Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: МВД как родоначальник Минздрава  (Прочитано 2494 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
МВД как родоначальник Минздрава
« : 17 Ноября 2011, 09:34:11 »
Из досье еженедельника МВД России «Щит и меч»

“БЫЛОБЪ ВСЕ ЧИСТО И ХОРОШО”
Как известно, создание регулярной полиции напрямую связано с Санкт-Петербургом. 7 июня 1718 года Петр I подписал Указ “О Генерал-Полицмейстере” и назначил на эту должность “для лутших порядков в сем городе” своего генерал-адъютанта полковника Антона Девиера. А вот то, что Указ сыграл значительную роль и в истории развития отечественной медицины, знают не многие.
Дело в том, что функции вновь учрежденной полиции при сравнительно небольшом штате были обширными. Так, в частности, кроме охраны общественного порядка, в ее компетенцию входили и вопросы санитарного обеспечения, с которыми “гроза Петербурга” полковник Девиер, сделавший ставку по принципу “былобъ все чисто и хорошо”, справлялся вполне успешно. Например, при нем был прекращен слив и выброс нечистот на улицу. И с его же подачи начал осуществляться строгий санитарный контроль за хранением и использованием продуктов питания. Полиция бдительно следила за тем, чтобы торговцы “отнодь нездорового какого съестного харчу не продавали, а паче вредительного чего, но всебъ держали здоровыя, ещежъ смотреть и хранить с прилежанием”.
Позже функции санитарного контроля были законодательно закреплены в обязанностях всей российской полиции, а не только столичной. И сделано это было изданием в 1721 году Петром I “Регламента главного магистрата”. Вот некоторые цитаты из этого важного в исторической летописи органов правопорядка документа: полиция “производит чистоту по улицам и в домах…”, она же “предостерегает все приключившиеся болезни”, “призирает нищих, бедных, больных, увечных…” и как итог - “вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства”.
В начале XIX века в России произошла реформа государственного аппарата, сущность которой заключалась в создании, согласно царскому Манифесту от 8 сентября 1802 года, вместо многочисленных коллегий и канцелярий единой и стройной системы министерств. В числе восьми других было учреждено и Министерство внутренних дел во главе с первым его министром графом Кочубеем. Среди функций, возложенных тогда на МВД, значилось и руководство всей медициной в стране.
В историю, а, следовательно, и в летопись отечественного МВД, золотыми буквами вписаны имена многих светил. Вот лишь некоторые персоны из числа заложивших теоретические и экспериментальные основы медицинской науки: Пирогов, Остроумов, Сеченов, Дядьковский, Мечников... А среди тех, кто двигал медицину к прогрессу с чиновничьего кресла, особо выделяется фигура Павла Строганова. Как товарищ (то есть заместитель) министра внутренних дел он, начиная с 1802 года, в течение более чем трех лет, руководил медицинским ведомством. Фактически этот крупный российский государственный деятель заложил основы администрирования медицинской отрасли.
9 сентября 1805 года в соответствии с Высочайше утвержденным докладом МВД в России появилось высшее гражданское звание по линии медицинского ведомства - генерал-штаб-доктор по гражданской части. В многочисленные функции этого высшего сановника МВД входило не только руководство Медицинским департаментом министерства, но и, в частности, инспектирование практической и судебной медицины по всей империи, а также осуществление контроля за правильностью врачебной практики. С 1904 года генерал-штаб-доктор по гражданской части одновременно являлся и главным врачебным инспекторам МВД плюс - непременным членом Военно-медицинского ученого комитета и Медицинского совета при МВД, в обязанностях которого было и содействие военному ведомству и, прежде всего, в период чрезвычайных событий. Так, в условиях военного времени на министерство внутренних дел возлагалось снабжение войск фармацевтическими препаратами и лечение военных чинов в гражданских больницах. Кроме того, предписывалось участвовать в устройстве походных госпиталей и аптек. И еще один небезынтересный факт: в течение всего XIX века функции “cкорой помощи” в России выполняли сотрудники полиции и полицейских пожарных команд. Им вменялось в обязанности доставлять пострадавших в приемные покои.
28 апреля 1898 года – дата создания первых станций “скорой помощи” в Москве. Они работали при Сущевском и Сретенском полицейских домах и имели по одной карете, которые были оснащены укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. На них выезжали врач, фельдшер и санитар. На станциях дежурили сутками как штатные полицейские врачи, так и сверхштатные. Выезды фиксировались в журнале, при этом правом вызова обладали только полицейские чины, дворники и ночные сторожа. Кроме оказания первой помощи кареты “скорой помощи” осуществляли перевозку тяжелобольных из квартир в больницы.
Важной вехой в истории отечественной медицины стало принятие 9 августа 1890 года закона, который позволял женщинам-врачам пользоваться повсеместно в Империи правом свободной практики. Они смогли занимать должности врачей при учебных заведениях, заведовать земскими медицинскими участками и лечебными заведениями. А 9 марта 1898 года было Высочайше утверждено представление министра внутренних дел Горемыкина о даровании женщинам-врачам прав государственной службы.
А относительно медицинского обслуживания полицейских чинов, то оно в Российской империи было идентично порядку оказания медпомощи обычным гражданам, то есть лечиться блюстители порядка были обязаны за свои наличные в  обычных больницах. Однако нельзя сказать, что высшие сановники министерства к этому относилось терпимо. Напротив. Так, в начале ХХ века руководство Санкт-Петербургской столичной полиции добилось для своих подчиненных права впредь лечиться в двух госпиталях военного ведомства. Свою позицию оно аргументировало неудобством лечения стражей порядка совместно со штатскими лицами “вследствие недоброжелательного отношения окружающих больных”. Однако в 1906 году неправедно возмущенная Государственная Дума, пресекла эту практику и более того обязала МВД возместить военному ведомству средства, затраченные им на лечение полицейских.
На рубеже 1910-1911 годов в обществе подняли вопрос о необходимости постройки в Ялте санатория для полицейских чинов. В связи с этим редакция журнала “Вестник полиции” обратилась к своим читателям с предложением направить благотворительную сумму в 233 рубля 28 копеек, коллективно собранную под эгидой журнала на памятник первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Девиеру, в распоряжение комитета по строительству санатория. Но был и не был возведен тот самый санаторий, неизвестно.
В заключение можно сказать о том, что осенью 1917 года в основу построения НКВД РСФСР была в целом положена структура МВД Российской империи и в числе прочих ведомств тогда в него вошел и отдел по управлению медицинской частью. Возглавил же его никто иной, как Семашко - светило отечественной медицины и будущий (с июля 1918 года) первый советский нарком здравоохранения...
Альфия АЛЬКИНСКАЯ,
заместитель директора Центрального музея МВД России.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: МВД как родоначальник Минздрава
« Reply #2 : 17 Ноября 2011, 09:40:35 »
Павел Александрович Строганов: http://s017.radikal.ru/i422/1111/58/5075a9a705db.jpg
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: МВД как родоначальник Минздрава
« Reply #3 : 17 Ноября 2011, 09:41:50 »
Плакат начала ХХ века: http://s017.radikal.ru/i409/1111/0e/cd74ffbec9d7.jpg
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »