Форум Поисковых Движений

VI-Справочники ППС и пп => 70-Справочники ППС и полевых почт => 11п-Призывные команды, маршевые подразделения, эшелоны => Тема начата: МОРЗЕ от 19 Сентября 2009, 20:53:11



Название: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: МОРЗЕ от 19 Сентября 2009, 20:53:11
На Раевском кладбище установлены две гранитные плиты в память бойцам восемнадцатой воздушно-десантной бригады, 30 декабря 1941 года в районе станции Лосиноостровская взорвался эшелон №47045, который вез их на фронт.


(http://s02.radikal.ru/i175/0909/7d/fce8ec04e84f.jpg) (http://www.radikal.ru)

Выжить тогда удалось единицам. Умерших похоронили в общей могиле, на граните высекли фамилии тех, чьи имена удалось установить. На плитах отсутствуют инициалы, даты рождения, звания… только дата смерти - одна на всех.

http://www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/raevskoe-kladbische

погибло около 400 человек. Все они были захоронены на Раевском кладбище близ Яузы. Сейчас там находится мемориал. В документах тогда писали: "Погиб при катастрофе эшелона 47045 на ст. Лосиноостровская". Больше всего погибших было в 18 воздушно-десантной бригаде 8 воздушно-десантного корпуса.


***

На темных мраморных плитах высечены имена 396 человек. Против всех фамилий одна дата гибели – 30 декабря 1941 года

http://raevo.livejournal.com/

фото памятной плиты - одна плита - фамилии на букву "т"
две гранитные плиты в память бойцам восемнадцатой воздушно-десантной бригады.

полные списки увековеченных (чьи имена удалось установить)  можно запросить в офисе кладбища - координаты

http://www.rip.su/klad/detail.php?ID=341

Раевское кладбище
Адрес: 129273, Москва, Оленецкий пр., д. 2

Телефон: (495)474-24-19
позвонив или написав письмо.

на этом сайте обсуждение катастрофы

http://www.nordland.borda.ru/?1-0-0-00000201-000-40-0

 архив ЦАМО

142100 МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПОДОЛЬСК КИРОВА 74.


Информация ГУП Ритуал

Раевское кладбище расположено в Северо-Восточном административном округе. Площадь его составляет 2,92 га. Оно входит в состав Государственного унитарного предприятия «Ритуал».
Название свое получило от деревни Раево, расположенной на берегу реки Яузы. В 1682 году в деревне была возведена деревянная Покровская церковь. При Петре I в 1691 году Раево вместе с Медведково было пожаловано роду Нарышкиных. Во время войны 1812 г. деревянная церковь была сожжена. В 1860-м году имение приобретают Рихтеры и владеют им вплоть до Революции 1917 года.
Раевское кладбище было основано в 1900 году. В состав московских кладбищ вошло в 1960-м году. Постоянный архив по регистрации захороненных ведется с 1992 года.
На кладбище похоронены воины, павшие в боях за Родину во время войны 1941-1945 гг. Всего – 800 могил.
На Раевском кладбище установлены две гранитные плиты в память бойцам восемнадцатой воздушно-десантной бригады, 30 декабря 1941 года в районе станции Лосиноостровская взорвался эшелон №47045, который вез их на фронт. Выжить тогда удалось единицам. Умерших похоронили в общей могиле, на граните высекли фамилии тех, чьи имена удалось установить. На плитах отсутствуют инициалы, даты рождения, звания… только дата смерти - одна на всех.
На кладбище похоронен Герой Советского Союза, полковник, пограничник Н.Ф.Кайманов (1907-1972).


Материалы с сайта POBEDA.ru

...Морозным и ветреным утром   30  декабря 1941 -го года на окраине Дзержинского района взметнулся к небу рыжий султан. Поступило сообщение о взрывах и огненной лаве на железнодорожных путях станции  Лосиноостровская . Огромной силы взрывы сотрясали окрестности. Свист осколков, клубы дыма и море пламени, волны которого перекатывались с одного состава на другой... Весь узел забит вагонами с боеприпасами, военной техникой. В огненном кольце очутился санитарный поезд с ранеными. Вот что увидели прибывшие первыми представители Бабушкинской по жарной команды. На помощь им уже спешили караулы 1, 13, 14, 22, 23 и 35 ВПК. Вместе с личным составом двух пожарных поездов повели наступление. Тринадцать автонасосов и пятнадцать автоцистерн были стянуты в то место.
Создали три боевых участка, которые возглавили начальники: РУПО Ростокинского района Макаров, названной выше 35-й ВПЧ — Садовский и штаба пожаротушения УПО — Васильев.

Люди творили чудеса храбрости. Инструктор Бабушкинской части Г. В. Плакучее и его помощник А. А. Королев под градом осколков спасли от неминуемой гибели уже из полыхавших вагонов 18 раненых солдат. Отделение под руководством Н. А. Евсюкова откопало из-под обломков разрушенных домов нескольких жильцов.

На сотни метров вокруг разлетались осколки мин и снарядов. Горели и рушились здания на Ярославском шоссе. Зловещее зарево и дым могли стать хорошим ориентиром для фашистских летчиков. Нужно было быстрее укротить огонь. Бесперебойно работали насосы. Когда осколки выводили из строя рукавные линии, их тут же меняли. Даже в таких неимоверно сложных условиях проявляли много выдумки. На санки устанавливали бронированные щитки и под их прикрытием подбирались ближе к очагам. Шестнадцать часов длилось тушение пожара на станции Лосиноостровская. Опасность была вели ка. Сраженный осколком, погиб курсант Георгий Петров. Из его без жизненных, обмороженных рук подхватил ствол товарищ. На руках друзей умер смертельно раненный Самуил Ескин. Воентехник второго ранга Наум Садовский обеспечивал спасение солдат и командиров из санитарного поезда, он вел за собой бойцов. Садовский тоже погиб в этом сражении. Однако вагоны все же рассредоточили, пламя с них сбили...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1942 года Н. Садовский был награжден орденом Красной Звезды посмертно. Его имя навечно занесено в список личного состава 35-й ВПЧ столицы.

ТРАГЕДИЯ НА ЛОСИНООСТРОВСКОЙ

(По материалам газеты "Красная звезда". Роман ДЕМЕНТЬЕВ. Москва.)

Полными сведениями о происшествии на станции Лосиноостровская мы пока не располагаем. Но нашли человека, который может пролить свет на то событие далеких уже лет. Итак, слово капитану в отставке ИВИНУ Николаю Антоновичу: – Меня призвали на службу осенью 1941 года в Уральске. Вместе с группой ровесников, которым еще не исполнилось восемнадцать, и людьми постарше был направлен в 18-ю воздушно-десантную бригаду, формируемую на территории Саратовской области. Наш четвертый батальон располагался в селе Дьяковка (ныне Краснокутского района). Поначалу квартировали в семьях колхозников.
Затем оборудовали трехъярусные нары в местной церкви. Изучали парашют, стрелковое оружие, вместе с крестьянами убирали урожай.
В середине декабря нас погрузили в эшелон. На станции Ртищево впервые переодели в военную форму. Ехали в теплушках, с гармонью, песнями. Радовались нашей первой крупной победе под Москвой. 30 декабря 1941 года на рассвете эшелон остановился на одной из станций. Я успел прочитать название – Лосиноостровская.
Хотя покидать вагоны не разрешалось, спустился на полотно, чтобы набрать снега в чайник. Вернулся, сделал шаг к печке, и в этот момент раздался взрыв сокрушительной силы. Теплушку разнесло в щепки, меня, контуженного, выбросило на рельсы соседней колеи. Начал тушить гимнастерку на груди.
От поезда почти ничего не осталось. Видел погибших, раненых, но из-за потери слуха мало что слышал. Меня подхватили под руки женщины, прибежавшие со стороны дачных построек… А дальше были госпиталь в Воткинске, краткосрочные курсы артиллерийских техников, служба офицером в 910-м артполку 338-й стрелковой дивизии. Победу над Германией встретил в Кенигсберге, а над Японией – в Порт-Артуре.
Судьбе же было угодно, чтобы спустя годы после Победы я стал москвичом и получил квартиру в том самом районе, где в канун моего 18-летия жизнь могла оборваться. Узнал, что моих однополчан-десантников, погибших на Лосиноостровской, похоронили в братской могиле на Раевском кладбище, в то время сельском.
Со всеми воинскими почестями. Позднее там был сооружен мемориал. На темных мраморных плитах высечены имена 396 человек. Против всех фамилий одна дата гибели – 30 декабря 1941 года. В числе павших вдали от фронта — ребята, с которыми я учился в одной школе, гонял мяч во дворе… А о природе того трагического взрыва я до сих пор ничего не знаю.
От редакции. Если кто-либо из историков может дополнить рассказ ветерана войны документальными свидетельствами, «Красная звезда» предоставит такую возможность.

ВЫЖИВШИЙ В ЭШЕЛОНЕ N 47045
 (По материалам газеты "Труд", Кириченко Евгений спец. корр. "Труда")

22 июня - 66-я годовщина начала Великой Отечественной войны. В этот день каждый, кто не очерствел сердцем, обязательно помянет героев. Вспомним живых и мертвых. Тех, кого знаем по именам, и тех, кто остался Неизвестным солдатом. Давайте вместе помянем и бойцов 18-й воздушно-десантной бригады, история которой долгие годы была под грифом "Секретно". 30 декабря 1941 года на платформе Лосиноостровская взлетел на воздух эшелон N 47045, который вез их на фронт. Прямо в столице СССР, где находилась ставка Верховного Главнокомандования! Неудивительно, что выживших тут же объявили пропавшими без вести. А погибших - укрыли под могильным камнем без фамилий. Лишь теперь заговорил один из тех, кому тогда повезло.

 "ОДНОПРОЦЕНТНИКИ"

 С Николаем Антоновичем Ивиным мы встретились в госпитале ветеранов войны. Задрав пижаму, он показывает следы ожогов того взрыва.- Зажило, как на собаке, - шутит фронтовик. - А вот контузия чертова еще долго меня мучила...Николай Антонович достает небольшой альбом, который решил подарить внучке на день совершеннолетия.
- Смотри, это наш класс, - открывает он первую страницу. - Мы перед самой войной сфотографировались, словно знали, что никогда больше не увидимся. Я на снимке в папином пиджаке и рубашке. В них же 22 июня 1941 года пошел с одноклассниками в Уральский областной театр на пьесу Горького "Семья Ковровых". Посреди действия вышел режиссер и объявил: "Ребята, спектакля больше не будет. Началась война".
С кинувшимися в военкомат 17-летними пацанами даже не стали разговаривать. А 15 октября прибежала бабушка: "Коленька, тебе повестка!.."
- Мы отправились всей семьей на сборный пункт, - вспоминает Николай Антонович, - а там заливается плачем гармошка, разрывает душу...
И вот так, с гармошкой, их развели по вагонам, дали свисток и отправили в неизвестность. По дороге подсаживали новых отмобилизованных, почти все они были ровесниками Николая - 1923 года рождения.
1923-й - самый трагический год. Всех, кому "повезло" в том году родиться, после войны назовут "однопроцентниками". Только одному проценту из них суждено было дожить до Победы...

ДЕНЬ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ
- Мы стали 3-й ротой 4-го батальона 18-й воздушно-десантной бригады. Когда началось контрнаступление, нас решили перебросить под Москву. 30 декабря с эшелоном мы оказались на платформе Лосиноостровская, - подошел Ивин к самому главному. - Еще было темно. Лязгнули какие-то железяки, откуда-то из сумрака раздалась команда: "Из вагонов не выходить!" И в это время раздался жуткий удар. Все было как в немом кино: люди бегут, что-то кричат, кругом пламя, искореженные вагоны лезут друг на друга, на мне все горит, а я ползу по шпалам, сам не знаю куда. Спасли две женщины: они сбили пламя с моей шинели, подхватили за руки и поволокли в сторону. Красноармейская книжка и комсомольский билет, которые находились в карманах гимнастерки, сгорели дотла...
- Я попал в госпиталь, - Николаю Антоновичу временами трудно говорить. - Из нашего вагона я помню только одного Анатолия Смирнова из Иванова. Артистом был и очень хорошо пел. Через много лет его фамилию я увидел в списках погибших при катастрофе эшелона...
Ивин убежден: на Лосиноостровской произошла немецкая диверсия. Поезд, в котором не было ни одного патрона, громыхнул так, будто вез взрывчатку. К тому же сразу в нескольких местах. Выжить умудрились немногие. Вот только диверсантов в сердце столицы командованию не простили бы. Поэтому трагедию "эшелона N 47045" скрыли от всех.

СЫН "ШПИОНА"- Судьба оставила меня на свете, - размышляет Николай Антонович, - потому что я должен был жить вместо репрессированного отца. За папой пришли в ночь на 11 июня 1937 года. В тот день забрали всех, кто работал на мясокомбинате. Все они в одночасье оказались членами "шпионской" организации...
Репрессированного отца припоминали Ивину и на фронте. После госпиталя и 45 дней отпуска в родном Уральске Николай оказался в Самарканде в артиллерийской академии. А после нее младшим лейтенантом попал в 185-й запасной стрелковый полк 49-й армии Западного фронта.
Однажды на построении батареи комиссар достал из планшета бумагу: "Товарищи красноармейцы! Нам пришла депеша. Младший лейтенант Ивин, выйти из строя. Его отец - враг народа. Расстрелян 10 октября 1937 года. Просят обратить внимание на сына врага народа..."
Благо внезапно появился командир:
- Дивизион, слушай мою команду! Танки противника справа! Орудия - к бою!..
Артиллеристы разбежались по позициям.
- А ты вытри сопли, - обратился командир к Ивину, - и иди в блиндаж. Ты хорошо воюешь, и не слушай никого! Тоже мне, придумали - враг народа!

МЕСТО ВСТРЕЧИ
Спустя годы судьба вернула Ивина на то место, где когда-то подорвался эшелон с его бригадой. В 1953-м они с женой переехали к родственникам в Подмосковье, которое теперь стало Бабушкинским районом столицы - Николаю Анатольевичу в школе дали место историка.
Однажды с приятелями отправились прогуляться в парке, где наткнулись на огромную братскую могилу с обелиском под красной звездой. Подозвали кладбищенского сторожа. Спросили - не знаешь, кто тут лежит? Говорит - вроде летчики: "У них петлички голубые были. В сорок первом, мол, их эшелон взорвали на Лосиноостровской. Такой силы был взрыв, что цистерны до Ярославского шоссе по воздуху летели. По всей округе тела были разбросаны. Три дня мы не работали, все копали здесь ров, складывали туда то руки, то ноги. Ни одного целого не было..."
Ваня, - повернулся тогда Ивин к другу, - да ведь это же мои ребята здесь лежат. Это же он про наш эшелон взорванный говорит...
Долгие годы Ивин пытался установить имена всех, кто был тогда в эшелоне. Выяснилось, что многие из погибших на платформе Лосиноостровской десантников так и остались пропавшими без вести. Из остатков взорванной бригады сформировали 101-й стрелковый полк 35-й гвардейской дивизии и отправили под Сталинград. Обратно никто не вернулся.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Несколько лет назад, работая в Центральном архиве Минобороны, я наткнулся на карточку одного из десантников погибшей бригады. Вверху чернилами рукой писаря было помечено: "погиб при катастрофе эшелона N47045 30.12.1941 г." Высылать "похоронку" было некуда - адрес родственников неизвестен.
И таких "неизвестных" оказалось очень много. Когда удалось разыскать донесение о потерях 18-й воздушно-десантной бригады, в глаза бросилась размашистая резолюция какого-то генерала на титульной странице списка: "Потребовать объяснения, почему до сего времени не сообщалось. Наконец, почему получилось так, что на большинство людей нет абсолютно никаких данных, даже имени-отчества и года рождения. Объяснения потребовать к 20 мая для доклада Зам. Наркома. 1.5.42"
Объяснения требовать было не с кого. Все командование бригады лежало в братской могиле на Раевском кладбище. Без званий и фамилий. Они появились только спустя полвека. Благодаря Ивину Николаю Антоновичу, выжившему при взрыве и в огне сражений Великой Отечественной. Может быть, именно для этого и оставленному жить высшей силой.



Материал с сайта Управы Лосиноостровского района

Поэтесса Нина Кан, член Союза писателей России, автор семи поэтических сборников, один из которых посвящен Лосиике: "Лосиный Остров", М.,1994г.


Воспоминания военных лет
...Мы были готовы к самому худшему, но в первых числах декабря движение фашистских войск на Москву было приостановлено. Вроде бы и дышать стало легче... Занятия в школе возобновились. Хотя, конечно, первая военная зима была для москвичей самой трудной. А большая беда пришла под, Новый год. Стояли морозы до 30°. Утром в девятом часу я собиралась в школу, причесывалась в комнате перед зеркалом. И вдруг оказалась в кухне, в дальнем углу, отброшенная взрывной волной... Осыпались стекла, рамы были вывернуты, покорёжены, веранда разворочена. Вся посуда разбилась. Зеркало почему-то уцелело. И я только успела подумать: "Вот не приду в школу. Завтра расскажу: бомба упала на соседнем дворе, надо было ликвидировать последствия налета".
А когда пришла в себя и выглянула в разбитое окно, увидела: вся наша школьная дружина ПВО бежит по улице с носилками... В полутора километрах от нас на запасных путях стояли два состава: один санитарный поезд с бойцами с фронта, другой состав со снарядами для фронта. Снаряды стали взрываться — говорили о диверсии-Снаряды рвались с 9-ти утра до 2-х часов дня. Бойцы полураздетые, на костылях, кто как мог, выбирались из санитарного поезда, укрывались в соседнем лесу, в снегу, в жестокий мороз... Многие обморозились, не всех удалось спасти... Подлинный героизм проявили железнодорожники — два вагона с самыми крупнокалиберными фугас­ными бомбами были отцеплены, отведены со станции.


