Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Из истории Борисоглебского военного авиационного училища...  (Прочитано 6387 раз)

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
   

В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование "2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота". Сокращенно ее стали называть "2-я ВШЛ КВФ".

 Первым начальником школы был назначен опытный летчик В. М. Ремезюк, окончивший летную школу еще в 1916 году в Севастополе. Во время Октябрьской революции он встал на сторону большевиков и участвовал в подавлении мятежа татарского курултая в Крыму. В начале 1918 года Ремезюк был начальником авиации Крыма, затем командовал отрядом воздушных кораблей "Илья Муромец".

Военным комиссаром 2-й ВШЛ был Ф. И. Шатов, кадровый политработник, работавший ранее в учебном отделе Главвоздухофлота.  Через полгода Шатов уже заканчивал программу летного обучения и в конце 1923 года был отозван в Москву в распоряжение военного комиссара вузов Красного Воздушного Флота (КВФ).

 Первым помощником начальника школы по учебно-летной части был К. Ф. Капустян, бывший офицер старой армии, окончивший Севастопольскую летную школу еще в 1912 году. Там же он работал инструктором и начальником учебно-летной части. В 1922 году участвовал в формировании авиационной школы стрельбы и бомбометания в Серпухове и некоторе время был ее начальником.

5 января 1923 года В. М. Ремезюк, Ф. И. Шатов и К. Ф. Капустян приступили к формированию 2-й ВШЛ.

 29 марта 1923 года начальник военно-учебных заведений Красного Воздушного Флота СССР отдал приказ о переводе формируемой школы летчиков к постоянному месту базирования. С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск. В то время в школе насчитывалось 118 человек, к концу апреля добавилось 45 курсантов из Егорьевской теоретической школы, в том числе и В. П. Чкалов, прибыл командный и летный состав.

 26 октября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов.  Первые выпускники - Константин Дадонов, Сергей Демехин, Василий Кузнецов, Георгий Макарский, Леонид Максимов, Алексей Маркович, Николай Новиков, Петр Пумпур, Федор Уваров, Валерий Чкалов.

На 1 ноября 1923 года в школе уже было 129 курсантов. 7 декабря состоялся второй выпуск - 9 курсантов.

В 1924 году школа сделала 8 выпусков и подготовила 92 летчика, из них 75 направила в Московскую первую высшую школу красвоенлетов и 17 - в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.

 Многие выпускники 2-й военной школы летчиков 1923-1925 годов стали впоследствии выдающимися авиаторами, генералами, Героями Советского Союза. В их числе С. К. Горюнов, П. И. Пумпур, Е. С. Птухин, А. Б. Юмашев, Э. Г. Шахт. Крупными авиационными специалистами стали Ф. Арженухин, А. Борман, М. Вахрушев, П. Гроховский, Н. Момот, П. Федрови, а также летчики- испытатели Н. Кастанаев, В. Степанченок, А. Торговкин, Ф. Уваров и другие.

 Весной 1936 года в Борисоглебске  была построена 37- метровая парашютная вышка. На ней стали проходить предварительную подготовку все курсанты и молодежь города, занимавшаяся в кружках парашютистов.

15 июля 1933 года ЦИК СССР постановил вручить школе Почетное революционное Красное знамя. На основании постановления ЦИК СССР и приказа РВС о награждении школа стала называться "2-я Краснознаменная военная школа летчиков имени Осоавиахима" /ЦГАСА, ф. 34273, оп. 1, ед. хр. 103, л. 390/

С мая 1935 по июнь 1937 года начальником летной школы был комбриг Я. В. Сорокин. Выпускники Борисоглебской школы П. В. Рычагов, В. С. Хользунов, Э. Г. Шахт и другие были в рядах первых добровольцев, выехавших в августе 1936 года в Испанию на защиту республики. Рычагов и Шахт были удостоены звания Героя Советского Союза в декабре 1936 года, а Хользунов 27 июня 1937 года. Вскоре после возвращения из Испании Рычагов уехал добровольцем в Китай. На Мадридский фронт в качестве авиационного советника прибыл комбриг Е. С. Птухин и одновременно стал командовать советскими истребителями. Республиканское правительство присвоило ему звание генерала. После возвращения из Испании Птухин стал генерал-лейтенантом авиации, командовал ВВС Ленинградского военного округа, руководил воздушными операциями во время войны с Финляндией. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

За героические подвиги в Испании был удостоены звания Героя Советского Союза Николай Герасимов, А. И. Гусев, П. И. Пумпур. Как герои погибли на испанской земле, выполняя интернациональный долг, Михаил Катыхов, Герой Советского Союза Константин Колесников, Павел Петров, Иван Павлов и другие. За героизм в испанском небе 32 летчика были удостоены звания Героя Советского Союза, девять из них начинали свою летную биографию в Борисоглебской школе.

В боях под Халхин-Голом отличились многие борисоглебцы. В. И. Артамонов, М. Ф. Бурмистров, А. П. Пьянков, Е. Н. Степанов стали Героями Советского Союза. Позже, в период Великой Отечественной войны, они также стали Героями Советского Союза.
15 декабря 1938 года в Москве во время испытательного полета на самолете И-180 трагически погиб выпускник Борисоглебской школы Валерий Павлович Чкалов. 28 декабря 1938 года согласно приказу наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова имя В. П. Чкалова было присвоено Борисоглебской авиационной школе ("Борисоглебская Краснознаменная военная авиационная школа имени В. П. Чкалова").
 
 В мае 1940 года начальником школы стал Герой Советского Союза полковник Е. Г. Туренко, имевший за плечами боевой опыт советско-финляндской войны.
 
В 1941 году (директива Генштаба от 26 июня 1941 года) в город была передислоцирована Херсонская военная школа автопилотов.
 
Количество курсантов в школе к концу 1941 года достигло 3803 человек.

 С первых дней Великой Отечественной войны на Борисоглебскую авиационную школу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию перелетавших на фронт авиачастей. На школьные аэродромы садились и самолеты перебазировавшихся на восток военных школ из Харькова, Чугуева, Воронежа, Кременчуга и других городов. Борисоглебский аэроузел обслужил во второй половине 1941 года 2242 самолета, а всего за годы войны было обслужено около 16 тысяч самолетов.

На базе материальной части и средств школы были сформированы два авиационных истребительных полка и эскадрилья (по приказу НКО от 20 августа 1941 года авиаполки создавались двухэскадрильного состава). Командирами авиаполков стали бывшие командиры эскадрилий капитаны П. Н. Новицкий и Г. С. Боровский, военкомами - батальонные комиссары Г. С. Гречихин и К. Т. Харламенко. В ноябре 1941 года сформированные полки убыли на фронт. Всего в 1941 году школа отправила на фронт 89 летчиков, 49 техников и 22 командира других специальностей.  Для обеспечения всеми видами довольствия вновь создаваемых авиационных частей в Борисоглебске было сформировано 3 батальона аэродромного обслуживания, которые убыли на фронт вместе с истребительными полками.

В Борисоглебской школе передавали свой опыт и летчики-фронтовики, попадавшие в Борисоглебск на короткое время, - летчики перелетавших или формироуемых авиационных полков. Побывал в Борисоглебске полсе ранения осенью 1941 года и будущий Герой Советского Союза В. А. Середин. На его счету было уже несколько сбитых фашистских самолетов, и опыт фронтовика очень пригодился курсантам и летчикам школы. Много полезных советов дал приехавший в Борисоглебск выпускник школы лейтенант М. Н. Карабанов. Широкую известность получило имя выпускника школы Виктора Талалихина, удостоенного звания Героя Советского Союза в боях под Москвой (погиб 27 октября 1941 года).

