799217
Фамилия Иржевский
Имя Всеволод
Отчество Федорович
Дата рождения/Возраст __.__.1922
Место рождения Одесская обл., с. Красные Маяки
Дата и место призыва __.05.1941, Таганрогский РВК, Ростовская обл., Таганрогский р-н
Последнее место службы 2 гв. иак 27 гиап
Воинское звание гв. мл. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 26.02.1944
Первичное место захоронения ст. Слудица, южнее, 8 км, 200 м западнее железной дороги, 20 м от просеки
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 309
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55799217
Отсюда: https://otechestvort.ru/izdat/book11/124-irzhevskii.htm
Иржевский Всеволод Федорович
Летчик 27-го гвардейского истребительного авиаполка 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса ПВО города Ленинграда гвардии младший лейтенант ИРЖЕВСКИЙ Всеволод Федорович, 1922 г.р., уроженец: УССР, Одесская область, село Красные Маяки.
Мать Евгения Федоровна, проживала: РСФСР, Ростовская область, город Таганрог, ул. 3-го Интернационала, д. 98, кв. 6. Мобилизован Таганрогским РВК в мае 1941 года.
26 февраля 1944 года погиб при выполнении служебного задания на самолете Як-9 (заводской номер 0715393) с мотором М-105 № 335-2981, упал в районе севернее 7 км Новинка (8 км южнее ст. Слудица, 200 м западнее ж/д в 20 м от просеки) Гатчинского района Ленинградской области.
Место падения самолета Як-9д в районе станции Слудицы Гатчинского района Ленинградской области было обнаружено в 1965 году жителем города Гатчина - краеведом Михаилом Алексеевичем Марковым. При проведении поисковых работ были найдены останки пилота: гвардии младшего лейтенанта Иржевского Всеволода Федоровича, 1922 г.р. Обнаружены документы пилота.


По документам ЦАМО было установлено: "...Самолет Як-9д № 0715393 из состава 2 гв. ИАК не вернулся с боевого задания 26 февраля 1944 года. По наблюдениям поста ВНОС самолет упал в р-не пос. Новинка...".
Из газеты "Советская Россия" от 6 ноября 1985 года:
"Все нынешнее лето вел подъемные работы Михаил Марков. Наконец с пятиметровой глубины из мешанины торфа, глины и деталей самолета он бережно поднял останки пилота. Среди обгоревших парашютных строп и закопченных осколков оргстекла лежал и его комсомольский билет. Чуть ниже - конвертик с письмами и блокнот..."
Останки гвардии младшего лейтенанта В.Ф. Иржевского были похоронены в 1985 году на мемориале летчиков на Корпиковском шоссе, недалеко от поселка Мариенбург, Гатчинского района Ленинградской области.
При исследовании документов Центрального архива Министерства обороны РФ был установлен интересный факт, который связан с местом гибели гвардии лейтенанта В.Ф. Иржевского. Так, в донесении 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса ПВО Ленинграда записано, что Иржевский погиб при исполнении служебных обязанностей, и там же, в донесении 1944 года, указано место захоронения летчика: "...8 км южнее ст. Слудица, 200 м западнее ж/д в 20 м от просеки...". К этому донесению, прилагалась, точная с привязками на местности, схема расположения места гибели гвардии младшего лейтенанта Иржевского!... Если сказать простым языком, место падения самолета было определено представителями корпуса и полка еще в далеком 1944 году, но вместо того, чтобы извлечь останки погибшего летчика из обломков самолета, и по-человечески похоронить на одном из кладбищ, военные просто зафиксировали место падения самолета и объявили его местом захоронения погибшего гвардии младшего лейтенанта Всеволода Иржевского. И только спустя двадцать лет место падения было вновь обнаружено Михаилом Алексеевичем Марковым, обследовано, и из обломков самолета были извлечены останки погибшего. И опять же чисто по советской системе потребовалось еще двадцать лет, для того, чтобы по всем этическим соображениям придать останки погибшего земле, с отданием всех необходимых воинских почестей.