Воспоминания Игоря Георгиевича  Пономарева  " О времени и о себе"

http://www.bakupages.com/blg-list.php?blg_id=3&id=49466&cmm_id=276&usp_id=0

Мы ... так и жили в Лосинке, занимая одну комнатку в бывшей отцовской даче. Когда отец (Георгий Николаевич) купил эту дачу, я не помню, наверно, когда возглавлял Мосэнерго. Участок был , конечно, не шесть соток, а побольше, и дача была большая...
Началась война.
...немцы начали регулярно бомбить Москву...
На даче в саду я начал рыть бомбоубежище, так было предписано всем проживающим. Москву уже тогда немцы бомбили основательно, и с объявлением воздушной тревоги по репродуктору, все жильцы нашей дачи перебирались в бомбоубежища...
В декабре 1942 года на станции Лосиноостровская все 60 путей были забиты эвакуированными, беженцами, солдатами, эшелонами с оборудованием, военной техникой и боеприпасами. Проходя каждый раз через мост, проложенный над железнодорожными путями, я думал, что немцы доберутся до этой соблазнительной цели. И это случилось 31 декабря под Новый год.
Приехав домой с работы, я не узнал местности. Из 60 путей сохранилось только два около станции, ни вагонов ни паровозов , не было ничего. Копошились красноармейцы, разгребая завалы, и стаскивали убитых в ледники, которые находились вдоль путей, из них льдом набивали рефрижераторы. Мороз был около 40 градусов.
До нашей дачи было примерно полкилометра от железной дороги, и все дома были снесены взрывом. Одну террасу нашего дома снесло задним мостом от автомобиля, вторую развалило воздушной волной. Снесло так же избушку во дворе, в которой раньше, до революции, жил дворник с семьей.
Бревном, очевидно, миллиметров 500 в диаметре и длиной 5-6 метров, снесенным с соседней дачи, ударило в фундамент нашей. Крыша от этого вздыбилась кверху, окна все вылетели, потолки провалились, так как были из березовых метровых плах. Правая сторона улицы тоже была сметена, осталось всего два дома за нашим, т.к. они были дальше от железной дороги, где произошел взрыв. Как рассказывали, прилетал фашистский самолет и бомбил, а на путях стояли эшелоны с боеприпасами.
Когда я от станции добрался до нашей разрушенной дачи, в бомбоубежище собралось уже много народа. Топилась буржуйка, которую я установил еще осенью, на ней варилась похлебка. Было можно существовать в этом теплом подземелье, которое было где-то метров 6-6,5 в длину, 1,5 метра в ширину и 2 метра в высоту. И здесь пришлось жить...

************

ОКСАНА ИЩЕТ СВЕДЕНИЯ О БОЙЦЕ 1923 ГОДА РОЖДЕНИЯ

ТОЛСТОВ Александр Федорович

tolstova75@mail.ru

Если у вас, уважаемые форумчане, вдруг появится какая-то- информация о бойце, Будьте добры, отпишитесь в эту тему.
 СПАСИБО


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: МОРЗЕ от 19 Сентября 2009, 20:56:22
К ПЛАТУНОВУ ЕВГЕНИЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ.

Ваш алтайский тоже есть в обд

КИСТАНОВ ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ
1907 Г.Р.
уроженец села АЛТАЙСКОЕ
начальник клуба - политрук 18 адбр 8 дк

КНИГА ПАМЯТИ Книга памяти. г. Москва. Дополнительный том (2-19)

http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPMoskvaDopTom2-19/00000050.png



Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Платунов Евгений от 20 Сентября 2009, 13:37:55
Спасибо за информацию, уважаемая Анна Ахмедовна!

Василий Семенович записан в печатной Книге Памяти Алтайского края в списке с. Алтайского Алтайского района неточно - как погибший в бою рядовой (?) -

Фамилия   КИСТАНОВ
Имя   ВАСИЛИЙ
Отчество   СЕМЕНОВИЧ
Дата рождения   __.__.1907
Дата выбытия   30.12.1941
Название источника информации   Книга памяти. Алтайский край. Том 1 (стр. 196) -
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPAltKrTom1/00000197.png


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: МОРЗЕ от 20 Сентября 2009, 19:14:10
УВАЖАЕМЫЙ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, в КНИГЕ ПАМЯТИ АЛТАЯ я запись увидела только сейчас, по вашей ссылке. Думаю, не будут вносить дополнения в УЖЕ напечатанную Книгу, главное, что хотя бы вы знаете о том, что он начальник клуба и имеет отношение к бригаде.
А погиб при бомбежке эшелона- равносильно гибели воина в бою. Бой он и есть бой. Я как прочитала-что творилось там на станции,  поняла, да - бой... самый настоящий, кровавый... Алтайские воины смелые, знаю не понаслышке и этот принял смерть героически, я уверена.
Если вдруг когда-нибудь судьба вас сведет с семьей воина, передайте от меня поклон земной.


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Платунов Евгений от 20 Сентября 2009, 21:41:29
Уважаемая Анна Ахмедовна!

Я под неточностью в нашей КП имел ввиду исключительно воинское звание. А сама фамилия "Кистанов" не знаю почему, но кажется мне очень знакомой и ассоциируется со временами моей работы в пресс-службе крайвоенкомата. Сразу не могу вспомнить, но очень знакомая фамилия...


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Платунов Евгений от 20 Сентября 2009, 22:01:07
Нашел, откуда мне знакома эта фамилия и место захоронения!

http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=9226#p48577



Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: начкар@ от 28 Февраля 2012, 01:23:31
Там же, в тот же день бойцы 19 вдбр

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/001/058-0018001-0413/00000173.jpg&id=6222321&id=6222321&id1=c1f9c6cb9d823b2a53f8a8050cfd51db
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0977521-0343/00000189.jpg&id=67558745&id=67558745&id1=16b6580a9ad6c72875f5b9a5996f4b1d


врид командира 18 вдбр Иванин

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0011458-0558/00000004.jpg&id=77975508&id=77975508&id1=7aef862f43acdc9485a55fa4b4712d48


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: начкар@ от 28 Февраля 2012, 01:27:29
паспорт захоронения

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F2/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_004/0036/66_%D0%B3._%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0/00000808.JPG&id=261648973&id=261648973&id1=440180d88a7cb2aaa985785f8b6a3e3f

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F2/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_004/0036/66_%D0%B3._%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0/00000809.JPG&id=261648974&id=261648974&id1=538bd884212ee653e07fe1f06b64980f


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: начкар@ от 28 Февраля 2012, 01:35:21
списки погибших по 18 вдбр

(http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1402/00000002.JPG&id=52094126&id=52094126&id1=5e9beb3528c72a80e70ebd80b4886e1e)
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1402/00000002.JPG&id=52094126&id=52094126&id1=5e9beb3528c72a80e70ebd80b4886e1e

(http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1402/00000004.JPG&id=52094128&id=52094128&id1=aab2006d4c2534a9ddcf0be598688c6c)
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1402/00000004.JPG&id=52094128&id=52094128&id1=aab2006d4c2534a9ddcf0be598688c6c

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1402/00000005.JPG&id=52094129&id=52094129&id1=5a71eca7c3fab863c02517d039163fda

и так далее.. 261 человек.




Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 26 Марта 2012, 10:27:17
Всем пограничникам хорошо знаком этот московский район, который в годы Великой Отечественной войны он носил имя Бабушкина.

Война непосредственно коснулась Бабушкина в конце 1941 году на станции прогремел чудовищный силы взрыв. То ли в результате диверсии или бомбешки, то ли по чьей-то расхлябанности взорвался вагон с боеприпасами.
Известная диверсия в 1941 г. произошла вовсе не на станции Лосиноостровская а на станционных путях (фактический близи платформы "Институт Пути") в районе нынешней Ивовой улицы. Это я узнал совершенно недавно прочтя одну из районных газет.
Эта диверсия -одна из тайн за семью печатями минувшей войны. Материалы в печати об этом событии появились только после 1989 года. Жертвами стали множество солдат Советской армии. Они похоронены на Раевском кладбище в 500 метрах от метро "Бабушкинская"
Станция эта большая, ее разъездные пути протянулись, чуть ли не до самого Лося, там были военные составы, в том числе со снарядами, все взрывалось и горело... Взрывы на Лосиноостровской долго были слышны в ближайшей части Москвы, а вдоль полотна железной дороги стояли обгоревшие дачи.
Морозным и ветреным утром 30 декабря 1941-го года на окраине Дзержинского района взметнулся к небу рыжий султан. Поступило сообщение о < взрывах > и огненной лаве на железнодорожных путях станции < Лосиноостровская >. Огромной силы < взрывы > сотрясали окрестности. Свист осколков, клубы дыма и море пламени, волны которого перекатывались с одного состава на другой... Весь узел забит вагонами с боеприпасами, военной техникой. В огненном кольце очутился санитарный поезд с ранеными. Вот что увидели прибывшие первыми представители Бабушкинской пожарной команды. На помощь им уже спешили караулы 1, 13, 14, 22, 23 и 35 ВПК. Вместе с личным составом двух пожарных поездов повели наступление. Тринадцать автонасосов и пятнадцать автоцистерн были стянуты в то место.
Создали три боевых участка, которые возглавили начальники: РУПО Ростокинского района Макаров, названной выше 35-й ВПЧ — Садовский и штаба пожаротушения УПО — Васильев. Люди творили чудеса храбрости. Инструктор Бабушкинской части Г. В. Плакучее и его помощник А. А. Королев под градом осколков спасли от неминуемой гибели уже из полыхавших вагонов 18 раненых солдат. Отделение под руководством Н. А. Евсюкова откопало из-под обломков разрушенных домов нескольких жильцов.
На сотни метров вокруг разлетались осколки мин и снарядов. Горели и рушились здания на Ярославском шоссе. Зловещее зарево и на Ярославском шоссе дым могли стать хорошим ориентиром для фашистских летчиков. Нужно было быстрее укротить огонь. Бесперебойно работали насосы. Когда осколки выводили из строя рукавные линии, их тут же меняли. Даже в таких неимоверно сложных условиях проявляли много выдумки. На санки устанавливали бронированные щитки и под их прикрытием подбирались ближе к очагам. Шестнадцать часов длилось тушение пожара на станции  Лосиноостровская . Опасность была велика. Сраженный осколком, погиб курсант Георгий Петров. Из его без жизненных, обмороженных рук подхватил ствол товарищ. На руках друзей умер смертельно раненный Самуил Ескин. Воентехник второго ранга Наум Садовский обеспечивал спасение солдат и командиров из санитарного поезда, он вел за собой бойцов. Садовский тоже погиб в этом сражении. Однако вагоны все же рассредоточили, пламя с них сбили... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1942 года Н. Садовский был награжден орденом Красной Звезды посмертно. Его имя навечно занесено в список личного состава 35-й ВПЧ столицы.
в 1960 году в черту города вошла значительная часть Лосиного острова, где на опушке близ Ярославского шоссе прячется таинственная бывшая мыза Раево, по-прежнему принадлежащая военному ведомству. И всего четверть века назад здесь прогремел взрыв. Содрогнулись маленькие (ныне исчезнувшие) дачки на улице Вешних вод, в новых домах, расположенных за два километра от Раева, зазвенели стекла. Лязгнули буферами вагоны на сортирочных горках станции Лосиноостровская. Грохот был слышен на десять километров вокруг.
Так ли уж хорошо защищена Москва от своих собственных, российских снарядов? http://www.babylon-realty.ru/info/k2d152_2.htm

С материалами каждый желающий может ознакомиться в сети по адресу: Взрыв на станции "Лосиноостровская" в 1941 году. wap.nordland.borda.ru/?1-0-0-000002...

Каждый раз встречая различного рода рассуждения об этой трагедии я пытался найти в документах какой-либо след о ней. Встречал даже упоминания о том, что якобы лично И.В.Сталин приказал - засекреть от москвичей настоящую правду об этом взрыве.

Однако, совершенно случайно, работая с архивными документами в Российском государственном военном архиве (РГВА) в фонде 38719 опись 1 деле 1 на листах 67-70 в подлиннике в Докладе старшего лейтенанта Скоробогатько командира 7 роты 3-го батальона 2-го мотострелкового полка ОМСБОН НКВД от 04 марта 1942 года «О боевой деятельности по выполнению боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками за время с 28.11.41 г. по 2.1.2.41 г.» я нашел ответ на «тайны взрыва на Лосиноостровской»

Справка: Командир 3 боевой группы 7-го Отряда Особого Назначения 1-й Бригады войск Особой Группы НКВД СССР (впоследствии 1-й мсп ОМСБОН НКВД СССР) старший лейтенант Скоробогатько Семен Евдокимович 1907 года рождения, украинец, из крестьян, образование среднее окончил 2-ю Объединенную пограничную школу (г.Харьков), до назначения в бригаду спецназа слушатель Высшей пограничной школы НКВД СССР.
В самом завершении своего доклада он написал следующее: «29.12.41 г. во время взрывов воинских эшелонов с боеприпасами на станции Лосиноостровская, перед ротой была поставлена задач: выйти к месту происшествия, обеспечить охрану места происшествия и оказывать помощь раненным бойцам. При прибытии на место взрыва рота организовала охрану вагонов с государственным имуществом и приняты меры к ликвидации пожара отдельных вагонов с имуществом и снаряжением. Бойцами роты были потушены три горящих вагона с имуществом и вынесено 32 трупа. Оказание медицинской помощи раненным было организовано работниками санчасти ОМСБОН. Рота работала в составе 52 чел. с 8.00 до 17.00 29.12.41 г.
5.3.42 г. Командир 7 роты 2-го мсп ОМБОН НКВД старший лейтенант Скоробогатько. (подпись, подлинник).
(РГВА ф.38719 оп.1 д.1 лл.67-70, подлинник).
Спасибо тебе большое и поклон наш тебе дорогой офицер-пограничник Скоробогатько Семен Евдокимович за твой подвиг и труд, благодаря которому мы сегодня нашли ответ на нераскрытую тайну прошлой войны.
Такая обыкновенная для войны история, поросшая небылицами многие годы передавалась из уст в уста о якобы сотнях погибших десантниках и раненных из санпоезда в декабре 1941 года на станции Лосиноостровской под Москвой, потому что архивные документы были запрятаны за «семью замками», а герои тех дней уж канули в лета. Открывая многие архивные дела - я как исследовать, сразу видел, кто и когда до меня читал эти документы. Зачастую удивлялся, что многие дела из фондов об истории ни только частей, но и целых соединений войск НКВД до настоящего времени никто не читал. Я задавал себе вопрос: «А на основании каких документов до настоящего времени были написаны сотни монографий и книг?». Ни поэтому ли мы и сегодня делаем открытия, которые должны были быть сделаны, задолго до нас, намного раньше, когда были живы еще герои этих историй!
Александр Слободянюк


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 26 Марта 2012, 11:11:16
Уважаемый Александр Ануфриевич!
О взрыве на Лосиноостровской писалось много (достаточно в Интрнете поискать), но всё - без какой-либо опоры на реальные документы, а только по рассказам, слухам и домыслам авторов и их близких и знакомых...
Наконец-то нашёлся хотя бы один - надеюсь, что "пока один"! - документ об этом! Огромное Вам спасибо и успехов в дальнейших поисках!
С уважением - К.Б,Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 26 Марта 2012, 11:43:54
Уважаемый Александр Ануфриевич!
О взрыве на Лосиноостровской писалось много (достаточно в Интрнете поискать), но всё - без какой-либо опоры на реальные документы, а только по рассказам, слухам и домыслам авторов и их близких и знакомых...
Наконец-то нашёлся хотя бы один - надеюсь, что "пока один"! - документ об этом! Огромное Вам спасибо и успехов в дальнейших поисках!
С уважением - К.Б,Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович спасибо!
Очень уж не хотелось бы, чтобы информационный вакуум в отношении этого трагического события использовался, мягко говоря, для развертывания пропагандистской акции явно понятной направленности и очернения всего и вся о событиях зимой 1941 года под Москвой и в самой столице нашей Родины. Как бы там ни было, подвиг совершенный в те дни никому не удастся придать забвению!
С уважением Александр Слободянюк


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 27 Марта 2012, 06:49:10
Согласно официальным данным по 18-й Воздушно-десантной бригаде от 27 апреля 1942 года №0249 за подписью - за НШ майор Кочетков и опубликованных в ОБД в список безвозвратных потерь по форме 2-а за 30 декабря 191 года включен 265 чел с указанием причины смерти - погиб при катастрофе эшелона №47045 30.12.1941 года на станции Лосиноостровская г. Бабушкин Московской области.
Судя потому, что по христианским обычаям до заката солнца в день гибели не хоронят, то скорее всего личный состав 18-й ВДБр во главе со своим временным командиром подполковником Иваниным Иваном Федоровичем действительно погибли 29 декабря 1941 года. Вскоре на базе личного состава этой бригады был сформирован один из стрелковых полков 35-й гвардейской стрелковой дивизии, отличившейся в Сталинградской битве.
О какой катастрофе идет речь. Если люди погибли под вражескими бомбами, то их должны были отнести к боевым потерям. Если катастрофа, то какая - столкнулись два состава с боеприпасами, это одно. А если эшелон был подорван диверсантами, совершенно другое. Тогда опять должно быть, что потери боевые. Может быть взорвались боеприпасы из носимого, возимого боекомплектов части, находившихся в эшелоне. Здесь конечно катастрофа. Действительно совсем запутанная история. Надо ждать, что где-то в архивах ждут своего часа новые документы, которые прольют свет на события трагических последних дней 1941 года.
Александр Слободянюк


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Sobkor от 27 Марта 2012, 06:59:05
Надо искать в ЦАМО на сей счёт документы документы ВОСО Московского узла...


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Кац Владислав Иосифович от 06 Декабря 2012, 17:02:42
Интересно, как  гитлеровские сми комментировали случившееся на Лосиноостровской?


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: начкар@ от 07 Августа 2013, 12:26:07

... Воентехник второго ранга Наум Садовский обеспечивал спасение солдат и командиров из санитарного поезда, он вел за собой бойцов. Садовский тоже погиб в этом сражении...


Не погиб, тяжело ранен, доставлен в Москву в НИИ им. Н. В. Склифосовского, но ранения были смертельными..

Номер записи    550639308
Фамилия   Садовский
Имя   Наум
Отчество   Яковлевич
Последнее место службы   35 ГВК
Воинское звание   красноармеец
Причина выбытия   умер от ран
Источники информации   ЦАМО
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818883-0684/00000173.JPG&id=50596804&id=50596804&id1=c28b789bc36698378c59cf016d59dda5

Номер записи    52581174
Фамилия   Садовский
Имя   Наум
Отчество   Яковлевич
Дата рождения   __.__.1910
Последнее место службы   ЗФ 35 гор. воен. команда
Причина выбытия   умер от ран
Дата выбытия   30.12.1941
Название источника информации   ЦАМО
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0818883-1977/00000078.jpg&id=52548758&id=52548758&id1=36806bde73794b6612646cbb396c0e5d

Кремирован.