В связи с приближением фронта и начавшимися налетами на Борисоглебск поступил приказ командующего ВВС Приволжского военного округа о немедленном перебазировании школы на Урал, в город Троицк. Перебазирование началось 9 июля 1942 года.
С освобождением в зимой 1942-43 гг. захваченных врагом территорий у борисоглебцев появилась надежда вернуться в свой город. С 10 июня по 6 июля из Троицка в Борисоглебск было отправлено 5 летных и 12 железнодорожных составов. В Борисоглебске школа разместилась на пяти полевых аэродромах.

Воспитанники Борисоглебской авиашколы вписали немало героических страниц в историю Великой Отечественной войны. Например, в конце июля 1945 года в город Борисоглебск прибыла делегация из истребительного авиационного полка, преобразованного в 147-й гвардейский иап. Этот полк был сформирован полностью из личного состава школы. Делегацию возглавлял выпускник школы командир эскадрильи Герой Советского Союза майор В. С. Комаров (удостоен звания Героя в октябре 1943 года). За годы войны летчики полка совершили 2091 боевой вылет и в 177 воздушных боях сбили 107 самолетов противника. В ночных воздушных боях гвардейцы уничтожили 15 самолетов врага. За героические подвиги 5 летчиков полка были удостоены звания Героя Советского Союза.

Защищая Родину, немало героических подвигов совершили воспитанники Борисоглебской школы летчиков. Многие из них командовали авиационными соединениями. Так, только в 16-й воздушной армии командирами дивизий были воспитанники школы Герои Советского Союза А. Н. Витрук, И. М. Дзусов, Е. Е. Ерлыкин, Г. О. Комаров, А. В. Утин, А. Б. Юмашев, генералы И. И. Иванов, К. Д. Орлов.

В первое, самое тяжелое полугодие войны подвиг Н. Ф. Гастелло повторили многие выпускники Борисоглебской летной школы. Документально известно, что 19 ее воспитанников во время войны совершили тараны. Среди них С. М. Алешин (посмертно Герой Сов. Союза), Ф. В. Атрашкевич, К. А. Длужницкий, В. Н. Каштанкин (посмертно Герой Сов. Союза), С. А. Кибирин, Г. М. Киселев, В. Е. Ковалев (посмертно Герой Сов. Союза), К. П. Коробейников, Н. А. Кулигин, А. З. Небольсин, В. С. Петров, А. Г. Рогов (посмертно Герой Сов. Союза), И. И. Рудаков, В. Д. Служеникин, М. А. Хорев, В. А. Шиманский, В. А. Ширяев (посмертно Герой Сов. Союза), В. В. Яцына.

В сентябре 1943 года группа из шести самолетов-торпедоносцев 36-го минно-торпедного авиационного полка наносила удар по военно-морской базе фашистов в румынском городе Констанце. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей, торпедоносцы прорвались к Констанце, потопили транспорт и буксир, повредили несколько боевых кораблей и взорвали нефтебазу. Но с задания не вернулись три экипажа торпедоносцев. Одним из летчиков, пропавших без вести, был выпускник Борисоглебской школы 1930 года полковник Ш. Б. Бидзинашвили. Только через 35 лет стали известны подробности их гибели. Пропавшие без вести экипажи погибли героями. Шио Бидзинашвили направил свой горящий самолет на нефтебазу... Имя его стало бессмертным.

Выпускники школы летчиков К. П. Потапов, Герои Советского Союза П. А. Гражданинов, А. М. Лукьянов, П. П. Пересумкин совершили за период войны по два тарана, возвратившись на свой аэродром. 45 воспитанников школы совершили воздушные тараны. При этом геройски погибли А. Ф. Авдеев (посмертно Герой Сов. Союза), М. К. Антонюк, М. А. Борисов (посмертно Герой Сов. Союза), А. В. Киричков, Н. С. Котлов, Е. А. Кривошеев (посмертно Герой Сов. Союза), С. Т. Мясиков, Е. П. Новиков (посмертно Герой Сов. Союза), А. Ф. Поддубский, Н. С. Потяженко, В. П. Смирнов (посмертно Герой Советского Союза).