Номер записи    271043806
Фамилия   Садовский
Имя   Наум
Отчество   Яковлевич
Дата рождения   __.__.1911
Дата выбытия   30.12.1941
Источники информации   Захоронения
Страна захоронения   Россия
Регион захоронения   Москва
Место захоронения   г. Москва, ул. Орджоникидзе, 4, филиал Московского крематория
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F2/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_004/0036/66_%D0%B3._%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0/00001582.PNG&id=269043802&id=269043802&id1=16769ba88086341cad816502b592f96a

Номер записи    407413434
Фамилия   САДОВСКИЙ
Имя   Наум
Отчество   Яковлевич
Дата рождения   __.__.1911
Дата выбытия   30.12.1941
Название источника информации   Книга памяти. Москва. Том 16
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPMoskvaTom16/00000292.png&id=407413401&id=407413401&id1=1476e4f68b65bbd851b51a4743ad62a8


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Татьяна Калябина от 05 Декабря 2015, 13:51:02
     Некоторые подробности о взврыве  эшелона с десантниками на Лосино-Островской можно найти на ОБД №59180798, стр. 18-20/44.

(https://file-up.net/big_073ad81b64e66aed4120151205124638.jpg)

(https://file-up.net/big_c825942a28eb65cd8020151205124839.jpg)

(https://file-up.net/big_c2a4703041e8d3344f20151205124927.jpg)

                                                                                (информация от Геннадия Васильевича Болдинского)


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 05 Декабря 2015, 14:12:12
Уважаемая Татьяна!
Благодарю Вас и уважаемого Геннадияч Васильевича за новые подробности "Лосиноостровской катастрофы"!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Татьяна Калябина от 05 Декабря 2015, 19:39:46
http://www.geni.com/discussions/146692

http://nayarike.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=918

http://zastupnica.ru/index.php/nash-rajon/sovremennost/49-otkrytie-memorialnoj-doski-na-stantsii-losinoostrovskoj



Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: Татьяна Калябина от 10 Декабря 2015, 19:15:19
                                             Версия Геннадия Васильевича Болдинского:                 

       Предновогодние взрывы слышала вся столица. Возможно, именно о них  что-то сообщило берлинское радио, а у нас появилось опровержение в утреннем сообщении "От Советского Информбюро" 2 января 1942 года:

                      "Гитлеровская брехня о налётах немецкой авиации на Москву"

        "Немецкое командование завело манеру публиковать лживые сообщения о якобы успешных действиях немецкой авиации на Востоке. Особенно рьяно упражняется в этом берлинское радио с тех пор, как гитлеровская армия терпит одну неудачу за другой на советско-германском фронте. Так, например, 28 декабря немцы сообщили по радио о том, что их "самолёты продолжают бомбардировку Москвы". 31 декабря гитлеровцы оповестили по радио: "Вчера соединения германской авиации совершили несколько налётов на Москву".
        Гитлеровские пустобрехи подобными сводками ставят себя в глупое и смешное положение, ибо в указанные дни ни больших, ни малых "соединений германской авиации" над Москвой не появлялось, как их и вообще не появлялось за последние недели. 30 декабря 2 немецких самолёта подходили к столице, но были обращены в бегство после первых же выстрелов советской зенитной артиллерии.
        Своей брехнёй о несуществующих соединениях немецкой авиации гитлеровцы продолжают одурачивать немецких обывателей, скрывая свои поражения на советско-германском фронте".

        Опубликовано в газете "Красная Звезда" 3 января 1942 года, №2(5066), и в http://www.victoryan.ru/

       Для справки: по публикациям в той же газете, авиационные налёты на Москву продолжались и после разгрома немцев под Москвой, например, в марте 1942 года ...


                           (https://d.radikal.ru/d12/2005/5b/24aa75a76744.jpg) (https://radikal.ru)

                             (https://b.radikal.ru/b29/2005/39/2dbab07e4371.jpg) (https://radikal.ru)

                  Карты: "Поражения объектов Москвы, вызванные немецкими авианалетами с 21.07.1941 по 05.04.1942 г." из атласа "Москва. 1941-1945".
                  Ростокино, это одна из частей (платформа на 3-м пути) узловой ж/д станции Лосиноостровская.

   По очагам бомбёжек на карте видно, что в большинстве случаев бомбили прицельно (отличная оптика, да и знаменитая маскировка оказалось почти бесполезной).
"Интенсивные бомбёжки советской столицы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943 года. Согласно советским данным, опубликованным после войны, всего во время налётов на Москву погибло более двух тысяч человек, число раненых было примерно в три раза большим; было повреждено или разрушено 5584 жилых здания".

                Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/karta-nemeckih-bombardirovok-moskvi/6381850

                Неофициальное подтверждение бомбёжки Москвы 30.09.1941 см. на
                                          http://gavrilovart.ru/moscowbombing

                Дневник дежурств при воздушных тревогах Маргариты Ивановны Поповой.


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 10 Декабря 2015, 19:33:01
Уважаемая Татьяна!
Данная версия Г.В.Болдинского несостоятельна хотя бы потому, что советская сторона в ней опровергает то, что на самом деле должна была всячески поддерживать - версию о взрывах на станции Лосинооостровская в результате единственного возможного в то время в том месте воздействия противника - воздушной бомбардировки.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 20 Января 2017, 19:41:27
Уважаемые коллеги!
Сегодня специально работал в ГАРФе с документами Ярославской железной дороги за период войны, чтобы понять масштабы разрушений, каковые должны были быть, судя по имеющимся в Сети публикациям, на станции Лосиноостровская в результате событий ночи 30.12.1941. Результат - первоначально обескураживающий, ибо, согласно архивным документам, никаких разрушений на Лосиноостровской (она же в документах - Лосиная) за всю войну практически не было!
Кроме одного-единственного: имелись повреждения кровли крыши и кирпичной кладки тамошнего здания поста электрической подстанции Отдела Электрификации Ярославской железной дороги (общая площадь здания - 137 кв.м). "Степень разрушения" была определена в 5,2%, а стоимость причинённого зданию ущерба – в 650 рублей. И всё.
Выше я написал - "первоначально обескураживающая". Именно "первоначально" - на фоне всего ранее прочитанного в Сети. Ибо не может не возникнуть вопрос: а не была ли сама катастрофа 30.12.1941 на станции Лосиноостровская гораздо менее значительной, чем это видится авторам многих Интернет-публикаций о ней спустя многие десятилетия?..
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 03 Февраля 2018, 18:32:09
Уважаемые коллеги!
Сегодня тема "Катастрофы на Лосиноостровской" была поднята здесь - http://soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=42699 . Про неё там написано следующее - цитирую:

"30.12.1941 г. при передислокации частей 8 вдк к месту новой дислокации в г. Щелково Ярославской ж. д. эшелон № 47045 с частями 218 и 219 вдб совершил незапланированную остановку на ст. Лосиноостровская и был поставлен рядом с эшелоном с боеприпасами. Через 4-5 минут после остановки (в 8 ч. 26 мин.) произошел 1-й сильный взрыв в эшелоне с боеприпасами, вскоре произошел 2-й большой силы взрыв с последующими отдельными мелкими взрывами. В результате катастрофы, по предварительным данным, убито и ранено около 622 чел.
Точное количество погибших при катастрофе подсчитать по трупам не представлялось возможным, т. к. большинство трупов погибших сгорело или разорваны на мелкие части силой взрыва. В 18 вдб из общего количества 851 чел., находившихся в составе эшелона, собрано в районе новой дислокации 351 чел. Не исключалась возможность, что часть оставшихся в живых находится в близлежащих деревнях от ст. Лосиноостровская и в г. Москва. В результате катастрофы по 218 вдб образовался некомплект по рядовому и младшему начальствующему составу 691 чел., по старшему и среднему нач. составу 156 чел.
По первоначальным данным потери при катастрофе составили:
18 вдб: убито 270 чел., ранено 230 чел., всего 500 чел.
19 вдб: убито 4 чел., ранено 18 чел., всего 22 чел.
Итого: убиты 274 чел., ранено 248 чел., всего 522 чел.
Среди погибших:
Врид командира 18 вдб подполковник Иванин Иван Федорович
Военный комиссар 18 вдб, старший батальонный комиссар Зазимко Михаил Владимирович
Начальник строевого отделения штаба 18 вдб политрук Савченков Алексей Петрович
Начальник ОО НКВД 18 вдб Корчагин
Бригадный врач 18 вдб военврач 2 ранга Трескина Екатерина
и ряд других командиров и политработников. Потери относятся, в основном, к 4 батальону, роте связи, отдельной разведроте 18 вдб".

Как видите, есть новые подробности произошедшего, но ссылок на источники этой информации ни приведено, увы, никаких...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 07 Августа 2018, 17:14:46
Уважаемые коллеги!
Пока наш Форум был "вне строя", миновали два традиционных "профессиональных" праздника начала августа - День ВДВ (2-го числа) и День железнодорожника (5-го). Оба они имеют отношение к этой, давней теме нашего Форума.
Ко Дню Десантника мной было подготовлено документальное исследование
"Катастрофа железнодорожного эшелона № 47045 на станции Лосиноостровская 30 декабря 1941 года: исторические факты вместо дилетантских домыслов, религиозной мистики и журналистских «страшилок»". Ко 2 августа его текст был размещён мной отдельными темами на двух форумах Рунета:
- на Международном Военном Форуме -
http://imf.forum24.ru/?1-1-0-00000118-000-0-0-1533475274 и
- на форуме Поискового движения России - http://forum.rf-poisk.ru/viewtopic.php?f=5&t=634
Администрацией вот этого, профильного "железнодорожного" форума Рунета -
http://www.noorderlingen.org - данная моя публикация была признана "самым полным исследованием трагического события на Лосиноостровской". "Он был бы отличным дополнением к страницам об этой станции. Будем рады, если Вы сочтёте возможным предоставить его нам для публикации у нас на сайте", - написали мне "Северяне", и я выслал им как полный вариант текста исследования, так и подготовленные мной для него иллюстрации. В День Железнодорожника "Северяне" разместили этот иллюстрированный материал целиком на отдельной странице своего сайта - http://www.noorderlingen.org/pages/60008.htm , куда я и приглашаю всех заинтересовавшихся этой темой.   
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 30 Декабря 2019, 14:29:47
Уважаемые коллеги!
Сегодня - очередная, 78-я годовщина трагедии 30.12.1941 на подмосковной станции Лосиноостровская...
Вечная Память всем погибшим в ней!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 03 Апреля 2020, 11:31:31
Уважаемые коллеги!
Получил электронное письмо от внука одного из выживших в той катастрофе. В нём, в частности, написано - по памяти, по рассказу деда в 1971 году:

" ... Дивизия была сформирована в Саратовской области , перед новым годом ее направили на фронт, ехали по железной дороге, в составе двух эшелонов. Прибыли на узловую станцию, где скопилось 17 эшелонов различного назначения: с солдатами, с боеприпасами,с ранеными и т.д. Дедушка находился в первом эшелоне, по должности был начальник продовольственного снабжения дивизиона. Остановка, по времени, была короткая. Необходимо было быстро оформить железнодорожные документы.Выходить из вагонов на станции личному составу было запрещено, но некоторые солдаты выпрыгнули из вагонов, что в дальнейшем спасло им жизнь. Дедушка находился в здании станции когда раздались сильные взрывы и рев двигателей немецкой авиации, начался страшный ад.Выбежав из здания увидел ужасающую картину; все горело, изогнутые рельсы и страшные крики живых, раненых и умирающих разорванных людей...Погибло много людей. В живых вместе с ранеными, из бригады, насчитали около 700 человек. Бригаду направили на переформирование в Щелково. ...".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий


Название: Re: Катастрофа эшелона № 47045 в р-не ст. Лосиноостровская 30.12.1941 г.
Отправлено: 444 иптап от 12 Января 2021, 01:43:36
(https://a.radikal.ru/a25/2101/c9/66d0b8c1d106.jpg)
https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/-15546441?backurl=%2F%3Fmode%3Dsobor%26find%3DЗазимко%20Михаил%20Владимирович
ЗАЗИМКО Михаил Владимирович (29.10.1913-30.12.1941), старший лейтенант, бригадный инженер 18-й воздушно-десантной бригады.
Погиб 30 декабря 1941 года при катастрофе эшелона № 47045: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51732101
Учётно-послужная картотека офицерского состава
ID 70012795014
Фамилия Зазимко
Имя Михаил
Отчество Владимирович
Дата рождения/Возраст 29.10.1913
Место рождения Украинская ССР, Черниговская обл., Бобровицкий р-н, с. Бобровицы
Дата и место призыва __.11.1935
Место службы 18 вдбр
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия Погиб
Дата выбытия 04.06.1942 30.12.1941
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 68
Номер ящика 13
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70012795014