Сотни воспитанников Борисоглебско истребительной школы стали асами, сбившими в воздушных боях по 15-20 и более самолетов. Среди них Герои Советского Союза А. А. Балалуев, М. Ф. Батаров, А. И. Балясников, А. Н. Белкин, А. Д. Билюкин, А. П. Бритиков, С. Г. Глинкин, Н. И. Горбунов, А. А. Дьячков, А. А. Егров, И. И. Забегайло, Н. П. Иванов, К. И. Коршунов, А. С. Куманичкин, И. Н. Лагутенко, К. С. Мальцев, В. В. Марков, И. В. Маслов, А. Б. Мастерков, Н. Д. Миоков, В. Ф. Мудрецов, П. П. Пересумкин, М. И. Сачков, Л. Н. Слизень, К. Ф. Соболев, П. А. Сомов, М. С. Твеленев, М. Д. Цыкин, А. М. Числов, Ф. М. Чубуков, П. Г. Якубовский.

Всего за время работы Борисоглебской авиашколы около 260 выпускников училища стали Героями Советского Союза, а 9 из них удостоены этого звания дважды.


Сайт: http://www.borisoglebsk.net/abtown.php?op=viewarticle&artid=3


« Последнее редактирование: 27 Декабря 2013, 00:24:30 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

Вера Львовна

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 265
   
  Капустян Константин Федорович

  Первый помощник начальника школы по учебно-летной части в 1923г.

Родился в 1889г., русский, б/п, в КА с 1921г.

В 1912 г. окончил Севастопольскую летную школу.

После окончания школы работал инструктором и начальником учебно-летной части в той же школе.

Штабс-капитан, военный летчик, во время гражданской войны инструктор в Севастопольской летной школе до 1920 г, на стороне армии Врангеля.

В 1922г. начальник авиационной школы стрельбы и бомбометания в Серпухове.

Первый помощник начальника 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске  по учебно-летной части в 1923г.

Участник Отечественной войны с августа 1943г, 1945г. 2 Белорусский фронт.

Звание: полковник на 02.1945г.

Должность: заместитель начальника штаба по тылу 4 штурмового авиационного корпуса.

Награды: Орден "Красного знамени" в 1944 г. за выслугу лет;
              Орден "Отечественной войны II степени" 21.02.1945г.



         

         


« Последнее редактирование: 27 Декабря 2013, 13:41:59 от Вера Львовна »
Записан
С уважением, Вера Львовна.

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 651
  • Борис Петрович
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, лукавую приставку "Уважаемый" прошу при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 226
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Борис Петрович, приветствую!
Спасибо за размещение этого документа.
Судя по тексту первого сообщения данной темы - краткая историческая справка в отношении данного военного учебного заведения (где ни слова об Актюбинске и Средней Азии вообще) - Борисоглебская военная авиационная школа пилотов либо:
- так и не была передислоцирована на территорию Средне-Азиатского военного округа (САВО), в частности в г. Актюбинск;
- находилась на территории САВО в период с конца (??) 1941 г. по начало-середину 1942 г. очень короткий срок - видимо "проездом-пролетом";
- это так и не отразилось (не было отражено) в историческом формуляре данной школы (училища) "почему-то" (??).
« Последнее редактирование: 06 Сентября 2016, 07:42:29 от murylev »
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

BORUS

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 651
  • Борис Петрович
Андрей Анатольевич, приветствую!
Из истории училища http://www.bvvaul.ru/content/history/museum/war.php
В октябре - ноябре промышленные предприятия Борисоглебска начали готовиться к эвакуации. Школе летчиков было приказано перебазироваться в Алма-Ату. С 3 по 9 декабря убыло 4 эшелона, но с половины пути они были возвращены, и 24-25 декабря вернулись в Борисоглебск: обстановка на фронте к этому времени изменилась.

В Алма-Ату, но не в Актюбинск…?
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »